Директор-Инфо №44'2003
Директор-Инфо №44'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Лизинг редкого оборудования

Анна Солдатова

В соответствии с Федеральным Законом «О лизинге» в качестве предмета лизинга может выступать имущество, к которому относятся непотребляемые вещи (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемые во временное владение и пользование физическим и юридическим лицам для предпринимательских целей.

Промышленное оборудование, строительная техника, сельхозтехника, транспортные средства, офисное оборудование, компьютеры и оргтехника — эти и другие виды оборудования принято рассматривать в качестве традиционных или стандартных предметов для передачи в лизинг. На данное оборудование существует устойчивый спрос, оно чаще всего арендуется и занимает большую долю на рынке. Так, по данным Группы МФК по развитию лизинга, в 2002 г. в лизинг преимущественно сдавались грузовой и пассажирский автотранспорт, производственное и телекоммуникационное, а также торговое и полиграфическое оборудование.

Сразу нужно оговориться, что деление оборудования на традиционное (или стандартное) и редкое довольно условно. Даже если руководствоваться исключительно объективными факторами, требуется учитывать территориальную и временную специфику. Что касается территориальных особенностей, то, скажем, лизинг медицинского оборудования может быть в диковинку на селе, тогда как в областном городе это в порядке вещей. В крупных мегаполисах, как правило, существует рынок, ниши которого представлены клиентами, специализирующимися на конкретных видах оборудования. В отличие от деревни, где инфраструктура зачастую отсутствует или слабо развита, а значит, на лизинг даже стандартного оборудования может не найтись потребительского спроса.

Лизинговые сделки отличаются друг от друга стоимостью арендуемого предмета, которая в свою очередь зависит от его ликвидности: чем менее ликвидно (более трудно реализуемо) оборудование, тем выше, при прочих равных условиях, риски лизинговой компании. Следовательно, это приведет к удорожанию сделки для клиента, т.к. компания, закладывая более высокие проценты, сделает лизинговые платежи дороже. Данная зависимость очень четко видна на примере нестандартного, редкого оборудования, зачастую созданного под спецзаказ и не имеющего вторичного рынка реализации. Поэтому логично предположить, что стоимость лизинга прессового станка для стандартного промышленного производства (предположим, машиностроения) при прочих равных условиях будет ниже, чем, скажем, стоимость лизинга линии по выпуску вегетарианских гамбургеров где-нибудь в российской глубинке.

Практика лизинга в России пока отличается от западной: то, что редко используется в нашей стране, можно часто встретить на Западе. Например, в США автотранспорт — один из наиболее популярных предметов лизинга, тогда как у нас автолизинг до последнего времени не имел широкого распространения. Но в связи с изменениями в законодательстве (отсутствие в 25 главе НК зависимости амортизации от величины пробега) ситуация с лизингом автотранспорта в России начинает постепенно меняться, и автомобили становятся все более популярным предметом аренды.

Итак, предмет лизинга можно относить к редкому, исходя из его доли на рынке. Иными словами, принимая во внимание рыночный спрос. В то же время минимальная доля на рынке лизинговых услуг — не единственный критерий для причисления оборудования к категории редкого. В качестве такового можно рассматривать новые виды техники. Например, недавно появившаяся на российском лизинговом рынке услуга — предоставление в аренду автосервисного и авторемонтного оборудования (сборочно-разборочное, смазочно-заправочное, шиномонтажное, контрольно-диагностическое, балансировочное и др.). Появление данной услуги вполне объяснимо: с развитием экономики и повышением уровня жизни в стране расширяется парк автомобилей, а они, как и любой другой механизм, требуют обслуживания и ремонта. Спрос, как известно, рождает предложение. На рынке появляются фирмы–производители автосервисного оборудования и лизинговые компании, готовые финансировать его поставку.

Последние исследования западных специалистов показали, что в развитых странах динамику экономики определяет состояние сферы услуг. Таким образом, если в качестве предмета лизинга все активнее используется оборудование для сферы услуг, можно говорить о стадии насыщения традиционных рынков производственного оборудования и формировании рынков новых предметов лизинга. Лизинг автосервисного и ремонтного оборудования — наглядный тому пример.

Теперь уточним, что следует понимать под новым для рынка оборудованием. С одной стороны, это может быть оборудование, не требующее создания нового сектора рынка, а предполагающее расширение или диверсификацию операций на существующем рынке по территории (скажем, горнодобывающее оборудование будет считаться редким при желании использовать его в Москве или в Санкт-Петербурге) или клиентам (с позиции лизингополучателя, который прибегает к ранее не используемому им оборудованию). С другой стороны, это оборудование, предполагающее создание нового сегмента рынка (к примеру, устройство/аппаратура для каких-либо новаторских разработок). Иными словами, речь здесь идет о предметах интеллектуальной собственности, что заслуживает отдельного упоминания.

