Директор-Инфо №4'2004
Директор-Инфо №4'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Kauffman: новая водка для нового века

Надежда Русина

Путь к международному признанию водки как торговой марки с самого начала был тернистым. Несмотря на многовековую историю и вроде бы бесспорные права России на уникальное «хлебное вино» Советскому Союзу пришлось серьезно побороться за приоритет создания настоящей водки именно на территории нашего государства.

Еще в 1883 г. во Франции была заключена Парижская конвенция по охране промышленной собственности, подписанная одиннадцатью странами. Так поделили права на фирменные наименования и места происхождения различных популярных алкогольных напитков. Сама Франция закрепила за собой приоритет в создании коньяка и шампанского, Великобритания — джина и виски и т.д. В итоге «неохваченной» осталась только водка. Однако к участникам Парижской конвенции, коих сегодня уже 88, СССР присоединился лишь 1 июля 1965 г., когда желающих монопольно производить водку было хоть отбавляй.

В результате с 1977 по 1982 г. страна оказалась втянутой в изматывающую судебную тяжбу со своего рода «детьми лейтенанта Шмидта». Среди них были представители братской Польши с аналогом водки, «горзалкой», и американские потомки русских эмигрантов («Пьер Смирнофф», «Эрнстов», «Кеглевич» и т.д.). Американская водка, производство которой началось в 1918–1921 гг., кардинально отличалась от русской, представляя собой дистиллированный продукт в привлекательной обертке. Вообще, как оказалось, воспроизвести нашу водку в чужих условиях при отсутствии нужного сырья и технологий фактически невозможно.

Так что правда в итоге оказалась на стороне СССР: исторические факты сыграли не в пользу западных производителей. Решением международного арбитражного суда за нашей страной в 1982 г. был закреплен приоритет создания водки как русского оригинального напитка. У нас появилось исключительное право рекламировать продукт в мире под этим наименованием. Кроме того, был сформулирован главный экспортно-рекламный лозунг: Only vodka from Russia is genuine Russian vodka («Только водка из России — настоящая русская водка»).

Что ж, дорога «беленькой» в мир официально была открыта.

И вот всесоюзное, а ныне российское объединение «Союзплодимпорт» пустило на экспорт 12 всем известных сегодня водочных марок: «Столичная», «Московская», «Русская», «Старка», «Юбилейная», «Кубанская», «Зубровка», «Охотничья», «Перцовка», «Лимонная», «Столовая», «Крепкая». Упомянутые напитки регулярно занимают лидирующие места в Европе и США в категории импортных водок.

Однако на данный момент проверенной временем и потребителем советской водке приходится конкурировать с огромным количеством новых брэндов, появившихся на рынке. Борьба за качество продолжается с 1992 г., когда был издан президентский Указ, отменивший государственную монополию на водку. Это значило, что практически каждый мог производить данный напиток и торговать им на основе полученной лицензии. В результате на внутренний российский рынок потоком хлынула некачественная или фальсифицированная продукция, явно не соответствующая принятым стандартам.

На этом фоне четко прослеживается тенденция: все большее число известных компаний стремится выводить на рынок собственные водки так называемого премиум-класса. Они позиционируются как дорогой продукт особого качества, разработанный по специальным рецептам и выпускаемый в визуально привлекательной форме. Такая водка находит своего покупателя, что, впрочем, не удивительно. Согласно прошлогоднему докладу британской аналитической компании Datamonitor «Развитие мирового рынка спирта до 2007 г.» Россия занимает первое место по количеству выпиваемого крепкого алкоголя в мире. Причем 80% населения страны предпочитает именно водку.

Доля национального напитка на рынке крепкого алкоголя составляет 79,3%, и лишь 14,2% приходится на коньяк и бренди. И даже с ростом дохода покупатель не изменяет своим пристрастиям, а просто переходит на дорогие водочные марки, становится более требовательным к качеству. Получается, что наш потребитель не только соблюдает национальные традиции, но и на деле, а не на словах поддерживает отечественного производителя.

