Директор-Инфо №31'2004
Директор-Инфо №31'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Шведский эксклюзив

Олег Татарников

Автомобилестроение — важнейшая отрасль шведской промышленности, дающая работу более чем 100 тысячам человек. Кстати, Volvo и Saab-Scania выпускают также промышленные и морские двигатели и авиационные компоненты (а Saab-Scania разработала и создала несколько поколений военных самолетов для ВВС Швеции).

Автомобили этих компаний хорошо продаются в Европе и в Америке — свыше 4/5 выпускаемых в Швеции легковых и грузовых автомашин и автобусов идет на экспорт, причем одна треть из них направляется в США.

Откуда у шведских автомобилей столь высокая популярность? Вы, наверное, думаете, что Швеция усиленно защищает «отечественного производителя» — устанавливает «заградительные» пошлины на импорт, внедряет прогрессивные экономические программы, направленные на развитие отрасли? Отнюдь нет. Напротив, шведские государственные чиновники доставили своим автопроизводителям массу неприятностей. Чего стоит, например, недавно начавшееся «движение против неэкономичных машин», когда государственное шведское дорожное управление объявило о своих планах разрешить своим работникам в течение рабочего дня пользоваться только машинами с расходом топлива менее 8,6 л на 100 км.

Правительство Швеции не только поддержало эту инициативу, но и собирается распространить ее на другие государственные учреждения, что лишит их работников возможности пользоваться всеми моделями Saab и практически всеми (кроме, возможно, одной–двух) моделями Volvo, поскольку эти машины, как правило, отличаются большим потреблением горючего. И Volvo, и Saab не выпускают «малолитражек», а в основном специализируются на выпуске дорогих машин довольно большого размера.

К тому же поддержка репутации наиболее «безопасных» машин требовала внедрения целого ряда дополнительных мер по активной и пассивной безопасности, что также увеличивало «вес» автомобилей и, соответственно, поднимало потребление бензина.

Руководство Saab в этой связи даже намекнуло, что если подобная политика получит широкое распространение, то фирма будет вынуждена перенести производство за пределы Швеции. Руководство Volvo также отреагировало раздраженно, однако впоследствии компания, которая старается сохранить свой «экологический» имидж, сменила тон и заявила, что настаивает на переговорах с правительством, подчеркнув, что на новые разработки требуется время. Однако правительство не отступает от своих предложений, парируя доводы автопроизводителей тем, что разработка экономичных моделей может дать им лишь преимущество в борьбе с конкурентами.

Не может быть, чтобы шведы не нашли выход из положения. Напомним, например, что если наши «оборонщики» после развала СССР предпочитали сетовать о рухнувшем благополучии и перешли на производство кастрюль, то шведы, оказавшиеся 55 лет назад в похожей ситуации, вместо посыпания головы пеплом занялись конверсией — и именно тогда из ворот авиационного завода выкатили последний истребитель Saab 21, а с конвейера сошли первые автомобили — Saab 92. Так в 1950 году мир узнал об этом «автомобиле для индивидуалистов».

Эксклюзивная марка для ценителей

Это определение полностью подходит для автомобилей Saab. Устоявшееся выражение «автомобиль для индивидуалистов» — это точка зрения и концепция инженеров самой компании Saab. Своеобразная внешность, хорошо узнаваемый и неповторимый стиль — это и «самолетная» приборная панель, и замок зажигания, расположенный «неизвестно где», и многие другие характерные для этих шведских автомобилей черты, которые неизменно привлекали и «гипнотизировали» приверженцев и, напротив, заставляли недоуменно пожимать плечами противников марки.

Первые же авто Saab 92, появившиеся в автосалонах в 1950 году, привлекли к себе повышенное внимание. Эти удивительные машины, окрашенные в «фирменный» авиационный зеленый цвет, имели много недостатков с точки зрения прагматика (так, например, у них отсутствовала крышка багажника, из-за чего приходилось грузить вещи через задние сидения). Но тем не менее они шли нарасхват и к началу официальных продаж образовалась очередь более чем из 20 тысяч потенциальных покупателей!

Конструкторы Saab, сами того не ожидая, заложили тогда много новых традиций автопроизводства, в соответствии с которыми вот уже более полувека выпускаются автомобили не только этой знаменитой марки.

