Директор-Инфо №29'2004
Директор-Инфо №29'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Предприятие выбирает страховщика. Методика проведения страхового тендера

Алексей Фатеев

В последнее время на страницах газет и журналов стали часто встречаться объявления о том, что частное предприятие или государственная структура проводят тендер среди страховых компаний по страхованию имущества, коллектива работников или обязательному страхованию автогражданской ответственности.

Даже при страховании небольших рисков руководители предприятий сталкиваются с проблемой выбора между предложениями нескольких страховщиков. Часто основным критерием является предложенная стоимость страхования, и побеждает в таких случаях, как правило, малоизвестная компания, предложившая самую низкую, нередко демпинговую, цену. Проблемы у предприятия начинаются позже, на этапе выплат.

Подготовительный этап

Необходимо отметить, что какого­либо документа или правил, определяющих процедуру проведения тендера среди страховщиков, нет. В 2003 году появилось Постановление Правительства РФ № 737 «О конкурсах среди страховщиков для осуществления страхования за счет средств бюджета». При всей видимой ограниченности в применении и размытости в формулировках этого документа, из него следует почерпнуть две основополагающие вещи. Во­первых, основой любого конкурса являются правила его организации и проведения, а также регламент конкурсной комиссии. Во­вторых, ключевым положением правил выступают требования к страховщикам, которые предусматривают предоставление информации о финансовой устойчивости и платежеспособности организации и наличии лицензий на осуществление страхования соответствующего вида.

Для начала следует понять, стоит ли устраивать тендер или можно ограничиться обычным маркетинговым телефонным исследованием, какие зачастую и проводят некрупные организации. Очевидно, что если предприятие не обладает какой­либо спецификой и намерено страховать только имущество или автомобили, притом что общая стоимость имущества не превышает 50 тысяч долларов, то организовывать тендер нецелесообразно. Если вместе с тем предприятие сталкивается с уникальными рисками, то даже при невысокой стоимости имущества целесообразно проводить тендер. Другое дело, что не всем страховщикам будет интересен тендер, где размер ожидаемой страховой премии слишком низок. По словам опрошенных нами представителей нескольких страховых компаний, участие в тендере, где страховая премия составит менее 5–7 тысяч долларов, нерентабельно для страховщика.

Начать следует с определения того, какую защиту необходимо приобрести. Будет ли это отдельный вид страхования (например, покупка полиса страхования с необходимостью простого выбора из двух страховщиков) или комплексная программа страхования (серьезная защита предприятия с выбором страховщика на основании серьезного тендера), которая может интегрировать самые разные виды страхования и, что самое главное, предусматривает солидные скидки. Эту задачу решает руководство предприятия. Как правило, комплексная программа страхования предприятия включает в себя помимо имущественных рисков страхование сотрудников от несчастных случаев (НС), обеспечение их добровольного медицинского страхования (ДМС), страхование от перерыва в производстве, автострахование и т. д. Следует заметить, что экономия от приобретения комплексного страхового продукта может составлять от 10 до 30 и более процентов.

Следующий этап — формирование тендерной комиссии. В первом случае она может состоять из одного человека, а для более серьезных мероприятий рекомендуется включить в нее трех человек: завхоза (начальника хозяйственной части), финансового директора и риск­менеджера (ответственного за минимизацию рисков предприятия).

Членам тендерной комиссии следует определить критерии, по которым будут оцениваться предложения от страховых компаний. Предлагаемый перечень не является окончательным и обязательным, но позволяет обратить внимание на «подводные камни» страхования, не известные большинству потребителей:

  • страховой тариф;
  • официальный критерий;
  • уставный капитал;
  • доля вида страхования в общем портфеле.

Страховой тариф, или стоимость страховой защиты часто является основным критерием выбора страховщика. При этом клиента обычно не смущает разница в тарифах разных компаний, скажем, в два раза. Специфика расчета страхового тарифа такова, что подобной разницы просто не может быть, и это серьезный повод задуматься о надежности страховщика, предлагающего демпинговые цены.

