Директор-Инфо №22'2004
Директор-Инфо №22'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Американский автомобиль с немецким «сердцем»

Олег Татарников

Это была другая планета, где машина олицетворяла свободу! Авто там есть почти у каждого, и уровень благосостояния определяется по его марке и новизне, а признание в неумении водить автомобиль вызывает у окружающих оторопь и участливое сострадание, как к убогому, признавшемуся в неумении читать. Это страна, где «Моя первая машина» — стандартная тема сочинения в американских колледжах, а самая большая проблема в старости — смириться с тем, что никогда больше не сядешь за руль, чтобы не подвергать себя и других опасности из­за замедленной реакции и забывчивости. Автомашины в США имеют 4/5 всех семей. Благодаря автомобилю американцы — самая подвижная нация в мире. Там люди не боятся расстояний и на протяжении жизни переезжают с места на место в 13 раз чаще, чем жители других стран.

Однако железный занавес упал, и с годами американская мечта потускнела. И голливудские боевики приелись, и «левайсы» уже не в моде, и хайвэи на поверку оказались не такими уж ровными, а перекусить уже можно не только в Макдональдсе...

На смену одним автомобильным мифам пришли другие: что традиционные американские линкоры автострад — это по­прежнему огромные, прожорливые и при этом крайне ненадежные машины. Словно Америка застыла в своем развитии в тех далеких годах советского мифотворчества.

А в заокеанском автомобилестроении давно уже преобладают новые тенденции, и современный автомобиль объединяет американский дух свободы с европейской динамикой и экономичностью. Наиболее характерными примерами обновленного имиджа американских автомобилей могут служить последние модели одного из членов «Большой тройки» американских производителей — компании Chrysler Group которая после слияния с DaimlerBenz только номинально входит в число американских компаний, но уже воочию демонстрирует немецкие подходы в конструкции автомобилей (Chrysler также владеет марками Jeep и Dodge).

Так, например, новые модели имеют европейскую пятиступенчатую АКПП, рулевое управление, переднюю и заднюю подвески, задний дифференциал и электронные системы управления. До последнего времени автомобили Chrysler сохраняли американские двигатели — это, как правило, моторы большого объема, вплоть до восьмицилиндрового гиганта серии Hemi, рабочим объемом 5,7 литра, который устанавливается и на полноразмерные пикапы Dodge Ram. Вскоре, возможно, и многие двигатели на моделях Chrysler станут немецкими — германское подразделение автомобильного альянса DaimlerChrysler выразило готовность начать поставки силовых агрегатов от Mercedes­Benz для установки их на флагманские модели полноразмерных седанов марки Chrysler.

Стоит отметить, что, объявив о намерении «поделиться» своими двигателями, немцы нарушили собственный принцип, которого придерживались прежде. На самом деле, менеджеры Mercedes­Benz всерьез опасались, что такой шаг может нанести непоправимый ущерб их марке: потребитель не станет «платить за качество Mercedes», если получит аналогичное, приобретая более дешевый Chrysler.

Как бы там ни было, но сегодня Chrysler готовит к выпуску новое поколение полноразмерных седанов, и оснащение их двигателями от Mercedes­Benz, как считают в альянсе, должно значительно повысить конкурентоспособность американских моделей.

Имя Chrysler в Европе прочно ассоциируется с внедорожниками, в основном благодаря подразделению Jeep, которое производит популярные у нас Cherokee и Grand Cherokee. На них сегодня существует устойчивый спрос, и в России уже сложился круг автовладельцев, которые не признают других марок. С легковыми моделями у нас сложнее — ну, разве что на маленьком Chrysler Neon у нас ездит ГИБДД Московской области, на Chrysler 300М — немногочисленные поклонники экстравагантных форм, а Chrysler Sebring предпочитают сторонники купе и кабриолетов.

Так или иначе, но все новинки по­прежнему имеют ярко выраженные американские черты и в конструкции, и во внешнем оформлении. В данном случае такой подход уже нельзя назвать традиционным, но благодаря отдельным деталям и пропорциям автомобилей Chrysler, они до сих пор считаются «стопроцентными» американцами.

Хорошего автомобиля должно быть много!

