Директор-Инфо №12'2004
Директор-Инфо №12'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Автомобили от снежной королевы

Олег Татарников

По уточненным данным, чистая прибыль шведского машиностроительного холдинга Volvo Group в 2003 г. снизилась по сравнению с 2002 г. в 4,6 раза — до 32,14 млн. евро (328 млн. шведских крон). Как сообщается в отчете компании, по итогам IV кв. 2003 г. Volvo получила чистые убытки в размере 311,2 млн. евро против 68,8 млн. евро чистой прибыли годом ранее.

Основные потери концерна, конечно, от продажи пакета акций Scania и Henlys Group, но и особого роста продаж легковых автомобилей не наблюдается. Таким образом косвенно характеризуется потеря популярности марки Volvo как таковой, а, следовательно, и ожидаемое падение цен.

Опросы показывают, что в России для большинства автомобилистов при покупке машины важнее всего после цены «надежность» и «безопасность». Благодаря высокой безопасности Volvo как раз и завоевала популярность.

Безопасность

Высокая активная и пассивная безопасность долгое время являлась визитной карточкой Volvo. Как известно, с тех пор, как универсал 245/240 (выпускавшийся в 1974–1993 гг.) был признан американской Национальной администрацией по безопасности движения (NHTSA) самым безопасным автомобилем на рынке США, компания Volvo в рекламе своих автомобилей делала упор не на дизайн и технические характеристики, а именно на безопасность. Кстати, ремни безопасности впервые появилось именно на Volvo. Ремни были уже на 240 модели в семидесятые годы прошлого века. А в дальнейшем репутация самой безопасной машины закрепилась за Volvo в моделях 1990­х годов — S40 и S70. Многочисленные рекламные ролики показывали автомобили, сброшенные с большой высоты, а персонажи целыми семьями наперебой рассказывали, как благодаря Volvo им удалось выжить в ужасных автокатастрофах.

Впрочем, с тех пор много воды утекло, и компания пыталась изменить имидж марки Volvo. Мол, это по­прежнему безопасные автомобили — но для «активных» водителей. Да и грубый коробчатый дизайн давно сменился другим, весьма эффектным. Однако в результате объем продаж Volvo в тех же Соединенных Штатах снизился, что характеризует «безопасность» как основной элемент мотивации потенциальных покупателей этой марки.

Но так ли гладко обстоит дело с «безопасностью» у автомобилей Volvo? Как известно, системы безопасности разделяются на «активные» и «пассивные». К пассивным относится силовая структура кузова, в котором используются несколько видов стали различной жесткости. Относительно мягкие детали гасят энергию удара, а жесткие образуют каркас безопасности, который сохраняет жизненное пространство при тяжелых авариях. Кроме того, к пассивным системам безопасности следует отнести ремни, которыми необходимо пристегивать водителя и пассажиров во время движения. К активным системам безопасности относят т.н. подушки безопасности с датчиками ударов (системы SRS), а также системы «преднатяжения» тех же ремней безопасности и различные электронные системы, блокирующие, например, подачу бензина при аварии и т.д.

Известен скандальный случай, когда 20 июня 1998 г. на трассе Каховка–Симферополь–Октябрьское–Садовое попал в аварию Volvo C70 Coupe. В дождливую погоду возле населенного пункта Октябрьское на дорогу перед движущимся автомобилем выскочила крупная собака. Водитель, избегая столкновения, резко повернул машину влево, и автомобиль занесло. Потерявший управление Volvo на большой скорости влетел в кювет и столкнулся с деревом. В результате фронтального удара машина перевернулась на крышу. При этом ни одна из четырех подушек безопасности не сработала. За рулем злополучной машины находился крымчанин Сергей Коваленко. Из­за аварии Сергей в 34 года стал бессрочным инвалидом 2­й группы и получает от государства пенсию — 37 гривен. Прокуратурой Крыма было возбуждено уголовное дело по факту дтп (ст. 215 УК Украины). Экспертиза установила, что подушки безопасности не сработали из­за технических неисправностей в системе приведения их в действие (при исправности которой водитель действительно отделался бы лишь легким испугом).

Техосмотр машина проходила дважды (после 6 и 12 тыс. км пробега) на фирменной сервисной станции. Система компьютерного тестирования ни разу не зафиксировала неисправности в столь важном элементе активной безопасности. Более того, уже после проведения собственной компьютерной экспертизы специалисты Volvo утверждали, что система SRS осталась исправной, просто удар был «неправильным».

