Директор-Инфо №18'2004
Директор-Инфо №18'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Японские стразы

Олег Татарников

Чем традиционно привлекали автомобили Mitsubishi (не важно, какой модели) своих покупателей? Несомненно, в первую очередь — дизайном! Пусть некоторые и называли дизайн большинства моделей MMC несколько консервативным или даже «устаревшим», но никто не проходил мимо и хоть на мгновенье, но задерживал взгляд на хищных «акульих» линиях, характерных даже для незамысловатых семейных седанов.

Сегодня, к сожалению, «акулье» поколение сменили новые модели с округлыми мордочками, похожими сразу на все азиатские автомобили, но представители Mitsubishi не сдаются и продолжают отстаивать свое японское происхождение, наверное, в пику компании Toyota, которая лезет из кожи вон, лишь бы ее машины казались «европейскими». Но нравится ли такой подход европейским покупателям? Видимо, не особенно.

Доля автомобилей Mitsubishi на европейском рынке в последние годы не превышает 1% (в 2003 г. — 0,808%). Причем продажи в Европе с 2000 г. неуклонно снижаются (так, если в I кв. 2003 г. продано 30 768 автомобилей, то в I кв. 2004 г. — всего 30 559, на 0,7% меньше). Однако мы, русские, видимо, больше азиаты, чем европейцы, т.к. у нас, напротив, продажи автомобилей MMC неуклонно растут и среди популярных производителей иномарок компания традиционно входит в первую пятерку.

Впрочем, рост продаж автомобилей Mitsubishi характерен только для России. Несмотря на то, что уже три года японцы проводят мероприятия, нацеленные на снижение издержек, спрос падает даже на внутреннем рынке. Недавно представители Mitsubishi сообщили об очередном намерении закрыть один из японских заводов, где сейчас трудится 1100 человек, а также о будущем сокращении модельного ряда марки на местном рынке с 29 до 20 моделей. Общий объем производства компании MMC в январе–феврале 2004 г. снизился по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. на 11,5% — до 241 058 автомобилей. Как сообщается в отчете компании, за указанный период на заводах компании в Японии было произведено 127 165 автомобилей (–0,7% к 2003 г.), а на зарубежных — 113 893 автомобиля (–21,1%). За этот же период объем продаж компании на внутреннем рынке снизился на 11,7% и составил 50 113 автомобилей, экспорт снизился на 13,6%, до 56 312 автомобилей. По итогам января–февраля с.г. доля компании на внутреннем рынке Японии уменьшилась на 0,5% и составила 5,8%. Кстати, такое положение не может не отразиться и на российском рынке автомобилей Mitsubishi. Не секрет, что заказать автомобиль подходящей комплектации у наших дилеров становится все сложнее.

А недавно международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s понизило долгосрочный кредитный рейтинг японской автомобилестроительной компании Mitsubishi Motors с «B+» до «ССС+». Причем рейтинги оставлены в списке CreditWatch с негативной оценкой. Понижение рейтингов связано с возросшими рисками в связи с будущим представлением плана реструктуризации Mitsubishi Motors и отказом концерна DaimlerChrysler AG от финансовой помощи японской компании.

В отчете Mitsubishi Motors за III кв. 2003–2004 финансового года, закончившегося 31 декабря, говорится о том, что компанию ждут чистые убытки в размере 673 млн. долл. против прибыли в 308 млн. долл., полученной годом ранее. Выручка Mitsubishi Motors в III кв. 2003–2004 финансового года снизилась на 2%, до 5,84 млрд. долл.

В чем же причина столь глубокого кризиса, поразившего Mitsubishi Motors — автомобильное отделение японского гиганта тяжелой индустрии Mitsubishi Corporation? Азиатский финансовый кризис, сопровождавшийся общим спадом производства, вроде бы давно позади. Кроме того, у японской компании был сильный партнер — американо­немецкий концерн DaimlerChrysler, которому принадлежит уже 51% акций MMC. Но сегодня он отказывается от финансирования компании и не хочет увеличивать ее уставной капитал.

Отдать долги и сократить расходы Mitsubishi пытается не первый год, но ситуацию усугубляет подпорченная репутация компании, ставшая главной причиной снижения спроса на ее автомобили. Престиж Mitsubishi упал после того, как выяснилось, что руководство фирмы сознательно скрывало конструктивные недостатки в некоторых моделях (подробнее об этом — ниже). В результате с рынка было отозвано около 2 млн. автомобилей, но это не решило проблем. Сегодня японский концерн пытается найти других партнеров, сокращает модельный ряд, закрывает предприятия и увольняет сотрудников. Вот­вот руководство компании должно утвердить очередной план реструктуризации. Как сообщают представители MMC, его результатом станет сокращение штата до 40 тыс. В общей сложности будут уволены 4,5 тыс. человек на предприятиях в Японии, Европе, США и Австралии. Таким образом, с 2000 г., когда компания Mitsubishi начала реформироваться, она теряет почти половину своих сотрудников.

