Директор-Инфо №48'2003
Директор-Инфо №48'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

В поисках японского чуда

Олег Татарников

На успехе японских фирм сказалось и подорожание евро, которое выбило из покупателей европейских машин «лишние» 15–20%. Иена же, привязанная к доллару, дала дополнительное преимущество в цене.

Показательно, что японцы не останавливаются на достигнутом: все их последние разработки демонстрируют явное устремление в будущее. Так, на прошедшем с 25 октября по 5 ноября 2003 г. в Токио 37-ом международном автосалоне неискушенному зрителю казалось, что выставляются одни концепты. Однако японцы, посещающие выставку, сновали по стендам с деловитым видом и придирчиво оценивали такие возможности моделей, как сенсорное управление, удобство пользования навигационными системами, Интернетом и т.д. Так, словно для них все это столь же привычно, как электрические стеклоподъемники или подогрев сидений для автомобилистов Европы и Америки. Основными темами для обсуждения были современные гибридные, экологически чистые двигатели, топливные элементы, системы отслеживания дорожной разметки, автоматическое выключение моторов на светофоре и самостоятельный старт при включении зеленого.

Последний автосалон этого года был очень похож на некую футуристическую инсталляцию, обращенную к далеким потомкам, и в то же время явно демонстрировал тенденции ближайшего будущего. Японцы словно показывали, что они не только внимательно следят за тенденциями в автомобильной индустрии, но и хотят быть «законодателями мод». На этот раз в Токио было представлено 84 международных и 108 японских премьер. Экспоненты отчаянно пытались переплюнуть друг друга в количестве и разнообразии новинок.

Больше всего машин (7) показала на выставке компания Nissan, которая в декабре 2003 г. отмечает свое 70-летие. Это и стилизованный под ретро родстер Jikoo, и практичный автомобиль–трансформер Redigo, и городская малютка Effi, и отличающийся изысканным дизайном Serenity, и почти серийный седан бизнес-класса Fuga. Среди них нашлось место и новому серийному многофункциональному автомобилю Cube3. Его предыдущие версии уже бегают по улицам Токио и других японских мегаполисов. Кроме того, японская компания показала концепт-кар гольф-класса C-Note, очень похожий на последний Renault Megane. Японские конкуренты Nissan — Toyota, Mitsubishi, Honda, Suzuki, Mazda, Subaru и Daihatsu — продемонстрировали поменьше машин, однако по оригинальности своих творений не только не уступили, но даже кое в чем перещеголяли его.

Примечательно, что следующая крупная международная автомобильная выставка, которая откроется уже 4 января 2004 г., пройдет в Америке и будет ориентирована целиком на серийные модели. Это автосалон в Детройте. На нем запланировано сразу несколько мировых премьер. В частности, дебют нового флагмана Ferrari, роскошного седана от Bentley и других шикарных, но вполне традиционных автомобилей.

Экологически чистые двигатели

Нынешний японский автосалон имел явный уклон в сторону гибридных силовых установок и топливных элементов. Почти все японские компании представили на выставке автомобили с гибридными двигателями. В таких моделях бензиновый или дизельный силовой агрегат сочетается с электрическим. У некоторых машин электромоторов несколько — по одному на каждое колесо. При кратковременных остановках и передвижении в городском трафике со скоростью 50–60 км/ч используется только электрический мотор, а двигатель внутреннего сгорания включается лишь по достижении определенной скорости, например, на загородных трассах. По такой схеме функционировали все наиболее интересные гибриды выставки: Toyota CS&S, Daihatsu UFE-II, Subaru B-9 Scrambler и другие. Кроме них на Токийском автосалоне демонстрировались и автомобили, работающие на топливных элементах.

Компания Mazda решила приспособить двигатель внутреннего сгорания для работы на водороде. В отличие от машин на топливных элементах водород используется здесь не для получения электричества, а просто в качестве горючего. На Токийском автосалоне Mazda продемонстрировала прототип купе RX-8 RE с роторным двигателем Renesis, который может работать на двух видах топлива — обычном бензине и водороде. Водород в двигателе Renesis используется точно так же, как и бензин: обычным образом сжигается в камерах сгорания (подобными проектами ранее занимались мотористы немецкой компании BMW). Водород впрыскивается непосредственно в камеру сгорания двумя форсунками, управляемыми электроникой. Переход от одного вида топлива к другому осуществляется «на ходу» при помощи специального переключателя. Сейчас такое битопливное купе проходит испытания. Вполне возможно, что оно приобретет и гибридные свойства, например, туда поставят электромотор, помогающий при разгоне, а также турбокомпрессор с электроприводом. Примечательно, что новинка получила и новую технологию «старт–стоп», автоматически управляющую остановкой и запуском двигателя в условиях плотного городского движения.

