Директор-Инфо №27'2004
Директор-Инфо №27'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Инвестиции в готовый бизнес (8–14 июля 2004 года)

Вадим Самсонов

Впрочем, объясняется все это не каким­то неожиданным улучшением конъюнктуры, а тем, что на рынке доминируют мелкие фирмы, предоставляющие широкие возможности для инвесторов, готовых вложить в покупку предприятия до 100 тыс. долл.

Малый бизнес для инвестора

Инвесторы в отличие от продавцов бизнеса сохранили свою рыночную активность — ежедневно на рынок поступает до 50 новых предложений о покупке бизнеса. Впрочем, потенциальных покупателей крупных предприятий стало заметно меньше. Исключение — ресторанный бизнес. Средняя сумма, которую участники рынка готового бизнеса готовы инвестировать в предприятие общепита, превысила 1 млн долл.

Наибольший интерес у инвесторов в рассматриваемый период вызывали небольшие торговые компании, прежде всего магазины одежды (средний размер планируемых инвестиций в покупку такого бизнеса был равен 45 тыс. долл.) и ювелирные магазины (инвестиции — от 150 тыс. долл.). Следом за ними шли небольшие кондитерские (от 90 тыс. долл.) и колбасные (от 70 тыс. долл.) производства. Третью позицию в рейтинге приоритетов инвесторов заняли пункты обмена валюты — достаточно неожиданно с учетом очередного витка нестабильности, связанной с отечественной банковской сферой.

Рекомендация инвестору

При покупке кондитерского производства желательно подобрать прибыльный бизнес, имеющий свободные площади и определенный объем (35–40%) недоиспользования производственных мощностей. Дело в том, что большинство небольших кондитерских компаний достаточно уверенно чувствует себя на рынке, наращивает объемы производства. В большинстве случаев через 1–1,5 года после покупки бизнеса инвестор сталкивается с проблемой поиска дополнительных площадей и закупки оборудования — это требует значительных затрат. Один из парадоксов рынка: для покупателя иногда оказывается более выгодным вкладывать средства в недостаточно эффективный бизнес.

На четвертое место по критерию спроса оказались оттеснены туристические агентства, ранее бывшие наиболее популярными предприятиями сферы услуг. Впрочем, сформировавшаяся ранее очередь заявок от приобретателей позволяет достаточно быстро продавать практически любые прибыльные турфирмы.

Рекомендация инвестору

Во второй половине лета оптимальными объектами для инвестирования в турбизнес выступают компании, специализирующиеся на индивидуальном туризме — для них сезонные колебания прибыли играют меньшую роль, чем для аналогов занимающихся массовыми направлениями. Кроме того, приобретателям стоит обратить внимание на фирмы, работающие в сфере образовательного туризма.

Кроме туристических фирм на продажу в рассматриваемый период было выставлено достаточно много других предприятий, относящихся к сфере услуг: салоны красоты (от 40 тыс. долл.), юридические фирмы (от 15 тыс. долл.), агентства недвижимости (от 20 тыс. долл.). Наиболее интересным предложением можно назвать сеть салонов бытового проката, стоимость которой составляет 300 тыс. долл. Такие компании давно вызывали интерес у инвесторов, но данный бизнес оказался первым, соответствующим большинству покупательских запросов.

На рынке появилось и достаточно много небольших магазинов — как обычно, доминировали фирмы, занимающиеся розничной продажей продуктов питания. Кроме того, о поиске инвестора заявляют продавцы детской одежды и строительных материалов. Оптовых торговых компаний в рассматриваемое время практически не продавалось.

Петербургский «бум»

Если на московском рынке готового бизнеса число предложений продолжает сокращаться, то в регионах ситуация обратная — количество выставленных на продажу бизнесов по сравнению с первой неделей июля несколько увеличилось. При этом 75% всех региональных компаний, собственники которых заявили о поиске инвестора, располагается в Санкт­Петербурге и Ленинградской области. На рынке готового бизнеса этих субъектов РФ вообще наметился настоящий бум — спрос на действующие предприятия в несколько раз превосходит предложение, еженедельно собственников меняют не менее 20 компаний.

Причина, по которой петербургский «бум» пришелся именно на лето, заключается в том, что на сферу купли­продажи, слияний и поглощений малых и средних компаний наконец­то обратили внимание региональные СМИ. На собственников предприятий и инвесторов обрушился поток информации о возможностях отчуждения фирмы на открытом рынке, о том, что успешно могут продаваться даже предприятия, работающие на арендованных площадях и не имеющие дорогостоящих активов. Это привело к появлению большого числа предложений о продаже, что в свою очередь повлияло на рост спроса.

Наибольший интерес у петербургских инвесторов сейчас вызывают предприятия сферы услуг — спрос на производственные компании находится на сравнительно низком уровне.

