Директор-Инфо №27'2004
Директор-Инфо №27'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Малому бизнесу нужна своя «малая конституция»

Анатолий Панков

Значение малого и среднего бизнеса трудно переоценить. Население имеет возможность самостоятельно обеспечивать свою занятость и более или менее сносную жизнь. Крупный бизнес не отвлекается на «мелочи». Малый бизнес куда более оперативно и гибко реагирует на быстро меняющиеся потребности рынка, а следовательно, он более конкурентоспособен. Даже об уровне экономической свободы страны можно вполне корректно судить по уровню развития и государственной поддержки малого предпринимательства.

Это аксиомы экономики, т. е. они по определению не требуют доказательства. Нигде. А у нас?..

«Dиректор­Инфо»: В последние годы в законодательстве и налоговой системе произошли некоторые изменения. Сказались ли они на положении малого бизнеса?

Сергей Борисов: Было бы неправдой утверждать, что в России для малого бизнеса ничего не делается. Если бы не те меры, которые предпринимаются государством в сфере упрощения налоговых режимов, отмены внесудебного приостановления деятельности предприятий и т. д., то положение российского малого предпринимательства могло бы быть более тяжелым. Тем не менее мы не считаем эти меры достаточными.

Главная проблема — отсутствие целевых программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Иногда складывается впечатление, что мы просто латаем дыры, и только это позволяет малому предпринимателю держаться «на плаву». Результат — число малых предприятий в России не меняется уже 10 лет. Стагнация — лучшее свидетельство несовершенства системы государственной поддержки и развития малого бизнеса. По нашим данным, более двух третей трудоспособного населения готовы заняться предпринимательской деятельностью, но их пугают многочисленные подводные и надводные рифы в виде пресловутых административных барьеров. Сегодня в малом бизнесе занято лишь 17 процентов экономически активного населения страны, а доля малого бизнеса в ВВП не превышает 13 процентов. На Западе аналогичные цифры колеблются от 50 до 90 процентов. И основные наши надежды на улучшение положения малого и среднего предпринимательства, конечно, связаны с административной реформой.

«D»: Деятельность организации «ОПОРА РОССИИ» направлена на укрепление позиций малого бизнеса, защиту его интересов. В чем вам удалось продвинуться в наибольшей степени? Что вы оцениваете как тупиковую ситуацию? В частности, как продвигается решение проблем взаимоотношения малого и среднего бизнеса с властными структурами?

С.Б.: Тупиковая ситуация — та, при которой опускаются руки и пропадает желание бороться. Но это не про «ОПОРУ РОССИИ». Несмотря на то, что организация молодая — в сентябре этого года ей исполняется только два года, — сделано достаточно много. У нас матричный подход к организации работы. Комитеты готовят предложения по общим вопросам предпринимательства (налоги, таможня, антимонопольное законодательство, имущественные отношения и пр.); отраслевые комиссии (по текстильной промышленности, по спорту, по транспорту, по страхованию, по сельскому хозяйству, по строительству, по ресторанному бизнесу, по розничной торговле, по жилищно­коммунальному хозяйству и пр.) готовят материалы для рассмотрения в комитетах и объединения специфических отраслевых рекомендаций в общие предложения «ОПОРЫ РОССИИ». Нам удалось создать действительно эффективную организационную структуру.

Что же до взаимоотношений с властью, то мы стараемся поддерживать постоянный диалог с различными властными структурами как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Это своего рода векторы влияния нашей организации, которое мы задействуем, решая те или иные вопросы в сфере малого и среднего предпринимательства.

«D»: Ожидаете ли вы позитивных сдвигов в решении проблем малого бизнеса и вообще предпринимательства в России в связи с реорганизацией правительства и новым составом Государственной Думы? Активизировалась ли сейчас законотворческая и нормотворческая деятельность органов власти или, напротив, ослабла? Какие новые законы и правительственные решения нужны «коммерческим пролетариям» в первую очередь?

С.Б.: Реорганизация правительства сама по себе не решает проблем малого бизнеса. Особенно в регионах. Около 90 процентов жалоб, поступающих в бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей при нашей организации, связаны с действиями региональных и муниципальных властей. Наша позиция известна — административная реформа обязательно должна спуститься на региональный и муниципальный уровни. Принципиально важно разделить функции контроля и надзора, четко определить и закрыть список контрольных органов, ввести в практику персональную ответственность чиновника, избавиться от избыточных и дублирующих функций и т. д. Все эти предложения мы неоднократно высказывали еще в ходе первого этапа административной реформы, принимая самое активное участие в работе правительственной комиссии под руководством Бориса Алешина. Впрочем, и сейчас мы намерены отстаивать свои взгляды, участвуя в работе уже новой правительственной комиссии по административной реформе, возглавляемой Дмитрием Козаком.

Мы считаем, что развитие малого и среднего предпринимательства должно стать одним из приоритетов государственной политики. Чтобы предприниматель, кстати говоря, такой же гражданин нашей страны, как и любой другой, почувствовал, что государство и госслужащие — его союзники, а не противники. А вместо этого правительство вносит в Госдуму на отмену единственный закон о государственной поддержке малого бизнеса — № 88­ФЗ. Да, закон во многом устарел. Но, пока не создано ничего лучше, отменять его нельзя. Ведь он в какой­то мере — гарантия того, что государство обязуется поддерживать малый бизнес, которому нужна своя «малая конституция». Существует опасность того, что отмена закона будет истолкована чиновниками в регионах как отказ государства от поддержки малого предпринимательства.