Политические пристрастия шведов

Естественно, что люди покупают автомобили в соответствии со своими вкусовыми пристрастиями. Ведь не все же шведы ездят на Volvo и Saab, а россияне, наоборот, на «жигулях».

Однако, возможно, не все знают, что патриотически настроенные шведы до сих пор делят марки Volvo и Saab по политическим пристрастиям. Volvo всегда считалась машиной социал-демократа, а Saab — буржуазного консерватора. Буквально лет десять назад Saab был главным автомобилем банкиров и солидных предпринимателей, а теперь эту марку во всем мире (как и в России) все чаще покупают люди творческих профессий: актеры, адвокаты, художники, издатели, манекенщицы, модельеры и т. д. Причем большая часть владельцев Saab — женщины, хотя последние модели этой марки откровенно спортивны.

И если первые автомобили Saab действительно были «национальными» (83% компонентов были изготовлены в Швеции), то теперь Saab (как и Volvo) — это международная корпорация (причем Saab входит в концерн General Motors, а Volvo — в Ford). На первый взгляд — вроде бы ничего не изменилось. Действительно, пока производство остается в Швеции, оно все-таки считается шведским. Но уже ходят разговоры о переносе основных производственных мощностей Saab на американский континент (и туда же собираются переводить все правление компании). Как это отразится на имидже и положении марки Saab — пока не ясно.

Дизайн и стиль

Когда-то любимая марка Джеймса Бонда Saab сегодня стала совершенно не «авиационной»: исчезло панорамное стекло, дизайн стал проще, а конструктивные изыски в виде двигателя, «развернутого в другую сторону», давно ушли в небытие. Второе поколение Saab 900, появившееся в 1993 году, не имело абсолютно ничего общего со своими предшественниками (кроме, возможно, некоторых стилистических решений) и было выпущено на платформе Opel Vectra. Сегодня Opel и Saab объединяют торговые представительства во многих странах (кстати, грядущие изменения не коснутся дилерской сети Opel и Saab в Турции, Австрии, России и Японии).

Впрочем, если Saab 900 делался на платформе Opel Vectra, то основой для флагмана модельного ряда Saab 9000, относящегося к высшему среднему классу, была выбрана все-таки другая платформа, на которой создавались Lancia Thema, Alfa Romeo 164 и Fiat Tempra (тоже машины неординарные). Шведам такое «родство», конечно, не нравилось, но деваться было попросту некуда — денег на разработку собственных платформ к тому времени уже не было.

Кстати, сегодня новая модель Alfa Romeo 158, которую итальянская компания собирается представить на следующем автосалоне в Женеве, будет сделана на стандартной платформе General Motors и Saab, которая называется Premium (с передним или полным приводом — по выбору покупателя).

Даже в рамках GM компания Saab старается вести сотрудничество все больше с такими же неординарными компаниями, как и она сама. Так, например, другим партнером Saab является японская компания Fuji Heavy Industries, выпускающая автомобили марки Subaru. Совсем недавно компания Saab представила новый полноприводный универсал Saab 9-2, являющийся фактически клоном модели Subaru Impreza (впрочем, злые языки утверждают, что новая Saabaru не имеет комфорта Saab и не блещет отточенной управляемостью Impreza). Следующим этапом в этом направлении станет разработка нового кроссовера, работы над которым уже ведутся, и который будет продаваться под обеими марками.

Saab 9-2, поступивший в продажу на североамериканском рынке в начале этого лета, позиционируется «для людей поколения Next», то есть предназначен для молодежи, находящейся на старте своей карьеры. Причем компания Saab применила агрессивную ценовую политику и базовую модификацию Linear. Автомобили Saab 9-2 можно приобрести всего за 23 тысячи долларов.

Кстати, даже с точки зрения обыкновенного прагматика любой Saab — это прежде всего машина, предназначенная для людей, которые любят комфорт при езде. В частности шведские специалисты создали для своих автомобилей едва ли не самые лучшие в мире сидения (поговаривают, что эргономика сидений и панели приборов разрабатывалась тем самым отделением, которое до сих пор занимается военными истребителями).

А кабриолет Saab 9-3 Cabrio хотя и считается сегодня «гламурным» автомобилем (как Mini Cooper или Mercedes-Benz CLS), но при этом относится к классу самых практичных кабриолетов.

