Директор-Инфо №6'2004
Директор-Инфо №6'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Одежда для успеха: классический мужской костюм

Светлана Гришанкова

Успех каждый определяет по-своему. Успех приходит тогда, когда вы внутренне к нему готовы. Истинное самоуважение, внутреннее соответствие уровню поставленных задач есть одно из непременных условий успеха. И совсем не последнюю роль играет в создании этого внутреннего состояния ваша одежда — уникальный «инструмент», который оказывает влияние и на вас, и на ваше окружение. Но какой знак имеет это влияние — плюс или минус — зависит только от вас.

Одежда — наша «визитная карточка». Она может многое рассказать о личности владельца, его привычках, социокультурной среде, к которой он принадлежит. «Язык костюма» развивался столетиями, он интернационален и универсален. Менялись модели и названия, многое забылось, но осталось то, что апробировано временем. Осталась классика — основа безупречности. А хороший вкус и, в известной степени, интуиция определят ваш выбор и придадут костюму «ваше» лицо.

Костюм до сих пор остается самым элегантным предметом одежды. Три кита, на которых держится классический костюм — покрой, цвет и ткань. Именно в таком порядке, потому что покрой — определяющий элемент костюма. Английский философ Томас Карлейль называл покрой одежды видимым признаком, свидетельствующим о тысяче вещей невидимых. Крой костюма должен быть естественным, т.е. выявлять лучшее, что есть в фигуре его владельца. Основная форма, определяющая хороший крой, появилась в 1930-е годы и, несмотря на веяния моды и времени, используется снова и снова. Прибегать к изменению линий классического кроя нужно только с действительно проблемными фигурами. Это особенно важно по отношению к плечам костюма.

  • Мужчина худощавого телосложения будет выглядеть лучше всего в приталенном костюме с небольшими подплечиками, узкими лацканами и облегающими брючинами.
  • Атлетически развитый широкоплечий мужчина совсем не нуждается в подплечиках, и его костюм должен быть скроен так, чтобы соответствовать меркам, избегая всего, что может вызвать впечатление полноты.

Традиционными цветами для костюма считаются темно-синий, черный и серый — от темного до очень светлого. Есть области деятельности, которые не допускают иного цветового решения — финансы, право, политика, торговля. Коричневый или зеленый костюм надевают только на weekend или спортивные мероприятия.

Современная мужская мода консервативна в приверженности синим тонам всех оттенков. Актуальны более теплые, лилово-фиолетовые оттенки. Наиболее популярными цветовыми решениями сезона весна–лето 2004 г. являются «трюфель» (серо-фиолетовый), «вороной» (темно-синий), «мышьяк» (серо-голубой), «сигара» (от темно-коричневого до оливково-бежевого), черный, «сплавное дерево» (кремовый).

Рисунок — полоска во всем своем многообразии. Доминируют нерегулярные полосы, двуцветные полосы, четкие и едва заметные, «полоска мелом». Полосатые материалы используются также для рубашек, галстуков, ремней. В оттенках серого и серо-синего используется классический рисунок «иголочная головка».

Специалисты подчеркивают, что цвет одежды не только играет значительную роль в том, как вас воспринимают окружающие, но и оказывает определенное влияние на ваше внутреннее состояние. Замечено, что в темном костюме человек чувствует себя более уверенно, активно, проявляет особую сосредоточенность на деле, стремится учитывать мнения партнеров при решении возникающих проблем. Светлый костюм способствует проявлению дружелюбия и любезности, но при этом человек занимает лидирующую позицию и полагается преимущественно на собственное мнение. Профессиональные имиджмейкеры утверждают, что цвет костюма — оружие, с помощью которого можно влиять на настроение окружающих.

Самой подходящей тканью для костюма всегда была (и остается) чистая шерсть. Даже летом, поскольку никакой другой материал не ложится так элегантно, т.е. не является столь устойчивым к заломам. Если вы обнаружите заломы на своем костюме из чистой шерсти после того, как вы долго сидели, они довольно быстро исчезнут, когда костюм «отвисится». Не важно, если прекрасно скроенный костюм выглядит немного мятым; все равно он будет более элегантным, чем костюм посредственного кроя без единого залома.

