Директор-Инфо №25'2004
Директор-Инфо №25'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Art Basel: международная ярмарка искусства

Егор Молчанов

Разные по уровню и качеству, они проводятся в Западной Европе и США. Не ограничиваемые рамками известного музейного консерватизма и академизма, галеристы намного более свободны в своих действиях. Искусство, представленное на таких выставках в самых неожиданных сочетаниях отдельных произведений и целых течений, способствует повышению в обществе художественного интереса, открывает новые имена, представляет современные направления. Не следует забывать, что такие выставки вывели на художественный рынок целый ряд неизвестных работ, долгие годы хранящихся в коллекциях семей признанных мастеров.

Мировой рынок искусства развивается с каждым днем. Тенденции там формируют аукционы уровня Sotheby’s или Christie’s и международные выставки «Арт Базель» (Art Basel), «Арт Кельн» (Art Cologne), FIAC, TEFAF Maastricht. Аукционные продажи влияют на уровень цен, а выставки выделяют наиболее интересных (и/или модных) художников, и порой в экспозициях появляются весьма редкие работы.

Одной из самых старых и крупных ярмарок в мире считается «Арт Кельн» (Германия). Участники выставки, среди которых есть и русские галереи, отмечают интересную особенность: все ждут ярмарки, но не для того, чтобы просто прийти и осмотреть экспозицию, а чтобы купить. Большой объем сделок, пожалуй, выделяет «Арт Кельн» из общего ряда художественных ярмарок. Не менее важной особенностью является и многонациональность участников выставки, которая достигается известной снисходительностью отборочной комиссии к качеству работ, представляемых участниками.

На одной из самых престижных международных выставок Maastricht (Голландия), прошедшей в марте 2004 года общая стоимость картин оценивалась на уровне от 500 миллионов до одного миллиарда долларов. Такими показателями может похвастаться далеко не каждая международная выставка­ярмарка, при этом стоит отметить, что около 75% участников (из почти 200 галерей) представляли страну­организатора — Голландию. Остальные 25% пришлись в основном на долю галеристов из Германии и США. Не обошли вниманием ярмарку и такие крупные игроки рынка искусства, как London’s Richard Green Gallery — одна из самых крупных галерей Англии, Paris B.B. Steinitz1, и др.

Общая площадь выставки составила 27 тысяч квадратных метров и была распределена следующим образом: половина пространства была отведена под антиквариат и классическое искусство, четверть — под рисунки, литографии, фотографии, а на оставшейся части экспонировалось современное искусство.

Принять участие в выставке­ярмарке такого уровня весьма не просто. Одна из самых труднодоступных — американская ярмарка Armory Show: заявки рассматривает суровая отборочная комиссия, состоящая из лучших нью­йоркских критиков.

Среди других международных выставок, интересных для поклонников искусства, следует отметить «АРТБерлин» (Германия) и ARCO (Испания, Мадрид).

Швейцарский…

…банк, сыр, шоколад, горнолыжный курорт… Каждый выбирает то, что ему ближе. Некоторые предпочитают блеснуть в обществе изящными часами знаменитой швейцарской марки.

Но есть событие, участие в котором не менее престижно, чем наличие счета в швейцарском банке или часы Tissot на руке. Это международная выставка­ярмарка искусства «Арт Базель» (Art Basel), проходящая в старинном Базеле ежегодно вот уже 35 лет. Экспозиция размещается в двух специально построенных для нее зданиях2. Это своеобразная Мекка для поклонников современного искусства со всего света — «самый прекрасный временный музей мира»; «Олимпиада в мире искусства» (New York Times), «искусство в своей лучшей форме» (Frankfurter Allgemeine Zeitung).

В этом году главная ярмарка современного искусства длилась с 16 по 21 июня, и вниманию посетителей были представлены более 5 тысяч произведений, созданных 1500 художниками. А количество коллекционеров, художников, кураторов, журналистов и любителей искусства перевалило за двести тысяч. Очень неплохой показатель для выставки искусства, и большое событие для маленького городка Базель.