Бриллианты для пролетариата

Один из автомобилей с тремя бриллиантами на решетке радиатора — Mitsubishi Lancer Sedan 1.6 (который в базовой комплектации стоит у нас 15 490 долл.) за свою надежность и внешнюю индивидуальность получил Гран­При журнала «За Рулем» и признан «лучшим автомобилем 2003 года в России».

Серийная модель нового поколения, как и ее предшественница, ничем выдающимся не отличается и тем самым напоминает многих японских одноклассников. Это хорошо сбалансированный японский автомобиль, но не более того. Разумеется, не стоит ждать ураганной динамики от скромного мотора, но автомобиль имеет боевой, задорный характер — в любых условиях он ведет себя достойно и способен доставлять настоящее удовольствие от вождения. Но прибавьте к его названию Evolution (теперь уже VIII) — и получится совершенно другой автомобиль! Который, между прочим, и по конструкции, и по духу близок к тем «боевым снарядам», которые участвуют в чемпионате мира по ралли (WRC). И недавно, в первом выпуске 2004 года, американский журнал Automobile Magazine присудил этому автомобилю самую престижную награду «Автомобиль года» за лучшие технические характеристики. После оценки нескольких дюжин автомобилей журнал Automobile Magazine выбрал Lancer Evolution, который, по словам редакторов, «вне конкуренции по цене и характеристикам с какими бы то ни было автомобилями в мире. При цене в 30 000 долл. этот автомобиль может быть как седаном для каждодневных поездок, так и лучшей машиной для получения настоящего удовольствия от езды». То есть позволить себе такой спортивный автомобиль может любой автовладелец, даже не будучи Рокфеллером.

Конечно, «характер» у всех моделей разный. Так, скажем, Colt — середнячок в своем классе: хорошо оснащен, но не имеет каких­либо явных достоинств (как, впрочем, и недостатков); в общем, автомобиль без изюминки. Galant, напротив, был автомобилем с заметной, явно выраженной харизмой. Агрессивный дизайн, роскошное оборудование, безупречное поведение на дороге — очевидные признаки лидера!

А уж харизма модели Carisma была отражена даже в самом названии. В абсолютном зачете среди новых иномарок эта машина прочно держала третье место по России, уступая лишь Skoda Octavia и Daewoo Nexia. На базе Carisma был создан универсал повышенной проходимости (УПВ) Space Star, который, так же как и Carisma, выпускался в Голландии и активно продавался в Европе, где популярны компактные однообъемники.

С конца 2003 г. в России начались продажи нового поколения компактного легкового Mitsubishi Lancer. Эта модель сменила популярную у нас Carisma голландской сборки, которая была снята с производства весной этого года. Причем благодаря тому, что японцы отказались собирать новый Lancer в Голландии, эксперты нашего авторынка прогнозируют его особенно высокую популярность. Основные причины — высокое качество сборки и относительно низкая цена. Ведь бытует мнение, что у себя японцы собирают автомобили с особой тщательностью, которой нет на их европейских производствах.

Есть ли слабые места у автомобилей Mitsubishi? Конечно, как же без них! Например, наши «соленые» зимы, не особенно страшные для металла кузовных деталей японцев, вполне способны вывести из строя проводку, генератор, датчики, радиатор или кондиционер. Туда же можно отнести и вечно перегорающую светотехнику автомобилей Mitsubishi. Нельзя назвать сверхнадежной и ходовую часть большинства автомобилей MMC. Не выдерживают наших дорог шарниры подвески, рулевые тяги и их наконечники, колесные ступицы и т.д. Недолог век тормозных дисков, отказывает стояночный тормоз, склонны к заклиниванию тормозные суппорты. Зато к двигателям серьезных претензий нет, хотя они и имеют репутацию требовательных к качеству горюче­смазочных материалов. Важно соблюдать регламент технического обслуживания, и если используемое моторное масло соответствует уровню, рекомендуемому инструкцией по эксплуатации, то от силовых агрегатов можно ожидать надежной работы в течение длительного пробега. Мелкие проблемы — преждевременный выход из строя свечей зажигания или засорение топливных инжекторов — связаны, как правило, с качеством нашего бензина (по этой же причине часто отказывают знаменитые двигатели непосредственного впрыска GDI).

Если и есть у моделей Mitsubishi серьезный недостаток, то это только высокая стоимость запасных частей. Если сравнить ее с ценами на детали для европейских одноклассников, то окажется, что стоимость даже неоригинальных комплектующих для Mitsubishi будет в полтора, а то и в два раза выше.

