Директор-Инфо №46'2003
Директор-Инфо №46'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




зебра на электрозаводской .





 

Nissan motor: инновационные автомобили в России

Олег Татарников

В Европе и США начались рождественские распродажи автомобилей. В рейтингах, которые публикуются параллельно, хорошо просматривается тенденция уходящего года: японские машины все чаще признаются самыми надежными и качественными и вытесняют с первых позиций даже самые именитые европейские и американские брэнды.

Своим успехом многие японцы обязаны и подорожанию евро, которое выбило из покупателей европейских машин «лишние» 15–20%. Йена же, привязанная к доллару, дала японцам дополнительное преимущество в стоимости. Компания Nissan давно зафиксировала на европейском рынке цены на свои автомобили в евро, поэтому выгоды от смены курса не получила. Но даже несмотря на это она продолжает отстаивать свои позиции на европейском рынке и занимает в рейтингах продаж места в первой пятерке.

Компания Nissan Motor Co была основана 70 лет назад, 26 декабря 1933 г. За долгие годы своей истории фирма завоевала лидирующие позиции на мировом автомобильном рынке. Она предоставляет покупателям машины, превосходящие даже самые строгие требования в области дизайна, современных технологий и систем безопасности.

«Dиректор-инфо»: Почему по итогам первых 10 месяцев 2003 г. прирост продаж компании Nissan на российском рынке ниже, чем у других японских марок, таких как Toyota и Mitsubishi?

Юрий Самойленко: Единственная причина в том, что цена автомобилей марок, которые вы упомянули, привязана к доллару, а стоимость машин марки Nissan зафиксирована в евро. В связи с изменением обменного курса евро к доллару мы, сами того не желая и без каких-либо изменений внутри компании, оказались в этом году в невыгодном положении.

«D»: Видимо, как и все европейские производители?

Ю.С.: Не все. У некоторых европейских компаний цены зафиксированы в долларах. Эти производители оказались в выгодном положении, а другие, напротив, снижают объемы реализации. Однако у компании Nissan наблюдается заметное увеличение продаж по сравнению с тем же периодом 2002 г.; за 10 месяцев 2003 г. прирост составил 16%. Это неплохой показатель в условиях неблагоприятной для нас ситуации с евро.

«D»: Что делается, чтобы сократить время ожидания для покупателя в условиях такого повышения спроса? Какие у Вас сроки ожидания по моделям?

Ю.С.: На этот вопрос мы сможем ответить только в следующем году, когда заработает наш национальный дистрибьютор (national sales company — национальная торговая компания) — Nissan Motor Rus. Мы заменим трех существующих сегодня дистрибьюторов и будем работать напрямую с дилерами. У компании появится свой централизованный склад в Финляндии, откуда мы будем привозить автомобили, проводя таможенную очистку и передавая их дилерам в Москве. Тогда, конечно, сведения станут поступать ежедневно. Пока же такой детальной информации у нас нет.

«D»: Готовит ли компания какие-то специальные программы для покупателей в следующем году? Насколько перспективны представленные в России системы кредитования и лизинга при продаже автомобилей? Ведет ли Nissan в этой области работы, призванные увеличить объем продаж?

Ю.С.: Да, мы считаем, что это очень эффективные инструменты сегодняшней торговли в России. В первую очередь — кредит для частных лиц и лизинг для корпоративных клиентов. Создание единой торговой компании даст нам возможность развивать их более централизовано и эффективно. Наши дилеры уже занимаются этим достаточно активно, но пока они действуют разрозненно, что не позволяет создавать наиболее выгодные условия для потребителя.

«D»: Вы упомянули о лизинге как об инструменте работы с корпоративными клиентами. А Вы не думали о таком же способе работы с физическими лицами?

Ю.С.: Конечно, это вполне возможно в будущем, но в настоящее время лизинг — в основном корпоративный инструмент. И многие наши дилеры (а это 32 компании в западном и центральном регионе) уже работают по такой схеме.

«D»: Что дал компании альянс Renault–Nissan? Что Вы можете сказать по поводу этого сотрудничества? Привело ли оно к взаимному усилению позиций, особенно на таких новых и развивающихся рынках, как российский?

Ю.С.: Наверное, в будущем это как-то отразится и на нашем рынке, но пока мы полностью независимы и в какой-то степени даже конкуренты с Renault. Тем не менее мы должны максимально использовать возможности, предоставляемые этим альянсом, и добиваться усилений позиций друг друга на каждом конкретном рынке.

