Директор-Инфо №32'2004
Директор-Инфо №32'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Контроль умер. Да здравствует контроль

Александр Зубанов

Контроль за крупными покупками, якобы отмененный Министерством РФ по налогам и сборам с 1 января нынешнего года, на самом деле никогда не прекращался. Просто этим вопросом теперь занимается еще одна госструктура — Федеральная служба по финансовому мониторингу, главной целью которой является не соблюдение налогового законодательства, а борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Но какими бы различными не были цели ведомств, результат достигается один и тот же — состоятельные граждане оказываются «под колпаком» у государства. Причем финансовая «слежка» ведется с 2001 года, когда был принят закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в который позднее трижды вносились изменения. Последняя порция поправок, навеянных, очевидно, рекомендациями ФАТФ (в эту организацию Россия вступила в июне 2003 года), вступает в силу с 1 сентября нынешнего года и делает финансовый контроль без преувеличения тотальным.

Указанные поправки существенно расширяют не только список организаций, подотчетных ФСФМ, но и перечень операций с «денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю».

Раньше финансовых разведчиков интересовали сделки на сумму 600 тысяч рублей и более, совершенные следующими организациями: кредитные организации (банки); профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокерские конторы, соответствующие подразделения банков и т. д.); страховые и лизинговые компании; организации почтовой, телеграфной связи и другие некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств; ломбарды. Теперь к ним прибавились всевозможные казино, тотализаторы, букмекерские конторы, организаторы лотерей. Охвачена практически вся игровая индустрия.

ФСФМ также вправе запрашивать интересующую информацию у адвокатов, нотариусов, риэлторов (шире — любых организаций — посредников на рынке недвижимости) и бухгалтеров. Если эти данные не будут предоставлены «разведчикам», виновные рискуют лишиться лицензии, как это произошло с печально известным Содбизнесбанком: кредитная организация несколько месяцев скрывала информацию о крупных переводах своих клиентов, за что и поплатилась.

«Показательные выступления» ФСФМ в банковском секторе демонстрируют, что намерения у нее самые серьезные и закон не станет очередной «пустышкой».

Под наблюдение «разведчиков» попадают такие сделки, как покупка ценных бумаг за наличные, покупка драгоценных металлов, ювелирных изделий и т. д.

В законе часто встречаются словосочетания типа «иные ценности», «иные операции», «иные лица», а в переводе на русский это означает, что в разряд «подозрительных» может попасть практически любая сделка.

Обязанности по регистрации таких сделок и хранению соответствующей информации (не менее пяти лет) возложены на участников рынка. Иными словами, банку или, скажем, страховой компании придется за собственные средства организовать специальное подразделение по информированию ФСФМ, укомплектовать такую службу кадрами и оргтехникой. Более того, поднадзорные организации по закону обязаны идентифицировать своих клиентов: выяснять сведения о месте проживания, регистрации, идентификационном номере налогоплательщика и законности нахождения на территории РФ. Информация по всем сделкам, подлежащим обязательному контролю, должна быть предоставлена «в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции».

Впрочем, сделка совершенно не обязательно должна относиться к категории «обязательных», а ее объем может быть и ниже оговоренных 600 тысяч рублей. Достаточно того, чтобы у ФСФМ возникли сомнения относительно «чистого» происхождения денег. В этом случае по первому «звонку» (точнее, письменному запросу) все сведения должны быть переданы в ФСФМ.

Чтобы попасть в поле зрения «разведчиков» совершенно не обязательно пересекать шестисоттысячную черту. Дело в том, что сделки такого объема подлежат обязательному контролю, а это не отменяет контроля необязательного. То есть гражданин, выигравший, например, в казино 200 тысяч рублей, теоретически тоже имеет шансы оказаться «под колпаком». Правда, лишь в том случае, если у ФСФМ возникнут подозрения, что игрок таким способом отмывает преступно заработанные деньги.

Та же судьба ждет и клиентов слишком осторожных адвокатских контор. Закон даже закрепляет возможность «доноса» на добровольной основе, хотя представить себе ситуацию, когда адвокат в порыве патриотических чувств «стучит» на собственного клиента-отмывателя, все-таки нелегко. Во-первых, он тем самым нарушает неписанные законы профессиональной этики (о нарушении адвокатской тайны речь не идет — она не в счет, когда наступает действие закона об «отмывании»), а во-вторых, первый клиент, которого юрист таким образом «засветит», станет скорее всего и последним. Нанимать добровольного осведомителя вряд ли отважится кто-то еще.