Новомодное словечко «гламурный» подчеркивает, по существу, роскошь и шик, однако прагматичных маркетологов GM в случае с Saab 9-3 Cabrio никак не упрекнешь в опрометчивости: за два десятка лет шведы научились делать уникальные кабриолеты — безопасные и всепогодные. Здесь, кстати, кроется одна из изюминок Saab — даже их «прогулочные» модели пользуются успехом в холодных странах благодаря тому, что салон любого Saab очень медленно остывает. Saab 9-3 Cabrio имеет, во-первых, трехслойный матерчатый верх с электроприводом и продуманным водоотводом. Во-вторых, он оснащен сложной системой климат-контроля — одних только режимов обогрева тут больше десятка.

Кроме того, шведские компании традиционно являются мировыми лидерами в сфере автомобильных систем безопасности и уделяют им повышенное внимание. Кстати, недавно компания Saab анонсировала забавное устройство, позволяющее определять степень алкогольного опьянения водителя. Это устройство, напоминающее по форме современный ключ зажигания, активирует встроенный датчик в тот момент, когда водитель нажимает кнопку открывания дверей на брелоке автомобильной противоугонной системы. Датчик анализирует дыхание водителя и, в случае превышения допустимых норм содержания паров алкоголя, подает запрещающий сигнал автомобильному иммобилайзеру. В результате нетрезвый водитель не сможет завести свой автомобиль.

В случае серийного производства такой системы она будет совмещена с ключом зажигания автомобиля и брелоком противоугонной системы, и сможет быть откалибрована под допустимые нормы содержания алкоголя, действующие в том или ином государстве. Стоимость подобного устройства составит порядка 250 евро.

Надежность и безопасность

Шведы — дисциплинированные люди, сторонящиеся крайностей; им с детства внушается понятие об ответственности перед обществом.

Так что автомобили марки Saab — это машины добротные и в целом вполне надежные, а все проблемы, случающиеся с ними, проистекают скорее от недостатка сервиса, сложности технических решений и общей «эксклюзивности» марки.

Если судить по рейтингам надежности, марка Saab если и не лидер, то по крайней мере находится ближе к началу оценочных таблиц. Возможно только модель Saab 900 середины девяностых отличалась довольно низким качеством изготовления.

Но если в 1990-х годах у покупателей были нарекания по антикоррозийной стойкости моделей Saab, то в 2000–2001 годах Saab 9000, напротив, получил одно из первых мест в Европе по этому параметру.

Однако встречались у автомобилей Saab и довольно серьезные неисправности. Так, например, компания отзывала для устранения проблем 55 тысяч купе Saab 900 1995 модельного года. При влажном климате модуль, в котором располагается подушка безопасности, начинал ржаветь, и система переставала нормально функционировать.

В начале 2002 года в Европе были отозваны 6 тысяч автомобилей Saab 9-5 из-за возможных дефектов рулевого управления. Проблема произошла из-за ослабления шарнира соединения в рулевой колонке, которое привело к появлению микротрещин. Компания Saab при этом ссылалась на партию запчастей, поставленных другой фирмой.

Дефект в рулевой колонке, который мог привести к частичной или полной потере управления, обнаружился и в модели Saab 9-3, из-за чего компании пришлось отзывать 7 тысяч автомобилей, произведенных в период с 16 августа по 27 сентября 2001 года.

А в США недавно были отозваны 31 335 автомобилей Saab 9-3 2003 года выпуска для замены замков крепления ремней безопасности. Причем североамериканская администрация по безопасности дорожного движения (NHTSA) утверждала, что на этих автомобилях замки крепления ремней безопасности могли быть повреждены в процессе производства. Впрочем, повреждение касалось автоматической системы напоминания о непристегнутых ремнях, а не о забивании болтов крепления ремней безопасности молотком, как это нередко встречалось в российских машинах.

Однако в последнем рейтинге надежности автомобилей, опубликованном британским журналом Which?, было отмечено, что наряду с продолжающимся падением качества продуктов немецких автогигантов, таких, как Audi и BMW, качество автомобилей марки Saab также снизилось (со среднего уровня, зафиксированного в прошлом году, до низкого уровня надежности).

Таким образом эти три марки по версии Which? пополнили список автомобилей, попавших в низшую категорию качества, к которым с прошлого года уже были отнесены Citroеn, Fiat, Land Rover, Peugeot (за исключением моделей Peugeot–406 и Peugeot–406 Coupe, имеющих 99% надежности), Renault, Rover, Vauxhall и Volkswagen.