Говоря о глобальных результатах сотрудничества, необходимо упомянуть значительное ускорение разработок и удешевление производства новых моделей. Каждая из компаний использует теперь наиболее сильные стороны друг друга. Различные удачные технические и управленческие решения безусловно помогают при разработке новых моделей, узлов и агрегатов, а также при закупке сырья и материалов, необходимых для производства. Обе компании этим активно пользуются — создан целый ряд комитетов, которые специально этим занимаются (как по отдельным продуктам, так и по разным регионам). Естественно, мы в России должны найти новые возможности для того, чтобы сильные стороны каждого из равноправных партнеров данного альянса были использованы как можно более эффективно.

«D»: А не может ли это привести к объединению дилерских сетей или сервисного обслуживания?

Ю.С.: Дилеры — самостоятельные компании, и выбор для продажи тех или иных автомобилей — это их осознанный выбор. Но уже сейчас у нас очень многие дилеры занимаются реализации обеих марок, потому что считают это выгодным. Ведь оба брэнда позиционируются в России по-разному и хорошо дополняют друг друга.

«D»: Такая стильная машина, как Nissan Micra, несмотря на довольно необычный дизайн пользуется у европейских покупателей повышенным, можно даже сказать — ажиотажной спросом. А как обстоят дела с продажами этого автомобиля в России?

Ю.С.: Из-за того, что он так популярен в Европе, нам в России постоянно сокращали производственные заказы (иногда раза в четыре меньше, чем мы просили). Так что число продаж не отражает реальный спрос на этот автомобиль. У нас мгновенно раскупается все, что есть на складах; все, что едет и плывет в Россию; все, что только может быть заказано. Продажи Micra в России ограничиваются только нашими возможностями по размещению заказа. Несмотря на это, только за последние несколько месяцев нашли своего покупателя 334 автомобиля Micra, и рост продаж стремительно увеличивается каждый месяц.

«D»: Какая комплектация/двигатель у автомобиля Micra пользуются наибольшим спросом? Более скромные дешевые модели или хорошо укомплектованные машины с множеством дополнительных опций?

Ю.С.: Поскольку у нас были проблемы с удовлетворением спроса, точно на этот вопрос ответить сложно. По результатам продаж наибольшей популярностью в России пользуются самые дорогие и хорошо оснащенные модели с автоматической коробкой передач. Автомобили с двигателем 1,4 л с АКПП на первом месте, а на втором — с двигателем 1,2 л и также с автоматом. Около 75% продаж — это автомобили с богатой комплектацией и с автоматической коробкой передач.

«D»: Nissan Micra был удостоен награды European Automotive Design Award 2003 за лучший дизайн. Кто его разрабатывал — японцы или европейцы?

Ю.С.: Это плод сотрудничества. Глобализация в плане дизайна принимает сегодня очень широкие формы. Автомобиль, разработанный, например, японской дизайн-студией, может встретить прохладный прием на других рынках. Поскольку Micra планировалось продавать в Европе, в разработке его дизайна самое активное участие принимала европейская студия компании Nissan.

«D»: То есть сторонние дизайнерские студии не привлекались?

Ю.С.: Нет, это разработка самой компании Nissan. И европейских, и японских ее сотрудников. Новые модели Nissan, также как и все остальные стильные, выделяющиеся в любом потоке автомобили, полностью являются результатом творчества наших великолепных дизайнеров.

«D»: Теперь вопрос по самым престижным моделям Nissan среди легковых автомобилей. В России, как известно, топовой моделью является Maxima QX. Почему у нас не продаются модели, аналогичные тем, что в США реализуются под маркой Infiniti? Ведь Infiniti специально разрабатывались с уклоном на престиж и комфорт.

Ю.С.: Судя по тому, сколько в России Infiniti, ввезенных «серыми» дилерами, эта марка, безусловно, пользовалась бы спросом. Но Nissan выпускает их только для американского рынка. Такова политика компании. А раз их нет в Европе, то не может быть и в России (т.к. автомобили должны быть адаптированы и сертифицированы для нашего рынка). Но здесь обязательно следует отметить успехи нашей Nissan Maxima QX, которая с момента запуска постоянно занимает верхние строчки продаж в своем сегменте. Это новый, современный, надежный и красивый автомобиль, который мы будем продавать в России еще долгое время.

«D»: Внедорожники вот уже более 50 лет являются неотъемлемой частью модельного ряда Nissan. Как обстоит дело с их продажами в России и какие новые модели предложит компания в ближайшем будущем?