Современные костюмные ткани обладают приглушенной тональностью, выделяются эффектом легкой «запыленности». Шерстяные ткани обогащаются различными эффектами и приобретают новое звучание. Например, добавка ацетатных или шелковых волокон придает полотну прохладное, слегка скользкое туше и добавляет блеск.

По определению, костюм — набор одежды, состоящий из брюк и пиджака, выполненных из одной ткани. Поначалу костюм включал в себя три предмета: пиджак, брюки и жилет. Как правило, довольно трудно купить в магазине хорошо сшитый костюм с жилетом. К счастью для мужчин, ценящих этот классический тип костюма, ряд традиционных торговых домов мужской одежды, например, Gieves & Hawkes, предлагает их снова. Но сегодня больше распространен костюм из двух предметов, включающий пиджак и брюки.

В традиционном английском костюме плечи поддерживают очень небольшие подплечики; как правило, они слегка скошены. Пиджак имеет две пуговицы и два боковых разреза. Они позволяют владельцу с удобством держать руки в карманах (в отличие от Германии, в Англии такая манера держаться не считается предосудительной).

Типично английскими считаются высокая талия и расклешенные фалды пиджака. Этот покрой называют «песочные часы». Британские портные рекомендуют объемную, слегка выпуклую форму груди. Пройма рукава неглубокая, но это не ограничивает движений; рукав достаточно плотно прилегает к руке и слегка сужается к запястью. Петля на лацкане английских пиджаков длиннее, чем это делается на континенте и, как правило, выполняется без глазка. Клапаны карманов также крупнее. Их положение на полочке не всегда четко горизонтальное. Клапаны могут быть выполнены по косой.

Брюки кроятся так, чтобы сидеть высоко на бедрах и почти вплотную к ноге. Отвороты не так популярны, как в континентальной Европе: даже брюки двубортного костюма редко имеют отвороты.

Двубортный английский костюм всегда имеет на пиджаке два боковых разреза и иногда — разрез сзади. В Европе, кроме Англии, могут не делать разрезов вовсе, но это не comme il faut. Пиджак без разрезов будет сидеть на вас хорошо, только когда вы стоите и не кладете руки в карманы брюк (однако пиджаки многих немецких костюмов делаются без разрезов).

Основные характеристики английского костюма:

  • скошенная линия плеча;
  • приталенный силуэт;
  • высокая талия;
  • длинный пиджак;
  • брюки без складок у пояса.

Двубортный английский костюм имеет свои особенности:

  • широкие лацканы;
  • большие промежутки между пуговицами (6 шт.);
  • длинный пиджак.

Даже если вас нельзя назвать экспертом в мужской одежде, вам следует знать, что нарукавные пуговицы хорошего костюма могут быть расстегнуты. Эта особенность заметна на пиджаках дорогих костюмов и является их отличительной чертой. Расстегнутые пуговицы означают, что рукава можно подвернуть, например, при мытье рук.

Однако Англия, представляющая самый лучший пошив, перестала быть монополистом стиля. Эстетические критерии английских мастеров созвучны итальянскому пониманию элегантности, в котором учитываются ткань, цвет и покрой костюма. Итальянцы превосходят англичан в пошиве костюмов из легких тканей, поскольку живут в жаркой стране. Есть несколько центров хорошего пошива в Италии (Kiton, Brioni, D’Avenza, Barbera).

Итальянец стремится к элегантности стиля и в одежде, и в жизни. Итальянский костюм — изысканно-утончен. Его элегантность проявляется в легкой и мягкой ткани; изысканность — в цвете и рисунке; утонченность — в покрое и отличной обработке изделий. Россияне, кстати, очень похожи на итальянцев: и по менталитету, и по эмоциональности, а особенно по умению получать удовольствие от одежды.