Страховой тариф состоит из двух частей: нетто­ставки (около 70% тарифа), из которой будет сформирован страховой резерв, и оставшейся части (около 30% тарифа), расходуемой на ведение дел страховщиком. Нетто­ставка рассчитывается на основе статистических данных, и серьезных различий между страховщиками здесь быть не может. Снижение тарифа возможно в первую очередь за счет части, идущей на расходы. Таким образом, колебания тарифов должны укладываться в 25–30%.

Если же страховые тарифы компаний отличаются на бо’льшую сумму, то необходимо изучить условия страхования, влияющие на величину тарифа. К ним могут относиться перечень событий, на случай которых осуществляется страхование, или франшиза1.

Например, стандартный пакет страхования имущества предприятия предусматривает страховую защиту на случай следующих возможных событий:

1) пожар;

2) противоправные действия третьих лиц;

3) падение пилотируемых летательных аппаратов;

4) стихийные бедствия;

5) залив, затопление;

6) взрыв газа.

Средний тариф по данному виду страхования составляет 0,53–0,55%. Если исключить пункты 3 и 5 то тариф составит 0,36–0,4%, но это будет тот же самый вид страхования. Аналогичным образом действует и франшиза. Если предусмотреть франшизу в размере 1000 долларов США, то тариф может быть уменьшен на 10–15%.

Официальный критерий (рейтинг) вводится как важнейший элемент выбора страховщика и позволяет оценить его «качественное» положение на страховом рынке России. Иногда официальный критерий называют рейтингом, что правильно только для зарубежных стран, поскольку в России официального рейтинга не существует. Международные рейтинги имеют только две компании. Рейтинг, публикуемый в специализированных СМИ, также не охватывает всех компаний и имеет одноуровневый характер (только А).

Поэтому часто в качестве официального критерия многие предприятия используют таблицу, публикуемую Минфином России и ранжирующую страховщиков по страховым взносам. Возможность участия в тендере, как правило, имеют компании, занимающие в этой таблице места с первого по двадцатое. При этом организаторы тендеров не учитывают, что страхование в нашей стране часто используется как налогооптимизирующий инструмент, и около 50% страховых взносов в 2003 году было внесено в качестве платежей по различным налоговым схемам. Их специфика такова, что большинство из первых 20 страховщиков, определенных Минфином, или занимаются налоговой оптимизацией, или являются кэптивными компаниями2, обслуживающими интересы крупных финансово­промышленных групп.

Поэтому в качестве официального критерия мы бы рекомендовали использовать таблицу, ранжирующую страховщиков по взносам на рынке реального страхования3. По результатам 2003 года исследование реального рынка страхования провели Всероссийский союз страховщиков и Агентство массовых страховых коммуникаций «АМСКОМ» (табл. 1).

Таблица 1. Показатели рынка открытого (конкурентного) страхования в 2003 году

№ п/п
Страховая компания
Премии, млн долл. США
Доля рынка,%
1
РЕСО­Гарантия
218,5
11,5
2
Ингосстрах
195,7
10,3
3
Росгосстрах
159,6
8,4
4
РОСНО
110,2
5,8
5
АльфаСтрахование
60,8
3,2
6
Военно­страховая компания
55,1
2,9
7
Ренессанс­Страхование
51,3
2,7
8
УралСиб
45,6
2,4
9
МАКС
43,7
2,3
10
Россия
36,1
1,9

Уставный капитал важен при оценке страховой компании с двух позиций. Во­первых, законодательно оговорено, что страховщик максимально может оставить на своем удержании только ту часть страховой суммы, которая соответствует 10% уставного капитала. Поэтому если вы страхуете имущество на крупные суммы, необходимо поинтересоваться наличием у компании перестраховочных договоров. Во­вторых, величина уставного капитала также является важной составляющей финансовой устойчивости страховщика.

Доля вида страхования в общем портфеле не столь важна. С одной стороны, чем больше доля тендерного страхования, тем «специализированнее» страховая компания и выше качество и надежность обслуживания. С другой стороны, излишняя специализация (выше 60%), может привести к коммуляции рисков и снижению диверсификации страхового портфеля.

В принципе, могут и должны применяться и другие критерии оценки страховых компаний, но основная трудность заключается в разработке надежного количественного подхода к подсчету этих факторов.

