Директор-Инфо №2'2004
Директор-Инфо №2'2004
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Итоги продаж новых автомобилей в России в 2003 г.

Олег Татарников

Автомобильной индустрии все же необходимо развиваться. Поэтому иностранные производители торопятся открыть в России свое производство, и отечественные автодилеры переживают настоящий бум продаж иномарок из-за рубежа.

Конечно, по объемам продаж Россия не идет ни в какое сравнение ни с Америкой, ни с Европой. Для справки: в 2004 г. в Северной Америке будет произведено 16,1 млн. автомобилей, а в Европе — 16,4 млн.

По итогам 2003 г. через сети официальных дилеров зарубежных автопроизводителей в России было продано около 220 тыс. иномарок (причем с учетом всей местной сборки, включая автомобили Chevrolet Niva, выпускаемые на СП «GM-АвтоВАЗ»). В процентах роста наш рынок гораздо сильнее западных, и динамика увеличения продаж год от года выглядит все более впечатляюще. Так, нынешняя цифра почти вдвое превышает объемы продаж новых иномарок в 2002 г., когда их было реализовано всего 110 942 (напомним, что объем продаж на этом рынке вырос в 2002 г. всего на 40,7% по сравнению с 2001 г.). Весьма показательна и динамика увеличения продаж в 2003 г. Если в I кв. этого года было продано немногим более 31 тыс. авто, то уже во II кв. — более 55 500, а в III кв. — 61 тыс. Рекордным же стал последний квартал минувшего года, когда своих владельцев нашли 72 тыс. новых иномарок.

Как утверждают сами дилеры, у нас в стране бизнес простой: смотришь на цены на нефть и в соответствии с ним прогнозируешь спрос на машины. Прибавьте к этому прогрессирующий коллапс российского автопрома и драконовские пошлины на подержанные иномарки при фантастическом потенциале российского авторынка, и вы увидите, что у нас иностранным производителям созданы буквально тепличные условия для развития. И пользуются они ими год от года все успешнее, заявляя об увеличении своих продаж в России на 50, 100 и более процентов. В 2003 г. многие из них удвоили, а то и утроили оборот, причем не только в Москве, но и в регионах, что особенно показательно для ушедшего года. Некоторые обозреватели уже стали называть такой рост и структурные изменения автомобильного бизнеса знаковыми показателями общего экономического роста России.

Конечно, увеличение продаж выглядит так агрессивно только в процентах. Иностранные автоконцерны понимают, что настолько мизерные объемы не в состоянии насытить российский рынок, автопарк которого во много раз меньше американского и европейского. К тому же доходы россиян растут не везде одинаково: новые иномарки покупаются пока только в Москве, а также в «сырьевых» городах и крупных промышленных центрах: Сургуте, Тюмени, Нижнем Новгороде и т.д. Все, что за Уралом, закрыто для дилеров «железным занавесом». Близость Японии, снабжающей этот регион подержанными машинами, а также затраты на доставку, организацию продаж и сервисного обслуживания делают реализацию за Уралом нерентабельной. Поэтому мечта любого дилера — открыть в России местную сборку, которая радикально увеличит парк новых машин и существенно снизит их цену.

Однако со строительством заводов в нашей стране у иностранцев появится дополнительная ответственность. Если сегодня российское представительство какого-то автоконцерна не выполняет план продаж, то сборочные заводы на Западе просто перераспределят свои машины на другие рынки.

А вот компании Ford и BMW, у которых в России крупные сборочные заводы, будут вынуждены продавать их только здесь.

Сегодня 80% машин реализуется на рынках Северной Америки, Западной Европы и Японии, но увеличение мирового автопарка возможно лишь в Китае, России, в странах Центральной и Восточной Европы. Поэтому, несмотря на относительно малые объемы продаж в нашей стране, многие иностранные компании уже сделали ставку на российский рынок как на приоритетный.

Сейчас дилеры развивают свой бизнес и, в частности, свои региональные сети. Выход дилеров в регионы объясняется и насыщением московского рынка, и ослаблением внутрибрэндовой конкуренции в регионах, и наличием больших корпоративных клиентов, которые позволят быстро развернуть продажи на месте.

Вместе с ростом продаж дилерам придется уделять все больше внимания сервису. И если на начальном этапе они будут получать 90% прибыли от продаж, то постепенно ситуация выровняется. А значит, сервис начнет приобретать все большее значение в доле получаемой прибыли. Так, например, в странах с насыщенным автопарком, таких как США, некоторые дилеры могут даже терять на продажах, а основные заработки получать именно на сервисе. Российский рынок сейчас на переходном этапе, но доходы от сервиса и продаж, особенно в крупных городах, практически сравнялись.