Что такое американский автомобиль (пусть даже с немецким «сердцем»), и чем он отличается от «нашего» легко понять, просто посмотрев на принятую в этих странах классификацию. Помните, как классифицируются автомобили в нашей стране? Основной критерий — рабочий объем двигателя. «Большими» у нас считаются автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 3500 куб. см, «средними» — от 1900 до 3500 куб. см («Волга»), «малыми» — от 1300 до 1800 куб. см (большинство изделий компании «АвтоВАЗ») и, наконец, «особо малыми» считаются машины с объемом двигателя менее 1200 куб. см («Ока»).

У американцев же «большими» считаются автомобили свыше 3400, но не кубических сантиметров, а литров в объеме полезной вместимости!

А «вместимость» учитывает размеры салона и багажного отделения и в зависимости от этого полезного объема автомобили разбиты на пять классов. Таким образом, наш самый большой автомобиль легко может попасть в американские «субкомпакты», если его конструкторы не проявили должной заботы о водителе и пассажирах.

Если сравнить американскую классификацию с европейской, то, пожалуй, класс «А» можно будет использовать лишь как косметичку или барсетку средних размеров. Класс «B» сойдет в качестве сумки для продуктовых магазинов; класс «C» приобретут самые прижимистые для коротких перемещений по городу. И только автомобили класса «D» сойдут за что­то среднее между американским Compact и Mid­size и сгодятся в качестве обычной машины для повседневного использования.

Естественно, что большие американские автомобили, которые скромно называются там «полноразмерными» (full­size) приведут в ужас любого европейца и обрадуют только владельцев АЗС.

Безусловно, американские традиции постепенно меняются. И во многом, кстати, благодаря целенаправленной пропаганде и специальной государственной политике, вынуждающей американских производителей выпускать компактные и экономичные автомобили. Так, например, американскими законами прямо устанавливается минимальный по производственной программе компаний средний расход топлива выпускаемых моделей. Поэтому, наряду с традиционно большими машинами высокого класса, производители вынуждены выпускать маленькие экономичные модели. Но автомобиль для американцев — второй дом, который должен вселять чувство уверенности, защищенности и благополучия, поэтому практически все компактные модели там убыточны, а автомобили с двигателями рабочим объемом до 2000 куб. см практически не пользуются спросом. Тем не менее для поддержания баланса по расходу топлива или, иными словами, «чтобы сохранять среднюю температуру по больнице», американские производители вынуждены выводить на рынок, развивать и совершенствовать целый ряд компактных моделей, причем их доля доходит до 20%. Понятно, что на этом рынке (даже таком ограниченном, как в США) американцам приходится крайне трудно, поскольку конкуренция с «японцами» и «корейцами» слишком высока, и брать они могут только низкой ценой и патриотизмом. Другое дело — пикапы, внедорожники и большие комфортабельные седаны. Здесь, напротив, конкурировать с американцами крайне сложно, и недаром компания DaimlerBenz посчитала, что укрепит позиции на своем любимом рынке комфортабельных автомобилей путем приобретения именно американского производителя.

Никакой другой автомобиль не дает такого чувства спокойствия и надежности, как американский. Поэтому он определенно заинтересует поклонников добротного окружения, когда просторный и вместительный салон с большим количеством подстаканников важнее, чем огромное число непонятных простому обывателю приборов, жидкокристаллических дисплеев и сенсоров управления климатической установкой.

В машине может не быть тахометра, но в каждом козырьке от солнца обязательно присутствует зеркальце с подсветкой, которая к тому же меняет яркость. Американцы, похоже, уже не мыслят себе машину без автоматической коробки передач и «круиз­контроля». Кроме того, страсть к большим автомобилям в США распространяется не только на количество подстаканников и монетниц, но и на магнитолы, которые имеют высоту 105 мм (или, как говорят, «двойную»).

Несколько смещенный вперед салон (по традиции стиля cab forward) на достаточно длинной колесной базе, придает американскому автомобилю оригинальный, легко узнаваемый внешний вид и обеспечивает большую вместительность и комфорт. Однако в таком кузове сильно наклоненные передние стойки и скошенное лобовое стекло отнюдь не улучшают обзор. Автомобили, построенные по такому принципу, столь же красивы, сколь неудобны при маневрировании в стесненных городских условиях.

