Директор-Инфо №33'2004
Директор-Инфо №33'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Постмодернизм на обочине

Олег Татарников

Этим же можно объяснить и все его сумасшедшие идеи в области автомобилестроения, доходившие порой до чистейших афер.

Вся жизнь Андре Ситроена состояла из постоянных метаний, взлетов и падений в карьере, жизненных авантюр, карточной игры и сластолюбия. Умер этот адепт утонченной и изысканной жизни, отличавшейся большим разнообразием, в 57 лет от язвы желудка, а его артистическая натура наложила неизгладимую печать на всю дальнейшую судьбу компании Citroёn.

Это и неудивительно — всех своих сотрудников Андре Ситроен подбирал по собственному образу и подобию. Главными оригиналами в его штате считались Андре Лефевр и Фламинио Бертони. Первый перешел в Citroёn из Renault, где заслужил прозвище «непонятого дарования», а второй, до прихода в Citroёn работавший в кузовном ателье Sical, увлекался астрономией, архитектурой и биологией.

Первые проекты компании вплоть до своей реализации казались совершенно безумными. Это и конвейерное производство массового переднего привода на 7CV (он же Traction Avant), и знаменитый «гадкий утенок» 2CV (выпущенный в количестве 4,1 млн штук, что в то время было просто невероятным), и абсолютно «марсианский» DS19, похожий на летающую тарелку (который тем не менее был признан одним из лучших автомобилей XX века). Кстати, все первые модели компании Citroёn вышли в финал конкурса «Автомобиль века», чем не может похвастать ни одна другая автомобильная компания мира. Так что Citroёn можно смело назвать неофициальным «командным» победителем прошлого столетия.

Citroёn 2CV, прозванный «гадким утенком»1, не отличался ни изысканным дизайном, ни красотой и статью, ни богатством отделки и комфортом (вместо подушек сидений на металлические каркасы натягивалась грубая прорезиненная ткань). Однако «гадкий утенок» мог перевезти корзину яиц не разбив при этом ни единого. А что еще требовалось простым фермерам и домохозяйкам?

Таким образом, компания Citroёn с самого начала представляла собой сплошной сгусток противоречий и вела себя вызывающе. Такой она остается и до сих пор, несмотря на то, что с 1974 года является партнером другого, более «разумного» и прагматичного автопроизводителя — Peugeot, вместе с которым они входят в группу Peugeot-Citroёn PSA.

Явный постмодернизм Citroёn всегда отрицал всякий разумный подход к реальности, однако все необычные технологические новинки этой компании демонстрировали крайне утилитарный и удобный для пользователя подход к проектированию автомобиля. Так, например, знаменитая независимая гидропневматическая подвеска Citroёn — это настоящее чудо даже для нашего времени. Мало того, что она обеспечивала выдающуюся плавность хода, так еще и кузов всегда оставался в горизонтальном положении относительно дороги независимо от загрузки, а также от того, разгонялся автомобиль или тормозил. К тому же щелкнув переключателем, можно было увеличить или уменьшить клиренс, удобно запарковаться или проехать по грязи и снегу. Кроме того, изменяемая высота дорожного просвета предоставляла и другие преимущества — так, например, на опущенный в нижнее положение автомобиль полицейские не могли надеть блокираторы колес, а проколотое колесо, напротив, можно было менять без домкрата. Достаточно было лишь увеличить клиренс до максимума (который составлял для некоторых моделей около полуметра), подложить что-нибудь под кузов (некоторые модификации имели откидывающиеся упоры), потом выключить зажигание — и колесо вывешивалось автоматически. А вкупе с редким тогда передним приводом, автомобили Citroёn, снабженные такой подвеской, обеспечивали превосходную управляемость. Такая гидропневматическая подвеска вела себя даже лучше, чем современные активные подвески, прообразом которых она и явилась.

