Директор-Инфо №20'2004
Директор-Инфо №20'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Найдут ли управу на спамеров?

Владимир Богданов

Спам — навязчивая и непрошенная массовая рекламная рассылка, приходящая на адреса пользователей (в том числе, в электронные почтовые ящики) — превратился в настоящую общественную проблему.

Спамеры заставляют пользователей современных средств общения нести прямые денежные расходы. И немалые. Дело в том, что организации, подключенные к Интернету по выделенному каналу, обычно платят своему провайдеру (поставщику услуги доступа в Интернет) за входящий или общий трафик. То есть тарифицируются принятые или, соответственно, принятые и отправленные мегабайты информации. Если количество принимаемой информации (например, электронных писем) возрастает, то платить приходится больше. Платить только за те данные, которые нужны именно вам, спамеры не позволят. Число их писем в структуре входящего платного почтового трафика неуклонно растет, а платить за эту «рекламу» приходится потребителю. Частные пользователи, получающие доступ в Интернет по модему (не ADSL), платят, как правило, за время нахождения в сети, а не за трафик. Но для того, чтобы принять непрошенную корреспонденцию по модему, требуется немало опять же оплачиваемого времени. Словом, спам наносит ущерб почти всем пользователям Интернета. В ближайшее время массовой «рекламной» атаке могут подвергнуться и абоненты сетей сотовой связи.

Спамеры уже «обкатывают» технологии рассылки сообщений посредством SMS. А соответствующие конторы уже публикуют прейскуранты (3–5 руб. за одно сообщение против 0,015 руб. за каждый е­mail). Пока сотовые операторы заявляют, что могут эффективно блокировать спамерскую SMS­рассылку, но фактически необъявленная война с владельцами мобильных телефонов уже началась. Высокие расценки на SMS­спам и формально высокая «рекламная» эффективность (SMS обычно читают) заставляют спамеров и их «рекламодателей» использовать этот новый канал воздействия на аудиторию. Для абонентов же SMS­спам — это совсем другие издержки плюс дополнительные неудобства (они, к примеру, рискуют не получить важное сообщение, если спам «забьет» память в телефоне).

Спам существует только потому, что на него имеется спрос со стороны горе­рекламодателей. Привлекают низкие цены и обещанный широкий охват аудитории. Нередко «рекламодатели» — люди далекие от Интернета, и они не представляют себе последствий такого шага. Те же, кто думает о последствиях, скорее дадут подобную рекламу от имени своего конкурента с целью его дискредитации. Ведь спамеры легко подделывают адрес отправителя. Рука об руку со спамерами часто «работают» и классические мошенники, завлекающие доверчивых «клиентов». Совсем недавно некий аферист разослал письмо от имени администрации платежной системы WebMoney с требованием перечислить по 10 долларов в свой электронный кошелек под предлогом того, что иначе суммы на счетах пользователей будут заморожены. «Кошелек» афериста, конечно, быстро заблокировали. Но счастливый исход объясняется скорее неуклюжестью требований конкретного мошенника.

Совершенных технических средств борьбы со спамом пока не существует. Программы «анти­спама» для электронной почты (Norton Anti­Spam, Kaspersky Anti­Spam и др.), анализирующие и фильтрующие входящую корреспонденцию, справляются с задачей неплохо. Однако в большинстве случаев они позволяют экономить лишь нервы и время пользователей, но никак не их деньги. Дело в том, что большая часть анти­спам фильтров обрабатывают фактически уже загруженную почту, удаляя из нее «мусор». То есть «мусорный» трафик все равно придется оплатить. Программы, которые отсекают «мусорную» почту еще до загрузки, используя IP­адреса из «черных списков», существенно сокращают объем назойливой рекламы, но тоже не решают проблемы полностью. Большое количество спама все равно достигает почтовых ящиков. Кроме того, не стоит забывать, что программы­фильтры тоже стоят денег, что создает существенную дополнительную нагрузку, в первую очередь — на малый бизнес.

Разгул спамерских технологий заставил обратить на себя внимание властей. И уже есть первые судебные прецеденты. Две недели назад суд штата Нью­Йорк вынес суровый приговор Говарду Кармаку, знаменитому «спамеру из Буффало», который разослал более 800 млн рекламных писем. Спамера приговорили к семи годам лишения свободы с правом освобождения через три с половиной года за примерное поведение. Столь суровый приговор вынесен по совокупности обвинений. Помимо спама Кармак признан виновным в мошенничестве, краже идентификационных данных и в других преступлениях. В России наказание за спам пока не предусмотрено законодательством, поэтому конторы, предлагающие свои услуги по рассылке «рекламы», чувствуют себя весьма уверенно.