Директор-Инфо №29'2004
Директор-Инфо №29'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

«Кошачий коготь» вышел в тираж

Олег Татарников

Несмотря на разницу в цене и престиже, это в любом случае достаточно просторные и мощные, не экономящие на безопасности и уровне оснащения машины на все случаи жизни. Правда, зачастую с совершенно разными характерами.

Чтобы быть лучшим среди равных, особенно в таком специфическом сегменте, как рынок престижных автомобилей, мало быть только самым совершенным в техническом плане, самым роскошным или самым качественным среди конкурентов — нужно быть самым модным. Английские автомобили марки Jaguar, издавна не отличавшиеся особым качеством сборки и надежностью, традиционно находились в числе лидеров только потому, что марка Jaguar всегда была очень дорогим и престижным брэндом. Любая модель этой марки когда­то вызывала естественное восхищение, а кое­где просто шок.

Автомобили этой марки традиционно покоряли изысканностью отделки, вычурностью стилевых решений, а также статусом и престижем. Jaguar был настоящим, потомственным аристократом на фоне любых марок. Однако при этом ни один серьезный предприниматель или политик не пользовался автомобилями Jaguar (по крайней мере, в качестве единственной машины) из­за низкой надежности, «бомондного» имиджа и неудовлетворительных ходовых качеств. Все сильные мира сего, поцокав языком для приличия, выбирали какой­нибудь скромный... Mercedes. Ведь люди, которые покупают такие автомобили, обычно очень заняты, и любая поломка может для них иметь серьезные последствия.

Однако брэнд Jaguar всегда имел стойких приверженцев во всем мире. Первый признак лояльности к брэнду — создание клубов постоянных клиентов — потребителей продукта. Клиенты, добровольно вступая в клуб, демонстрируют таким образом верность своему брэнду. Любители автомобилей Jaguar прощали своему кумиру недостатки на качественном уровне. Так, в клубе почитателей автомобилей Jaguar обсуждения конструктивных недоработок автомобиля и заводского брака обычно непопулярны. Для таких машин вообще складывается парадоксальная ситуация, когда рейтинги и опросы владельцев не могут дать сколько­нибудь объективной картины эксплуатации. Если владелец массового автомобиля, встретившись со скрипом в салоне, поломкой дверной ручки или магнитолы при оценке ставит своей машине сомнительную «троечку», то владелец модели Jaguar после замены двигателя, коробки передач и половины электрики в машине восторженно выставляет ей в той же графе высший балл!

Таким образом, Jaguar всегда был не просто автомобилем, а скорее способом групповой идентификации и показателем приверженности к определенному стилю, элементом которого является автомобиль. Соответственно, стиль требовал индивидуальности, и автомобили Jaguar были не такими, как все остальные. Да, был в 60­х годах прошлого века такой «британский» стиль жизни — Jaguar, но по прошествии нескольких десятков лет его лоск поистерся, а потребители стали требовать от автомобилей большей надежности и утилитарности. И «баржи с повадками Ferrari», как их начали саркастически называть, попали в затруднительное положение...

Возможно, так мы бы и потеряли марку Jaguar (как до этого в течение XX века теряли много ярких марок, производивших свои модели ограниченными сериями), но на рубеже 1980–90­х годов крупнейшие мировые производители взяли моду скупать автомобильные компании поменьше или те, что находились на грани банкротства. И главным «виновником» этого, положившим, по сути, начало всеобщей скупке, была компания Ford Motor Company. Этот американский гигант сначала обезопасил себе тылы, скупив контрольный пакет акций японской компании Mazda, а потом добавил аристократизма, прикупив «старого британского кота» — компанию Jaguar. Сей факт, возможно прискорбный для англичан и других приверженцев данной марки, случился на 55­м году существования «ягуара» — в 1989 году.

За прошедшие с того времени 15 лет предприимчивые янки упорно превращали элитный автомобиль, выпускавшийся ограниченными партиями, из эксклюзива в ширпотреб. Сразу после приобретения руководство компании Ford взяло курс на увеличение объемов продаж Jaguar, а без появления новых моделей, более надежных и дешевых, сделать это было невозможно. Поэтому от эксклюзивности пришлось отказаться, а с ее уходом померк и истинный британский дух марки.

С одной стороны, Ford вдохнул таким образом новую жизнь в «старую кошку», а с другой, оказалось, что одного лишь знаменитого имени в «раскрутке» автомобилей недостаточно, и продажи стали катастрофически падать. В Детройте начали думать над причинами неудач и поняли, что ключом к успеху может стать только радикальное повышение надежности автомобилей Jaguar при одновременном сохранении признаков их «породы». Поэтому сегодня на рынке представлен широкий спектр моделей этой марки: от вполне доступных (30–40 тыс. долл.) до «самых­самых» (150–200 тыс. долл.).