Объявляем тендер

Для того чтобы правильно оценить конкурентоспособность страховщика, необходимо не только получить от него заполненную анкету с данными согласно критериям отбора, но и дополнительные документы, к которым относятся копия лицензии, баланса и отчета о движении денежных средств, договор и правила страхования.

Лицензия предоставляет компании право заниматься тем или иным видом страхования и выдается Министерством финансов РФ. С 2004 года лицензированием занимается Федеральная служба страхового надзора, и до июля 2007 года все страховые компании должны обменять свою действующую лицензию на новую.

Если у страховщика есть лицензия, то страховая компания отвечает необходимым требованиям страхового надзора.

Осуществляя оперативный контроль над страховщиками, надзорные органы вправе приостановить действие лицензии или отозвать ее. Приостановление действия лицензии предусматривает полный запрет на заключение новых договоров страхования и проведение комплекса мер по устранению нарушений, вызвавших приостановление лицензии. При этом страховщик продолжает обслуживать уже заключенные договоры. Отзыв же лицензии подразумевает абсолютное прекращение страховой деятельности.

Минфин России периодически публикует пресс­релизы о приостановлении или отзыве лицензии у тех или иных страховщиков, но сводного перечня таких пресс­релизов нет. Поэтому, чтобы проверить действие лицензии, лучше позвонить в Федеральную службу страхового надзора по телефону (095) 748–4510 и проконсультироваться по этому вопросу.

Баланс страховой компании имеет ряд особенностей, и работа с ним требует определенных навыков. При проведении тендера он может быть практически использован для подтверждения уставного капитала страховщика и выяснения соотношения обязательств и собственных средств страховой компании.

Вместе с тем при анализе баланса страховых компаний многое на первый взгляд может показаться «странным». Это связано со спецификой страхования. Во­первых, в структуре источников средств страховых компаний преобладают заемные средства (около 80%). Во­вторых, любой актив или пассив всегда рассматривается по двум позициям: страховая деятельность (или перестрахование) и инвестиционная деятельность. В­третьих, финансовый результат страховой компании нельзя рассчитать как простую разницу между страховыми премиями и выплатами, требуется учитывать такую статью, как формирование резервов и некоторые другие позиции.

Об особенностях договоров страхования и правилах страхования, которые существуют в каждой компании, написано достаточно много. Обратим внимание лишь на один момент. Если те или иные обстоятельства или действия по­разному трактуются в договоре страхования и правилах страхования, то главенствующую роль играет договор страхования. Вот почему важно не только внимательно изучить правила страхования, но и сверить трактовку основных положений с договором страхования.

После того как определены критерии отбора и перечень необходимых документов, необходимо либо опубликовать объявление о проведении тендера, либо направить приглашения принять участие напрямую в страховые компании. Объявление может содержать следующие данные:

  • общую информацию о предприятии;
  • основные сведения и характеристику рисков, предлагаемых к страхованию;
  • критерии отбора и форму анкеты для заполнения;
  • перечень дополнительных документов к предоставлению;
  • информацию о сроках и форме подачи документов;
  • контактную информацию.

Объявления о проведении тендера обычно публикуются в специализированных СМИ.

С момента окончания приема заявок должен быть предусмотрен период для обработки полученных результатов и подведения итогов (обычно от двух недель до одного месяца). Во избежание лишних звонков лучше указать точную дату объявления итогов, которые следует также опубликовать.

Оцениваем предложения

После окончания срока подачи заявок и необходимых для участия в тендере документов комиссия должна провести первичную оценку поступивших предложений. Она основана на формальном признаке наличия всех документов и ответов на все вопросы тендерной анкеты. Соответственно, все предложения могут быть разделены на удовлетворяющие условиям проведения конкурса, которые подвергнутся процедуре основной оценки, и не удовлетворяющие тендерным условиям. Последние могут быть либо сразу отвергнуты, либо тендерная комиссия принимает решение запросить у компаний недостающие документы. Тогда сроки подведения итогов конкурса должны быть отложены.