Тем не менее едва ощутимые позитивные сдвиги есть. Мы очень рассчитываем на то, что эффективным инструментом в борьбе за улучшение предпринимательского климата в нашей стране станет Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, в котором работают два члена нашей организации. Уже на первом заседании мы предложили сформировать рабочую группу по проблемам малого бизнеса. Инициативу поддержал председатель правительства и другие члены совета. Рабочую группу с официальным названием «Реализация антимонопольной политики, развитие конкуренции и малого предпринимательства» возглавили руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев и ваш покорный слуга.

«D»: Вы участвовали в очередной встрече представителей бизнеса с Владимиром Путиным. Что было наиболее важным с точки зрения развития малого бизнеса? Прибавила ли вам эта встреча профессионального оптимизма?

С.Б.: В том, что касается отечественного малого бизнеса, второстепенных вопросов практически нет. Все вместе они сплетаются в единый клубок. Не хотелось бы называть его «гордиевым узлом», хотя и на него, как известно, есть управа. Во многом проблемы, стоящие перед малым бизнесом, взаимосвязаны. Встреча с Президентом РФ показала, что у высшего руководства страны есть серьезный интерес не только к крупным формам бизнеса. В своем выступлении я говорил и о ходе административной реформы, и о проблемах доступа малого бизнеса к собственности, и о нарушениях прав предпринимателей. Коснулся я и отмены федерального закона 88 «О государственной поддержке малого предпринимательства». Кроме того, я рассказал президенту о том, что в «ОПОРЕ РОССИИ» готовится программа поддержки самозанятого населения, так называемого «коммерческого пролетариата».

Результаты встречи меня обнадеживают. Готовность президента к диалогу с предпринимателями налицо, а это значит, что есть обоюдный интерес к его продолжению. А для отечественного малого предпринимательства эта встреча вообще стала знаковой.

«D»: Каким образом нынешние проблемы с крупным бизнесом («дело ЮКОСа», банковский кризис и т. д.) отражаются на положении малого бизнеса?

С.Б.: Если крупный бизнес, обладающий армией юристов, собственными службами безопасности и т. д., может оказаться в положении «мальчика для битья», то что говорить о малом? Для многих малых предпринимателей даже юридическая консультация — непозволительная роскошь. Проблема в том, что сейчас всех предпринимателей стригут под одну гребенку и едва ли не всех называют олигархами. И какая разница, если «олигарх», скажем, районного масштаба разъезжает на старой «шестерке»? К нему все равно приковано самое пристальное и отнюдь не самое благожелательное внимание местных чиновников.

«D»: Долго обсуждавшаяся идея объединения трех крупнейших общественных организаций бизнес­сообщества — «ОПОРЫ РОССИИ», Российского союза промышленников и предпринимателей и «Деловой России» отпала окончательно, или это еще может произойти? А если этого уже никогда не случится, то найдены ли способы совместных действий для поддержки бизнеса?

С.Б.: Предложение Владимира Потанина, члена бюро правления РСПП, очень многими было истолковано неверно. Речь не велась и не ведется о чисто техническом слиянии трех крупнейших бизнес­организаций. Смысл координационного совета состоит именно в том, чтобы координировать наши планы и наши усилия. Всем нам для получения объективной картины происходящего в сфере отечественного бизнеса обязательно нужно быть в курсе того, что происходит «у соседей». Время надуманной конкуренции прошло. У нас разные функции на рынке, но во многом общие проблемы. Сегодня надо работать, согласовывая свои действия. Кроме того, существует необходимость в проведении совместных исследований, в выработке общей платформы для диалога с властью.

«D»: Как известно, в России доля малого бизнеса в ВВП существенно ниже, чем во многих государствах. Путей развития немало, но опыт какой страны вы считаете наиболее приемлемым для нас? Кстати, вы недавно побывали в Индии. Чем интересен нам опыт индийской экономики, развивающейся довольно быстро?

С.Б.: Индия — уникальная страна. И не только в плане возможностей и ресурсов. В этой стране существует понимание роли малого и среднего предпринимательства. Есть четкая, продуманная политика поддержки «малышей», начиная от момента создания бизнеса. Продумана градация государственных кредитов, размер и условия которых становятся максимально удобными при выпуске первой продукции. Вопросами малого бизнеса занимаются и министерство малого предпринимательства в промышленности (SSI), и министерство аграрного и промышленного производства в сельской местности (ARI), которые обеспечивают возможности получения госзаказов, помогают малому предпринимателю выходить на мировой рынок, участвовать в прямом и косвенном экспорте продукции. Статистика весьма показательна: к малому бизнесу относится более 95 процентов всех производственных предприятий в Индии, выпускающих 40 процентов промышленной продукции. В России — 3,5 процента.

Благодаря тотальной дебюрократизации и курсу на поддержку малого бизнеса, Индия, которая долгое время считалась одной из беднейших стран мира, сумела всего за 12 лет перевести из бедноты в класс собственников порядка 12 процентов своего населения. В абсолютных цифрах — это все население Российской Федерации. Вот вам хороший пример того, как нужно бороться с бедностью и развивать социально­экономические программы.