Директор-Инфо №29'2004
Директор-Инфо №29'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

MAIL.RU: уникальный проект на универсальном портале

В 2000­м году на американском IT­рынке лопнул знаменитый «мыльный пузырь», раздутый непомерными денежными вливаниями в эту отрасль, и долго еще потом отношение к интернет­компаниям со стороны инвесторов и представителей традиционного бизнеса оставалось довольно прохладным. Однако сегодня можно с уверенностью сказать, что интернет­рынок не только выжил, но и вернул себе былые объемы, только теперь они заработаны честным трудом, а не ценой инвестиционных вливаний, и речь идет в основном о рекламодателях из традиционного бизнеса, с удовольствием покупающих активную и высокодоходную интернет­аудиторию.

О том, как устроен и чем живет современный российский интернет­рынок, рассказывает Дмитрий Гришин, генеральный директор одного из крупнейших его игроков, компании Mail.ru.

«Dиректор­Инфо»: Как устроен современный российский интернет­рынок, какие ключевые игроки на нем присутствуют?

Дмитрий Гришин: Лидирующее положение занимают крупные порталы, предоставляющие пользователям целый комплекс различных сервисов, среди которых наиболее востребованы почтовая служба и поиск. Через эти порталы в течение дня так или иначе проходят почти все посетители Интернета. Второй эшелон — крупные общественно­политические СМИ, третий — популярные нишевые (тематические) проекты.

Крупных порталов на сегодняшний день в Рунете всего три — Mail.ru, Яndex и Rambler. Исторически каждый портал вырос вокруг одного крупного ключевого сервиса, на который нанизывались более мелкие, «сопутствующие». Яndex и Rambler были «собраны» вокруг поисковых сервисов, тогда как у Mail.ru «системообразующей» стала почтовая служба.

В настоящий момент у нас также есть очень хороший поисковый сервис, на мой взгляд, даже превосходящий конкурентов по качеству, поскольку поиск у нас осуществляется не только по российской части сети, но и по всему миру. У Яndex и Rambler тоже появились почтовые службы.

«D»: Каковы особенности схем построения портала вокруг почтового сервиса и вокруг поисковика, какая из них более удачна на ваш взгляд?

Д.Г.: Как мне кажется, у обеих схем есть как плюсы, так и минусы. Минус схемы создания портала вокруг поисковой машины в том, что главная задача этой машины — увести от себя людей. Человек, который ищет какую­то информацию, стремится ее найти и уйти на соответствующий сайт. И наоборот — почтовый ящик человек считает своим личным пространством. Люди более охотно меняют поисковую машину, чем почту, потому что адрес почты пишется на визитках, его запоминают друзья, и т. д. С точки зрения долгосрочной перспективы портал на основе общения — это более правильно.

«D»: Какие еще сервисы, востребованные пользователями, есть на вашем портале?

Д.Г.: Наш третий «стратегический» сервис после почты и поиска — Mail.ru Agent — интернет­пейджер, позволяющий пользователям общаться и знакомиться в режиме реального времени. Это наша новая разработка, уникальный для российского рынка программный продукт, на который мы возлагаем большие надежды.

Мы изначально были ориентированы на общение, и потому на портале очень востребованы коммуникационные сервисы, хорошо «перекликающиеся» с почтовой службой. Это сервис знакомств, чаты, виртуальные открытки, информационные рассылки — каждый из этих сервисов является лидером в своей категории.

Много у нас и справочных служб — прогноз погоды в городах России и мировых курортах, программа телепередач, словари всех европейских языков, поиск программного обеспечения, афиша кинотеатров. Есть также блок информационных сервисов — общественно­политические, автомобильные, спортивные финансовые новости.

«D»: В чем уникальность Mail.ru Agent?

Д.Г.: Эта программа, аналог западных instant­messengers, таких, как ICQ, AOL Messeger, MSN и т. п., позволяет пользователям «разговаривать» между собой в реальном времени, всегда видеть, кто из знакомых находится online, осуществлять поиск новых «собеседников» по анкетным данным и многое другое. За границей интернет­пейджерами пользуется около 50% аудитории сети, и тенденции таковы, что пользователи отказываются от общения в традиционных чатах и частично от переписки по e­mail в их пользу. В России распространение таких программ в настоящее время не превышает 20% среди пользователей сети, так что у нашей разработки большое будущее.

Главное наше отличие от западных аналогов — тесная интеграция с другими сервисами портала, в первую очередь с почтой: пользователь Mail.ru Agent может в режиме реального времени получать уведомления о приходе новой корреспонденции на его адрес, к тому же у него есть возможность осуществлять поиск в сети сразу из специального окошка в Mail.ru Agent.