Сегодня в категории водок премиум-класса можно насчитать около ста торговых марок. В будущем это число, возможно, увеличится. Как правило, каждый ликероводочный завод или крупный импортер считает своим долгом вывести на рынок несколько дорогих, элитных наименований. Особое место среди них занимает лауреат V Дегустационного конкурса международной ярмарки ПРОДЭКСПО-2003, получивший Гран-При, новая водка Kauffman, о которой и пойдет речь далее.

Водка будущего

В последние годы весь мировой рынок крепких алкогольных напитков сотрясают практически революционные перемены. Всего за год или два потребители поверили в то, что водка может быть таким же редким и престижным напитком, как эксклюзивные коньяки и выдержанные виски. Есть в этом отчасти и заслуга создателей уникальной российской водки Kauffman Private Collection Luxury, появившейся на рынке в конце 2002 г. «Мировой рынок переживает сегодня настоящий бум спроса на элитную водку, — пишет знаменитый винный критик Карл Робинсон. — Но, пожалуй, самый интересный проект на эту тему осуществлен в России — это водка Kauffman».

Напиток привлек внимание потребителей и специалистов своей уникальностью, эксклюзивностью и высокой ценой — факторами, отличающими предметы роскоши от обычных качественных вещей. Концепция водки разработана академиком Международной академии виноградарства и виноделия Марком Кауфманом, использовавшим для ее создания как мировой опыт элитного виноделия, так и лучшие технологические приемы, известные производителям российских водок.

Заслуживает ли современная русская водка громкого звания национального напитка? Действительно ли жители России могут ей гордиться? Пожалуй, именно на эти вопросы в процессе создания Kauffman Private Collection Luxury пытался ответить Марк Кауфман. По его мнению, чтобы войти в мировую алкогольную элиту, при производстве отечественной водки нужно строго соблюдать ряд условий.

Прежде всего — предсказуемость вкуса. Как правило, вкус брэндированных напитков не меняется годами. В противном случае у продукта появляется новое название или обозначается год урожая, т.е. винтаж. Что касается водки, производство которой поставлено на конвейер, ее вкус способен измениться сразу же, как только на линию подадут следующую цистерну со спиртом. В то же время сам спирт могут закупать у разных заводов, которые берут сырье–пшеницу у различных хозяйств.

Многие западные брэнды, такие как Absolut или Finlandia, для унификации вкуса используют методы промышленной дистилляции, что фактически убивает оригинальный вкус. В случае с водкой Kauffman в 2001 г. было выбрано 7 лучших хозяйств из различных областей (Ростовская, Тамбовская, Волгоградская, Саратовская, Воронежская, Белгородская и Орловская), у которых закупили высококачественную пшеницу. После длительного хранения во избежание мучнистости лучшая часть зерна была смешана и переработана в спирт.

Разливается Kauffman Luxury на одном из лучших водочных предприятий России, Калужском заводе «Кристалл». Для изготовления водки отобранное зерно перегоняют в спирт-сырец, подвергая четырехступенчатой очистке. Во время этой процедуры устраняются примеси и сивушные масла, в результате чего получается спирт «Люкс» этиловый ректификованный высшего качества. Потом его смешивают с питьевой водой, прошедшей умягчение и очищенной от солей и органических примесей, которые могли бы ухудшить вкус водки.

Смесь спирта с водой проходит через фильтр с кварцевым песком, где очищается от механических примесей. Для улучшения вкуса водку помещают в колонку, наполненную березовым углем, откуда она попадает в накопительную емкость.

Главным этапом при создании винтажной водки была ее «расфасовка». Всю полученную продукцию разлили единовременно ограниченной пронумерованной партией в 25 тыс. бутылок. Так удалось избежать главного недостатка российских водок — нестабильности вкуса и качества.

В то же время водка не стала таким бездушным, унифицированным и практически безвкусным напитком, каким являются большинство водок западного производства.