Другое дело — поездки на дальние расстояния. Посадка за рулем несколько «расслаблена»: передние кресла, как правило, не имеют ярко выраженной боковой поддержки. Зато тем, кто предпочитает комфорт, а не скоростное маневрирование, посадочные места, напротив, придутся по вкусу. Машина, возможно, и не показывает чудеса при разгоне, но высокая скорость в ней совершенно не ощущается. А это значит, что водитель не будет утомляться в пути, ибо, как известно, чем комфортабельнее автомобиль, тем меньше неудобств он доставляет водителю и пассажирам во время движения, и тем выше, как следствие, оказывается его средняя скорость.

Традиционно считается, что американские автомобили хорошо ведут себя только на прямолинейной трассе с хорошим покрытием, а на плохой дороге все портит «жидкая» подвеска, которая заставляет кузов «плясать» при каждом удобном случае.

Однако, вопреки расхожему мнению, не все дороги в Америке одинаковы. Поэтому подвески, как правило, надежны и остаются очень комфортными на любых покрытиях. Кроме того, на всех машинах, которые поставлялись в Европу, стоят так называемые handling package, то есть дополнения, улучшающие управляемость.

Так, например, Chrysler 300М изначально делался для европейского рынка, и подвеска на нем совсем не американская. При движении по небольшим выбоинам или трещинам на асфальте она довольно ощутимо, совсем «по­европейски» отрабатывает неровности, сохраняя комфорт водителя и пассажиров. Лишены «американских недостатков» и подвески моделей Chrysler Sebring — «младшего брата» Chrysler 300M, широко представленного на европейском рынке. В общем, во всех современных моделях Chrysler Group чувствуется влияние DaimlerBenz:подвески, которые подверглись серьезной модификации и дополнительной настройке, теперь вполне по­европейски держат дорогу и приемлемо кренятся в любой связке поворотов. Сказывается и переход фирмы Chrysler на двухрычажную подвеску впереди и многорычажную сзади. В результате получилась отлично сбалансированная между комфортом и управляемостью подвеска.

Для наших дорог нужно обязательно ставить защиту (закрыть картер двигателя и поддон АКПП), а зимой, когда много снега, мощный мотор и вовсе может сыграть с водителем злую шутку: при парковке, особенно на тяжелой заднеприводной машине со значительными передним и задним свесами, можно легко застрять в сугробе.

Что касается рулевого управления, то американцам всегда было наплевать на какую бы то ни было «обратную связь» и чувствительность, поэтому рулевое управление в заокеанских моделях, как правило, очень легкое. Однако рассказы об отвратительной управляемости «американцев» сегодня отошли в далекое прошлое — не только Chrysler, но и другие заокеанские производители достигли в этой области значительных успехов! Конечно, старые привычки можно уловить и в новых моделях — ощущаются значительные крены в поворотах, все еще недостаточна информативность рулевого управления, но сравнивать эти машины с «диванами на колесах» уже нельзя! Крупные фары, массивная металлическая решетка радиатора, монументальные очертания и т. д. — все это, конечно, признаки и атрибуты «больших американцев» 1930–40­х годов, но они время от времени возвращаются и на современные автомобили, трансформируясь сообразно технике и духу сегодняшнего дня.

И, наконец, разумная цена — традиционный козырь американских автомобилей. Если раньше вместе со скидкой покупатель получал набор потребительских качеств характерный для США, но, возможно, несколько сомнительный для Европы, то теперь все иначе. Американцы перенимают все лучшее и у европейцев, и у японцев, и помимо броского дизайна готовы предложить покупателю сегодня кое­что еще.

Вдохновленные последними версиями известных моделей Jeep — Cherokee и Grand Cherokee, а также популярнейшим Chrysler PT Cruiser, европейцы стали более благосклонно относиться к продукции заокеанских автомобилестроителей.

В секторе комфортабельных седанов Chrysler на европейском рынке до недавнего времени был представлен моделью Chrysler 300М, но ее сняли с производства, и теперь ожидается появление преемника — Chrysler 300С. Пока же большинство ценителей этой марки обращает внимание на Chrysler Sebring. Все это типичные американцы, но от модели к модели все более отчетливо проявляются европейские черты.

