Директор-Инфо №20'2004
Директор-Инфо №20'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

OPEL — символ бюргерской практичности

Олег Татарников

Истоки такого отношения немцев к автомобилям Opel кроются в том, что компания уже давно является скорее американской, нежели немецкой. Американская экспансия началась с того, что General Motors в 1925 г. приобрел британскую компанию Vauxhall, будущего партнера Adam Opel AG, а 18 марта 1929 г. было объявлено о партнерстве General Motors и Opel, который был вынужден после экономического кризиса 20­х годов прошлого века ради выживания продать часть своих акций американской компании. В течение последующих лет фирма Adam Opel AG полностью перешла под контроль заокеанского гиганта и отражала на европейском рынке тенденции американского автомобилестроения.

Так же предвзято относятся к автомобилям Opel и наши соотечественники («немец — не мужчина, Опель — не машина»), но между тем конструктивную критику в адрес автомобилей этой марки в России найти довольно трудно. А то, что Opel давно и прочно занимает лидирующие позиции на вторичном рынке, говорит об определенной популярности этих машин.

Кроме очевидного критерия — невысокой цены, российских покупателей привлекают в автомобилях Opel и другие качества. Прежде всего, это недорогие по сравнению с «японцами» и другими «немцами» запчасти и обслуживание, а также вместительные салоны и багажники, удобные водительские места, неплохая управляемость и т. д. Что касается надежности, то и здесь Opel не разочаровывает своих владельцев — возможно до лидеров автомобили этой марки и не дотягивают, но в рейтингах надежности традиционно располагаются ближе к середине. Хорошо зарекомендовала себя в нашей стране и Daewoo Nexia, предком которой, как известно, является Opel Kadett серии Е, который выпускался в Германии с начала 1980­х годов. А если углубиться дальше в историю, то можно вспомнить, что после капитуляции Германии во Второй мировой войне завод Opel в Бранденбурге попал в советскую оккупационную зону. Большая часть сохранившегося оборудования и документации была вывезена в СССР, и в конце 1946 г. новый завод малолитражных автомобилей на окраине Москвы приступил к производству автомобиля «Москвич–400», как две капли воды похожего на довоенный Opel Kadett. Причем, когда в 1950 г. эти машины стали продавать в Финляндию и Бельгию, в сопроводительных документах упоминалось, что запчасти к «москвичам» легче всего приобрести в Германии.

Кроме того, конструкция послевоенной модели ГАЗа — «Победы» напоминала Opel Kapitan того времени, а Opel Olympia Rekord использовали в СССР при создании малолитражки «Москвич–402».

Объяснением популярности марки Opel в нашей стране, является то, что в течение всей своей истории концерн Adam Opel AG ориентировался прежде всего на прижимистого покупателя, для которого автомобиль — совсем не роскошь, а разумное вложение средств. Поэтому утилитарность была основным принципом в проектировании моделей этой марки. Попытки придать облику Опеля больше разнообразия и выразительности так и оставались эпизодическими. Однако внешний вид автомобилей Opel никогда не вызывал какой бы то ни было неприязни.

На рубеже веков Opel оказался в сложной ситуации, и продукция компании стала вызывать множество нареканий со стороны экспертов по качеству. Да, спады производства бывали не только у Opel, но для него это состояние стало перманентным. Любая автомобильная марка даже в самой сложной ситуации продолжает иметь определенный круг устойчивых поклонников. Сегодня удачное сочетание «цена–качество», возросшая надежность машины и продуманная маркетинговая политика опять завоевывают доверие покупателя, который ценит прежде всего не престижность марки, а ее функциональность и высокие потребительские свойства.

Между прочим, спроектировать функциональный и недорогой автомобиль ничуть не проще, чем эффектный спорт­кар, где, не имея никаких ограничений по стоимости, обслуживанию и экономичности, можно «размахнуться» — разместить мощный двигатель, любую, самую замысловатую трансмиссию и поставить какую угодно подвеску. При этом владелец дорогого спортивного автомобиля не задумываясь заплатит и за бензин, и за техобслуживание, а также за ремонт уникальных узлов и агрегатов.

Гораздо сложнее спроектировать утилитарный городской автомобиль, который должен быть недорогим в производстве, но надежным и простым в обслуживании. А также экономичным, компактным и в то же время вместительным, удобным, комфортабельным, безопасным и, наконец, приятным и легким в управлении. Естественно, при наличии таких требований конструкторам приходится прикладывать недюжинную смекалку, чтобы увязать их воедино и воплотить в реальном изделии.

Выбор прагматика

Немцы говорят, что «Oпель — машина лодырей», а русские считают, что Opel — машина для водителей с задатками автослесаря. Вот уж поистине «что русскому хорошо, то немцу — смерть». Тут, видимо, прослеживаются два разных подхода к владению этими автомобилями, и они оба достаточно прагматичны. Так, одни покупают новый недорогой автомобиль и, не слишком обременяя себя затратами на обслуживание, владеют им в течение заводской гарантии, чтобы потом продать и купить новый. Другие гордятся тем, что могут самостоятельно справиться с любыми поломками своей машины и справедливо считают, что «лучше плохо ехать, чем хорошо идти».

