Директор-Инфо №30'2004
Директор-Инфо №30'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Инвестиции в готовый бизнес (30 июля — 5 августа 2004 года)

Вадим Самсонов

При этом доходность инвестиций в покупку действующей компании осталась на прежнем уровне — 71% годовых. Объясняется это увеличением доли выставленных на продажу промышленных предприятий в общей структуре предложения. Спрос в рассматриваемый период превысил предложение, что увеличило интерес к такому сегменту рынка готового бизнеса как создание бизнеса «под ключ».

Рантье на продажу

За последние две недели на продажу было выставлено не менее 18 промышленных предприятий, расположенных в Московской области. Средняя стоимость бизнеса составила 2,3 млн долл.

Интересно, что почти половину из всех подмосковных предложений на продажу выставили риэлторы. В отличие от Москвы многие предприниматели в Московской области при продаже своей компании до сих пор предпочитают пользоваться услугами специалистов рынка коммерческой недвижимости. Впрочем, последние так или иначе пытаются подключить к проекту бизнес­брокеров.

Вообще, рынок коммерческой недвижимости в России значительно старше рынка готового бизнеса. Последний развивается более динамично, в 2004 году на нем стало продаваться все больше объектов, которые ранее относились к категории риэлторских. Например, за рассматриваемую неделю в продажу поступили компании, называемые словом «рантье». Речь идет о сдаваемых в аренду объектах коммерческой недвижимости, которые управляются без непосредственного участия собственника. Средняя стоимость такого объекта составляет 780 тыс. долл.

Рекомендация инвестору

При покупке бизнеса, в состав которого входит недвижимость, особое внимание стоит обратить на легитимность владения продавца компании данным объектом. Должны присутствовать все необходимые свидетельства, желательно провести анализ возможности судебного оспаривания приватизации объекта. Одним из инструментов снижения рисков при покупке бизнеса может выступить страхование титула собственника, то есть страхование от риска утраты прав собственности на имущество в результате признания сделки недействительной.

Бизнес «под ключ»

В рассматриваемый период на рынке несколько увеличилась активность инвесторов — сформировался ощутимый дефицит промышленных и торговых предприятий, компаний, относящихся к индустрии развлечений. При этом наибольший интерес у потенциальных покупателей вызывали сетевые фирмы, работающие в розничной торговле. Речь здесь идет даже не о больших магазинах, а о сетях киосков. Розница привлекает прежде всего большие производственные предприятия и многопрофильные холдинги.

В отсутствие сколько­нибудь заметного числа новых предложений о продаже недорогих промышленных предприятий (менее 500 тыс. долл.) их нишу занимают проекты, связанные с созданием таких бизнесов «под ключ». Вообще, оба сегмента рынка готового бизнеса (продажа бизнеса и его создание) сосуществуют достаточно мирно. В условиях дефицита предложений о продаже проекты, связанные с открытием новых компаний, обычно увеличивают свою рыночную долю — в рассматриваемый период она достигла своего максимального значения, заняв почти 30% рынка. Безусловно, в сентябре­октябре текущего года это значение упадет до 5–7% рынка — частично за счет смешения интереса инвесторов к новым предложениям о продаже, частично благодаря общему увеличению объема рынка (сегмент создания бизнеса «с нуля» растет медленнее, чем другие).

Однако сейчас интерес к предложениям о создании бизнеса «с нуля» действительно велик. Здесь преобладают проекты региональных компаний, сумевших разработать эффективные технологии ведения бизнеса и предлагающих их инвесторам. Конечно, оригинальные разработки есть и у московских фирм, но их руководители предпочитают развиваться на основе франчайзинга — в долгосрочном периоде это дает большую отдачу.

Рекомендация продавцу

Для того, чтобы предложение о создании бизнеса «под ключ» вызвало интерес у инвесторов, оно должно включать в себя одну или несколько уникальных технологий, доказавших свою эффективность на различных локальных рынках. Бизнес должен создаваться за срок, не превышающий двух месяцев, а доходность инвестиций находиться на уровне не ниже 30% годовых.

Кроме того, достаточно большим спросом на рынке пользуются предложения по созданию салонов красоты, ресторанов и туристических агентств. Несколько отстают от них проекты, связанные с открытием АЗС и АГЗС, магазинов, пунктов обмена валюты и саун.

Спрос на осетра

На рынке готового бизнеса многие компании так и не поступают в открытую продажу — покупателя на них удается найти уже в процессе предпродажной подготовки. Дело в том, что, по статистике, бизнес удается продать только после 16 обращений от заинтересованных инвесторов. Понятно, что в отдельных случаях реальную заинтересованность в приобретении фирмы может проявить только, скажем, пятидесятый инвестор, а иногда предприятие покупает уже первый обратившийся. В любом случае в практике работы бизнес­брокерской компании накапливается достаточно большой объем предложений от инвесторов, которым имеющиеся в продаже бизнесы по каким­то причинам не подходят (или же они не могут их купить — на момент продажи может не быть свободных средств). Как правило, такие инвесторы получают информацию о готовящихся к продаже объектах до того, как соответствующие сведения появятся в открытых источниках. В настоящий момент по этой схеме продается до 20% всех имеющихся на рынке предложений.

Рекомендация инвестору

Наиболее распространенная проблема российских инвесторов — «Как купить бизнес, не имея денег?» Ответить на этот вопрос сложно, но решения все­таки есть. Во­первых, существует возможность привлечения кредитных ресурсов. Большинство российских банков предоставляют кредиты под покупку предприятий, имеющих в собственности недвижимость. Во­вторых, стоит предложить собственнику модель покупки бизнеса в рассрочку. В­третьих, можно изначально купить долю в бизнесе, закрепив в договоре возможность приобретения оставшейся его части.

Существует большая вероятность того, что именно по этой схеме будет продано подмосковное хозяйство, специализирующееся на выращивании молодняка осетровых рыб. Сейчас ведется предпродажная подготовка этого бизнеса, однако уже имеется около десяти запросов от инвесторов, желающих вложить средства в его приобретение.

Сегмент рыбного хозяйства, в рамках которого осуществляется выращивание ценных пород рыбы, только начал формироваться как бизнес. Отлов осетровых пород практически повсеместно либо очень ограничен, либо вовсе запрещен, поэтому на сегодняшний день искусственное разведение осетров — это единственная цивилизованная альтернатива наполнения высшего ценового сегмента российского рыбного рынка. То есть такое производство просто обречено быть рентабельным. Однако большинство подобных предприятий, созданных в последнее время, все еще находятся на уровне инвестиционных проектов — все получаемые в результате предпринимательской деятельности средства вкладываются в развитие компании и прибыль как таковая отсутствует. Это приводит к тому, что данные компании выставляются на продажу по сравнительно невысоким ценам.