Лидеры российского рынка

Безусловными лидерами российского рынка среди иностранных автопроизводителей в 2003 г. закономерно стали крупнейшие мировые автомобильные концерны — General Motors, Ford и Toyota (впрочем, в таком же порядке они стоят и на мировом рынке).

Американская корпорация General Motors вышла у нас в лидеры главным образом за счет высокой популярности внедорожников Chevrolet Niva российской сборки. Так, объем производства совместного предприятия «GM-АвтоВАЗ» в 2003 г. составил 25 235 автомобилей. А в 2004 г. планируется выпуск 60 тыс.

Если посчитать весь вклад корпорации General Motors, то сюда стоит прибавить еще и такие популярные в России марки, как Opel, Saab, Chevrolet и другие, входящие в этот концерн полностью или частично. Так, General Motors в 2003 г. увеличил продажи своих автомобилей зарубежного производства в 2,5 раза — до 8339 шт. В январе–декабре 2003 г. в России было реализовано 7318 машин марки Opel, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее; 375 автомобилей Saab, что в 1,9 раза больше, чем в 2002 г.; 605 авто Chevrolet, что в 2,2 раза больше, чем годом ранее. Кроме того, в 2003 г. в России был продан 41 автомобиль Cadillac.

Представительство «Дженерал Моторс СНГ» продолжает работать с российскими автопроизводителями над целым рядом новых совместных проектов, что, безусловно, вскоре еще более упрочит ее положение на рынке нашей страны.

Не отстает от GM и концерн Ford вместе со своим «люксовым» подразделением Premier Automotive Group, объединяющим такие марки, как Volvo, Land Rover и Jaguar. В его состав также входят английский Aston Martin и американский Lincoln, но они пока не представлены у нас. Общие продажи концерна на российском рынке в 2003 г. составили 27 493 шт.

Объем продаж автомобилей марки Ford («голубой овал») вырос в 3 раза — до 20 712 шт. Как сообщает пресс-служба ЗАО «Форд Мотор Компани», лидерами продаж стали модели Focus (15 876 автомобилей, собранных, главным образом, на российском заводе компании во Всеволожске), Mondeo (2770), Transit (665) и Maverick (665).

По словам президента ЗАО «Форд Мотор Компани» Хенрика Хензена, компании удалось достичь рекордных продаж благодаря организации производства Ford Focus в России, специальным программам кредитования и расширению дилерской сети.

В 2004 г. фирма планирует реализовать в нашей стране 30 тыс. автомобилей марки Ford.

Объем продаж шведского отделения автомобилестроительного концерна Ford Motor Co., компании Volvo Cars, в 2003 г. вырос по сравнению с 2002 г. в 1,7 раза — до 5027 машин. Так сообщает пресс-служба российского отделения компании. В январе–декабре 2003 г. на территории России официальными дилерами было реализовано 1200 автомобилей Volvo S40 (+76% к 2002 г.), 151 — Volvo V40 (+96%), 1965 — Volvo S60 (+145%), 62 — Volvo V70 (+35%), 290 — Volvo XC70 (+6%), 1174 — Volvo S80 (+13%) и 185 — Volvo XC90.

Прошедший год в России стал более чем успешным и для Land Rover. В 2003 г. компания продала 1582 автомобиля, из них: Range Rover — 574, Discovery — 521, Freelander — 354 (из последних — 50 машин уже 2004 г., однако их удалось ввезти в страну в 2003 г.) и, наконец, Defender — 133. Если учесть, что продажи Land Rover в России в 2002 г. составили всего 839 автомобилей, то ее бизнес в нашей стране в 2003 г. вырос практически вдвое. В конце 2003 г. компания объявила о начале продаж в нашей стране Range Rover Autobiography, а также бронированной версии Range Rover (которая помимо международной прошла и всю необходимую российскую сертификацию). Сейчас в Россию ввезен один такой автомобиль. Базовая цена Range Rover с уровнем защиты B6/B7 — 350 тыс. евро.

Представители компании Jaguar сообщают в этом году о рекордных объемах продаж в мире автомобилей этой марки. Однако в России компания Jaguar продала в 2003 г. всего лишь 172 машины, хотя это на 12 шт. больше, чем годом ранее.

Вплотную к лидерам подобралась и японская компания Toyota. Она не имеет собственной российской сборки, но в 2003 г. сумела реализовать на нашем рынке 26 472 автомобиля с учетом продаж моделей марки Lexus (+207% к 2002 г.). За указанный период было продано 8772 машины Toyota Corolla (+278%), 6404 — Toyota Camry (+227%), 3047 — Toyota Land Cruiser 100 (+86%), 2566 — Toyota RAV4 (+137%), 2485 — Toyota Avensis (+149%), 1535 — Toyota Land Cruiser Prado (+1644%) и 1397 различных моделей Lexus. Уже третий год подряд Toyota ставит рекорды продаж в России. Даже оптимистический годовой план в 20 тыс. машин был превышен на 32%. По словам представителей ООО «Тойота Мотор», в 2004 г. компания планирует реализовать на российском рынке не менее 30 тыс. автомобилей Toyota и Lexus.