Премьера серийных образцов двух новинок компании Chrysler — седана Chrysler 300C и универсала Dodge Magnum — состоялась в Нью­Йорке незаметно. Новинки отличаются от своих концептуальных вариантов меньшим размером колесных дисков и более скромным присутствием хрома во внешней отделке.

В основе новых моделей находится заднеприводная платформа LX. Гамма моторов начинается с 200­сильного 2,7­литрового V6 и заканчивается 5,7­литровым Hemi V­8 (340 л. с.). В стандартную комплектацию вошли пятиступенчатый «автомат» AutoStick, ABS и система курсовой стабилизации (ESP). За отдельную плату Dodge Magnum может быть оборудован полным приводом. В рамках унификации внутри DaimlerChrysler платформа LX получила 20% компонентов от немецкой линейки Mercedes­Benz — это и элементы ходовой части, и бортовая электрика, и модули сидений. Хотя представители немецкой компании и не любят афишировать сотрудничество в этой сфере, но от унификации никуда не деться — снижать производственные затраты в рамках альянса необходимо.

Переднеприводный седан класса люкс Chrysler Sebring в отличие от солидного и тяжеловесного Chrysler 300M легок и спортивен, но по­прежнему удовлетворяет самым жестким европейским требованиям по уровню комфорта и безопасности. На автомобиль устанавливается двигатель V6, объемом 2,7 или 3,5 литра, мощностью 150 и 254 л. с. соответственно. Вместе с моторами устанавливается 4­ступенчатая автоматическая коробка передач.

Американцы всегда гордились тем, что в их автомобилях при отделке интерьера применяется много дорогих и качественных материалов: кожа, дерево и т. д. Это было реальным поводом для того, чтобы относиться к другим автопроизводителям несколько свысока: на фоне европейских, а тем более японских моделей любой «американец» до середины 1990­х годов выглядел просто шикарно. Но эти времена так же канули в прошлое, как и неразрезные диваны передних сидений...

Незыблемой остается только одна традиция — много автомобиля за разумные деньги. Так, если проводить параллели с европейскими машинами, то даже Chrysler Sebring вполне может конкурировать с автомобилями класса «Е» — Audi A6, BMW пятой серии или Opel Omega. Но, учитывая европейские традиции и ценовые рамки, американцы позиционируют его классом ниже — против таких машин, как Opel Vectra, Ford Mondeo, Audi A4, Volkswagen Passat и Volvo S60. В результате мы получаем машину по цене европейского сегмента «D» (25–30 тыс. долл.), а по размерам и объему внутреннего пространства даже превосходящую сегмент «E» (между BMW пятой и седьмой серий). Что уж говорить о таких моделях, как Chrysler 300C, который своими новыми формами и благородными пропорциями уверенно выводит марку в сегмент автомобилей высшего класса.

Не забывайте также, что «американцы» традиционно неприхотливы в топливе — штатно потребляют 92­й бензин и минеральное масло. Правда, межсервисный пробег для описанных моделей Chrysler довольно короткий — 10–15 тыс. км. Возможно, по нашим меркам этого будет маловато, но такова американская традиция. Там для некоторых марок межсервисные пробеги бывают и того меньше — 3–5 тыс. миль.

Безопасность

Забота о безопасности у американцев в крови, причем доходит она порой до смешного. Чего стоит, например, возможность открыть багажник седана изнутри, причем ручки светятся в темноте. Замки дверей непременно закрываются автоматически, как только автомобиль трогается с места. О включенных габаритных огнях напоминает зуммер и т. д. В современных автомобилях непременным аксессуаром являются подушки безопасности, вплоть до боковых подушек­занавесок. Они срабатывают ступенчато и в зависимости от силы столкновения имеют три степени раскрытия.

Кроме того, все «американцы» имеют монументальное крепление бампера с обязательным двутавровым стальным швеллером внутри (он должен выдержать столкновение на скорости 5 миль в час без видимых последствий). У многих автомобилей среднего и большого класса бампер делают из нержавеющей стали толщиной 5 мм. Внутри, естественно, тот же двутавровый стальной швеллер, который в свою очередь передает энергию удара через гелиевые амортизаторы на раму и энергопоглощающую переднюю панель (header panel).

