Директор-Инфо №14'2004
Директор-Инфо №14'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Антинародный автомобиль

Олег Татарников

Посмотрим, что же привлекает покупателей в автомобилях этой компании. Может быть, надежность? Нет, даже в традиционных ежегодных немецких рейтингах TUV (Technischer Uberwachungsverien, или, в переводе, «Объединение технадзора») автомобили Volkswagen не поднимаются выше второй–четвертой десятки. А если проследить надежность автомобиля этой марки на протяжении всего срока эксплуатации и сравнить с конкурентами, то положение окажется и вовсе безрадостным. Как правило, автомобили VW сильно теряют позиции в рейтинге (буквально сразу на 10–20 пунктов), т.е. начинают «сыпаться» с годами.

У автомобилей концерна традиционно высокий уровень антикоррозийной защиты и, по крайней мере с 1992 г., — полная оцинковка всех кузовных деталей. Что же тогда ломается? Претензии идут со всех сторон — и по надежности двигателя (особенно если он с турбонаддувом), и по сцеплению, и по трансмиссии, и по подвеске, и особенно по электронике. Так, например, в начале 90­х годов примерно в 5% автомобилей Passat пришлось полностью заменять двигатель за счет концерна Volkswagen.

Проблемы с подвеской (особенно у последних серий) при эксплуатации в России проявляются гораздо сильнее, нежели в Германии, данные по которой анализирует TUV в своих рейтингах. При прохождении по нашим дорогам 60–90 тыс. км ходовую надо уже смотреть и, возможно, ремонтировать. Причем детали из алюминиевых сплавов, применяемые на последних моделях, не слишком дешевы. А российские условия зимней эксплуатации — с солью и реагентами на дорогах — приводят и к таким проблемам в электрооборудовании, о которых западные владельцы даже и не догадываются. Версии же полноприводных автомобилей Volkswagen, которых стало особенно много после объединения с Audi, если и можно рекомендовать к покупке «народу», то только с указанием на их высокий расход топлива, технические сложности и дефицит определенных запчастей.

А если обратиться к т.н. «отзывам» автомобилей, предпринимаемым концерном для исправления проектных или технических недоработок, то можно обнаружить и весьма серьезные проблемы. Так, например, Volkswagen объявлял об отзыве 311 тыс. автомобилей VW Bora (Jetta на американском рынке) и Passat, выпущенных в период с 1997 по 2000 г. Причина отзыва более чем серьезна: система топливопровода может выйти из строя и привести к пожару в случае, если во время движения лопается заднее левое колесо. Кроме того, пожар может возникнуть на 55 тыс. моделях VW Jetta, Golf и New Beetle выпуска 2001–2002 гг., АБС в которых может «замкнуть» и привести к возгоранию. Другим крупным отзывом было возвращение к дилерам почти миллиона автомобилей моделей Polo и Lupo 1998–1999 гг. в. Как сообщают представители концерна, причиной отзыва послужили некачественные шланги усилителя тормозной системы. Они были сделаны из пористого материала, через который происходила утечка жидкости, в результате чего действие усилителя тормозного привода со временем ослабевало. Первоначально предполагалось, что проблема касается только автомобилей, экспортированных в Японию, и возникла она при транспортировке машин или из­за перемен климата. Однако позже выяснилось, что у всех машин этих моделей 1998–1999 гг.в. испорчены тормозные шланги. А в 2002 г. пожароопасность и проблемы с тормозами объединились: немецкий концерн объявил об отзыве 130 000 автомобилей сразу нескольких моделей из­за возможной неисправности в их тормозной системе. Неисправность эта могла вызвать и возгорание. Данный отзыв затрагивал модели Golf, New Beetle и Bora марки VW, а также Audi A3, Seat Toledo и Skoda Oсtavia (об этом сообщало агентство Associated Press). По официальному объяснению, у отзываемых автомобилей может «перегореть» некий электронный чип в тормозной системе, что чревато перегревом соседних узлов и может привести даже к возгоранию автомобиля. По словам представителей концерна, всем владельцам автомобилей с этим дефектом были разосланы специальные уведомления, рекомендующие обратиться к региональному дилеру. Причем отзыв затрагивал сразу несколько стран, включая европейские. Наибольшее число автомобилей, около 90 000 штук, было продано в США и Латинской Америке.