«D»: Каков размер российской интернет­аудитории и крупнейших порталов на сегодняшний день?

Д.Г.: Размер российской аудитории Интернет, по оценкам Фонда Общественного Мнения, на сегодняшний день составляет около 15 миллионов человек. Надо оговориться, что это цифра включает всех, кто пользовался сетью хотя бы один раз за последние 6 месяцев. Более реальными мне представляются цифры месячной, недельной и суточной аудитории, которые, по данным того же ФОМ, составляют — 12 миллионов, 8,5 миллиона и 4,3 миллиона человек соответственно.

Суточная аудитория каждого из крупнейших порталов на сегодняшний день составляет от 1 до 1,5 миллиона человек в сутки. Недельная и месячная аудитории Mail.ru — это 3,6 миллиона и 10,5 миллиона человек соответственно. Однако стоит помнить, что некоторая часть аудитории (около 30%) — зарубежная русскоязычная аудитория, которую ФОМ не учитывает.

«D»: Есть ли какие­то данные о социально­демографическом составе аудитории Интернета на сегодня?

Д.Г.: Конечно, тот же ФОМ исследует не только размер аудитории, но и привычки пользования сетью и портрет пользователя. Регулярные online­исследования проводит компания MASMI. И, наконец, мы специально заказываем исследования аудитории Mail.ru компании Gallup, поскольку этого хотят наши рекламодатели.

Если вкратце описывать портрет аудитории сети и крупного портала, то он таков: самые большие возрастные сегменты — 19–24 и 25–35 лет, уровень образования и дохода пользователей значительно выше среднего по стране (чтобы иметь возможность пользоваться Интернетом, надо приобрести компьютер и/или иметь офисную работу и соответствующий уровень образования).

Уровень дохода хорошо виден и по косвенным данным, таким, как потребление, владение товарами, количество отдыхающих за границей и т. п. Например, абонентами мобильной связи являются более 90% пользователей Mail.ru, тогда как по России, по­моему, эта цифра составляет около 36%; отдыхали в дальнем зарубежье за прошедший год — 19%, тогда как в среднем по России (Госкомстат) не более 4% и т. п. Около 50% сообщили о наличии в семье автомобиля, 83% имеют дома компьютер, 42% — видеокамеру.

«D»: Есть ли какая­то разница между аудиториями крупнейших порталов?

Д.Г.: С точки зрения социально­демографических характеристик пользователи всех крупных порталов практически идентичны. Аудитория этих трех порталов настолько велика, что можно с уверенностью сказать: наш пользователь — это средний пользователь Интернета.

«D»: На чем интернет­компании зарабатывают деньги?

Д.Г.: На сегодняшний день в российском Интернете существуют 2 основные бизнес­модели — это рекламная и e­commerce. Основной доход пока приносит рекламная составляющая — это значит, что интернет­порталы действуют по той же схеме, что и другие СМИ, т. е. привлекают большую аудиторию на свои бесплатные сервисы и продают внимание этой аудитории внешним рекламодателям.

Аудитория Интернета — лакомый кусочек для многих рекламодателей. К тому же более 1 миллиона человек в день на одной рекламной площадке — это очень солидный охват. По охвату мы уже давно оставили позади большинство печатной прессы и радиостанций.

Электронная коммерция (интернет­магазины и оказание платных online­услуг) в российском Интернете присутствует, но развита она намного меньше. Одна из основных причин такого положения — отсутствие в России развитой системы электронных платежей, небольшое распространение кредитных карт среди населения.

«D»: Для каких видов традиционного бизнеса Интернет как средство рекламы представляет сейчас особый интерес?

Д.Г.: В настоящий момент в Интернете присутствует довольно много категорий рекламодателей: хэдлайнеры — конечно же, операторы мобильной связи, производители мобильных телефонов, компьютерной, цифровой и бытовой техники, программного обеспечения, автомобилей, банки, туристические компании и риэлторы. В ближайшем будущем мы ожидаем крупного «пришествия» FMCG­брендов, они уже сейчас частично присутствуют в сети (Maggi, Pringles).

«D»: Ваш прогноз на будущее?

Д.Г.: Аудитория Интернет в последние годы растет со скоростью 40—50% в год. По нашим оценкам, такие же или близкие темпы сохранятся в ближайшие 2–3 года. Что касается сервисов, мы видим большое будущее за универсальными коммуникаторами, такими, как наш Mail.ru Agent: думаю, их функционал будет расширяться.