Костюм итальянца должен оттенять его натуру. Поэтому задача дизайнеров — адаптировать каноны к потребностям современного мужчины. Например, в костюмах высокого качества края лацканов сметываются иголкой от руки, прежде чем выполняется соединительный шов. Подкладка также пришивается к пиджаку вручную, что видно по нерегулярности стежков. Сегодня многие производители готовой одежды используют машины, которые дают хорошую имитацию ручного шва. Дизайнеры вводят такую имитацию в качестве изящной отделки по лацкану и борту пиджака. Эта тенденция оставалась актуальной в сезоне осень–зима 2003—2004 гг. (например, костюмы от Rene Lezard, GIAN FRANCO FERRE (GFF), Lucianno Barbera). Кстати, бутик известной марки Lucianno Barbera недавно открылся в «Крокус Сити Молл». Москва стала четвертым городом мира, где продукция этой фирмы представлена в полном объеме. Гордость марки составляют пиджаки, которые конструируются по принципу рубашки.

Типичной «итальянской» линии не существует. Скорее можно говорить о региональных портновских традициях. По-прежнему ярко выражены различия между Севером (Милан, Болонья) и Югом (Рим, Палермо).

На севере Италии мода подвержена «английскому» влиянию: пиджак с двумя боковыми шлицами, линия плеча подчеркнута, карманы пиджака часто выполняются с окантовкой, но без клапана.

Южная линия отличается маленьким объемом по бедрам и узкой талией; боковые шлицы присутствуют, но они не очень популярны. Пройма маленькая, шов лацкана располагается чрезвычайно высоко и поднимается круто, а нагрудный карман имеет слегка изогнутую форму «лодочки». Рукав сознательно втачивается с небольшой сборкой. Очень популярны также рукава в рубашечном стиле, прежде всего для летних пиджаков.

Основные характеристики итальянского костюма:

  • прилегающая линия силуэта;
  • высокое расположение первой пуговицы;
  • узкие плечи;
  • небольшой объем по линии груди.

Французский стиль навеян романтическими тенденциями. Типичный французский костюм отличает скошенная линия лацкана, в то время как петля на лацкане, в отличие от общепринятой европейской традиции, относительно мала и выполняется с глазком. В двубортных моделях французс-кие мастера придают большое значение линии и форме борта, чтобы сорочка была открыта как можно больше.

Основные характеристики французского костюма:

  • закругленная линия плеча;
  • объем по линии груди;
  • умеренное приталивание;
  • зауженная линия бедер;
  • короткий пиджак.

Американская линия. Америка — классическая страна иммигрантов, в которой соединилось множество культур. Но есть в США и собственный стиль, с некоторым оттенком британской спортивности, но на деле совершенно американский. Этот стиль — стиль «Лиги плюща» — актуальное направление моды. Его отличают округлая естественная линия плеча и шлица, расположенная точно посередине спинки.

Разрез дает свободу движениям, так что можно положить руки в карманы брюк, не нарушая форму пиджака. Единственный недостаток — в том, что пиджак открывает часть спины, вид которой не всегда привлекателен. В варианте с тремя пуговицами лацкан так близко подходит к верхней петле, что она не застегивается. В отличие от брюк с заложенной спереди складкой, которые абсолютно не пользуются доверием американских модельеров, гладкие брючины типичны для американского костюма.

Основные характеристики американского костюма:

  • расширенная линия плеча;
  • объем по линии груди;
  • небольшое прилегание по линии талии;
  • прилегание по линии бедер;
  • короткий пиджак;
  • отделочная пуговица на линии талии;
  • узкий лацкан.

Типичные ткани — синяя и серая тонкая полоска, серая «елочка», клетка «принц Уэльский» — однотонная синяя, серая и оливковая. Клетка «принц Уэльский» считается очень удобной для деловых костюмов. Говорят, что рисунок уместен для «школы, работы и путешествий». В самом деле, костюм из этой клетки практически вечен, поскольку на нем не видно пятен.

Важное замечание. В костюме хорошего качества рисунок должен совпадать во всех швах, где это возможно, особенно вокруг нагрудного кармана. «Перетекание» рисунка должно быть обеспечено также между плечами и грудью. Перед костюма должен смотреться так, как если бы он был сшит из одного куска ткани.

Модели Германии менее зависят от моды. Однако можно выявить определенные особенности, отличающие работу немецких портных. Например, костюмы и пиджаки достаточно длинные, костюм обладает достаточным объемом (по сравнению с английскими и итальянскими моделями). Пройма рукава большая и глубокая, рукав — просторный и широкий.

Особенности немецкого костюма:

  • естественная ширина плеча;
  • пропорциональный силуэт;
  • отделочная пуговица на естественной линии талии.