Сегодня ММС несколько меняет имидж и фокусирует усилия на разработке и производстве новых моделей по четырем основным направлениям: миниавтомобили, семейные седаны, минивэны и УПВ. Впрочем, компания не забывает и про свои внедорожники и продолжает «раскручивать» имя Pajero как торговую марку сразу для нескольких моделей. Правда, в силу лингвистических особенностей, присущих этому названию, в некоторых странах эта серия больше известна как Montero или Shogun, но это уже не столь важно.

Позиции во всех сегментах приводятся в соответствие с философией «3P» (Passion — страсть, Performance — характеристики и Perfection — совершенство). Это означает, что страсть, которая движет создателями автомобилей, выражается не только посредством дизайна, но и через совершенствование технических характеристик, что создает единый ансамбль, характерный для японской культуры.

В общем, автомобили Mitsubishi традиционно выглядят дороже, чем оно есть на самом деле.

Блистательный обман

Только ли внешний вид или страстный характер определяют сегодня приверженность покупателей японской марке Mitsubishi? Не только и не столько, тем более что многим эти достоинства кажутся весьма спорными. В первую очередь покупателей всегда привлекала относительно невысокая цена. На чем же экономили японцы?

В середине 2000 г. представители Министерства транспорта Японии провели обыск в штаб­квартире Mitsubishi Motors Corp., своего четвертого по величине автопроизводителя. Что их сподвигло на подобные действия — неизвестно, но результаты оказались весьма любопытными. В одном из помещений обнаружились пачки писем, в которых покупатели жаловались на дефекты приобретенных автомобилей Mitsubishi. Комиссия насчитала около 10 000 писем, датированных двумя последними годами. Вместо того, чтобы переправлять жалобы в Министерство транспорта, как того требует закон, работники компании просто складывали их в подсобку. Японские источники утверждают, что таким образом утаивалось от властей от четверти до половины всех поступивших жалоб...

Корпорация признала свою «ошибку» и, сославшись на то, что буквально в этот период (в течение двух предшествующих лет) у нее изменялась система делопроизводства, обещала немедленно все исправить. Тут же было объявлено об отзыве 692 000 автомобилей (в их числе оказались и Pajero, и Galant, и Lancer, и 15 других моделей), выпущенных в 1990–2000 гг. Чуть позже к ним прибавилось еще 88 000 машин, отозванных для ремонта, и 9000 автомобилей, вызванных на обязательную проверку к дилерам на предмет выявления неполадок в топливной и тормозной системах. В России проверке подлежали тогда только 195 автомобилей, проданных через официальную сеть. Однако официальные дилеры бесплатно ремонтировали и те машины, которые были ввезены «серыми» дилерами.

При этом высшее руководство Mitsubishi объяснило «утайку» своей неосведомленностью и пообещало провести внутреннее расследование. Однако спустя некоторое время выяснилось, что жалобы скрывали не два года, а значительно дольше. Сначала этот срок увеличился до восьми лет, а чуть позже тогдашний президент корпорации Катсухико Кавасо признал, что этот срок может составлять и десять лет, и более — точного периода он не называл, поскольку занимал свой пост с 1997 г. (а предыдущий президент был вынужден подать в отставку из­за обвинений в коррупции). Естественно, за «раскопки» тут же взялись японские журналисты, опубликовавшие сведения, согласно которым подобной «экономией» корпорация могла заниматься более тридцати лет — т.е. с 1969 г., когда, собственно, и был принят закон об отзывах автомобилей в связи с техническими неисправностями.

«Во искупление грехов» Кавасо пообещал урезать заработную плату себе и всем высокопоставленным сотрудникам, которые могли иметь отношение к этой истории, но финансовым делам корпорации это уже не помогло: объявленный отзыв обошелся ей примерно в четверть запланированной годовой прибыли. Сразу после того, как скандал разразился, акции Mitsubishi Motors Corp. упали почти на 20%, хотя ничего страшного в этом тогда еще не усматривали.

Но журналисты продолжали портить имидж компании Mitsubishi Motors. Так, в 2001 г. в популярном автомобильном журнале Consumer Reports появилась разгромная статья об автомобиле Montero (это европейское название внедорожника Pajero). Журналисты установили, что Montero Limited недостаточно устойчив на дороге. Consumer Reports, проводя независимые тесты внедорожника Montero, выяснил, что автомобиль довольно сильно заносит наскорости, превышающей 40 км/час. Как правило, из­за этого автомобиль встает на два колеса с риском перевернуться. Все эти данные были подробно изложены в статье, а Montero Limited был назван «неприемлемым с точки зрения безопасности». В результате продажи автомобиля начали постепенно снижаться. Компания Mitsubishi Motors, вместо того, чтобы пойти на отзыв машин для исправления этого недостатка, начала активные действия против журналистов, подав в суд на Consumer Reports.