Jaguar X­Type

X­Type — это модель, которая, по мнению представителей Ford Motor Company, должна сыграть в истории знаменитой английской марки ключевую роль. Именно она должна увеличить производство автомобилей Jaguar по крайней мере втрое, и к концу 2004 года объем выпуска должен достигнуть 200 тысяч машин в год.

Однако является ли эта модель по­настоящему «ягуаром»? Не совсем, ибо это скорее продукт «глобализации» мировой автоиндустрии и образец ее унификации. Концерн Ford справедливо посчитал неразумным тратить деньги на разработку новой платформы для «народного ягуара» и воспользовался своим «фордовским» арсеналом — платформой автомобиля Ford Mondeo. Естественно, такой выбор стал тяжелым ударом для поклонников марки Jaguar, ведь Ford Mondeo — это современный переднеприводный автомобиль, а все модели Jaguar традиционно придерживались классической, заднеприводной компоновки. Конечно, чтобы совсем уж не разрушать традицию, для более мощных и дорогих X­Type предусматривается полный привод с несимметричным дифференциалом, распределяющим крутящий момент чуть больше на заднюю ось, но факт остается фактом — X­Type впервые нарушил традиции марки.

Более того, хотя постоянно подчеркивается преемственность дизайна X­Type (прежде всего отмечаются аналогичные очертания основных боковых линий, характерные для модели Jaguar XJ и схожие с S­Type пропорции), но при взгляде в «три четверти» спереди задняя часть (особенно в районе колесных арок) изрядно напоминает автомобиль Opel Omega и другие современные машины, которые относятся скорее к массовым, а не к престижным.

Тем не менее X­Type становится самой массовой моделью компании Jaguar за все время ее существования. Предполагается, что автомобилей X­Type будет выпускаться в два раза больше, чем всех остальных моделей компании вместе взятых. Помимо массовости X­Type отличается еще и тем, что это самая маленькая модель Jaguar. Его длина даже меньше, чем у Volkswagen Passat и таким образом он конкурирует на рынке с Audi A4, BMW 3­серии и Mercedes C­класса.

Кстати, в X­Type существенно снизилась планка обязательного оборудования салона. Набор опций не стал меньше, просто теперь все традиционно присущее престижным седанам не входит в обязательную комплектацию. Датчики дождя, встроенный телефон, бортовой компьютер с голосовым управлением, многофункциональный руль, многопозиционную регулировку сидений с электроприводом и тому подобное придется заказывать отдельно или в составе более дорогих комплектаций.

А недавно компания Jaguar пошла еще дальше в смысле утилитарности и представила в Европе универсал X­Type. Появление в модельной гамме компании Jaguar первого за всю историю универсала X­Type Estate нельзя считать случайностью. Ведь, согласно опросам, в Европе в этом секторе рынка среднеразмерных престижных машин (к которым относятся вышеупомянутые Audi A4, BMW 3­й серии и Mercedes С­класса) на долю универсалов приходится четверть объемов продаж. При этом покупатели таких машин ведут активный образ жизни и, как правило, моложе тех, кто приобретает седаны, а следовательно, представляют более динамичный рынок сбыта.

Вначале представители Jaguar заявили, что универсал по­прежнему будет следовать идеологии компании (насколько это возможно для «сарая»), а полноприводной версии данной модели не будет из­за того, что для такой трансмиссии пришлось бы серьезно изменить комфортабельный салон. Однако американский рынок, который числится в планах компании как приоритетный, потребовал еще более «утилизировать» аристократа, поскольку простые универсалы никогда не пользовались там особым спросом. И вот уже готовится вседорожник Jaguar, или, как их еще называют, — SUV (Sport Utility Vehicle). Это будет слегка переделанный универсал с полным приводом и увеличенным дорожным просветом, который встанет в один ряд с моделями Volvo Cross Country, Audi Аllroad и Subaru Outback.

Таким образом, Jaguar пришлось еще больше сместить акценты в сторону утилитарности. Ну а практичность будут подчеркивать реллинги под багажник на крыше и отдельно открывающееся окно задней двери (совсем как на джипах). Теперь остается ждать только универсала на базе более престижного S­Type…

Что же остается от элитарности и эксклюзивности марки, которая стремится сегодня трансформироваться из производителя автомобилей ограниченными сериями в крупного игрока на автомобильном рынке? Наверное, коврики ручной работы, которыми хвастался на последнем мотор­шоу в Нью­Йорке концепт­кар Jaguar Concept Eight, изготовленный на базе удлиненного седана XJ. Надо думать, что огромная стеклянная крыша с обрамлением из светодиодов, образующих красивую подсветку, а также окраска в металлик Purple Haze, который меняет цвет в зависимости от того, с какой стороны падает свет (отдает вишневым или черным), полностью исчезнут при переходе от концепта к серийной версии, как и многие другие уникальные черты этого старосветского аристократа.