Высокое качество костюма представляет фирма Regent, не менее популярны марки Kanzler и Hans Baumler.

Современный галстук обычно считается принадлежностью официального костюма, но это не означает, что он не может быть модным. Сегодня, как, впрочем, и всегда, галстук является одним из главных показателей вкуса и статуса мужчины.

Большое значение имеет и выбор воротничка мужской рубашки. Воротник cutaway (срезанный) обозначает характерный крой, дающий резкое расхождение концов воротника в стороны. Конечно, этот воротник всегда выглядит намного «дружелюбнее» и более утонченно, чем отложной воротник с вертикально скроенными концами. Такой тип воротника любят носить в Европе. С галстуком и без него.

Воротник с пуговицами на концах также считается менее официальным. Форма его мягкая, концы воротника совсем не «парадно» пришпилены к полочке рубашки пуговицами. Рубашка с воротником на пуговицах является вкладом американцев в мужскую моду.

А теперь поговорим о блейзере, совершившем триумфальное возвращение на подиумы. Хит середины 1980-х дождался своего звездного часа, вернувшись к нам в образе современного короткого спортивного пиджака.

Блейзер развивался из короткого двубортного пиджака, который носили британские военные моряки ХIХ в. Его название, как предполагают, заимствовано из названия королевского фрегата «Блейзер», капитан которого впервые надел подобные пиджаки на свою команду по случаю состоявшегося в 1837 г. визита на корабль королевы Виктории.

Красивый синий цвет блейзера и большие золотые пуговицы делают его более официальным, чем твидовый пиджак в клетку.

Классический navy-blue блейзер — двубортный укороченный пиджак с шестью крупными позолоченными пуговицами. Он всегда темно-синий и всегда — с двумя боковыми разрезами. Дополнительно имеются нагрудный карман и два кармана с клапанами. Настоящий блейзер можно приобрести только в английских магазинах.

Однобортный блейзер не имеет военных корней. Он восходит к клубным пиджакам английских гребных клубов ХIХ в. Темно-синий — не единственный его цвет. Американцы предпочитают блейзеры бутылочно-зеленого, малинового и желтого цветов.

Однобортный блейзер обычно имеет застежку на две пуговицы и три кармана без клапанов. Однако сегодня он продается с клапанами, так что его можно причислить к группе спортивных пиджаков и костюмов.

Блейзер с синими пуговицами — просто синий пиджак, который смотрится чуть более официально, чем привычный спортивный пиджак. Этот вариант однобортного блейзера в сочетании с серыми брюками из шерстяной фланели или плотного хлопка («чинос») и с коричневыми ботинками особенно популярен во Франции, Италии и Испании. Темно-зеленый тон блейзера хорошо дополнит белая или бледно-голубая рубашка.

Галстуки к блейзеру рекомендуются в полоску, но хорошо смотрятся также галстуки с небольшими рисунками, однотонные, а также галстуки фирмы Hermes. Предпочтение отдается галстукам из плотного шелка или даже трикотажным. Брюки должны быть из бледно-серой шерстяной фланели или бежевой шерсти. Блейзер также будет хорошо сочетаться с бархатистой поверхностью брюк из вельвета желтовато-коричневого, бежевого или винно-красного цветов.

Самая модная цветовая палитра блейзера представлена сегодня индиго, голубым, коричневым, золотым и желто-зеленым цветами. Материалы: вельвет, двусторонние и гладкие полотна. Актуальны ткани в тонкую полоску.

Блейзер неуместен в офисе. Желая отдать должное блейзеру и себе самому, вы наденете его на неформальную встречу или вечеринку на свежем воздухе.

Особое направление, где характерные элементы, присущие национальным портновским школам, также постепенно стираются — праздничный костюм.

Здесь свои правила. Надеть на торжество обычный классический костюм, даже если он хорошо скроен и стоит дорого, — дурной тон: праздничный костюм от повседневного должен отличаться, как минимум, удлиненными полами. Длина пиджака для торжественных случаев — сюртука — может доходить до 90 см.