Процедура дальнейших действий зависит от характера критериев оценки. Если организаторы конкурса предусмотрели исключающие величины, то рассмотрение начинается именно с них. Например, уставный капитал должен быть не меньше 500 миллионов рублей, тогда к дальнейшему участию допускаются компании с соответствующим уставным капиталом. Или место страховой компании в рейтинге реального страхования не должно быть ниже пятого.

Если таковых признаков нет или такой отбор произведен, следует приступать к дальнейшей оценке. Каждому критерию отбора следует присвоить удельный вес его влияния на выбор страховой компании. Для этого участникам тендерной комиссии необходимо раздать анкету, с просьбой экспертно оценить влияние каждого фактора на выбор компании, причем их сумма не должна быть более 1. Удельный вес фактора рассчитывается как средняя величина из оценок экспертов.

Далее показатели каждой компании по одному критерию оцениваются по пяти­ (десяти­, двадцати­ и т. д.) балльной шкале. При этом количественные критерии переводятся в выбранную шкалу объективно, а качественные — экспертным методом. Для каждой компании суммируется балл по критерию с учетом его удельного веса. Победителем объявляется компания, получившая наибольшее число баллов. Проиллюстрируем описанную методику на «живом» примере.

Предприятие решило обеспечить своих сотрудников добровольным медицинским страхованием и страхованием от несчастного случая на производстве (комбинированная программа). В качестве критериев отбора тендерная комиссия определила показатели и присвоила им следующие удельные веса:

  • страховой тариф — 0,5;
  • официальный критерий — 0,2;
  • уставный капитал — 0,1;
  • доля вида страхования в общем портфеле — 0,1;
  • наличие собственной поликлиники — 0,1.

Соответственно, исключающих критериев введено не было. При этом в тендере решили принять участие четыре страховые компании. Вся тендерная документация оказалась в порядке, а ответы на вопросы и пример присвоения оценок — по пятибалльной шкале.

При переводе показателей в балльную систему, например в пятибалльную, минимальное значение (по смыслу) принимаем равным «1», а максимальное — «5». Соответственно, промежуточные значения будут принимать показатели от «1» до «5». По критерию «страховой тариф»: 0,85% — это «5», 0,95 — «1», а 0,9% — «3». По критерию «Наличие поликлиники»: присутствует — «5», отсутствует — «1».

Рассчитаем общее количество баллов:

Компания A: 1 x 0,5 + 5 x 0,2 + 5 x 0,1 + 1,7 x 0,1 + 5 x 0,1 = 2,67

Компания B: 3 x 0,5 + 4 x 0,2 + 1 x 0,1 + 1 x 0,1 + 1 x 0,1 = 2,6

Компания C: 5 x 0,5 + 2 x 0,2 + 1,7 x 0,1 + 5 x 0,1 + 5 x 0,1 = 4,07

Компания D: 5 x 0,5 + 1 x 0,2 + 3,2 x 0,1 + 1,7 x 0,1 + 5 x 0,1 = 3,69

Таким образом, победителем тендера на право страхования работников предприятия по личному страхованию признается страховая Компания С. Если не использовать предложенную методику, ориентируясь на самый низкий тариф, то предстояло бы выбрать между компаниями С и D, и критерии такого выбора не столь очевидны, как может показаться на первый взгляд. Но часто при большом количестве участников тендера и примерно равном удельном весе критериев отбора, задачу можно объективно решить только по предложенному алгоритму.

Несмотря на достаточно формализованный подход к выбору страховой компании, такой механизм позволит существенно сэкономить затраты на страхование не только за счет вероятности повышения надежности страховщика, но и за счет агентского вознаграждения (10–20%), которое нередко получает внутренний «лоббист» страховщика в организации.

 


1 Предусмотренная условиями страхования часть убытков страхователя, не подлежащая возмещению со стороны страховщика. Возврат

2 Кэптивная страховая компания обслуживает в основном страховые интересы ее учредителей и/или организаций, входящих в один и тот же холдинг или финансово­промышленную группу. Возврат

3 К «нереальному» и «нерыночному» страхованию были отнесены операции в рамках схем оптимизации налогообложения, бизнес кэптивных компаний и все обязательные виды страхования. После отсева всех «сомнительных» составляющих выяснилось, что лишь 14% рынка приходится на «нормальную» страховую деятельность. Возврат