Что касается официальных отзывов автомобилей Chrysler для исправления заводских дефектов и «родовых» неисправностей, то по ним трудно сравнивать эту марку с другими, так как в Америке механизм отзывов организован гораздо строже, чем в других странах. Кроме того, многие компании часто пользуются этим механизмом в корыстных целях — например, для раскручивания новой модели или для ухода от налогов в конце финансового года.

Причины для отзыва автомобилей могут быть как вполне серьезные, так и наоборот. Так, например, Chrysler Group объявила об отзыве 320 188 внедорожников и пикапов марки Dodge из­за обнаруженного дефекта в механизме стеклоочистителей лобового стекла. По официальным данным, в некоторых случаях вода может проникнуть внутрь мотора стеклоочистителя и вывести его из строя. Еще один отзыв, объявленный Chrysler, затрагивал 77 000 автомобилей Chrysler PT Cruiser, выпущенных в 2001 г., у которых крепление детских сидений не соответствовало стандартам безопасности Национальной администрации безопасности дорожного движения США (NHTSA).

Большинство отзывов касается нарушений в системах безопасности автомобилей. Так, например, в 2002 г. эксперты NHTSA начали расследование, касающееся качества ремней безопасности более одного миллиона автомобилей концерна DaimlerChrysler. Поступило около 20 жалоб на то, что во время столкновений не срабатывали преднатяжители, ремень ослаблялся и не защищал при аварии. Подобная проблема наблюдалась у автомобилей Chrysler PT Cruiser, Sebring, Plymouth Breeze и Neon, Dodge Neon, Stratus, Durango и Ram, произведенных в период с 1995 по 2003 гг. Сюда же можно отнести и проблему с креплением водительского кресла. Тогда специалисты компании установили, что из­за преждевременного износа деталей крепление кресла может ослабнуть. Chrysler Group объявила об отзыве более 1,2 млн легковых и грузовых автомобилей, в том числе 1,06 млн — в США и 135 тыс. — в Канаде. Отзывались модели Chrysler LHS, 300M и Concorde, а также Dodge Intrepid 1998–2002 гг. выпуска для замены крепежных болтов водительского кресла.

ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС», дочерняя компания концерна DaimlerChrysler AG, исполняющая функции российского представительства и генерального импортера концерна, в рамках этих компаний также отзывала из России около 300 автомобилей марки Chrysler (большую часть проданных в России автомобилей, подпадающих под эту сервисную кампанию, составляли седаны Chrysler 300М). Все владельцы автомобилей получали уведомления о необходимости явиться на сервисную станцию для бесплатного устранения возможной неполадки. Владельцы автомобилей, проданных через неофициальные каналы (через так называемых «серых» дилеров) также могли явиться на официальные сервисные станции для замены болтов крепления водительского сиденья.

Были у автомобилей компании Chrysler и более серьезные неисправности, послужившие причиной грандиозных отзывов. Так, например, отзывались 464 315 автомобилей модели Chrysler PT Cruiser из­за обнаруженной проблемы в бензонасосе. Как сообщало агентство Associated Press, у отзываемых автомобилей существовала возможность утечки топлива в механизме топливного насоса, что при определенном стечении обстоятельств могло привести к внезапному возгоранию.

NHTSA проводила дополнительное расследование в отношении Chrysler PT Cruiser 2002 года выпуска, так как получило семь заявлений о возгорании. В двух инцидентах это привело к ранениям водителей. Шесть из семи вспыхнувших автомобилей были уничтожены, а седьмому был нанесен ущерб, оцениваемый в 8 тыс. долл.

Отзыву подлежали автомобили с 2,4­литровыми бензиновыми двигателями, укомплектованные автоматическими коробками передач. На ряде отзываемых автомобилей был возможен контакт патрубков гидроусилителя руля с корпусом коробки передач, что могло приводить к их повреждению. В исключительных случаях — к утечке жидкости из патрубков гидроусилителя руля, что вызвало бы возгорание автомобиля.