Ю.С.: Что касается внедорожников, то никаких ограничений по продажам здесь нет. Если, конечно, не требуется какой-то редкой комплектации, которую придется заказывать и ожидать. Новый автомобиль X-Trail очень интересный, продается в России хорошо и постоянно находится в числе лидеров в классе компактных внедорожников. С декабря начинается реализация новой, значительно обновленной модели X-Trail. Она изменилась и внешне, и внутри. В частности, появилась надстройка с фарами дальнего света, в конструкцию был добавлен ряд технических систем, улучшающих комфорт и безопасность машины, значительно изменилась приборная панель. То есть автомобиль сейчас значительно обновлен, и я думаю, что это улучшит продажи.

Говоря об автомобилях 4х4, необходимо упомянуть о нашем легендарном полноразмерном внедорожнике Nissan Patrol GR и об универсальном среднеразмерном Terrano. Эти машины пользуются постоянным и заслуженным спросом у российского покупателя.

Что касается будущих внедорожников, определенное представление о них могут дать несколько машин, подготовленных компанией Nissan, которые были показаны на последних автосалонах. Во-первых это, конечно же, Dunehawk. Его демонстрация прошла на автосалоне во Франкфурте в сентябре. Nissan Dunehawk объединяет качества внедорожника и минивэна — такие автомобили в последнее время пользуются все большей популярностью. Очень интересный автомобиль — Pathfinder Armada. Его выпуск начался недавно в США. На базе Armada был создан пикап, который называется Nissan Titan. Продажи в США уже идут, и весьма успешно. Эти разработки показывают взгляд дизайнеров компании Nissan на то, как должны выглядеть внедорожники ближайшего будущего, и взгляд инженеров на то, как эти машины должны быть оснащены.

Примерно в таком же направлении Nissan будет двигаться и дальше. Так что в течение следующего года вы обязательно услышите целый ряд интересных новостей в этой области.

«D»: Что вы можете сказать о рынке спортивных моделей Nissan в России? Появится ли у нас что-нибудь вроде знаменитого Skyline GTR?

Ю.С.: Здесь я должен отметить, что Skyline — это действительно прекрасный автомобиль. Не только быстрый и по-настоящему «боевой», но и очень красивый. Как просто Skyline, так и Skyline GTR. И хотя версия GTR уже снята с производства (в недалеком будущем ожидается новая модель), недавно я получил информацию, что Skyline GTR опять выиграл во всех без исключения гонках внутреннего чемпионата Японии, обойдя известные аналоги японских и зарубежных спортивных машин. Продавались наши знаменитые машины и в Европе, но только в ограниченном количестве. Как просто Skyline, так и Skyline GTR. В Великобритании по условиям ограниченной сертификации их разрешили продать только около 200 штук. Естественно, все мгновенно раскупили. Для того чтобы продавать Skyline в Европе, нужно было бы его специально дорабатывать, а поскольку европейский рынок спортивных автомобилей вообще невелик, то компания Nissan сочла это невыгодным. Но если говорить не о таких суперкарах, как Skyline (а два года назад на токийском автосалоне была показана новая модель этой легендарной машины, которая будет называться просто GTR), то можно упомянуть о другом знаменитом «спортсмене» от Ниссан — купе Nissan 350Z. Его продажи с конца сентября начались в Европе.

Что касается России, серьезная проблема с такими автомобилями — это нестабильное качество нашего бензина. Мы сейчас проводим исследования в данной области. Отправляем образцы топлива в Японию и ожидаем результатов. Дело в том, что все современные двигатели, особенно с высокой отдачей, требуют очень тонких настроек. А если качество топлива будет варьироваться в таких широких пределах, как это происходит у нас, то никто не сможет гарантировать их надежную работу. Состав российского топлива легко сбивает все настройки и, более того, приводит к выходу из строя различных датчиков и систем современного автомобиля. Естественно, что потребители начнут обвинять в этом компанию-производителя, хотя она к этому никакого отношения не имеет. Нашим регулирующим органам надо что-то решать с топливом, иначе мы вообще останемся за бортом современной автопромышленности. Все более ужесточающиеся мировые требования (экологичности, бесшумности) могут привести к тому, что вскоре российское топливо не подойдет ни одному современному автомобилю.

Так что по модели 350Z вопрос пока открыт. Мы бы очень хотели получить эту машину в России, но итог зависит не только от нас.