Так как речь идет о дефектах, которые могут спровоцировать опасную ситуацию, концерн решил объявить об официальных отзывах. В менее серьезных случаях Volkswagen просто продляет гарантию на «подозрительные» узлы и агрегаты, предпочитая особо не афишировать недостатки. Так, например, на нескольких моделях 1998–2002 гг.в. обнаружились неисправные стеклоподъемники. Речь идет о Beetle 1998–2002 гг.в., VW Golf, Golf Gti и Jetta, выпущенных с 1999 по 2002 г. В этом случае Volkswagen предпочел бесплатно заменить узел на новый, более надежный, и продлить гарантию до семи лет. В разные годы было много проблем также в электропроводке фар и дворников.

Кстати, если речь идет о надежности вложения средств в автомобили, следует обратить внимание на финансовое положение самой компании Volkswagen. Так вот, недавно международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s поместило долгосрочный кредитный рейтинг «A» и краткосрочный кредитный рейтинг «A­1» немецкого автопроизводителя Volkswagen AG в список CreditWatch с негативным прогнозом.

Рейтинги Volkswagen Financial Services AG (VW FS) и Volkswagen Bank GmbH (VW Bank) также помещены в список CreditWatch с негативным прогнозом. Как отмечают аналитики S&P, данный шаг связан с заявлением компании о том, что ее операционная прибыль в ближайшие 12 месяцев останется на невысоком уровне и что операционная прибыль до единовременных выплат по итогам 2004 г. составит не более 2,5 млрд. евро.

Занесение рейтингов VW FS и VW Bank в список CreditWatch отражает занесение в этот список их 100%­ного владельца, Volkswagen, — говорится в сообщении агентства. Чистая прибыль Volkswagen в 2003 г. снизилась по сравнению с 2002 г. на 57,6% — до 1 млрд. 95 млн. евро, а выручка в 2003 г. увеличилась лишь на 0,2% — до 87 млрд. 153 млн. евро. Операционная прибыль снизилась на 62,6% — до 1 млрд. 780 млн. евро, прибыль до уплаты налогов снизилась на 61,6% и составила 1 млрд. 529 млн. евро, прибыль после уплаты налогов снизилась на 57% — до 1 млрд. 118 млн. евро.

Кстати, крупнейшими акционерами концерна являются федеральная земля Нижняя Саксония, владеющая 9,8% акций, и североамериканский инвестиционный фонд Brandes Investment Partners, владеющий 6,15% акций концерна.

Напомним, что в концерн Volkswagen AG входят автомобилестроительные компании Audi, Seat, Skoda, Volkswagen, Lamborghini и Bentley.

К слову сказать, объем выпуска машин итальянского производителя спортивных автомобилей, компании Lamborghini, в 2003 г. вырос в 3 раза — до 1305 автомобилей (так сообщает пресс­служба компании). И до 2010 г. Lamborghini планирует увеличить объем выпуска автомобилей до 3 тыс. шт. в год. То есть если у концерна и есть где­то успехи, то совсем не в «народной» области.

Что касается России, то такие популярные ранее марки, как Volkswagen и Skoda, в прошлом году даже не попали в первую десятку.

По итогам 2003 г., продажи легковых автомобилей Volkswagen в нашей стране упали на 9% по сравнению с 2002 г. (всего было продано 6335 машин, главным образом Volkswagen Passat, на который пришлась почти половина продаж). Российские дилеры объясняют это ростом курса евро и острой конкуренцией со стороны «долларовых» иномарок, однако находившаяся в тех же условиях марка Audi из того же концерна все же повысила продажи в России на 15,2%, а немецкий же Mercedes вообще отмечает успешное завершение года более чем 50%­ным ростом продаж.