Итак, аристократичность и эксклюзивность утеряны, но приобрела ли новая модель помимо громкого имени Jaguar какие­то другие достоинства? Несомненно! Так, например, многие критики забывают, что даже у базовой модели X­Type по сравнению с традиционными «ягуарами» увеличился дорожный просвет (здесь он составляет 16–17 см, в отличие от S­Type (14 см), не говоря о старших моделях, где клиренс 10–11 см). Кроме того, представители компании Ford утверждают, что сейчас, после определенной унификации, надежность новых моделей Jaguar находится на высоком уровне, а качество узлов и агрегатов, которое долгие годы хромало, будет неуклонно повышаться.

Jaguar S­Type

В отличие от недорогого утилитарного X­Type, Jaguar S­Type вроде бы продолжает традиции марки. Велико даже число тех, кому ретро­дизайн модели S­Type кажется перебором, так как он был сделан с явным реверансом в сторону легендарного седана Jaguar Mk II 1960 года, который считался одним из наиболее привлекательных автомобилей с четырьмя дверьми, когда­либо созданных в Великобритании.

По оценкам западных экспертов, Jaguar модели S­Type является сегодня одним из наиболее покупаемых во всем мире автомобилей данного класса. Все владельцы машин этой категории, участвующие в проводимом европейской ассоциацией потребителей ежегодном исследовании, единодушно отмечают его оригинальный дизайн, возросшую степень надежности и безупречный комфорт.

Особенно популярен S­Type в Великобритании, поскольку там он лучше других удовлетворяет всем требованиям потенциальных потребителей (исторически консервативных), обеспечивая при этом высшие показатели и по таким немаловажным параметрам, как надежность, безопасность движения, комфорт, престиж и относительно невысокая стоимость. Участниками вышеупомянутого исследования было высоко оценено и качество сервиса автомобилей марки Jaguar, которое существенно возросло благодаря поддержке со стороны концерна Ford. Так, например, в сравнении с другими автомашинами данной категории Jaguar занял лидирующее место по оперативности и высокому качеству сервисного обслуживания. При этом было особо отмечено, что именно стараниями компании Ford автосалоны Jaguar во всем мире предлагают одинаково высокий уровень обслуживания, соответствующий престижу брэнда Jaguar.

Когда компания Jaguar создавала этот комфортабельный седан, новую модель ожидали с надеждой и опаской, так как Ford так же, как и в X­Type, намекал на неизбежную унификацию со своими моделями и повышение утилитарности (так, например, говорилось, что многие узлы и агрегаты придут туда с Lincoln 2000 LS или с Ford Thunderbird). Владельцы и почитатели традиций марки Jaguar сокрушались, что этот подешевевший Ford будет недостоин наследия Leaping Cat (Прыгающей Кошки), однако «элегантности» и «традиционности» S­Type хватило для того, чтобы у марки появились новые почитатели, которые давно ждали «ягуары» по цене, доступной среднему юристу, владельцу магазина или менеджеру крупной компании.

Но признаки того, что над этим проектом поработали люди из Ford Dearborn, штаб­квартира которого находится в Мичигане (США), несомненно есть, и некоторые стилистические решения Jaguar S­Type чем­то похожи на Lincoln Town Car. Но общий вид нового Jaguar S­Type создает впечатление, что это один из самых шикарных седанов, который вы сможете купить по довольно гибкой цене для автомобилей данного класса. В салоне этот Jaguar имеет много традиционных британских деталей, таких, как, например, значительное превосходство орехового цвета и мягкой кожи. Водительское место с двухпозиционной установкой памяти положения сидения очень комфортабельно и обеспечивает хороший компромисс между спортивной и роскошной посадкой, а пассажиры, сидящие на задних местах, будут чувствовать себя комфортно вне зависимости от того, как будут установлены передние сидения. Естественно, на этот Jaguar устанавливают сенсорный экран, который позволяет вести климат­контроль, аудиосистему, телефон, электронный датчик парковки, многофункциональный руль и другие современные атрибуты престижного и комфортабельного автомобиля.