Рекомендация инвестору

Бизнесы Санкт­Петербурга до сих пор в достаточной степени недооценены — многие прибыльные компании продаются по цене коммерческой недвижимости. Благодаря этому вложение средств в их покупку характеризуется высокой доходностью (в среднем, 65% годовых). Кроме того, большую отдачу можно получить за счет последующей перепродажи предприятий. Скорее всего, такая ситуация сохранится до конца 2004 года — петербургские цены постепенно выходят на один уровень с московскими.

Еще один фактор роста петербургского рынка — активная политика местных бизнес­брокерских компаний. В Москве на рынке четко определился лидер и несколько фирм — претенденты на ведущие позиции в сфере сопровождения сделок с малыми и средними предприятиями. Большинство московских бизнес­брокеров просто не нуждаются в интеграции, имея достаточный портфель заказов. В Санкт­Петербурге игроки рынка готового бизнеса находятся в более или менее равном положении, заинтересованы в совместном продвижении самой категории услуг бизнес­брокера.

Среди значимых факторов роста петербургского рынка можно также выделить активизацию региональных холдингов, которые проводят политику освобождения от своих непрофильных активов. В ближайшее время на продажу будет выставлено несколько предприятий, занимающих сильные позиции на различных локальных рынках. К сожалению, пока ничего нельзя сказать о названиях этих фирм — скорее всего, их продажа будет осуществляться в условиях повышенной конфиденциальности. Можно лишь отметить, что несколько продаваемых компаний имеют отношение к автомобильной промышленности.

Среди последних предложений о продаже бизнеса, поступивших из Санкт­Петербурга, можно выделить мясной цех (70 тыс. долл.), пивоварню (140 тыс. долл.), несколько фотомагазинов (от 50 тыс. долл.), ряд салонов красоты (от 15 тыс. долл.) и автотранспортных предприятий (от 180 тыс. долл.), кафе (от 40 тыс. долл.) и ресторанов (от 600 тыс. долл.). Пожалуй, наиболее дефицитным товаром на петербургском рынке готового бизнеса выступают туристические фирмы, практически не предлагаемые инвесторам, а также рекламные компании, спрос на которые продолжает расти во всех регионах России.

Правда, подходящее предложение за рассматриваемый период пришло только одно — оно поступило из Мурманска (20 тыс. долл.). Среди прочих региональных бизнесов, выставленных на продажу между 8 и 14 июля, можно выделить развлекательный комплекс (Пермь, 1,7 млн долл.), лесоперерабатывающее предприятие (Тульская область, 1,2 млн долл.), кирпичный завод (2 млн долл.), маслоцех (400 тыс. долл.), расположенные в Краснодарском крае, целый ряд небольших магазинов в Ярославской области (от 15 тыс. долл.).

Региональные разочарования

Несколько разочаровал региональный ресторанный бизнес — на продажу было выставлено более 10 разнообразных ресторанов и кафе в курортной зоне Краснодарского края, но здесь, во­первых, преобладают небольшие компании, стоимостью 50–170 тыс. долл., а во­вторых, очевидно завышена цена большинства предложений. Так, ресторан, работающий на собственных площадях (быстровозводимое сооружение), пытаются продать за пятилетнюю прибыль фирмы. По нашему опыту, для привлечения внимания инвесторов цену придется снизить почти вдвое.

Рекомендация инвестору

Большинство ресторанов, расположенных в курортных зонах, подвержены сезонности — в зимний период их прибыль значительно снижается. Соответственно, такие компании лучше всего покупать весной, когда их стоимость будет минимальной. При таком подходе инвестор сразу же после приобретения фирмы сможет подготовиться к летнему сезону и получить в это время повышенную прибыль.

Сократился поток предложений, поступающий из Поволжья — Нижегородской и Самарской областей, а также из Татарстана. Эти регионы традиционно хорошо представлены на рынке готового бизнеса. Очевидно, местные бизнес­брокеры не смогли поддержать достаточный уровень предложений во время сезона отпусков. А вот продавцы компаний из стран СНГ, похоже, отдыхать не собираются. Казахстан предложил вниманию российских инвесторов несколько крупных магазинов (от 200 тыс. долл.), завод по сушке овощей и ягод (550 тыс. долл.), фармацевтическую компанию (350 тыс. долл.). На Украине нашим предпринимателям предлагают вложить средства в приобретение цементного завода (1 млн долл.), птицефабрики (1,4 млн долл.), домов отдыха (от 90 тыс. долл.), ресторанов (от 300 тыс. долл.) и торговых центров (от 450 тыс. долл.). Из Белоруссии предложений сейчас практически не поступает, но заявки на покупку бизнесов в этой стране уже есть.