В 1955 году, одновременно с активной гидропневматической подвеской Citroёn предложил автомобиль с кузовом из материалов, до сих пор не вошедших в массовое производство и применяющихся сегодня только на дорогих эксклюзивных моделях (крыша авто была пластмассовой, а капот и двери — из нержавеющего алюминиевого сплава), а также с гидромеханической трансмиссией (прообразом сегодняшних степ- и тип-троников). Причем появилось все это не на выставочных концепт-карах, а на массовых серийных моделях.

Все бы хорошо, но только десятки метров трубопроводов и масса их соединений рано или поздно неизбежно начинали «сифонить», а попадание посторонних предметов под днище автомобилей Citroёn приводило к вытеканию зеленой гидравлической жидкости, которую владельцы окрестили «кровью марсиан». В первых моделях от одного центрального насоса, оживающего при включении зажигания, гидравлическая жидкость поступала к тормозам, к усилителю руля, к сцеплению и КПП, к подвескам. Выйди из строя хотя бы один из этих жизненно необходимых контуров — и автомобиль «умирал»: ложился «на брюхо» и ожидал эвакуатора.

Именно поэтому такие, на первый взгляд, удобные автомобили, несмотря на все восторженные отзывы экспертов, не задерживались у владельцев, да и механики часто понятия не имели, как «лечить» хитроумную гидравлику. До сих пор с ее диагностикой и ремонтом даже у официальных сервисов возникают большие затруднения. Таким образом, «самое великое изобретение со времени изобретения автомобиля», как называли Citroёn французы, так и остается для большей части мира невостребованным, несмотря на подозрительную для европейских автомобилей дешевизну, богатую комплектацию, авангардный дизайн и хитроумную техническую начинку.

Модельный ряд

Рекламный слоган «Citroёn: ответ на любой вопрос» довольно полно отражает рыночную позицию фирмы. В гамме этого производителя есть практически все: спортивные модификации, семейные седаны, хэтчбеки и универсалы, минивэны и даже коммерческие модели, не хватает только внедорожников. Автомобили марки Citroёn всегда были очень экстравагантны, иногда даже эпатажны, но тем не менее всегда неизменно удобны и функциональны. Однако большие проблемы со сбытом у компании Citroёn были именно потому, что ее автомобили имели слишком уж оригинальную внешность, а покупателей, желающих таким способом выделиться из автомобильной «толпы», со временем находилось все меньше. Впрочем, новое поколение с буквенно-цифровым индексом было призвано сохранить яркий стиль, но изменить общественное мнение и, похоже, справляется с этой задачей. Французы всегда были большими доками по части прекрасного, и в автомобильном дизайне вкус их обычно не подводил. Не являются исключением и специалисты компании Citroёn — изменив имидж марки коренным образом, они оставили ее узнаваемой, что, согласитесь, признак высокого профессионализма.

Модель С5 является на данный момент вершиной гаммы и не похожа ни на одного из своих предшественников, сохраняя при этом стиль «двойного шеврона». Впрочем, удачен дизайн или нет — это решать покупателям, которые выбирают новый автомобиль, исходя из личных пристрастий. А вот знаменитая гидроподвеска Hydractive (на этой модели стоит подвеска уже третьего поколения) дает возможность не только изменять дорожный просвет в широких пределах, но и отлично работает на дороге, обеспечивая хорошую устойчивость и маневренность.

Маленький C3 был почему-то назван журналистами «женским Гольфом» (видимо, по «классовому» признаку этой «игрушечной машинки»), хотя по дизайну он больше напоминает американский PT Cruiser. Кузов у этого автомобиля каплевидной формы, а его бока и крыша плавно перетекают в огромное лобовое стекло. Салон по своеобразию ничуть не уступает экстерьеру, а слоган Citroёn C3 звучит так: «Вмещает людей, багаж и небо» (последнее, видимо, про гигантский для такой малышки люк). Даже в базовой комплектации C3 просто напичкан различными устройствами, повышающими «комфорт вождения». Тут и система АБС с электронным распределением усилий, датчик парковки, датчик дождя и прочее.