Ежегодных международных выставок искусства XX–XXI веков такого уровня всего три: в Базеле, в Кельне и в Голландии. Самой престижной из них является Art Basel, наиболее полно отражающая современное состояние рынка произведений искусства. Репутацию ведущей выставки она завоевала, отбирая в свои экспозиции лучших из лучших. С каждым годом увеличивается количество мест на выставке — если на Art Basel — 34 было 250 мест, то на Art Basel — 35 их количество возросло до 270, притом что число заявок по сравнению с предыдущим годом уменьшилось с 930 до 850. Это связано с тем, что не все галереи способны оплатить участие в выставке3. Стоит отметить, что из 270 участников Art Basel 200 входят в список лучших коллекционеров мира по версии американского журнала Art News. В этом году места распределились следующим образом: 58 галерей из США, 54 — из Германии, 37 — из Швейцарии, 22 — из Франции, 20 — из Великобритании и 18 — из Италии. Посетителям были представлены важнейшие художественные направления в искусстве XX–XXI веков: живопись, скульптура, графика, фотоарт, видео и мультимедиа. Тем самым в пределах одной выставки можно было полюбоваться не только шедеврами известных мастеров, но и экспериментальными изысками современных художников.

Важной особенностью Art Basel является возможность не только увидеть произведения искусства, но и приобрести любое из них. Правда, все цены установлены на 30–40% выше, чем на аукционах или в обычной жизни. Организаторы объясняют это так: «Все лучшее должно стоить соответствующе».

Таким образом, многие галереи стремятся к участию на международной выставке Art Basel потому, что это не только престижно, но и весьма коммерчески выгодно.

Даже если галеристы в состоянии оплатить участие в ярмарке, им приходится пройти через жесткий отбор арт­комитета. «Выживают» достойнейшие.

Число членов арт­комитета, авторитетнейших экспертов, изменялось несколько раз: двенадцать человек не находили общего языка, а четыре человека не могли объективно оценить все работы, поэтому остановились на семи. Некоторые из них также являются участниками ярмарки. Например, Виктор Гислер, владелец галереи «May 36» и вместе с тем уже 13 лет работающий в составе арт­комитета. Он говорит, что «члены комитета — лучшие профессионалы своего дела. Они постоянные посетители всех выставок, и не только международных. Они должны быть информированы о состоянии рынка искусства лучше всех, потому что это их работа. Но посетить одному человеку все выставки мира невозможно, поэтому члены арт­комитета часто встречаются и обмениваются мнениями о прошедших выставках».

Процесс принятия решения об участии той или иной галереи в выставке состоит из нескольких этапов: галеристы, желающие принять участие в Art Basel, присылают заявки, которые рассматриваются членами арт­комитета. Некоторые галереи заранее имеют преимущество перед другими претендентами, обусловленное многолетним участием в выставке или поддержкой известного дилера. Но все члены арт­комитета, включая Виктора Гислера и Сэмюэля Келлера, последние четыре года возглавляющего Art Basel, подчеркивают, что основным критерием отбора является не взнос, который могут заплатить участники, а качество. То есть, даже если претендент способен заплатить взнос и организаторы могут на этой галерее заработать больше, чем на другой, но представленные работы — очень слабого уровня, то, скорее всего, в участии этой галерее будет отказано. Сэмюэль Келлер подчеркивает: «Очень важно обеспечение многонациональности мероприятия, и поэтому в последнее время мы стараемся сотрудничать с Восточной Европой, хотя больше всего участников из Америки и Германии. В последние три года появились участники из Польши и даже из Африки. Не знаю, насколько нашу ярмарку можно назвать популярной, но то, что она колоритна, — это точно».

Неизвестно, подавали ли заявки на участие в выставке наши соотечественники, но в числе участников ни одной галереи из России не было. Арт­комитет это связывает с отсутствием рынка произведений искусства в России. Бесспорно, у России богатые традиции и великолепная школа, но есть причины, пока не позволяющие русским галереям участвовать в Art Basel. Есть, конечно, ярмарки, куда можно попасть и без отборочной комиссии — «Арт­Стокгольм», «Арт­Копенгаген», — но и котируются они гораздо ниже. Возможно, в будущем, при регулярном проведении выставок уровня «Салона изящных искусств» (Галерея искусств Зураба Церетели, июнь 2004 года), появлении в галереях действительно стоящих работ русских художников и развитии современной русской художественной школы, мы увидим на Art Basel представителей из России. На данный момент наиболее интересные работы русских художников находятся в семьях их потомков или у частных коллекционеров. К тому же артбизнес еще нигде не приносил прибыль сразу, тот же Art Basel начал окупаться только на восьмой год существования.