Ежегодный рейтинг Which? составляется на основе опросов владельцев автомобилей различных марок. Каждый владелец автомобиля, принимающий участие в опросе, обязуется сообщать о любой поломке, произошедшей за 12 месяцев.

Кстати, одним из наиболее «проблемных» автомобилей до сих пор остается Audi TT: 21% владельцев этого автомобиля сообщили, что за год он неоднократно и серьезно ломался. По степени ненадежности за Audi TT следует Mercedes-Benz класса E. Из 44 автомобилей этого класса в прошлом году нуждались в ремонте всего 16%. Saab 9-5 тоже расположился в последней десятке (10%).

Что касается безопасности автомобилей, то, вопреки устоявшемуся мнению (широко подкрепляемому рекламой), самыми безопасными шведскими автомобилями являются сегодня отнюдь не Volvo, а именно Saab. Так, к окончанию нынешнего финансового и производственного года (а также к смене модельного года у многих автокомпаний) некоторые независимые экспертные и потребительские организации подвели итоги тестов на безопасность. Оказалось, что из автомобилей среднего и высшего класса с точки зрения безопасности следует покупать машины марок Saab, Renault, Mercedes-Benz, BMW и Toyota, а из компактных городских малолитражек — Ford, Citroen и Volkswagen. Причем наиболее высокого уровня безопасности достигли Saab 9-3 и Mercedes-Benz C-класса.

Кстати, многие проблемы этой марки в России связаны с тем, что современный Saab, особенно с турбированным двигателем, как и любой подобный высокотехнологичный автомобиль, конструктивно довольно сложен, поэтому требует высокого качества топлива и моторного масла. Поэтому те же турбины — слабое место шведских двигателей. В наших условиях не отличается надежностью и система впрыска, встречаются дефекты масляных насосов, возможны также неполадки в системе зажигания.

И в любом случае остаются проблемы с запчастями и сервисом. Решить их, конечно, можно, но только все ли к этому готовы? Все ремонты требуют немалых капиталовложений, а потому у нас модели Saab всегда пользовались недоброй славой автомобилей, дорогих в эксплуатации. Так что, как и в случаях с другими «экзотическими» марками, у нас ездят на автомобилях Saab действительно только их горячие поклонники.

Заметки на полях

Объемы продаж автомобилей Saab невелики даже по шведским меркам: земляки из Volvo продают в два с лишним раза больше, естественно, во многом за счет более широкого модельного ряда. Раньше разнообразие моделей Saab достигалось только за счет модификаций и специальных (юбилейных) версий. Но для увеличения спроса этого было явно недостаточно, поэтому в скором времени предстоит серьезное обновление и расширение существующего модельного ряда. В ближайшие 2–3 года линейка автомобилей Saab должна пополниться сразу несколькими принципиально новыми серийными моделями (в том числе минивэнами и внедорожниками Saab 9-7). Новые модели будут ориентированы в основном на рынок Северной Америки, так как США для Saab теперь является самым важным и самым крупным рынком сбыта (руководство американского концерна General Motors, владеющего шведской маркой Saab, в настоящее время даже изучает перспективы возможного развертывания производства автомобилей Saab на территории Северной Америки).

Стоит также отметить, что руководством GM рассматривается вопрос о возможности оснащения автомобилей Saab двигателями с меньшей мощностью (в том числе от автомобилей Opel и Subaru). Подобное решение принимается в связи с тем, что при нынешних объемах продаж автомобилей Saab производство уникальных турбодвигателей для этой марки экономически не оправдано. Автомобили Saab в недалеком будущем ждет и такое «революционное изменение», как переход с переднего привода на задний. Будущие модели Saab будут строиться на новейшей заднеприводной платформе GM, предназначенной для нового поколения Opel Omega. Таким образом, из «экспортера идей» Saab превратился в «бедного родственника» с благодарностью принимающего «подарки», а что касается конструктивных особенностей, то уже давно многое из того, что когда-то выгодно отличало Saab от моделей других автомобилестроителей, повсеместно внедрено в серийное производство…

Общую концепцию того, что любая машина «со временем становится Опелем», компания Saab старательно выполняет, тем не менее скандинавам до сих пор удавалось, несмотря на стандартизованную платформу, наделять свои машины некой харизмой «авиационной» исключительности, которая всегда сопутствовала автомобилям этой компании.