Таким образом, практически во всех моделях четко прослеживается тенденция, направленная на укрепление «дружественности» автомобиля к окружающей среде.

Одной из самых ярких премьер Токийского автосалона стала «интеллектуальная» новинка компании Toyota — одноместный электромобиль PM (Personal Mobility, или индивидуальное средство передвижения). Его можно рассматривать как прообраз будущего городского автомобиля только для одного водителя. Водитель располагается в кабине, напоминающей яйцо, и управляет машиной посредством рукоятки, заменяющей руль, педали тормоза и газа. Причем все элементы не имеют механических соединяющих элементов, а взаимодействуют посредством электроники. Машина оснащена сложной системой «автопилотирования», «думающей» подвеской и поворотными задними колесами. Части кабины и колеса подсвечиваются различными цветами. Если нажать на одну из фар Toyota PM, она загорается зеленым светом, сигнализируя об открывании колпака одноместной кабины. После этого выдвигается сиденье, заняв которое, водитель плавно заезжает в кабину–кокон и бесстрашно отправляется на переполненные городские улицы. Там он может разворачиваться на 180° на любом пятачке (колеса прикреплены к днищу шарнирами и поворачиваются в различных направлениях, т.е. можно просто вращаться на месте). При возрастании скорости машина автоматически «распластывается» по дороге, а колесная база удлиняется с 1750 до 2650 мм. Кабина создана с учетом оптимального расположения водителя, а угол ее наклона меняется в зависимости от ситуации: при входе/выходе она становится вертикально, на максимальной скорости ложится почти горизонтально, в других случаях занимает промежуточное положение. Внешний вид этого концепт-кара можно назвать футуристическим, но ведь главное в нем не дизайн, а необычные функциональные возможности!

PM позиционируется как социальный автомобиль и снабжен средствами коммуникации для создания и поддержания сообщества его владельцев. К примеру, несколько транспортных средств могут объединяться в группу, в которой выделяется лидер. Он едет во главе пелетона, а остальные на автопилоте следуют за ним, держась на безопасном расстоянии. При этом можно общаться с другими PM и выражать эмоции, выдавая на наружные боковые панели ту или иную цветовую гамму. В общем, автомобиль ведет себя как живое существо.

Другая модель компании Toyota — Fine-M, работающая на водороде, также снабжена литий-ионной батареей, а каждое колесо приводится в движение электромоторами мощностью по 25 кВт. Пробег без пополнения энергоресурсов доведен у нее до 500 км. Системы настраиваются и сохраняются для каждого водителя конкретного автомобиля (рулевое колесо, сиденье, ремень безопасности, кондиционер, навигация и т.д.).

А модель Fine-N представляет другое экологическое направление — машины, использующие в качестве топлива водород. Водородный бак высотой всего 150 мм располагается на полу рядом с литиевой батареей. Таких малых размеров удалось достичь благодаря новой технологии сжатия водорода, находящегося под большим давлением (порядка 700 атмосфер). По сути, новинка является логическим продолжением идей, заложенных в предыдущем концепт-каре Fine-S. Каждое колесо здесь также оснащено собственным мотором, и автомобиль может проехать без дозаправок порядка 500 км.

Люксовое подразделение Toyota, выпускающее модели Lexus, которые изначально задумывались только для североамериканского рынка и в самой Японии продолжали продаваться под маркой Toyota, сегодня получило существенную автономию в рамках головной компании. Теперь автомобили Lexus будут продаваться под собственным названием и в Стране восходящего солнца. Общий имидж «экологического» автомобиля решили закрепить и здесь. В концептуальной модели LF-S применяется гибридная силовая установка: бензиновый 4,3-литровый мотор V8 мощностью более 300 л.с. объединяется с электромотором (в разработке используется уже опробованная платформа Prius, но новый автомобиль будет полноприводным). Концепт-кар является продолжением представленного ранее LF-X (Lexus Future-crossover), гибрида внедорожника с седаном. Фактически это прототип нового поколения седана Lexus GS430, появление которого запланировано на 2005 г. Новинка может похвастаться и электронной тормозной системой, ранее серийно применявшейся только на топ-версиях автомобилей Mercedes. Точной информации о внешности серийной модели пока нет. Однако ожидается, что она будет мало отличаться от выставочного автомобиля и скоро пойдет в серию. Отметим также, что Lexus LF-S стал первой машиной, созданной новой командой разработчиков.