Имущественные права по законодательству относятся к основным средствам. Если раньше программное обеспечение, в 2–3 раза превышающее стоимость самого «железа», необходимо было «проводить» в сделке в качестве дополнительных услуг, то после внесения в нормативные акты соответствующих изменений имущественные права могут включаться в стоимость сделки, в том числе и в стоимость договора лизинга. Это связано с тем, что ранее амортизация начислялась только на «железо» и льготный коэффициент ускоренной амортизации не применялся. Теперь же амортизация начисляется и на имущественные права. Тем не менее вопросы остаются, что тормозит популяризацию данного вида основных средств в качестве предмета лизинга.

Оборудование можно рассматривать как новое и с точки зрения направлений развития бизнеса. Так, в последнее время все большую популярность получает на рынке лизинг недвижимости: офисов, складов, других производственных и торговых помещений. Данный вид аренды выделяется лизинговыми компаниями в особую категорию. Связано это с тем, что недвижимость передается в лизинг на более длительный срок, что предполагает привлечение долгосрочных источников финансирования. Это в свою очередь делает сделки с недвижимостью более дорогими, что объясняет, почему они пока не столь популярны на рынке. В долгосрочной перспективе наблюдаемый сейчас строительный бум и быстрый рост рынка недвижимости могут перевести данные предметы лизинга из категории редких в разряд распространенных.

Ряд лизинговых компаний предлагают своим клиентам т.н. лизинг «под ключ». Это схема, при которой лизингодатель принимает на себя обязательства по оплате не только оборудования, но и расходов, сопровождающих сделку. В частности, по оплате подготовки бизнес-плана, оформления договора купли-продажи, монтажа техники и обучения персонала. Фактически речь идет о комплексе услуг, при котором предприятие получает отсрочку платежа как за арендованные средства производства, так и за сопряженные работы и услуги. Очевидно, что подобные сделки стоят дороже стандартного («чистого») лизинга. В связи с этим сделки «под ключ» пока что не пользуются массовым спросом в России. Лизингополучатель предпочитает сам выполнять большинство работ по вводу оборудования в строй, чтобы минимизировать стоимость лизинговой сделки.

Интересна ситуация с лизингом железнодорожного транспорта, сделки по которому не очень распространены на рынке. На повышение активности в этом сегменте могут повлиять следующие факторы:

  • изменения в законодательстве, позволяющие упростить сделку и сделать ее более гибкой, в результате чего лизинг может стать инструментом управления потоками оборотного капитала для предприятия;
  • приватизация железных дорог;
  • первая частная железнодорожная ветка, запущенная недавно, что усилит конкуренцию лизинговых компаний в борьбе за покупателя.

Кстати, заметим, что в США, являющихся родоначальником лизинга, первые сделки имели отношение именно к железнодорожному транспорту.

Стоит упомянуть и о так называемом уникальном оборудовании, которое, будучи «вырванным» из специально созданной под него инфраструктуры, становится непригодным для использования где-либо еще. Речь, главным образом, идет о технике, являющейся частью производственного комплекса предприятия. Очевидно, что лизинг минипекарни будет лишен смысла, если ее не оснастить печью и прочими агрегатами, необходимыми для изготовления хлебобулочной продукции. Возможно, пример с минипекарней не столь критичен. Острее данный вопрос стоял бы, вероятно, для предприятий металлургической, химической или нефтегазовой промышленности. Однако непрерывное производство — сложно управляемая система вне зависимости от отрасли.

Можно предположить, что оборудование для предприятий малого и среднего бизнеса будет в определенной степени иметь индивидуальный характер. В отличие от стандартизированных поставок по лизингу оборудования для крупных компаний, малый бизнес зачастую интересует узко специализированное оборудование, поэтому запросы небольших компаний могут быть более конкретными и подчас неожиданными. Покажем это на примере организации семейного производства лечебных микробиологических препаратов, используемых в детском и лечебном питании1.

Пример Для производства лекарственного препарата (бифидумбактерина) семьей Осташевских в 1992 г. было образовано ЗАО «Бионт» (Санкт-Петербург). Причина, побудившая семью к созданию собственного предприятия, заключалась в болезни их восьмимесячного сына, для помощи которому потребовалось наладить производство данного препарата. Получив в банке кредит в размере 400 тыс. руб. на полгода под 65%, компания тотчас перечислила средства за «ноу-хау» и оборудование. По замыслу Осташевских их предприятие должно было превратиться в минизавод, состоящий из нескольких цехов по производству препарата. По лизингу было приобретено необходимое холодильное оборудование. По схеме возвратного лизинга ЗАО «Бионт» получило необходимые средства для его ремонта. После осуществления всех лизинговых платежей оборудование перешло в собственность предприятия.