В общем, S­Type больше напоминает Lincoln, чем Jaguar, но те, кто сядут за руль, несомненно отметят, что за цену, сопоставимую с ценой Lexus GS 300 или BMW 528i, они­таки получили тот самый британский стиль, которым отличались прежние модели.

Кроме того, после перехода компании Jaguar в подчинение Ford Motor Company, значительно улучшилась надежность всех моделей. S­Type в этом смысле не исключение.

Не такой, как все

Интересным аспектом при сравнении автомобилей разных марок и моделей является показатель степени удовлетворения от владения автомобилем. Так, например, три четверти читателей немецкого журнала Auto Motor und Sport на вопрос анкеты «Довольны ли вы своим автомобилем?» ответили утвердительно. То есть средний «показатель удовлетворенности» по всем маркам получился около 75%. При этом показатель выше среднего, оказался у таких марок, как Porshe (90% довольных), Mercedes (86%), Audi и Honda (по 84%), а также BMW, Jaguar, Mazda и Volvo (по 83%). Интересно, что при этом такая марка, как Toyota, которая славится своей «надежностью», оказалась в хвосте лучшей десятки.

Что касается автомобилей Jaguar, то у них по­прежнему остаются некоторые проблемы с качеством, однако в последнее время оно стало гораздо лучше. По словам представителей Ford, надежность автомобилей Jaguar сейчас находится на вполне удовлетворительном уровне, а не на «ужасающем», как было еще несколько лет назад.

Так, например, результаты исследования, проведенного организацией J.D. Power and Associates в рамках исследования надежности автомобилей Vehicle Dependability Study в 2003 году, показали, что лидерами по «беспроблемности» среди «европейцев» остаются только Porsche, Jaguar, Saab и BMW, которые сумели получить за надежность оценки выше средних. А компании Mercedes­Benz и Audi получили оценки на уровне средних, что несколько необычно для этих марок. Причем, как отмечают специалисты, надежность автомобиля Mercedes с возрастом резко падает.

В то же время британский журнал для потребителей Which?, который весьма критично подходит к оценке автомобилей, определил марки Jaguar, Alfa Romeo и Land Rover как худшие. И хотя было отмечено, что компания Ford прилагает большие усилия к модернизации дизайна, технологии сборки и рекламы моделей Jaguar, тем не менее индекс надежности Jaguar S­Type остается очень низким (по оценкам Which? он составил минус 75%). А вот специалисты журнала Car and Driver (куда входят профессиональные автомобильные эксперты), оценивая «драйверские» свойства автомобилей по 100­балльной системе, поставили 95 баллов BMW 540i Sport; 94 балла — Audi А6, 92 балла — Lexus GS430 и 89 баллов — Mercedes­Benz E430 Sport. А вот Jaguar S­Type получил только 85 баллов.

В то же время Jaguar XJ, как показало исследование, проведенное британским изданием BBC Top Gear в 2003 году, был признан английскими водителями автомобилем, «приятным во всех отношениях». Jaguar XJ с честью выдержал конкуренцию с японскими и немецкими моделями. Заметим, что в этом опросе учитывались автомобили, зарегистрированные между сентябрем 1999 и февралем 2002 года (всего было опрошено более 43 000 водителей, которые оценивали 137 моделей 35 производителей), и рассматривались такие показатели, как комфортность езды, технические характеристики, степень надежности ходовой, двигателя, кузова, электроники, стоимость автомобиля и сервисного обслуживания и многие другие.

Несмотря на остающиеся проблемы и возрастающее недовольство традиционных покупателей изменениями в новых моделях, обновленная марка находит своих потребителей. Так, по результатам продаж 2003 года компания Jaguar уже сообщала о рекордных объемах продаж автомобилей этой марки в США, Италии, Испании, Японии и Англии.

Однако основным рынком сбыта автомобилей Jaguar по­прежнему остается Великобритания (здесь продано примерно на 20% больше автомобилей этой марки, чем в 2002 году). Как отмечают специалисты, серьезный рост продаж во многом обусловлен выходом на рынок дизельной версии модели X­Type. В дальнейшем аналитики прогнозируют дальнейший рост продаж Jaguar X­Type за счет появления модификации с кузовом «универсал». В Англии также наблюдается рост спроса на седан Jaguar XJ и на модель Jaguar S­Type.

Надежность и отзывы

Российские владельцы автомобилей Jaguar отмечают целый ряд проблем, возникающих в процессе эксплуатации этих автомобилей в наших условиях, причем некоторые проблемы — субъективные и чисто российские. Во­первых, Jaguar весьма прихотлив к качеству топлива, во­вторых, помимо внушительной цены, он очень дорогой в обслуживании и ремонте.