Что касается банковской тайны, то это понятие во многих государствах, не исключая Россию, уже стало фикцией. Информация о вкладах почти беспрепятственно может стать достоянием правоохранительных, налоговых и иных «уполномоченных» госструктур — было бы желание и те самые «полномочия». ФСФМ располагает и тем, и другим и намерена активно этим пользоваться.

Перечень всех потенциально «подозрительных» банковских транзакций, прописанных в законе, занял бы несколько страниц, и потому здесь мы ограничимся лишь некоторыми, наиболее распространенными банковскими операциями, которые автоматически попадают на заметку ФСФМ1. К ним относятся: покупка или продажа наличной иностранной валюты, получение денежных средств по чеку на предъявителя, выданному иностранным банком, перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца (так называемые «номерные счета»), и т. д.

Особое внимание уделяется сделкам и переводам, в которых участвуют банки и компании, зарегистрированные в странах или на территориях, находящихся в «черном списке» ФАТФ. Поскольку многие российские предприниматели зачастую используют «неблагонадежные» оффшорные компании в качестве личного или корпоративного «кошелька», а средства, помещенные в них, нередко заработаны с нарушением российского законодательства, использование этих денег (по крайней мере в России) станет проблематичным. Правда, факт отмывания еще надо доказать, но уж если это будет сделано, то правонарушителю грозит серьезное наказание. Самая серьезная санкция — лишение свободы на срок до 10 лет (УК РФ, ст. 174).

Еще один вид «интересных» для ФСФМ сделок, ранее отсутствовавших в законе, а теперь в него внесенных, — сделки с недвижимостью на сумму от 3 миллионов рублей. Учитывая уровень цен на квадратные метры в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, граждане, желающие решить квартирный вопрос путем покупки собственного жилья в этих городах, автоматически попадают на заметку государству. Стоимость «простой» новой двухкомнатной квартиры в спальном районе одной из столиц нередко превышает 100 тысяч долларов, как и стоимость «сложной» однокомнатной в центре города.

Отметим, что существуют вполне законные, хотя и спорные, пути приобретения жилья по ценам ниже «отмывочных». Для этого достаточно оформить покупку не по рыночным ценам, а по стоимости, рассчитанной по справке БТИ (в России около 40% сделок с недвижимостью заключаются по этой схеме). Здесь, правда, существует возможность оказаться жертвой мошенничества, но и это поправимо. Достаточно при заключении договора, где стоимость квартиры указана по справке БТИ, взять расписку на ее полную стоимость, где следует указать номер договора, по которому была куплена квартира, его число, предмет (купля-продажа), метраж самой жилплощади. Это, с одной стороны, обезопасит покупателя от недобросовестных партнеров, а с другой — позволит не афишировать сделку перед ФСФМ, если делать этого не хочется.

Сам факт государственной «слежки», конечно, малоприятен: российские граждане, как правило, не ждут от властей ничего хорошего, что и заставляет заботиться о финансовой конфиденциальности. Но на самом деле бояться «разведчиков» стоит лишь в том случае, если доходы получены преступным путем. ФСФМ — организация узко специализированная, ее интересует только происхождение доходов. Если они получены законно, то никаких санкций, вопросов и допросов не последует. Соответствие доходов расходам «разведчиков» и вовсе не интересует. Более того, закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» исключает из списка противоправных деяний, посредством которых заработаны деньги, действия, описанные статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Первые две — это «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» и «Уклонение от уплаты таможенных платежей с организации или физического лица». А это значит, что граждане, занимающиеся вывозом капитала, не попадают под подозрение ФСФМ. А то, что 198 и 199 статьи не относятся к «отмывочным» правонарушениям — так это уж и вовсе бальзам на налоговые раны состоятельных россиян. Эти статьи формулируются как «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации». Иными словами, налоговые преступления не рассматриваются как способ «отмывания» денег, а следовательно, не входят в сферу компетенции ФСФМ.