А ведь водителю не было никакого дела до того, под «правильный» он попал удар или под «неправильный». Он приобретал, как утверждала реклама, «один из самых безопасных автомобилей в мире». Стоимость новенькой иномарки составляла 60 тыс. долл., что, согласитесь, хорошая плата за личный комфорт и безопасность. Однако последнего концерн Volvo своему украинскому заказчику обеспечить не смог.

В принципе, подобные неполадки случаются на автомобилях любых марок, и вообще ни одна система не застрахована от сбоев. Но, во­первых, мало кто из производителей делает «безопасность» своей визитной карточкой, хотя системы как пассивной, так и активной безопасности практически у всех современных автомобилей нисколько не хуже, чем у Volvo. Во­вторых, у проблемы есть и оборотная сторона — то ли моральная, то ли корпоративная. Другие компании в таких случаях моментально реагируют, заменяют автомобили на новые и возмещают нанесенный ущерб, стремясь любой ценой не допустить широкой огласки. А вот представители Volvo в этом случае повели себя более чем странно. Они всячески затягивали судебный процесс, отказывали в выплате компенсации, придумывали различные «оправдания» и искали «зацепки» в украинских законах, позволившие им в конце концов уйти от ответственности. Представители Volvo, и, видимо, не только они, безусловно, знают, что мы не приучены отстаивать свои права, поэтому и позволяют себе так относиться к своим клиентам, не избалованным продукцией отечественного автопрома (у которого, к слову сказать, системы активной безопасности напрочь отсутствуют, а пассивная ограничивается пассивной безопасностью той иномарки, с которым столкнется наш отечественный автомобиль).

Сегодня компания Volvo по­прежнему намерена бороться за звание производителя наиболее безопасных автомобилей. Так, например, она объявляла, что некоторые модели 2003 г. снабжаются новыми «коммуникационными» системами безопасности. Среди них, например, система автоматического оповещения о столкновении Mayday, которая оценивает степень тяжести аварии и сама посылает сигнал SOS. Нечто подобное было и раньше, но если старые системы оповещали об аварии только в том случае, если раскрывались подушки безопасности, то новые включаются всегда, что, видимо, должно учитывать случаи, подобные тому, о котором мы рассказали выше. Особо чувствительное оборудование новых моделей Volvo реагирует даже в случае удара сзади, когда подушки безопасности не срабатывают.

Другая особенность последних разработок Volvo — наличие дополнительного аккумулятора и специальной антенны. Как известно, при серьезных авариях аккумулятор и антенна нередко бывают повреждены настолько сильно, что не могут передать сигнал о помощи. Запасные аккумулятор и антенна находятся на приборной панели, т.е. сравнительно далеко от того места, на которое обычно приходится удар при столкновении.

Эксперты отмечают, что новые шаги, направленные на развитие систем безопасности Volvo, объясняются тем, что компания несколько лет делала ставку не на безопасность, а на дизайн и технические характеристики. Теперь же решено опять вернуться к опыту середины 1990­х годов, когда персонажи рекламных роликов рассказывали, как им удалось выжить в автокатастрофах благодаря Volvo.

А Сергей Коваленко лишь совсем недавно смог снова сесть за руль. Его новая машина — иномарка, но уже не Volvo...

Надежность и стоимость владения

С надежностью дело обстоит в целом довольно неплохо, хотя и не блестяще, — по всем рейтингам надежности автомобили концерна неизменно входят в тридцатку лучших. Но если под надежностью понимать высокий ресурс работы узлов и агрегатов, что особенно актуально, если приходится ездить много и подолгу, то следует констатировать, что хотя запчасти для Volvo даже несколько дешевле, чем для японских автомобилей, менять их приходится чаще, и стоимость владения получается выше. А по сравнению с другими европейскими марками «шведы» дороже и по запчастям. То есть автомобили этой марки требуют больших затрат на содержание, обслуживание и ремонты. Многим нашим автомобилистам эти затраты кажутся чрезмерными.