Так может быть, дело не только в евро? Почему­то раньше всегда казалось, что автомобили Golf, например, предназначаются людям с весьма средним достатком (по крайней мере в Европе). Но вот прошла официальная презентация нового поколения модели VW Golf V, и оказалось, что теперь этот автомобиль можно считать одним из самых престижных в своем сегменте! И цены на него будут теперь отнюдь не «народными» — самая доступная версия Golf V в России будет стоить около 20 тыс. евро, а топ­версия в комплектации Sportline обойдется уже в 30 тыс. евро. Напомним, что еще совсем недавно Volkswagen предлагал легковые автомобили в трех основных ценовых категориях (в пересчете на доллары): 10–15 тыс. (Polo), 15–20 тыс. (Golf и Bora), 20 тыс. и выше (Passat). А теперь пересчитайте в доллары новые цены и посмотрите на результат.

Да, такой автомобиль уже нельзя будет оставлять на улице, не тратясь на платную стоянку.

Конечно, компания утверждает, что комфорт и оснащенность новых автомобилей сильно повысится (так, например, дизельные версии по желанию могут быть укомплектованы новой коробкой DSG с двумя сцеплениями, ранее доступной только на топ­версии спортивного купе Audi TT). Однако в этом так называемом Гольф­классе (который, собственно, и получил название по вышеназванной модели) есть не менее оснащенные, но существенно более дешевые автомобили японских и корейских производителей. Так зачем «народу» платить больше?

Нет, определенно Volkswagen становится антинародным! А посмотрите, как «страшно далеки от народа» его российские дилеры — они даже увидели в этой ситуации свои плюсы. По их словам, они гордятся тем, что самые «верные» их клиенты имеют теперь возможность широкого выбора и получают гарантированное сервисное обслуживание безо всяких очередей. В интервью, данном ежедневной аналитической газете RBC Daily, Евгений Созин, директор по маркетингу ЗАО «Автоцентр Атлант­М» (дилера автомобилей Volkswagen в России), сказал буквально следующее: «Так, проблем с сервисным обслуживанием или выбором комплектации наших автомобилей нет вообще. В то время как автомобилей Toyota часто не было в продаже, не говоря уже о выборе их комплектации. Постоянно отсутствующий Mitsubishi Galant и вовсе убрали с российского сайта компании, чтобы не нервировать покупателей. Россияне, отдавшие предпочтение автомобилям Volkswagen, в этом отношении чувствуют себя вольготно. Им есть из чего выбрать. Выбор комплектации Volkswagen совершенно не ограничен. Даже если какой­то машины сейчас нет в наличии, все равно можно скомпоновать ее под себя. То, чего у восточных производителей не наблюдается. Сам ассортимент у европейцев шире, потому что машин продано меньше. А сервисное обслуживание можно получить спокойно, безо всякой очереди, чего нельзя сказать о Toyota. Россияне же, купившие японские машины, эту проблему осознают уже потом».

Скажем прямо, совсем не очевидное и явно антинародное преимущество — предлагается переплатить, чтобы не стоять в очереди! То есть, пока народ в очередях стоит, вы заплатите и зайдете с черного хода.

Причем угрозу со стороны японских и корейских машин дилеры Volkswagen видят только в том, что цены у конкурентов исчисляются в долларах, забывая о том, что во всем остальном условия для импортеров иномарок в Россию одинаковые (т.е. ввозные пошлины платятся те же самые), а цены на модели совсем не пропорциональны кросс­курсу евро и доллара. Кроме того, в прошлом году на российском рынке появились такие сильные игроки, как Ford Focus, «Шевроле­Нива», Kia и т.д., изготовленные в России. То есть в общей сложности было продано 50 тыс. иномарок российской сборки, которые тоже являются прямыми конкурентами Volkswagen, а уж они­то явно находятся в лучших условиях и обладают целым рядом льгот, которых лишены автомобили, завезенные извне. Поэтому очень трудно сказать, насколько вырастет сбыт Volkswagen, если курс евро снизится, и вырастет ли он вообще.

Более того, в последнее время стало очевидным, что японские и корейские машины не только не уступают европейским по качеству, но даже существенно их превосходят. Однако никаких специальных программ, направленных на повышение качества, технической оснащенности или на снижение цен концерн Volkswagen предпринимать не собирается. Единственное, что планируется сделать, — это кардинально увеличить объемы средств, выделяемых на рекламу. То есть в ближайшие два года немецкий концерн планирует сократить свои расходы сразу на 2 млрд. евро, которые будут переведены с других направлений. Какие же направления лишатся средств? В первую очередь, конечно, будут уменьшены вложения в разработку перспективных моделей. А невысокий спрос на модель Golf V, на которую возлагалось очень много надежд, возможно, обусловлен совсем не тем, что не хватает денег на ее рекламу и продвижение.