Так, например, ремонт даже самой «демократичной» модели Jaguar X­Type после неудачной парковки может обойтись в 2000­7000 долларов. Что касается планового обслуживания, то близкие по классу и цене Volvo S60 AWD потребуют для плановых работ примерно 2000 долларов, Subaru Legacy — 2500 долларов, а Jaguar X­Type — более 3000 долларов (сравнение стоимости обслуживания престижных автомобилей того же класса см. в таблице).

Отмечается плохая приспособленность к нашим дорогам (низкая посадка, мягкая подвеска), высокая стоимость запчастей и ремонта (особенно дороги кузовные детали и оптика, причем многие запчасти приходится ждать месяц–два), тяжелый мотор довольно быстро разбивает переднюю подвеску на наших дорогах, да и большой общий вес машины (даже у X­Type он почти две тонны) приводит к повышенным нагрузкам на трансмиссию, подвеску и тормозную систему. Кроме того, подержанный Jaguar сложно продать на вторичном рынке.

Что касается официальных отзывов по заводскому браку и конструктивным недоработкам, то у марки Jaguar их тоже хватает. Так, в апреле 2004 года компания объявляла об отзыве 67 798 автомобилей сразу нескольких моделей для проверки и ремонта. По официальной информации, данный отзыв был инициирован из­за обнаруженной неисправности в шестиступенчатой автоматической коробке передач ZF, устанавливаемой на эти машины.

Как сообщало агентство Reuters, у отзываемых автомобилей в некоторых случаях может выйти из строя электронный блок управления коробкой передач, в результате чего КПП неожиданно включает заднюю передачу без соответствующей индикации.

Отзыв затрагивал автомобили моделей Jaguar S­Type, Jaguar XK и Jaguar XJ 2003 и 2004 модельного года. При этом половина из них (33 500 автомобилей) были проданы в Северной Америке, а остальные — в Европе и в Японии. Естественно, такое самопроизвольное переключение может привести к аварии, но, по словам представителей компании Jaguar, на момент отзыва не было зафиксировано ни одного несчастного случая, произошедшего по вине данной неисправности.

Чуть раньше, в марте 2004 года, компания Jaguar отзывала в США 1 142 автомобиля модели XJ из­за проблем с подушкой безопасности (по информации Североамериканской администрации по безопасности дорожного движения). На ряде отзываемых автомобилей фронтальные подушки безопасности могут разорваться в ходе срабатывания, что приведет к травмам пассажиров.

В апреле компании Jaguar пришлось отозвать также 30 000 Jaguar X­Type. Проблема заключалась в неисправности датчика поворотника на приборной панели, который может гореть даже тогда, когда указатель поворота не включен. Причем многие водители даже не знали о дефекте, поскольку лампочка на панели при включении зажигания горела постоянно. Отзыву подлежали все автомобили X­Type, собранные до октября 2002 года.

Заметки на полях

Итак, марка Jaguar является сегодня ярким примером того, что утилитарность всегда торжествует. Так, например, немногие знают, что компактный Jaguar X­Type построен на базе Ford Mondeo (который стоит, кстати, в два раза дешевле), но сомнительно, чтобы автомобили с именем Ford составили в Европе конкуренцию BMW, Mercedes, Audi или Lexus. А вот Jaguar — живая легенда автомобильного мира — может. Что и демонстрирует новый X­Type. Кроме того, BMW, например, в России встретишь на каждом шагу, тогда как Jaguar по­прежнему синоним слов «эксклюзив» и «раритет».

Новый облик Jaguar адресован прежде всего тем, кому принципиально важен имидж марки, но при этом не хочется платить за него заоблачные суммы, однако теперь английские лимузины марки Jaguar уже не будут по мере старения становиться все более привлекательными и желанными. Чтобы ездить на «ягуаре», уже не нужно иметь в крови хотя бы немного голубого цвета, чтобы не выглядеть шофером. А, купив новый SUV X­Type, можно будет даже возить там грязные сапоги и снасти для рыбалки.

Разве можно было себе раньше представить Jaguar с тканевой обивкой сидений? Или со складным задним сиденьем? Или без стеклоподъемников на задних дверях? Или, что вообще не вписывается ни в какие рамки, с механической коробкой передач? Однако сегодня это именно так.

Словом, «ягуары» пока еще считаются одними из самых красивых автомобилей в мире, но недалек тот день, когда, пройдя в очередной раз через аэродинамическую трубу, они станут похожими на все остальные марки, и восхищенные взгляды прохожих будут вызывать лишь шильдики да эмблемы — если, конечно, их успеют заметить.