Директор-Инфо №44'2003
Директор-Инфо №44'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Вина Италии: гордость и предубеждение

Надежда Русина

Рассказывают, что на одном из светских раутов некая известная дама–политик с пренебрежением отвергла даже саму мысль о том, что итальянские вина можно причислить к элитным напиткам: по крайней мере, иметь их в своей домашней коллекции непрестижно. Столь презрительное отношение все еще бытует среди многих, в том числе и состоятельных людей, не желающих бороться с предубеждением и открывать для себя прекрасные, но малоизвестные вина. Хотя сегодня итальянское вино вряд ли кто-то решится назвать неизвестным.

История с географией

Сейчас Италия — бесспорный лидер по экспорту вин; объем производства — около 70 млн. гл — лишь немногим уступает французскому. Однако довольно долгое время страна сама наслаждалась дарами природы, не считая вино предметом роскоши или мерилом состоятельности. Такая вот собственная гордость.

Виноград здесь можно выращивать везде. Вероятно, именно поэтому итальянцы предпочитали пить свое вино сами, порой потребляя его как воду. Букетом и вкусом здесь интересовались немногие. Вино пили преимущественно молодое: в бочках оно долго не задерживалось. Именно по этой причине в продаже сегодня не встретишь миллезимных, старых экземпляров. По крайней мере, изготовленных до конца 70-х годов. Но постепенно стремление к качеству победило пристрастие к количеству, да и конкуренты не дремали. Из Франции и Испании на рынок поступала отличная, пользующаяся высоким спросом продукция.

Многие с удивлением смотрели на пионеров итальянского виноделия, которые в 50–60-х годах решили применять технологии, уже десятилетиями действовавшие во Франции. Постепенно отдельные винодельни стали переходить на современные методы производства, закупать оборудование, посылать людей учиться. В те же Бордо или Бургундию. Хотя полученные знания все равно «ложились» на итальянскую почву и давали свой, особенный результат.

И наконец в 1963 г. парламент страны принял законы, контролирующие винодельческую промышленность. По аналогии с французской системой была разработана классификация вин с учетом официально признанных винодельческих регионов.

Безусловно, итальянцам крайне сложно равняться с французами, пока что безусловными лидерами в этой области. Однако нужно заметить, что сегодня рынок Франции полон и откровенно посредственных вин; порой эксперты сталкиваются с явно негативными тенденциями. Такими, как случаи подмешивания итальянских сортов винограда во французские напитки. В то же время следует помнить, что местные виноделы — грамотные маркетологи и пиарщики, умеющие сотворить что-то из ничего. Создание имиджа, формирование брэнда, такого, как тот же «Петрюс», это большая, серьезная работа.

Италии все это только предстоит, хотя ей вряд ли удастся ликвидировать колоссальный отрыв, в том числе от некоторых знаменитых марок. И все же сейчас итальянские мастера серьезно улучшили как качество своей продукции, так и сам подход к производству вина. Ведь чтобы конкурировать с мэтрами, необходимо изначально предложить покупателям что-то исключительное и безупречное. К тому же стоит отметить, что Италия продолжает оставаться страной, совершенно не склонившейся в сторону глобализации вкуса, а это отнюдь не редкость в Новом Свете. Помимо вин из ведущих регионов, уже ставших классикой, на рынок Италии поступают интересные новинки из регионов и молодых виноделен, ранее известных только знатокам и местным жителям.

Регион региону рознь

Примечательно, что люди, не являющиеся знатоками, вряд ли назовут даже пару–тройку регионов, выпускающих самые известные итальянские вина (учитывая тот факт, что всего винодельческих регионов около 20). Хотя почти каждый знает Бордо, Бургундию, Шампань или Прованс.

К счастью, сегодня ситуация меняется. Самые серьезные виноделы Италии понимают, что хозяйства нуждаются в инвестициях, а продукция — в продвижении. Слишком долго Италия оставалась страной, где вино многими продавалось как виноматериал, а хорошие участки сдавались в аренду. И такие гиганты, как семьи Антинори или Пиччини, могли скупать виноград в неограниченном количестве. Однако с приходом в хозяйства молодых наследников все больше владельцев стали под своей маркой выпускать вино высокого класса. Сегодня в стране происходит массовое развитие самостоятельных хозяйств, причем во всех регионах; появляются новые имена, многие из которых когда-то были чьими-то поставщиками.