Есть у компании Citroёn и популярный минивэн — Citroёn C8 (он же Peugeot 807, он же Fiat Ulysse, он же Lancia Phedra). Впрочем, Citroёn все же отличается от остальных братьев по платформе — в первую очередь внешностью и интерьером.

Напомним, что таганрогский автомобильный завод, помимо популярных в России Hyundai Accent выпускает еще и фургоны Citroёn Berlingo (аналог Peugeot Partner). Этот автомобиль принадлежит к так называемой категории «нишевых», то есть рассчитан на весьма специфического потребителя. Производство грузопассажирских фургонов Citroёn Berlingo было налажено позже седанов Hyundai Accent. Berlingo вышел под маркой «Донинвест Орион-М» и получил прозвище «ростовский телепузик».

Надежность и сервисное обслуживание

Тут кроется, пожалуй, основное противоречие автомобилей Citroёn.

Если принять во внимание оснащение моделей (даже в базовых комплектациях), то их цена окажется вполне доступной и даже выигрышной по сравнению с конкурентами. А если еще и просуммировать стоимость сервисного обслуживания, то приобретение автомобилей этой марки покажется более чем привлекательным.

Однако автомобили Citroёn часто замыкают списки надежности и вызывают справедливые нарекания при эксплуатации. Кроме того, владельцы часто жалуются на сервис (справедливости ради отметим, что это в основном те, кто обладает моделями со сложной гидропневматической подвеской с электронным управлением). Однако проблемы диагностики неисправностей и ремонта возникают у механиков не только со сложной подвеской, но и с электрооборудованием автомобилей. Например, в новых моделях Citroёn применена мультиплексная шина, а возможность диагностировать и устранять неисправности такого электрооборудования до сих пор остается весьма сомнительной даже у официальных сервисов. Ведь неправильный алгоритм работы мультиплексной шины приводит к сбоям в работе автоматической трансмиссии, что напрямую отражается на безопасности движения.

Что касается официальных отзывов для устранения конструктивных и заводских неисправностей, то они не такие частые, но весьма серьезные. Так, например, недавно была отозвана модель Citroёn C5 (180 тыс. авто) — а это одна из самых престижных моделей компании. Причина — риск разрушения колесных дисков. По данным специалистов, которые тщательно изучили уровень выносливости различных узлов Citroёn С5, неисправность проявляется после 120 тыс. км пробега. Согласно тестам, при таких показаниях счетчика километража возникает угроза появления трещин в ободе колеса. Подозрительные диски необходимо было поменять на новые, имеющие аналогичный вид, но иное инженерное решение. Модификация была проведена за счет завода-изготовителя, т. е. фирмы Michelin. Продажи Citroёn C5 в России начались в июне 2001 года. По официальным данным, с начала продаж до мая 2003 года включительно в нашей стране были проданы около 1400 автомобилей этой марки (в России C5 является одной из самых продаваемых моделей Citroёn).

Вообще, французский журнал L’Auto-Journal подметил еще с полтора десятка мелких дефектов Citroёn C5 и опубликовал со ссылкой на представителей штаб-квартиры компании информацию по отзыву более 100 тысяч из 140 тысяч С5, проданных на рынках разных стран, начиная с марта 2001 года. Речь, правда, шла об устранении незначительных неполадок. Однако российские владельцы Citroёn C5 жалуются на недостатки конструкции и неудобство эксплуатации в наших условиях чаще, чем французы. Среди мелких недостатков называются и «плохо читающееся табло бортового компьютера», и «перегруженность приборной панели». Однако самым серьезным неудобством эксплуатации этого «француза» в России является то, что машина плохо заводится в условиях русской зимы. И хотя компания предпринимала меры по устранению этой проблемы (меняли коллектор и перепрограммировали компьютер), но, по словам владельцев C5, проблемы плохого запуска зимой остаются.

