Директор-Инфо №34'2004
Директор-Инфо №34'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Покупка брэнда — дело тонкое

Прогрессивная форма ведения бизнеса — франчайзинг — уже завоевала себе множество сторонников в странах с давними предпринимательскими традициями и сейчас активно осваивается российскими деловыми кругами. В России сегодня работает более 100 компаний-франчайзеров и свыше 5500 франчайзи — таковы данные Международной ассоциации франчайзинга (IFA). И пусть пока это очень небольшие цифры — по мнению экспертов, у этого вида бизнеса в нашей стране большое будущее.

Наглядное подтверждение — I-я Международная выставка по франчайзингу BUY BRAND — 2003 («КУПИ БРЭНД — 2003»), состоявшаяся в ноябре в Экспоцентре на Красной Пресне. Организаторами выступили Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ) и выставочная компания «ЭКСПОФАР» при поддержке Московской Международной Бизнес Ассоциации (ММБА).

Участниками форума стали 67 брэндов, в том числе из таких развитых стран, как США, Великобритания, Испания, из ряда других государств. В качестве партнеров и участников выступили: Торговое представительство США, Российская Ассоциация Франчайзинга (РАФ), франчайзинговые Ассоциации Украины и Казахстана. Выставку и проведенные в ее рамках мероприятия (семинары, круглые столы и т. п.) посетили более 6 тысяч человек из 96 городов России, стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья.

Все аспекты проблематики, связанной с формированием инфраструктуры франчайзинга и его нормативно-правовой базы, найдут отражение и в программе II-ой Международной выставки современных форм приобретения бизнеса BUY BRAND — 2004, которая состоится 22—24 сентября 2004 года в Экспоцентре. Отечественные предприниматели не намерены отставать от своих зарубежных коллег, поэтому и собираются подобные форумы. В этом году выставке BUY BRAND — 2004 предшествовал цикл юридических региональных семинаров, который компания «ЭКСПОФАР» проводила совместно со специалистами ТПП РФ. Ведь основной проблемой отечественных франчайзи является отсутствие информации — прежде всего правовой. А без правовых знаний трудно строить успешный бизнес и конкурировать со странами, где франчайзинг существует уже давно.

По данным экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в 1995 году в США товарооборот на условиях франчайзинга составил более трети всей розничной торговли в денежном исчислении. В Австралии свыше 90 % общей торговли на предприятиях быстрого обслуживания осуществляется на условиях франшизы. Имеются официальные сообщения о том, что франшиза используется уже более чем в семидесяти странах.

Популярность франчайзинга объясняется эффективностью и высокой устойчивостью бизнеса вновь образующихся предприятий. Так, по данным фирмы «Мr. Doors Home Inc.», в США после пяти лет деятельности на рынке выживают лишь 23 % частных предприятий, а после 10 лет их остается лишь 18 %, в то время как среди предприятий, работающих по системе франчайзинга, через пять лет распадается только 8 предприятий из 100, а через 10 лет — 10 из 100.

В России развитие франчайзинга наталкивается на серьезные препятствия — юридические и экономические. В российском законодательстве слово «франчайзинг» упоминается всего один раз: в подготовленных Институтом законодательства и сравнительного правоведения комментариях к Гражданскому кодексу РФ говорится, что описываемое в главе 54 понятие коммерческой концессии является эквивалентом понятию франчайзинга. Однако большинство экспертов с данным утверждением категорически не согласны. Предусмотренная ГК РФ коммерческая концессия не охватывает всех связанных с франчайзингом отношений и к практическому применению почти непригодна. Тем, кто работает в данной области, приходится придумывать системы договоров, основой которых обычно являются лицензионные соглашения.

Экономическим препятствием к развитию франчайзинговых сетей в России является нехватка инвестиционных ресурсов. По оценкам специалистов, чтобы открыть предприятие общественного питания на основе франчайзинга, в России требуется от 50 до 400 тысяч долларов. Банки дают кредиты такого размера на сложных условиях и на крайне непродолжительные сроки. К тому же далеко не все российские предприниматели уверены, что торговая марка и технологии могут стоить таких больших денег.

Самым положительным моментом последнего времени стал тот факт, что франчайзинг в России постепенно стал выходить за пределы сферы общепита. По схеме франчайзинга у нас уже работают торговые компании «Эконика-Обувь», «Инглиш Фест», «Жан-Клод Бигин», «Красный куб», «Терволина». О возможности построения франчайзинговых сетей в регионах сейчас задумываются владельцы розничных сетей, торгующих электроникой («М-Видео», «Партия»).

Одним словом, в последнее время в России, несмотря на все трудности, сложился и активно работает рынок, на котором бизнес сам выступает как товар. На нем хватает и покупателей, которым надо замкнуть технологическую цепочку, расширить или диверсифицировать свое дело, занять сбытовую нишу.

Интересы таких предпринимателей, для которых строгость формулы франчайзинга «делай, как я», исключающая реализацию собственных творческих идей, кажется чрезмерной, также учтена организатором выставки — компанией «ЭКСПОФАР». Поэтому широкое освещение на форуме BUY BRAND — 2004 получат вопросы продажи и покупки бизнеса. Здесь будут рассматриваться такие вопросы, как оценка специфического товара, а также оптимальные решения проблем, возникающих при покупке бизнеса.