Каждый год на выставке происходят изменения. Организаторы постоянно меняют список галерей­участниц и предлагают вниманию посетителей новые проекты. К тридцать пятому форуму количество разделов в выставке достигло семи:

  • Арт Галереи;
  • Арт Издательства;
  • Арт Высказывания;
  • Арт Журналы;
  • Арт Unlimited;
  • Арт Фильм;
  • Арт Banking.

Арт Галереи. Это «главные виновники» выставки­ярмарки, способные представить работы, за которые коллекционеры готовы выложить миллионы долларов. Именно эти галереи создают настроение на выставке. Традиционно на Art Basel экспонируются большие коллекции конструктивистов, сюрреалистов, экспрессионистов и неоавангардистов.

Выше уже упоминалось, что основные участники — галереи из Америки и Германии. Среди американских и канадских галерей хотелось бы выделить Marlborough (Бэкон, Пикассо, Готлиб), Leonard Hutton Galeries, Acquavella (Пикассо, Миро, Клее, Матисс), Landau (Кандинский, Магритт, Шагал, Модильяни). Не один год участвуют в Art Basel и немецкие галереи: Gmurzynska (представлены самые известные русские художники ХХ века), в пятый раз приехала в Базель галерея Meyer Riegger, а также Jablonka, Stolz, Nagel и одна из самых известных немецких галерей — Thomas (предлагающая работы классиков немецкой школы — Пехштейна, Кирхнера, Бэкманна). Из Германии и США в Базель приезжают известнейшие коллекционеры. Для них, а также для представителей музеев организаторы выставки 21 июня провели «день закрытых дверей», на который допускались только посетители, приглашенные или экспонентами, или организаторами ярмарки.

Новый раздел — Арт Высказывания4. Каждый день в период проведения выставки в специально созданном для этого павильоне (Bvlgari­Pavillion) собираются известные художники, скульпторы, коллекционеры, представители галерей, директора музеев, спонсоры. Этот безусловно нужный проект помогает преодолевать противоречия между участниками художественного процесса и способствует развитию рынка искусства.

Раздел Арт Журналы представляет издания, специализирующиеся в области искусства. Таковых на Art Basel — 35 было около семидесяти пяти. Каждое из них регулярно выпускается в своей стране, а некоторые даже в нескольких странах.

Вложения в современное искусство оправданны, несмотря на рискованность. Цены на модных современных художников, уровня Томаса Штрута, вырастают за 2–3 года на 200–300%. С другой стороны, вложения в современное искусство могут обернуться полным провалом: общество не оценит творчество художника, и все его работы резко упадут в цене. Хотя известна печальная закономерность — цена произведения начинает расти только после смерти его создателя.

Выставка подтвердила особенность мирового рынка искусства последних лет — непрерывный рост цен. Если раньше значительно повышались в стоимости только работы, написанные маслом, то теперь набирают ценовые обороты и графика, и литографии. Если пару лет назад литографии Марка Шагала стоили 3–5 тысяч долларов, то на выставке цены некоторых из них достигали 20–30 тысяч. Работы Явленского и Кандинского предлагались за несколько миллионов долларов. Графический рисунок Малевича размером с пачку сигарет, представленный галереей Gmurzynska, стоил около 300 тысяч долларов. Невероятно даже для такого имени. Спрогнозировать, когда остановится рост цен, практически невозможно, но то, что более выгодных инвестиций, чем искусство, сейчас мало — это факт.

Отдельного внимания заслуживает особый раздел Art Basel — Арт Unlimited. Зал Art Unlimited («Искусство без границ») предлагает художникам и владельцам галерей площадь для работ, которые «не вписываются» в традиционные критерии выставочных залов, чаще всего устанавливаемые галереями или музеями. Впервые этот раздел был открыт 4 года назад и за короткий срок завоевал симпатии постоянных участников и посетителей ярмарки. Аrt Unlimited настолько масштабен и необычен, что организаторы не рискнули устраивать его в одном здании с остальными разделами.