Характерным недостатком всех моделей Opel, выпущенных в XX веке, является низкая антикоррозионная устойчивость. Больше всего «рыжей болезни» подвержены колесные арки, нижние канты дверей, пороги и крылья. Однако с 1997 г. фирма перешла на новую технологию обработки кузова, и в последующих моделях ржавчина появляться не должна (если, конечно, автомобиль не побывал в аварии и не подвергался кузовному ремонту). Проблему решили кардинально — кузов стали оцинковывать, что позволило давать 12­летнюю гарантию на сквозную коррозию (теперь относительно быстро корродирует лишь выхлопная система). Резкое уменьшение количества претензий к кузову можно увидеть и в приведенной таблице неисправностей, выявленных в процессе эксплуатации.

Интерьеры Opel выполнены без особых излишеств, но спартанскими их назвать нельзя. Несмотря на относительную простоту (особенно в недорогих моделях) — салоны достаточно комфортны и эргономичны. К качеству сборки составляющих салона особых претензий не было, но, с другой стороны, никогда не было и той «вылизанности», которой годятся Mercedes и BMW. Многие владельцы различных моделей Opel жаловались, что после двух лет эксплуатации в салоне автомобиля появляются скрипы («поющий салон»).

В последние годы компания Adam Opel AG (как и весь концерн General Motors) положила немало сил на алтарь борьбы за повышение технического уровня и качества своей продукции. Основательность сборки кузовов и салонов теперь вызывает уважение даже у владельцев чопорных Mercedes и BMW. Однако эти обновления вытеснили в прошлое и миф о дешевых запчастях на автомобили Opel. И это естественно, т. к. качественное не может быть дешевым.

Насчет большого запаса надежности опелевских двигателей, конечно, обольщаться не стоит. По опыту эксплуатации многие модели имеют низкую надежность распредвалов, отказы гидротолкателей клапанов, увеличенный расход масла, частые отказы водяных насосов, коробление блока из­за перегрева с последующими прогораниями прокладок и другие дефекты. Зачастую поломки вызываются у нас использованием некачественного масла, ослаблением хомутов воздуховодов и, естественно, плохим качеством отечественного бензина. Причем для тех моделей, которые допускают использование низкооктановых бензинов, рекомендуется использовать АИ–92, а не АИ–95 и выше.

Подвески у Opel вполне надежные, хотя по своему ресурсу и уступают другим «немцам» и «японцам» (при длительной эксплуатации приходится заменять и подушки двигателя). Но тут можно отметить, что при покупке подержанных автомобилей Opel лучше всего не отказываться от варианта, изначально проданного официальными дилерами в России. Дело в том, что они, как правило, имеют серьезную подготовку к российским условиям. Автомобиль может оснащаться даже не одним (как обычно у моделей, локализованных для России), а сразу двумя пакетами доработок — «для плохих» и «для пыльных» дорог. «Русские» модели отличаются от своих западноевропейских сестер усиленными пружинами подвески и амортизаторами с немного удлиненными штоками. Благодаря этому увеличивается дорожный просвет и сам ход подвесок. Более того, «российские» автомобили иногда комплектуются новыми коробками передач с меньшими передаточными числами (передачи становятся более короткими), аккумуляторами большей емкости (66 А/ч вместо 55 А/ч) и другими наборами инструментов. Например, адаптированные машины имеют в запасе домкрат с качающейся «пяткой» для использования на неровной поверхности.

Кое-что отвалится, но прочее останется

Что касается официальных отзывов автомобилей Opel для исправления заводских дефектов и «родовых» неисправностей, то здесь трудно сравнивать эту марку с другими, так как ее «американская» принадлежность накладывает особый отпечаток. Дело в том, что США — одно из немногих государств, где интересы потребителя защищают очень жесткие законы, поэтому наибольшее количество отзывов происходит именно там. Это совсем не означает, что там делают плохие автомобили — в России, как известно, автомобили для доработок практически не отзываются, хотя многие их недостатки, в том числе и конструктивные, у нас широко известны.

В других странах все значительно легче. В Японии, если помните, компания Mitsubishi многие годы игнорировала жалобы покупателей, а когда корпорацию вывели на чистую воду, то дело ограничилось лишь потерей престижа и символическим штрафом.

Не существует специального общего закона, регулирующего процедуру отзыва, и в Евросоюзе. Там каждая страна и каждая компания руководствуются своими собственными правилами. Причем все попытки принять закон, вынуждающий производителя отзывать автомобили для доработки не только по причинам, непосредственно касающимся безопасности, но и из­за других дефектов, блокируется мощным автомобильным лобби.

Сегодня работает следующая схема. Потребитель жалуется автопроизводителю, а если проблема не решается, то жалоба отправляется в министерство транспорта, которое начинает собственное расследование. Однако, если по результатам такого расследования выяснится, что соответствующие недостатки не угрожают безопасности и не связаны с риском для жизни и здоровья водителей или пешеходов, ни заставить внести исправления, ни наказать производителя министерства не могут.