Неприятный отзыв проводила компания Chrysler в отношении 97 000 пикапов Dodge Ram, выпущенных в 1997 г. У них заменялась дроссельная заслонка, которая могла со временем подвергнуться активной коррозии и начать «заедать», что могло бы привести к аварии.

А недавно был отзыв 2,7 млн автомобилей нескольких марок по причине возможной неисправности в используемом на них напольном переключателе скоростей. В рамках кампании по привлечению машин на сервисные пункты Chrysler Group планировала произвести в узле переключения передач замену некоторых деталей на усиленные, которые не допустят проблем с работой системы стояночного тормоза. Данная неисправность, по оценке автопроизводителя, могла проявиться лишь у 10% отзываемых автомобилей, тем не менее американская компания уже оповестила о своем решении владельцев таких машин, как Chrysler 300M, Concord, LHS, Sebring, Dodge Stratus, Intrepid, Plymouth Breeze и Eagle Vision разных годов выпуска.

Надежность

Когда­то президент концерна Chrysler (тогда это был Роберт Итон) заявил в одном из своих выступлений, что оснащение и качество изготовления американских седанов среднего класса не уступает таким машинам, как BMW, Mercedes или Audi.

Однако до сих пор этого не произошло, и в европейских рейтингах надежности американские марки (в том числе и Chrysler) традиционно замыкают списки. Причем поломки случаются не в жизненно важных узлах и агрегатах, а бывают, по отзывам владельцев, скорее какими­то спонтанными и непредсказуемыми. Это скорее характеризует не конструктивные недостатки, а небрежность и плохое качество сборки. Ломаются системы вентиляции, кронштейны стеклоподъемников, центральные замки (срезаются пластмассовые шестерни привода), часто встречаются проблемы с электрикой, выходят из строя датчики, прогорают прокладки выпускного коллектора, появляются недопустимые люфты в рулевой рейке, периодически отходят резинки уплотнения дверей и т. д.

В период с 2002 по 2004 гг. Chrysler Group представит 11 новых моделей — это часть 30­миллиардного инвестиционного плана развития на пять лет. Приоритетом компании на ближайшие годы станет повышение качества новых автомобилей. Президент и исполнительный директор Chrysler Group огласил результаты последнего исследования качества, которое показало, что по надежности легковые автомобили Chrysler Group опережают все американские марки и лучше многих импортных. Кроме этого, согласно результатам последнего опроса потребителей, автомобили Chrysler Group являются самыми надежными среди американских конкурентов. Пять моделей компании получили в этом году оценку «Рекомендовано» (в прошлом году такую оценку получили лишь три модели).

Компания DaimlerChrysler объявила о введении новой гарантии на двигатели для своих марок Chrysler, Jeep и Dodge, которая будет действовать 7 лет либо 112 000 км, и на данный момент является самой длительной гарантией среди всех производителей.

Эта гарантия будет действительна для легковых автомобилей, проданных после 9 июля 2002 г., и помимо собственно двигателей распространяется на трансмиссии и раздаточные коробки. Компания надеется таким образом улучшить качество автомобилей и привлечь больше покупателей.

Кроме того, при покупке автомобилей Chrysler традиционно действуют различные скидки и бонусы. Однако спустя семь лет после слияния, приведшего к созданию международного автомобильного гиганта, DaimlerChrysler пока так и не смогла реализовать те преимущества, ради которых в свое время и затевалась эта крупнейшая в автоиндустрии сделка. Показатели, с которыми DaimlerChrysler закончила 2003 г., явно должны в очередной раз заставить инвесторов задуматься над тем, насколько необходимым было проведенное в 1998 г. слияние двух автомобильных гигантов Старого и Нового Света. Chrysler оказалась не такой уж привлекательной компанией, как полагали в Daimler­Benz. В результате, сделка оставила нехороший осадок как в Штутгарте (Германия), так и в Обурн­Хиллс (США). Кроме того, в процессе слияния было необходимо приспособить друг к другу две различные культуры, чего так и не удалось сделать до сих пор. Впрочем, это не мешает им заявлять о том, что в один прекрасный день компания DaimlerChrysler станет ведущим автомобилестроительным предприятием в мире.