Однако граждане, являющиеся налоговыми «уклонистами», данному обстоятельству радоваться особенно не должны. Ведь существует МНС — ведомство, для которого рассмотрение и пресечение подобных нарушений является приоритетным. И то, что с января нынешнего года контроль за крупными покупками граждан упразднен, мало меняет ситуацию. Дело в том, что силу утратили всего три статьи Налогового кодекса РФ (86.1, 86.2 и 86.3), которые практически не выполнялись. Согласно этим статьям, налоговому контролю подлежало приобретение физическими лицами недвижимости, автомобилей, ценных бумаг и золота в слитках. При этом, обнаружив несоответствие расходов доходам, налоговая инспекция требовала от граждан объяснений по поводу происхождения доходов, а граждане в свою очередь в двухмесячный срок были обязаны такие объяснения предоставить. За непредоставление сведений нарушителю грозил штраф — 1000 рублей. Понятно, что человек, купивший квартиру за 100 тысяч долларов в большинстве случаев предпочитал платить ежегодный штраф и не вступать в полемику с налоговиками. Правда, в результате многократных нарушений недобросовестный налогоплательщик мог оказаться на скамье подсудимых по обвинению в неуплате налогов (та самая 198 статья УК), но до уголовного преследования дело доходило крайне редко, да и суды предпочитали ограничиваться штрафами.

После отмены соответствующих статей НК граждане более не обязаны давать объяснения в налоговой инспекции. Вот, собственно, и все послабления, которые вовсе не означают, что инспекции утратили интерес к доходам и расходам частных лиц. Чиновники могут попросить (не потребовать) соответствующие объяснения.

Гражданин вправе отказаться от объяснений на абсолютно законных основаниях, но в этом случае инспекторы задействуют свои каналы поиска информации. А они многочисленны. Так, никто не отменял 85 статью НК, в которой говорится, что организации, регистрирующие сделки с недвижимостью и транспортом (а эти покупки — самые крупные), обязаны предоставить соответствующие сведения в налоговую инспекцию в десятидневный срок. То же самое касается и нотариусов, заверяющих вступление в права наследства или договоры дарения. Таким образом, информация о расходах по-прежнему стекается к налоговикам.

Выяснять же сведения о доходах граждан инспекции могут и самостоятельно — имеют право. Например, могут запросить соответствующую информацию с места работы и, вероятнее всего, ответ на свой запрос они получат. Компании-нарушителю грозит штраф (5000 руб.), но куда страшнее другое: отказавшись предоставить информацию об отдельном работнике, компания в целом окажется под пристальным вниманием налоговых служб, а в России вряд ли найдется много фирм, готовых к таким издержкам, которые из психологических очень скоро могут превратиться в финансовые. Ведь, как известно, полностью налоговое законодательство никто не соблюдает — не потому что не хотят, а потому что трактовать налогово-правовые нормы в каждом отдельном случае можно по-разному. А значит, придраться можно к любой компании, независимо от того, ЮКОС это, или, скажем, Иванов и Ко.

Что касается размеров сделок, к которым налоговики проявляют внимание, то он четко не определен. То есть могут заинтересоваться и покупкой машины за 10 тысяч долларов, если при этом официальный доход составляет, например, 8 тысяч долларов.

А приобретение особняка за 10 миллионов долларов пройдет незамеченным при условии, что доходы покупателя выше этой суммы. Главный признак «подозрительных» сделок — несоответствие расходов доходам. Это случай, когда размер не имеет значения.

Так что любой не слишком законопослушный налогоплательщик рано или поздно имеет шансы быть вызванным повесткой в суд (в лучшем случае — арбитражный, в худшем — уголовный). МНС, по крайней мере, предпринимает для этого некоторые усилия. Пока, правда, они ограничены «инвентаризацией» налогоплательщиков: в министерстве создается общероссийская база данных, куда войдут сведения обо всех, кто платит (и не платит) налоги. На то, чтобы не только пересчитать, но и наказать всех виновных, уйдет не один год, но цель поставлена четкая — тотальный контроль. И с этим придется мириться независимо от того, какими бы непопулярными не казались подобные меры. В конце концов, Россия — не первое государство, власти которого пытаются снять с населения налоговую стружку. Другое дело, что законодательные нормы, как правило, не поспевают за изобретательностью российских граждан, которые выдумывают все более сложные и «продвинутые» схемы, позволяющие скрыть реальный уровень своего благосостояния. Государство реагирует симметрично — правила игры меняются на ходу, и кто победит в этой финансовой игре наперегонки — пока неясно.

 


1 Ознакомиться с полным перечнем операций, равно как и с текстом закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и поправок к нему, можно на сайте ФСФМ — www.kfm.ru. Возврат