Кроме того, будет ли оборудование попадать в категорию редкого, зависит также от того, каким источником пользоваться при анализе рынка.

Примеры успешно реализованых сделок для малого и среднего бизнеса2

Пример Муниципальное унитарное предприятие «Снежинка» — прачечный бизнес и банное хозяйство. Компания была создана в 1999 г. в результате кардинальной реорганизации банно-прачечного хозяйства Краснодара и представляла собой целый комплекс бытового обслуживания. Приобретение комбинатом автомобилей в лизинг способствовало расширению сети услуг и повышению их качества. Как только появилась возможность быстро забирать и развозить заказы, в нескольких районах города были открыты приемные пункты прачечной–химчистки. Это позволило увеличить объем оказываемых услуг на 159%, создать 27 дополнительных рабочих мест.

Пример ООО «Диана-Инвест» — профессиональная химчистка и прачечная «под ключ». Опыт развития данной компании можно рассматривать как один из ярких примеров успеха отечественного бизнеса. Первый проект по реорганизации старой химчистки-прачечной и созданию «Дианы» был реализован в 1993 г. в Москве. Банк БФТ выделил кредит для реконструкции помещения, а оборудование для первой химчистки было арендовано у саратовской лизинговой компании «Финанс лизинг». В первый же год работы после реконструкции «Диана» увеличила свои обороты в 20 раз.

Пример Булочная «Майский Чай». Московская лизинговая компания поставила фирме под залог недвижимости мини-пекарню стоимостью 40 тыс. долл. и оборудование для производства печенья стоимостью 139 тыс. долл. В результате булочная сумела не только увеличить объем производства, но и расширить ассортимент производимой продукции и открыть производство в другом регионе. Механизм лизинга помог бизнесу расшириться: купив дом на шести сотках во Владимирской обл., предприятие пристроило к нему новую пекарню.

Как выбрать лизинговую компанию

Среди операторов российского рынка лизинговых услуг можно выделить компании, специализирующиеся на лизинге определенного вида оборудования. К примеру, Восточная лизинговая компания (Эвенкийский АО), ГЕО Лизинг (Москва), Тамбоврегионгаз (Тамбов) и ряд других организаций предоставляют в лизинг нефтяное, газовое и геологоразведочное оборудование. Авангард-лизинг (Москва), Премьер-лизинг (Москва), Инкас-лизинг (Санкт-Петербург), Фонд-инвест (Санкт-Петербург) занимаются лизингом судов и судоремонтного оборудования. Петроэнерголизинг (Санкт-Петербург) и Агентство по инвестициям и лизингу (Ижевск) специализируются на поставках в лизинг химического оборудования, а Лизингпромхолд (Москва) и БалтОНЭКСИМлизинг (Санкт-Петербург) — металлургического.

Если вы знаете фирмы, производящие необходимое вам оборудование, вы сами ищете лизинговую компанию, которая заключила бы с выбранным производителем договор купли-продажи на данный вид техники. Стоит однако иметь в виду, что зачастую лизингодатель лучше осведомлен о рынке (обладает информацией о качестве и ценах). Поэтому, возможно, имеет смысл сразу обращаться за помощью к лизинговой компании. Это не только значительно сократит ваши временные затраты на поиск, выбор и переговоры, но в итоге может оказаться и более экономичным. Западные лизинговые компании, как правило, работают только с узким кругом представительств зарубежных фирм, которые могут предоставить гарантии своей материнской компании или западного банка, чего вполне достаточно для заключения лизинговой сделки.

В добавление к Справочнику по российским лизинговым компаниям (издание, подготовленное Группой по развитию лизинга Международной Финансовой Корпорации; электронную версию можно скачать по адресу www.ifc.org/russianleasing/rus/sprav.pdf) в помощь руководителю можно посоветовать путеводитель «Лизинговые компании» издательства «Деловая Пресса».

Делая выбор в пользу той или иной лизинговой компании, обращайте внимание на степень прозрачности и открытости предоставляемой ей информации. Очевидно, что фирмы, работающие добросовестно и легально, не станут скрывать информацию о своей деятельности, а напротив, будут стремиться рассказать клиенту о своем опыте в успешной реализации лизинговых сделок.

 


1 Лизинг-Курьер, №4, 1999. Возврат

2 Лизинг-Курьер, 1999–2001 гг. Возврат