Но хотя подобный энтузиазм не может не радовать, анализ имеющихся цифр позволяет предположить, что амбиции руководства DaimlerChrysler не имеют под собой реальной почвы. По итогам 2003 г. чистая прибыль концерна сократилась на 91%, до 564 млн долл., а его продажи уменьшились на 210 800 автомобилей. Причем если бы не 1,2 млрд долл., вырученные от продажи завода по производству двигателей MTU, то по итогам прошедшего года убытки DaimlerChrysler должны были бы составить 527 млн долл. Принадлежащая концерну доля рынка сократилась на 2,7% в Западной Европе и осталась неизменной в США. Что же касается доходов, то они уменьшились на 7% (до 171 млрд долл.), чему в немалой степени способствовало снижение курса доллара, что, впрочем, так и не привело к повышению доли продаж американских машин концерна (по итогам 2003 г. продажи Chrysler в мире сократились на 6,5%).

По словам аналитиков, в момент объединения двух компаний в единый концерн считалось, что этот шаг позволит Chrysler повысить норму прибыли своих моделей до 5% и более. Это означало, что прибыль от производственной деятельности Chrysler должна была бы достигнуть 3,2 млрд долл. в год, но об этом пока приходится только мечтать — в прошлом году компания не смогла избежать потерь и получила операционный убыток в размере 506 млн евро, из которых 469 млн евро пошли на реструктуризацию.

И, по мнению аналитиков, ситуация в будущем может ухудшиться в еще большей степени, по мере того как необходимость поддержания на плаву терпящих бедствие подразделений, таких, как Chrysler Group, будет требовать все больших отчислений из прибылей компании Mercedes­Benz, на которую приходится 55% прибыли от производственной деятельности концерна.

В свою очередь, возможности самой Mercedes­Benz также не безграничны: ее модельный ряд устаревает, и ей необходимы средства для запуска в производство новых автомобилей. И ее норма прибыли в последнее время сокращается, по мере того как Mercedes­Benz расширяет ассортимент, переходя к выпуску все более дешевых автомобилей, таких, как Smart. Подразделение, выпускающее эту микролитражку, с момента ее запуска в производство в 1998 г. понесло убытки в общем размере 2 млрд долл. При этом менеджеры Mercedes­Benz недавно объявили о том, что дата выхода Smart на рентабельность переносится с ранее намеченного 2004 на 2006 г.

В подобных условиях не может не удивлять терпение инвесторов, которые пока не спешат наказывать DaimlerChrysler за подобные результаты. Однако очевидно, что чем более явным будет провал слияния, тем ниже будет опускаться курс акций этого концерна.

А пока американская компания Chrysler объявляет о намерении окончить 2004 г. без убытков или получить небольшую прибыль. Что касается дальнейших перспектив, то Chrysler намерена в ближайшие три года увеличить свою долю на европейском авторынке с нынешних 0,7 до одного процента.

Заметки на полях

При упоминании слова Chrysler наше воображение по­прежнему рисует образ роскошного авто с белым кожаным салоном и передним диваном, в котором можно расположиться как дома.

Однако сегодня все смешалось: Porsche выпускает внедорожники, Jaguar — дизельные универсалы, а символ Америки — Cadillac — целиком и полностью ориентирует новые модели на Старый Свет, отнимая у них и знаменитый мотор V8, и роскошный салон, и неподражаемую плавность хода, и вообще, всю фирменную американскую ауру.

И в США, и у нас «американцы» быстро теряют в цене. Но у современных «американцев» надежность не падает вслед за ценой. Количество мелких отказов у этих машин, увы, больше, чем у «европейцев», но жизненно важные органы «живут» дольше, особенно двигатель и подвеска. Есть и другие плюсы в покупке Chrysler. Вы непременно будете выделяться в потоке, а как сама покупка, так и ее дальнейшее обслуживание обойдутся вам не так уж и дорого.

Впрочем, будут ли американские машины марки Chrysler с их характерным дизайном и свойствами пользоваться у нас спросом, зависит от ценовой политики DaimlerChrysler.

Желающие приобрести настоящий американский автомобиль, максимально адаптированный под европейские стандарты, у нас, наверняка, найдутся. К тому же американские автомобили у нас по­прежнему гораздо престижнее любого европейского, а тем более, японского «одноклассника»...