При запуске на рынок брэнда водки-премиум большую роль играет идеология. Интересно, что почти все известные сегодня водочные марки обращены в прошлое. Историй масса: одна водка изготовлена по старинным дореволюционным рецептам, другая — с соблюдением всех рекомендаций Менделеева. Однако не всегда потребитель поддерживает игру производителя на многовековом прошлом. Обычно он нуждается просто в гарантии качества. Разработчики данной водки открыто указали, что вся продукция под товарным знаком Kauffman существует с 2000 г.

Под стать новой водке и бутылка: ведь ее форма должна быть едина с содержанием! Вряд ли приемлемо, чтобы дорогая водка была налита в непрезентабельную бутылку: в этом случае может возникнуть подозрение, что производитель попросту не уважает потребителя своего товара.

Водка Kauffman разливается в бутылку, форма которой удивительно напоминает каплю.

В дизайне сосуда есть что-то космическое, подчеркивающее, что данный напиток — продукт будущего. Бутылка, на разработку дизайна которой ушло три года, изготавливается во Франции на известном заводе «Сен-Габен» из стекла высшего, так называемого «парфюмерного» качества. Роскошный белый короб для водки Kauffman производится российской компанией «Маури принт», получившей за эту находку золотую медаль национального конкурса «Упаковка — звезда России 2003».

Каждый винтаж водки Kauffman обладает новым, неповторимым, живым вкусом и ароматом. По словам специалистов, первый винтаж, выпущенный осенью 2002 г., — «это невероятно мягкий, высококачественный, уникальный напиток, обладающий едва уловимым ароматом поджаренной ржаной корочки и легким приятным мятным вкусом». Помимо завоеванного Гран-При Kauffman Private Collection Luxury 2002 получила и высокие оценки таких столпов мирового виноделия, как легендарные Кристиан Моэкс из шато Петрюс и граф Александр де Люр-Салюс из шато д’Икем. А также крупнейших мировых экспертов — авторов книги «Вино: Атлас мира» Хью Джонсона и Дженсис Робинсон.

На любой вкус

Еще одно достижение марки Kauffman в 2003 г. — выпуск второй линии, Kauffman Selected. Сейчас в нее входят пять высококачественных водок, каждая из которых разливается партией по 60 тыс. бутылок в год: насыщенная Kauffman Special («Кауффман Особая»), мягкая нежная Kauffman Soft («Кауффман Мягкая»), тонизирующая Kauffman Hard («Кауффман Жесткая»), гармоничная Kauffman Lemon & Grapefruit («Кауффман лимонно-грейпфрутовая»), тонкая пикантная Kauffman Pepper & Caraway («Кауффман перцовая с тмином»). Обе линии водки Kauffman уже экспортируются в страны Европы, в том числе в Великобританию, и постепенно завоевывают интерес западной публики. В Лондоне водка представлена в трех крупнейших магазинах товаров luxury: Harrods, Harvey Nichols и Selfridges (цена на водку Kauffman Private Collection Luxury на полке достигает 125 фунтов) и в таких популярных ресторанах и барах, как Hush, Zeta, Hakasan и др.

Вряд ли кто-нибудь удивится, если через несколько лет водка Kauffman займет самые достойные позиции на мировом рынке алкогольных напитков класса «люкс». Между тем еще полвека назад никто и подумать не мог, что за бутылку шотландского виски можно заплатить 100, а то и 500 долл. А ведь технологически виски и водка очень близки друг другу — в основу напитков положен все тот же зерновой спирт. Сегодня запасы первого винтажа водки Kauffman Private Collection Luxury 2002 постепенно подходят к концу. Скоро он станет настоящим раритетом и объектом охоты для коллекционеров редкого алкоголя. Тех, кто всегда стремится к чему-то новому, уже ждет винтаж 2003 г. — столь же уникальный и неповторимый.

Скорее всего, стоимость новой водки будет выбиваться из обычной ценовой категории, свойственной остальной продукции класса «премиум». Но, как считает Марк Кауфман, роскошь и чувство стиля требуют определенных жертв, в том числе и материальных.