На необычно высоком месте по сравнению с опросами в других странах стоят у нас такие критерии, как «ремонтопригодность» и «удобство в обслуживании», что, впрочем, если напрямую не связано с ценой самого автомобиля, то по мнению многих, несомненно, должно отражаться на «стоимости владения». У «шведов» и в этой области есть целый ряд «проколов»: сервисное обслуживание автомобилей этой марки получило в нашей стране недостаточно широкое распространение, при этом шведские автомобили достаточно сложные и не любят «неродных» сервисов. Кроме того, эти автомобили имеют целый ряд «врожденных» недостатков, которые осложняют их эксплуатацию в нашей стране. Несмотря на то, что эти машины в целом довольно крепкие и устойчивые к коррозии, многих владельцев огорчают хрупкие бамперы: передняя часть автомобиля сильно повреждается даже при банальном столкновении на парковке. Нередки и проблемы с электрикой, начиная от проводки, реле и катушек зажигания и заканчивая системой управления двигателем (ECU). Эти неисправности в целом, возможно, обусловлены не недочетами конструкторов и технологов, а эксплуатационными причинами. В наших условиях часто подводит электрооборудование, в котором из­за окисления возможны потери контактов в электрических соединениях, поломки электродвигателей стеклоподъемников и электроприводов дверных замков. Иногда отказывают генератор и регулятор напряжения. Может подвести датчик уровня топлива в бензобаке и другие датчики. Слабы для наших дорог и подвески большинства шведских моделей: амортизаторы пробивает на крупных колдобинах, появляется вибрация на колесах. Да и низковаты шведские автомобили для наших зимних дорог: при въезде во дворы они цепляют передним бампером, что сводит на нет все другие их «зимние» преимущества (исключение в этом смысле составляет, конечно, Volvo Crosscountry, но в сегменте престижных универсалов ему трудно конкурировать с немецким Audi A6 Allroаd и японским Subaru Outback H6).

Кроме того, если посмотреть так называемые «отзывы» автомобилей для исправления заводских или конструктивных дефектов, обнаруженных в процессе эксплуатации, то среди причин отзывов автомобилей Volvo окажутся весьма серьезные. Например, проблемы в топливной системе моделей Volvo S40 и V40 (автомобили младшей серии в отличие от старших по модельной гамме Volvo — выходцы не из Швеции, а из Голландии, где они выпускаются с 1988 г. на местном филиале компании). По словам представителей компании Volvo Cars, последний отзыв был инициирован из­за того, что у отзываемых автомобилей в некоторых случаях может произойти утечка топлива, которое, попав в двигательный отсек, может привести к пожару (при определенных обстоятельствах шланги топливопровода могут сместиться). «Отзывались» недавно и внедорожники XC90 из­за установки дефектных датчиков вращения колес, что приводило к серьезным отказам в антиблокировочной тормозной системе (ABS).

Кстати, отсутствие и/или высокая стоимость запасных частей, которые делают автомобили Volvo по истечении некоторого срока эксплуатации практически не пригодными к ремонту в наших условиях, приводят к тому, что эти автомобили очень быстро теряют в цене на вторичном рынке. Поэтому при недостатке наличности в кошельке потенциальным покупателям приходится обращать внимание на более доступные в ремонте марки и модели автомобилей, а продавцам, соответственно, снижать цену.

Конечно, многие современные автомобили имеют т.н. «зимние пакеты» но хорошая подготовка к зимней эксплуатации этим ограничиваться не должна. Безусловно, шведские автомобили лучше других иномарок подготовлены к суровой зиме. Так, например, если двигатель автомобиля марки Volvo исправен, то он запустится в любой мороз. Кроме того, у этих автомобилей традиционно эффективно и надежно работают системы вентиляции и отопления салона, а большинство моделей имеют обогреваемые наружные зеркала, зону подогрева дворников, подогрев сидений и даже специальный сигнализатор гололедицы уже в стандартной комплектации. Более того, в отличие от производителей из стран с мягким климатом, шведы прекрасно знакомы с солью и реагентами на дорогах, поэтому хорошо защищают кузова своих автомобилей от коррозии.

Престиж

В России владельцы старших моделей Volvo часто жалуются на неуважительное отношение со стороны окружающих. Бытует мнение, что Volvo S80 необходимо покупать исключительно для торжественной передачи персональному водителю, особенно такому, который пересел с «Волги» советского периода. Такие матерые «персональщики» сохраняют пиетет к Volvo еще с тех времен, когда эти машины изредка попадали в СССР по дипломатическим каналам и считались шедевром не нашего автопрома. Водитель за рулем будет несказанно счастлив и преисполнен профессиональной гордости, а вы усядетесь на заднее сиденье и станете наслаждаться шведской надежностью и комфортом.

Впрочем, в шведских машинах есть и определенное преимущество: угоняемость их невысока. Кроме того, на новых Volvo есть и возможность следить за автомобилем в случае его угона. Сообщается, что эта система, названная Volvo On Call Plus, будет входить в стандартную комплектацию версии T6 модели Volvo S80, а для моделей S60, V70 и V70 Cross Country она будет доступна за дополнительные 835 долл.

Таким образом, покупая, например, Volvo S80, вы получаете автомобиль, который по размерам даже больше немецкого «бизнес­класса», имеет высокий уровень комфорта и оснащения, а по цене существенно дешевле.