Из «экологических» машин компании Honda можно отметить IMAS и Kiwami. Первый — двухместный автомобиль с алюминиевым пространственным каркасом, кузовом из композитных материалов и гибридным силовым агрегатом, а второй — футуристический седан, оборудованный новейшей силовой установкой на топливных элементах.

Впрочем, американцы на Токийском автосалоне тоже доказали азиатам, что у них хватает фантазии. Особенно отличился концепт-кар Jeep Treo, ставший одним из самых интересных экспонатов автошоу. Мало того, что автомобиль обладает совершенно необычным типом кузова, который пока не поддается классификации, он еще и приводится в движение оригинальной силовой установкой на топливных элементах. Сфера использования Treo — это также город и ближайшие пригороды. Хотя принадлежность к славной марке Jeep, несмотря на такой футуристический дизайн, располагает к расширению функций машины и использованию ее даже на плохих дорогах. Причем и салон нового автомобиля скомпонован весьма необычно: спереди у него располагаются два сиденья, а сзади — одно. Но и это еще не все. Применение технологии drive-by-wire, которая избавляет от необходимости применять различные механические соединения, позволит перемещать приборную панель справа налево, т.е. использовать автомобиль как для право-, так и для левостороннего движения.

А японская компания Subaru даже попыталась доказать, что гибридным автомобилям по плечу и спортивное применение! Новый полноприводный родстер Subaru B9 Scrambler обещает стать довольно агрессивным. Особенно эффектны его «заостренная» носовая часть и двухцветный кузов, отделанный снизу прочными материалами. Scrambler оснащен гибридным силовым агрегатом (до скорости 80 км/ч работает электродвигатель), пневмоподвеской (дорожный просвет изменяется от 150 до 200 мм) и традиционным для автомобилей Subaru постоянным полным приводом.

Впрочем, компания Subaru представляет и более утилитарные машины. Это и четырехместная малютка с электродвигателем — Subaru R1e, оснащенная довольно быстро заряжающимся магниевым литий-ионным аккумулятором, и миниавтомобиль японского кей-класса R2, имеющий рядный 4-цилиндровый мотор с нагнетателем SuperCharger, 7-скоростной вариатор CVT и электронную педаль газа. Эти машины, естественно, городские. Именно поэтому у них весьма скромные габариты (даже меньше, чем у большинства японских микроавтомобилей кей-класса).

Компания Daihatsu представила суперэкономичные бензиновые модели: «карманный» внедорожник D-bone, похожий скорее на большой мотоцикл (он предназначен для города и выездов на пляж), а также гибридный UFE-II, который обладает феноменальным коэффициентом лобового сопротивления — 0,19. Трехцилиндровый моторчик последнего, объемом в 660 см3 (это стандарт для японского кей-класса), работает вместе с двумя электромоторами. В результате удалось добиться рекордно низкого расхода топлива — 1,6 л за 100 км. Отметим, что эти машины были спроектированы при участии бывшего дизайнера Alfa Romeo Андреаса Цапатинаса.

Тенденции японского автомобильного рынка

Большинство автомобилей на азиатском рынке выпускается в однообъемном варианте (универсалы, минивэны, хэтчбеки — более 50% машин, продаваемых на внутреннем рыке). Еще одна тенденция, продемонстрированная последним японским автосалоном, — сохраняющаяся мода на стиль ретро. Наряду с изготовленным под ретро родстером Nissan Jikoo его представляла небольшая компания Mitsuoka, специализирующаяся на производстве современных автомобилей, стилизованных под старину. На этот раз ее дизайнеры переделали новую Honda Accord, придав ей облик, напоминающий «Ягуары» 60-х гг. Здесь же отметились и итальянцы из Alfa Romeo. Они привезли дебютировавшую во Франкфурте 8С Competizione, тоже выполненную с оглядкой на знаменитые модели прошлых лет.

Из других европейских производителей удивить японцев своими экспериментальными моделями решились только Mercedes и Renault. Французы показали уже известную по Франкфуртскому шоу парочку BeBop, а немцы — полностью новый концепт-кар F500 Mind. Ford сделал акцент на спортивные модели — GT и раллийную Ford Fiesta.

Будем надеяться, что европейцы не отстанут от японцев в области автомобильных технологий и на будущих Токийских салонах увеличат количество своих моделей.