В 2002 году Citroёn отзывал 70 500 автомобилей Picasso из Англии по причине неполадок в тормозной системе, которые при неблагоприятных обстоятельствах могли привести к выходу из строя тормозной системы (утверждалось, что дефект относится только к моделям с правым рулем). В 2003 году были отозваны 150 автомобилей Citroёn С3, проданных на российском рынке в период с 15 сентября 2002 года по 15 января 2003 года. Причина отзыва — возможное попадание воды в блок АБС, что могло вызвать отказ антиблокировочной системы и привести к короткому замыканию в электронном блоке и возгоранию автомобиля.

В том же году компания Citroёn отзывала 100 тысяч Citroёn C5 Kombi из-за «незначительных неполадок», к которым относились шумы в задней части авто, а в сентябре прошлого года были отозваны три тысячи C3 из-за проблем в гидроусилителе руля.

Кроме того, владельцам новых автомобилей Citroёn приходится самостоятельно бороться с кузовными скрипами-шорохами и устранять недопустимые кузовные зазоры (дверей, крышки багажника и т. д.). Трудно смириться с фонтаном из гидравлики на первой же тысяче километров пробега, но уж совершенно невозможно предположить, что на новой иномарке ценой в 20 000 евро после пробега в 20 тысяч километров может отвалиться верхняя петля водительской двери.

Заметки на полях

Citroёn до сих пор остается своего рода экзотикой на нашем рынке. Вроде бы и модели этот французский автопроизводитель выпускает массовые, причем относительно недорогие, но почему-то у нас они не котируются особенно высоко. То ли излишне экстравагантная внешность тому виной, то ли мешает наличие некоторых технических изюминок, малопонятных простому автовладельцу (вроде знаменитой гидропневматической подвески), то ли вообще пугает репутация французских автомобилей.

Наверное, для популярности автомобиля достаточно, чтобы он был или очень хорошим, или очень плохим (тогда, конечно, «популярность» негативная), или очень необычным. Так вот компания Citroёn выпускает скорее очень необычные автомобили, нежели очень плохие или хорошие. Хотя они и остаются до сих пор «любимыми игрушками» экспертов и критиков, и даже кортеж президента Франции состоит из неизменного Citroёn и двух «декоративных» жандармов на мотоциклах, однако широкая публика относится к марке Citroёn со справедливой опаской.

Так, например, в прошлом году Citroёn С2 получил одну из самых престижных автомобильных наград — «Золотой руль» в категории компактных автомобилей (этот приз вручается с 1976 года известным немецким журналом Bild am Sonntag, где жюри, состоящее из автоэкспертов и известных личностей, определяет лучшие автомобильные новинки года).

Кроме того, марка с «двойным шевроном» всегда украшала автомобили с оригинальным дизайном; и в прошлом году Citroёn опять получил приз от журнала Automobile за дизайн C2, C3 и C3 Pluriel, а также награду за спортивные достижения и победу в чемпионате мира по ралли (кстати, первый раз в истории один производитель получил два приза за один год). Xsara WRC достойно провела девятимесячный марафон: четыре победы, семь вторых и два третьих места. Достигнутый результат намного превосходил цели, поставленные перед командой в начале сезона.

Премии «Лучший концепт-кар 2003 года» и «Лучший дизайнер 2003 года», ежегодно присуждаемые журналом Autocar, также достались французскому концептуальному автомобилю Citroёn C-Airlounge и его создателю Марку Ллойду соответственно. Жюри конкурса, помимо необычного дизайна новинки, отметило отличную аэродинамическую проработку концепта (коэффициент его лобового сопротивления составляет всего 0,26 CX), а также ультрасовременный дизайн и отделку салона автомобиля, в котором смогут разместиться с комфортом пять пассажиров.

Конечно, гордиться есть чем, но только покупатели почему-то отмечают низкую надежность и недостаточную тщательность сборки новых машин марки Citroёn и отказываются от покупки именно по этой причине.

 


1 Из-за особенностей конструкции задней подвески он на ходу переваливался с боку на бок. Возврат