В результате судебного разбирательства победил журнал (увеличив число подписчиков до 4,1 млн. человек), а кампания по спасению имиджа не только марки Montero, но и престижа MMC, с треском провалилась.

Еще год спустя, в 2002 г., Mitsubishi отзывает 400 000 машин в Японии из­за неисправности, которая могла стать причиной поломки двигателя. Отзыву подлежали седаны Legnum и Galant, а также минивэн Dion. Предполагаемая стоимость отзыва составила 16,2 млн. долл., но в самой Mitsubishi эту акцию «по традиции» называли не отзывом, а «сервисной кампанией». Казалось, что после скандала, разразившегося вокруг утаивания информации о поломках и последовавшего за этим отзыва миллионов автомобилей по всему миру, в Mitsubishi стали более скрупулезно следить за качеством. Чуть позже Mitsubishi отозвала уже 670 000 минивэнов с неполадкам и в тормозной системе, что стоило компании шесть миллиардов иен, затем 32 000 Lancer Evolution из­за дефектов в выхлопной системе, а позже — 164 584 автомобиля моделей Pajero Mini, Minicab и Town Box, произведенных в период с октября 1998 г. по июль 2002 г. и проданных на территории Японии и Сингапура. Этот отзыв обошелся компании примерно в 82 млн. долл.

В 2003 г. компания Mitsubishi отзывает в США 2175 автомобилей моделей Outlander и Endeavor для проверки электронного блока управления (этот блок мог перегреваться и в исключительных случаях вызывать возгорание). В этом же году компания MMC отзывает 43 649 автомобилей Outlander для проверки передней части салона на предмет возможности попадания туда воды. Если бы это случилось, то могла бы намокнуть проводка подушек безопасности или натяжителей ремней безопасности, и произошло бы короткое замыкание.

В конце 2003 г. Mitsubishi отзывала в России Space Wagon и Space Runner для модернизации тормозной системы. В рамках сервисной кампании на ряде автомобилей, выпущенных в период с сентября 1998 г. по апрель 2002 г., заменялись передние тормозные шланги и кронштейны их крепления.

Эти кампании по­прежнему называются «сервисными» и проводятся в рамках программ «по улучшению качества автомобилей». Представители Mitsubishi продолжают заявлять, что они никак не связаны с дефектом материалов, а являются добровольными профилактическими мерами, направленными на сохранение активной безопасности автомобилей на высоком уровне.

Но практика показала, что по репутации компании бьют не отзывы как таковые (некоторые автопроизводители вообще используют механизм «отзыва» для снижения налогов), а попытки замалчивания проблем и инциденты, связанные с неожиданно обнаруживающимися серьезными конструктивными недостатками. Так, например, последний шумный скандал, нанесший наибольший урон престижу компании Mitsubishi Motors, тянется с 2002 г., когда отлетевшее от грузовика MMC колесо убило находившуюся на тротуаре 29­летнюю женщину и ранило двух ее детей. В результате расследования выяснилось, что на грузовике были повреждены узлы крепления колеса, а представители Mitsubishi Motors всячески отрицали, что брак был допущен в процессе производства.

Инцидент привел к тому, что японская полиция арестовала недавно семерых бывших высокопоставленных руководителей Mitsubishi Motors, подозреваемых в предоставлении ложных сведений относительно дефектов в производимых автомобилях. Среди лиц, подвергшихся преследованию, бывший вице­президент Mitsubishi Motors Такаши Усами, а также бывший исполнительный директор этой компании Акио Ханава. После ареста чиновников MMC Министерство транспорта и сельского хозяйства Японии отказало в сертификации модернизированных грузовиков Mitsubishi. Как сообщает Kyodo News, в министерстве заявили, что сертификация грузовиков и автобусов с модернизированной подвеской будет осуществлена только после проведения испытаний с целью выяснения полной эксплуатационной безопасности продукции, производимой Mitsubishi Fuso and Bus Corp. Более того, как сообщает Kyodo News, запрет будет распространяться не только на грузовики и автобусы Mitsubishi Fuso, но и на легковые автомобили Mitsubishi, и будет действовать до ноября 2005 г.

Кроме того, министерство транспорта Японии распорядилось больше не покупать автомобили Mitsubishi для государственных нужд.

Великий ювелир XVIII века Жорж Фредерик Страсс (его именем называются теперь имитации драгоценных камней — «стразы»), который умел подделывать бриллианты, остался в истории всего лишь авантюристом­мистификатором. Иногда стразы бывают настолько высокого качества, что, не будучи опытным геммологом или ювелиром, вооруженным специальными инструментами, вы не сможете отличить страз от алмаза.

Очевидно, что, если вам предлагают купить колье за несколько сотен долларов и говорят, что в его оправе бриллиантов не менее чем на 10 карат, вероятнее всего, перед вами в лучшем случае хорошо выполненная бижутерия.