Безусловно, дилеры положительно оценивают данную инициативу концерна, ждут от него денег и надеются на падение курса евро, что, по их прогнозам, позволит вернуть прежние позиции на российском рынке.

А пока они рапортуют о том, что «благодаря столь мудрой политике» продажи Volkswagen в первом квартале увеличились на 20% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Всего за I кв. 2004 г., через сеть официальных дилеров реализовано на российском рынке 1678 автомобилей.

На первом месте традиционно располагается Passat, на долю которого приходится 597 автомобилей, включая 48 универсалов. Второе место занимает внедорожник Touareg (за период с января по март эти автомобили, кстати, менее дорогие, чем у конкурентов, приобрел 391 покупатель). А третье почетное место занимает Golf IV (т.е. еще четвертого поколения) — 203 автомобиля.

Продолжается рост продаж и лимузина Phaeton: за I кв. реализовано 17 автомобилей.

Среди коммерческих автомобилей лидирует Multivan T5 — 48 автомобилей, далее следует Transporter T5 — 31 автомобиль, и замыкает тройку Caravelle T4 — их продано 24 штуки.

Что касается перспектив на отдаленное будущее, то для того, чтобы выйти из затянувшегося кризиса, Volkswagen в течение ближайших нескольких лет должен практически полностью обновить модельный ряд и вывести на рынок несколько новых моделей: от спортивного универсала с индексом С1 до микровэна Lupo на платформе бразильской модели Fox.

Следующее поколение самого маленького Volkswagen модели Lupo будет представлено в середине 2005 г. Автомобиль будет построен на платформе Volkswagen Fox, которая производится только в Бразилии и к нам, очевидно, не попадет. Но даже там, в Бразилии, с трехцилиндровым двигателем мощностью 55 л.с. новый Lupo в базовом варианте будет стоить около 9 тыс. евро. Интересно, что Volkswagen готовит конкурента Toyota Yaris Verso на базе этой модели. Сколько же он будет стоить? А Golf еще больше подорожает, если на его базе, как задумывается сейчас, сделают кроссовер.

Новый Passat должен выйти на рынок уже весной 2005 г. Сначала будет представлен седан, а затем и универсал. Самое важное изменение — поперечное расположение двигателя. Кроме того, в духе последних веяний Passat будет иметь более просторный салон. В компании подумывают и над тем, чтобы представить на его базе и четырехместный кабриолет Passat. На новые модели планируется ставить двигатели с непосредственным впрыском FSI (кстати, еще неизвестно, как они поведут себя на нашем отвратительном бензине). Топовая версия будет оснащаться 3,2­литровым двигателем VR6 мощностью 250 л.с. Кроме бензиновых двигателей, Passat будет оснащаться и четырьмя дизелями. Шестое поколение Passat получит переднюю подвеску McPherson, заднюю многорычажную подвеску, амортизаторы, регулируемые электроникой, а также электроусилитель рулевого управления и тормозную систему с электронным управлением.

В общем, электроники в новой модели будет много, а единственное, чем можно порадовать народ, так это увеличением объема багажного отделения — оно может составить 1700 л вместо нынешних 1545–1600 л (в зависимости от установленного двигателя).

А вот нишу дорогих автомобилей концерн Volkswagen отстаивает более рьяно. И несмотря на то, что представительский седан Phaeton продается очень плохо, в компании будут удерживать этот рынок и дальше. Так, в будущем Volkswagen представит конкурента Mercedes­Benz GST, который пока носит индекс С1. Автомобиль должен иметь размеры нового поколения Audi A6. Модель будет представлена на рынке не раньше 2007 г., а платформой для него может стать не что иное, как платформа Maserati Quattroporte (конечно, если дела пойдут не так гладко, как ожидается, то, возможно, C1 будут строить «всего лишь» на платформе Audi). Под капотом у С1 будут скрываться 6­ и 8­цилиндровые двигатели мощностью от 240 до 340 л.с.

Народ безмолвствует...