Что касается автомобилей Opel, то из причин недавних отзывов можно отметить проверку возможных неисправностей в механизмах регулировки передних сидений и ремней безопасности, а также дефекта аккумуляторной батареи. Эту проверку компания предприняла в 2001 г. примерно на 3 млн автомобилей Opel Corsa и Opel Tigra, проданных по всему миру (было специально отмечено, что никаких несчастных случаев, связанных с данными неисправностями, зафиксировано не было).

Как сообщали представители компании, на отзываемых автомобилях были усилены крепления передних сидений, которые в случае резкой остановки могли сойти с направляющих полозьев. У 20% отзываемых автомобилей были заменены фиксаторы на передних ремнях безопасности. Эти детали слишком быстро изнашивались при активной эксплуатации автомобиля.

Отзыв коснулся и 350 российских владельцев Opel Tigra и Opel Corsa 1993–2000 гг. выпуска. Все работы по устранению дефектов были проведены дилерами компании совершенно бесплатно.

Интересно, что задолго до этого, в апреле 1996 г. независимая лаборатория TUV Bayern Sachsen провела специальный краш­тест Opel Vectra (по заказу немецкого автомобильного журнала «Auto Motor und Sport»). Тогда при испытаниях вырвало болт крепления водительского ремня безопасности. Хотя подобное ни разу не наблюдалось во время тестов, проводившихся компанией Opel AG, последняя все же поручила TUV Bayern Sachsen проверить крепления ремней на 1770 автомобилях этой модели, но все оказалось в порядке. Однако Opel AG все­таки изменила технологию сборки и, кроме того, предложила всем владельцам Opel Vectra, выпущенных с августа 1995 г. по февраль 1996 г., провести бесплатную проверку ремней безопасности. И вот в 2001 г., видимо, вспоминая тот случай, подобную проверку ремней безопасности компания Opel AG провела на моделях Opel Corsa и Opel Tigra и отозвала их для исправления возможного дефекта.

Надо ли вспоминать историю о том, как перед первым краш­тестом отечественного «Святогора» на ВАЗе (см. журнал «Авторевю» № 24, 1998) специалистам пришлось заново нарезать сорванную при сборке машины резьбу болта крепления водительского ремня безопасности, так как они пожалели свои дорогостоящие манекены? Практически все эти болты на АЗЛК «забивали молотком», но ни о каком отзыве тогда даже не подумали, и никаких скандалов по этому поводу не разразилось. Кстати, в результате теста доработанный «Святогор» все равно заработал лишь 4 балла из возможных 16. То есть разница в подходах отечественного и зарубежного автомобилестроения в этом смысле принципиальная.

И, наконец, год назад Opel отзывал в Германии минивэны Sintra (производство США) из­за возможного повреждения подшипников в рулевом управлении, которое могло бы вызвать его отказ. Под отзыв попали 16 213 автомобилей, выпущенных в период с 1996 по 1998 г.

«Кто был ничем, тот станет всем!»

Современные технологии значительно расширяют возможности проектирования и производства автомобилей, и совершенно невероятные на первый взгляд идеи получают путевку в жизнь. Однако компьютерное проектирование, широкая интеграция и глобализация производства, а также открытость информационного пространства приводят к тому, что новинки внедряются несколькими компаниями одновременно, а удачные решения быстро тиражируются.

Таким образом, если не рассматривать отдельные эксклюзивные решения и концепты, то на потребительском рынке характеристики автомобилей определяются сегодня скорее ценовой категорией, нежели маркой или моделью. Так, по результатам сравнительных тестов, где участвуют десятки машин, лидер выигрывает у аутсайдера с минимальным отрывом. То есть пришло то время, когда все автомобили стали «Опелями» не потому, что Opel плох, а по объективным законам современного рынка.

А концерн Opel AG, напротив, подтянулся к лидерам, и теперь его новые модели трудно отличить от тех же «японцев». Кстати, минивэн Traviq, который выпускается японской компанией Subaru для внутреннего рынка и пользуется популярностью в стране восходящего солнца, — это просто перелицованная Opel Zafira. В Японии популярны и другие модели — наверное, японцы не знают, что у них самые лучшие машины и поэтому предпочитают продукцию Opel.

Так что теперь, когда вы увидите на дороге какой­нибудь «каплевидный» силуэт с низким капотом, высоким багажником, раскосыми фарами и большим углом наклона ветрового стекла, то не думайте, что добропорядочные бюргеры в одночасье стали самураями. На самом деле автомобили клонирует компьютер, подключенный к аэродинамической трубе и управляющийся из отдела маркетинга.

Кстати, россияне уже давно ждут, что их машины «когда­нибудь станут “Опелем”», только что­то никак не дождутся. Однако разговоры о том, что Opel Astra начнут собирать в России, которые ходили еще с середины 1990­х годов, получили весомое подтверждение. Представители СП «GM­АвтоВАЗ» официально заявили, что первые российские Opel Astra сойдут с конвейера уже в конце этого года и будут называться Chevrolet Viva. Естественно, в России будут делать не третье поколение Opel Astra, презентация которой состоялась в прошлом году, а более старую модель, но после успеха Chevrolet Niva нетрудно догадаться, какими со временем станут российские автомобили.