Охватить весь раздел одним взглядом можно, только поднявшись на деревянный мостик, протянутый от одного угла огромного здания, похожего на ангар, к другому (правда, вы сможете увидеть только маленькие крупицы каждого проекта). Аrt Unlimited во многом состоит из очень масштабных произведений: многометровых картин, многоэтажных скульптур.

Например, один из проектов представлял собой лабиринт, при входе в который посетителям выдавались фонарики. Очередь в этот лабиринт была длинная. Вообще желающих посмотреть необычное искусство было много, поэтому зачастую посетителям приходилось ждать. Открывала проект комната с четырьмя кроватями, на которых лежали телевизоры, слегка прикрытые одеялами. За этой комнатой начинался настоящий лабиринт, на стенах которого изображены сюрреалистичные фигуры и знаки. Лабиринт совсем неожиданно для зрителя, увлеченного разглядыванием стен, заканчивался тупиком…

Другой проект воплощала девушка в зеленом платье и зеленых сапожках. Ее необычный грим оттеняли зеленые серьги. Девушка странной походкой перемещалась по павильону... Непонятно, но трогательно!

Рассказывая о Art Basel, нельзя не сказать о ее двойнике, или, как еще называют эту выставку, «сестре Art Basel». Речь идет о Art Basel Miami Beach. Данное арт­шоу задумывалось для привлечения внимания публики к культурным событиям в США и странах Южной Америки. В прошлом декабре Art Basel Miami Beach подтвердила репутацию ведущей выставки искусства на американском континенте. Высокое качество работ, огромное количество знаменитостей, повышенное внимание со стороны прессы и прекрасное настроение превращают интернациональную выставку в праздник для ценителей искусства. Следующая Art Basel Miami Beach пройдет с 2 по 5 декабря 2004 года. В ней примут участие 175 ведущих галерей из Северной и Латинской Америки, Европы, Азии и Африки. У выставки есть свое лицо — искусство XXI века. Конечно, «сестре Art Basel» приходится равняться по качеству работ на свою знаменитую «родственницу». Наравне с работами уже признанных современных художников в специальном секторе Арт Нова можно увидеть творения юных талантов. Молодое поколение художников представляет на суд публике в секторе Art Statements свои произведения. Но Art Basel Miami Beach не ограничивается выставочными залами. Недалеко от места проведения выставки­ярмарки, прямо на пляже, в контейнерах, переоборудованных в выставочные залы, выставляют свои работы молодые Cutting­Edge­Galerien (Art Positions). Это даже не галереи, а маленькие творческие студии, которые тоже хотят показать публике свои произведения. Вообще по сравнению с Art Basel разделов в Art Basel Miami Beach намного больше: Арт Проекты, Арт Видео, Арт Любовь, Арт Деко, Арт Нова и т.д. В программу выставки входят организация посещения музеев и частных коллекций, дискуссий и вечеринок. На Art Basel Miami Beach — 2004 организаторы планируют устроить даже показ мод, музыкальную и видео­программу с приглашением известных певцов и кинозвезд. Все желающие приглашаются на главное зимнее событие в мире искусства. Проблема только одна: получить визу в Америку.

Почему русские галереи все же пытаются попасть на эти выставки, если туда так сложно пробиться? Основная причина носит не коммерческий характер5: это престиж, возможность выйти на мировой рынок произведений искусства, прорекламировать русское искусство. На мировом рынке искусства бытует мнение, что есть мировой процесс, а есть русский. И они мало связаны между собой. В России есть и свои выставки — «Арт Манеж» и «Арт Москва», но до уровня международных выставок им еще расти и расти.

 


1 Специализирующаяся на живописи XVII–XVIII вв. Возврат

2 1950 — Х. Хоффманн, 1999 — Т. Холц. Возврат

3 Для тех, кто не может выложить кругленькую сумму за свое представительство в экспозиции, а зачастую это молодые, только что появившиеся галереи, существует параллельная выставка Liste, расположенная рядом. В этом году она прошла уже в восьмой раз. Возврат

4 Совместный проект Art Basel и Bvlgari, нацеленный на рассмотрение и решение текущих проблем в искусстве. Возврат

5 Директор одной из ведущих российских галерей говорит: «Продать дороже, чем в России, мне вряд ли где удастся. Найти покупателей на цену, которую устанавливаю я, мне проще в России, чем где­нибудь за рубежом». Возврат