Сюртук является самым распространенным и популярным нарядом для торжественного случая. За основу берется костюм-двойка, к нему прилагаются рубашка, закрытый праздничный жилет и подходящий галстук. Последними тенденциями в крое пиджака, кроме удлиненных пол, являются высокая однобортная застежка, оставляющая на виду только узел галстука, и английский воротник с небольшими лацканами. Брюки должны быть прямыми, в меру зауженными, спереди гладкими либо с одним небольшим защипом.

Ну а если вы сделали предложение девушке из старинного дворянского рода, и ожидается свадебная церемония с парой сотен приглашенных, вам не обойтись без смокинга и фрака. «Белый галстук» или «черный галстук», фрак или смокинг — приглашение на официальное торжество всегда сообщает, в какой одежде ожидают увидеть гостя. Если сказано (или написано) «белый галстук», тогда следует надевать фрак, «черный галстук» — нужен смокинг.

Смокинг, который появился в ХIХ в. с легкой руки курильщиков сигар, имеет отличительную особенность. Его воротник сшит из атласа или шелка, чтобы пепел сигары легко соскальзывал с лацканов, не повреждая ткань. В остальном покрой пиджака имеет много вариантов: однобортный или двубортный, с английским воротником или воротником-шалькой. Брюки по боковым швам украшены шелковой полосой (лампасом). На брюках нет отворотов.

Цвет для смокинга — черный или густой темно-синий. Ткань — более легкая, чем для дневного костюма. Смокинг, как и вечерний костюм, требует белой рубашки с французскими манжетами. Поэтому запонки становятся весьма актуальным аксессуаром. Смокинг обязательно дополняется галстуком-бабочкой черного цвета или пластроном (разновидность шейного платка) и широким поясом — кушаком (cummerbund) в складку. Кушак закрывает место, где рубашка входит в брюки. В пояс часто вшивают маленький кармашек, поэтому складки заложены вверх.

Смокинг великолепно подходит для обеда в хорошем ресторане, театральной премьеры, домашних торжеств.

Вечерний фрак — шикарный костюм для торжественных мероприятий. Фрак имеет самый оригинальный покрой — короткие борта спереди и длинные сзади. Фрак должен быть черным и всегда однобортным. Его невозможно застегнуть.

Лацканы отделаны шелком, как и в смокинге. Брюки имеют две параллельные шелковые полоски вдоль боковых швов. У брюк фрака также отсутствуют отвороты. Рубашка, бабочка и жилет непременно должны быть белого цвета. Все вышеперечисленное великолепие дополняется хорошей классической обувью в тон костюма.

Следует отметить, что классическая элегантность стоит недешево: костюм-сюртук от Carlo Pignatelli Couture, Alberto Carlos (Италия) — от 2000 долл., смокинг — до 5000 долл.

Вы убедились, что выбор «одежды для успеха» огромен. Вам решать, какой стиль вам внутренне созвучен, что выбрать, чтобы подчеркнуть свою значимость, привлекательность, состоятельность.

Несколько советов напоследок:

  • «Ваш» костюм — удобен, он не сковывает движения и вызывает ощущение внутреннего комфорта.
  • Безупречность костюма вызывает доверие; глядя на вас, партнеры поймут, что и в бизнесе для вас нет мелочей. Однако излишняя чопорность, педантичность и подчеркнутая «идеальность» в одежде раздражают. «Отполированность», как правило, отталкивает от человека-«манекена».
  • Одежда в любом случае должна быть адекватной ситуации и окружению; не провоцируйте подчиненных на сравнение цены вашего костюма с их годовым бюджетом.
  • Учтите, что хорошая одежда требует денег. Начав с пары действительно хороших туфель, вы поймете, что к ним требуется соответствующий костюм, а к нему — рубашки, галстуки…

Куда:

Kiton, ТД « Москва», Кутузовский пр-т, 31

«Калигула», «Петровский пассаж», ул. Пет-ровка, 10

«Бутик 007» (индивидуальный пошив Kiton), ул. Охотный ряд, 2, стр. 1

Brioni, Третьяковский пр-д, 7

D’Avenza, «Крокус Сити Молл», МКАД, 65 км

Rene Lezard, ул. Тверская, 26

«Элегант» и Sarar, «Охотный ряд», Манежная пл., 1, стр. 2

Редакция благодарит Бернхарда Ретцеля за помощь в подготовке материала.