Компания Daewoo, бессменный лидер рынка новых иномарок на протяжении последних нескольких лет (главным образом благодаря СП «УзДэуАвто»), в 2003 г. уступила свои позиции с показателем 20 225 автомобилей (+63% к 2002 г.). Далее идут Mitsubishi (17 663, +116%), Hyundai (14 561, +161%), Kia (12 420, +131%), Renault (11 357, +36,2%), Nissan (9470, +18%) и Peugeot (8782, +25,7%). Кстати, компания Renault показала самый лучший результат продаж среди европейских производителей. Этому во многом способствовало наличие у нее структурированной организации работы в России, заложенной при создании филиала Автофрамос в 1998 г. За 5 лет марка увеличила свои продажи в 10 раз: с 1146 авто в 1999 г. до 11 357 в 2003 г.

Такие популярные ранее марки, как Volkswagen и Skoda, в первую десятку не попали.

Рейтинг популярности моделей новых иномарок на российском рынке в 2003 г. выглядит следующим образом. Первое место у внедорожника российской сборки Chevrolet Niva, который разошелся в 2003 г. тиражом в 21 418 автомобилей. Далее идет российский же Ford Focus: его продажи составили 15 876 шт. Третье место заняла доступная Daewoo Nexia узбекской сборки: 14 722 шт. (+91% к 2002 г.). На четвертое место неожиданно прорвалась Toyota Corolla — 8772 шт. Далее идут Mitsubishi Carisma (7867 машин, +45%) и Toyota Camry. Седьмое место в рейтинге популярности занимает таганрогский Hyundai Accent с показателем в 6202 автомобиля, восьмое — Renault Clio (5741 машина, из них 5212 — Renault Symbol и 529 — Renault Clio хэтчбек; по обеим моделям прирост к 2002 г. составил 29%). Девятое место — Daewoo Matiz (5533 шт., +17%). Замыкает десятку лидеров динамично продающаяся калининградская модель гольф-класса Kia Rio (5479 шт., +210%). Вообще, 77% продаж автомобилей корейской компании Kia пришлось на долю калининградского завода «Автотор».

Отметим также, что оборот рынка новых иномарок в России в прошлом году достиг 4,7–4,8 млрд. долл., а средняя стоимость одной иномарки в 2003 г. выросла на 10% и составила 21,5 тыс. долл.

Проблемы дилеров иномарок в 2003 г.

Почему в прошедшем году расклад мест по продажам новых иностранных автомобилей радикально поменялся? Во всем мире наблюдается следующая тенденция: японские автомобили все чаще признаются самыми надежными и качественными и вытесняют с первых строчек даже самые именитые европейские и американские брэнды. Кроме того, заведомо «обреченными» на успех оказались компании, наладившие собственное производство и сборку автомобилей в России. Однако в прошлом году провал традиционно популярных в России марок был главным образом связан с неблагоприятной ценовой ситуацией, обусловленной усилением евро, который выбил из покупателей европейских машин «лишние» 15–20%.

В результате по итогам года продажи таких прошлогодних лидеров, как Renault, Peugeot или Nissan, не показали ожидаемого роста и уступили конкурентам в динамике. А традиционно популярные немецкие автомобили по сравнению с 2002 г. даже снизили объемы продаж.

Впрочем, сегодня некоторые автомобильные компании, фиксировавшие ранее на европейском рынке цены на свою продукцию в евро, решили изменить ситуацию и перейти на доллар. Так, с 1 января 2004 г. начала полноценно функционировать и взяла на себя управление всей торговой и маркетинговой деятельностью Nissan в России новая торговая компания ООО «Ниссан Мотор РУС». Теперь на автомобили Nissan зафиксированы долларовые цены, которые должны сделать их более конкурентоспособными. И даже такая европейская компания, как Audi AG, с 1 января 2004 г. перевела в долларовый эквивалент номинирование розничной стоимости своих машин в России. Как известно, 2003 г. стал одним из самых успешных в истории Audi на мировом рынке, чему во многом способствовал рост продаж этой марки в Китае — около 62 тыс. авто (+65%). Кстати, объем продаж немецкого концерна Volkswagen AG в Китае в 2003 г. составляет 694 тыс. шт. В 2004 г. компания планирует реализовать там не менее 1,6 млн. машин и инвестировать в производственные мощности в ближайшие четыре года не менее 6 млрд. евро. А вот на территории нашей страны в 2003 г. отмечалось снижение продаж машин этой марки на 7,1%, и всего лишь на 15,2% возрос объем реализации автомобилей Audi: итоговые цифры по результатам 2003 г. составили 6335 и 3111 машин соответственно. Самыми популярными у россиян остаются Audi A4/А4 Avant (продано 1257 автомобилей, +40% к 2002 г.), затем следует Audi A6. Причем наибольший прирост продаж был отмечен у купе и родстера Audi TT (104,5%), а также у представительского седана Audi A8, объемы реализации которого увеличились на 225 %.

Кстати, именно благодаря гибкой ценовой политике продажи другой немецкой компании, DaimlerChrysler AG, по сравнению с 2002 г. выросли на 54% (до 4663 авто).

В 2003 г. на территории России было реализовано 3205 машин Merсedes-Benz (+50% к 2002 г.) и 761 автомобиль Chrysler/Jeep (+100% к 2002 г.). Наибольшей популярностью в нашей стране пользуется модель Merсedes-Benz S-класса, продажи которой выросли на 50% — до 1076 шт. Кроме того, было реализовано 988 автомобилей Е-класса, 612 машин С-класса, 325 внедорожников М-класса, 185 внедорожников G-класса и 19 компактных моделей А-класса. В 2004 г. компания DaimlerChrysler AG собирается увеличить продажи своих машин в России еще на 15,6% (до 5451 шт.). В нашей стране планируется реализовать 3800 легковых автомобилей Mercedes-Benz (+18,5% к 2003 г.), 250 малотоннажных машин (+20%), 350 грузовых (+6,9%), 100 подержанных грузовиков (–37,5%), 900 автомобилей Chrysler/Jeep (+18,2%) и 46 новых автобусов.

Как считают представители компаний, переход на долларовый эквивалент не только позволит снизить рублевую стоимость машин, но и заметно сократит издержки. Все это должно положительно сказаться на объемах продаж в России.

Проблемы российского автопрома

По предварительным итогам 2003 г. объемы производства автомобилей на заводе «АвтоВАЗ» составили 699 889. Эта цифра на 0,4% меньше, чем показатель 2002 г. — тогда было собрано 702 966 машин. Экспортные поставки в 2003 г. сократились на 5,1% — до 91 745 авто (в 2002 г. — 96 707 машин). При этом руководство завода считает, что все поставленные на 2003 г. задачи «АвтоВАЗ» выполнил. Можно было ожидать и худшего, но летний скачок пошлин на подержанные иномарки позволил компании укрепить свои позиции на рынке. Когда запас подержанных автомобилей, ввезенных до повышения пошлин, закончился, покупатели опять обратились к отечественным машинам. Даже несмотря на то, что по сравнению с началом года стоимость моделей Волжского автозавода выросла на 10–12% (в прошедшем году предприятие целых пять раз корректировало отпускные цены). Одним из наиболее удачных месяцев 2003 г. для «АвтоВАЗа» оказался последний декабрь, когда собрали 60 848 автомобилей (на 68 больше, чем было запланировано).

Напомним, что с 1 января 2004 г. в России вводится стандарт «Евро-2». По исследованиям Минтранса РФ, сейчас доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу составляет у нас в среднем 45%, в крупных городах доходя до 80–90%. В связи с этим отечественные автопроизводители должны срочно приводить в порядок свою «классику». Например, было подготовлено производство инжекторных двигателей для моделей «Лада 2105» и «Лада 2107». И первые «семерки», оснащенные ЭСУД, уже поступили к дилерам. Кроме того, правительство России готово рассматривать вопрос об изменении системы применения государственных требований к состоянию автомобилей, находящихся в эксплуатации.

В 2003 г. Волжский автозавод планирует дальнейшее повышение качества и потребительских свойств автомобилей, а также собирается добиться сокращения издержек производства.

Впрочем, следует учитывать, что при покупке автомобиля для россиян самым главным фактором все еще является его стоимость. Поэтому можно предположить, что в ближайшие 2–3 года спрос на ВАЗы будет достаточно высок: несмотря на планомерное увеличение цен ВАЗ все равно продолжит производить самые конкурентоспособные по стоимости автомобили.

Однако если общая тенденция сохранится, то через 2–3 года с развитием производства иномарок в России и дальнейшим ростом благосостояния населения у АвтоВАЗа начнутся проблемы со сбытом. Сегодня в нашей стране ежегодно производится порядка 50 тыс. иномарок отечественной сборки, и, учитывая нынешние темпы развития этих предприятий, к указанному моменту объемы выпуска могут достигнуть 200–300 тыс. автомобилей. А это уже очень серьезный показатель для отечественного рынка. Конечно, СП «GM-АвтоВАЗ» может несколько ослабить прессинг со стороны того же Ford. Но в условиях повышения благосостояния населения и резко возрастающей конкуренции со стороны других производителей отечественных иномарок (пусть более дорогих, но более качественных) «АвтоВАЗ» неизбежно начнет терять свои позиции на рынке.