Помимо самых значительных винодельческих регионов (Пьемонт, Тоскана, Венето, Фриули, Сицилия, Сардиния) узнаваемыми стали и многие другие. Это Ломбардия, Трентино, Альто Аддидже — северные области Италии, Пулья, Абруццо, Марке, Базиликата, Эмилия-Романья, Лигурия. В этих провинциях можно найти замечательные вина, просто-таки образцы для подражания. Например, вина Монтепульчано д’Абруццо при правильно организованном деле дают изумительные результаты и высоко рейтингуются. В частности, в этом году Ассоциация сомелье Италии включила Монтепульчано д’Абруццо Дзанна фирмы Дино Люминати в пятерку лучших красных вин страны. Очень успешно продаются вина Лигурии, хотя в этом регионе условия для виноделия крайне сложные: места мало, кругом горы. И все же здесь насчитывается около десятка разных сортов винограда, преимущественно белых. Среди семи самых известных вин категории DOC — популярное, но редкое Чинкве Терре и красное Россезе ди Дольчеаква.

Сюрпризом для многих стало виноделие, расцветающее в регионе Эмилия-Романья, главным хитом которого всегда считалось шипучее вино Ламбруска. Специалисты отмечают продукцию компании «Тенута ла Палаца», владеет которой семья Дрей Дона. Секрет их успеха многие видят в сотрудничестве с легендарным энологом страны Фанато Бернабейра.

Столь активное развитие виноделия в Италии постепенно приводит к росту цен на виноматериалы — проблема, характерная для Франции. В итоге налицо активное удорожание итальянского вина, особенно самого высокого класса, — на 60–70%. Недорогие вина пока не слишком превысили прежнюю ценовую рамку.

Что до общих с другими странами проблем, то главной пока остается получение маркой международного признания. Здесь важны многие условия: работа по экспорту, связи с ресторанами, участие в слепых дегустациях.

А главное — стабильность хозяйства от урожая к урожаю. Бывает так, что винодельня «выстреливает», а на следующий год экспериментирует, т.к. добиться прежнего качества не удалось. Одним из таких экспериментаторов считается винодел Солдеро, производящий, казалось бы, беспроигрышное Брунелло ди Монтальчино. В иной год клиенты приходят в восторг от его вина, а потом, случается, и плюются. Но тут уж никуда не деться от влияния личностного фактора.

Гораздо проще продвинуть «в люди» свою продукцию винодельням с владельцами–аристократами. Вспомните баронов Ротшильдов, чьи вина с удовольствием пьет вся мировая элита. Однако даже знатным итальянским виноделам пришлось много потрудиться, чтобы преодолеть предвзятое отношение со стороны французов. Сегодня среди самых успешных виноделов Италии такие семьи–«нобиле», как Фрескобальди, Антинори, Маркези ди Грези, Ля Рокетта, Черетто, Аллегрини, Таско д’Альмерита и т.д. В то же время рынок переполнен фантазийными именами и брэндами: под маской баронов, графов и прочих «маркизов Карабасов» выпускается вино низкого качества.

Жемчужины в ожерелье регионов

Чтобы поведать все о хороших итальянских винах, нужно написать целую книгу. Поэтому расскажем только о наиболее значимых. Эта информация особенно важна для тех, кто хочет пополнить винную коллекцию инвестиционно беспроигрышными экземплярами.

Любое собрание вин будет неполным без продукции Пьемонта, самого большого региона Италии, практически полностью покрытого производственными зонами DOC. Его главной особенностью считается обилие туманов, что дало название главному местному сорту винограда — Неббиоло (nebbia — туманы). Это один из лучших сортов на земле, подходящий для производства величайших вин с высоким потенциалом старения. Что особенно важно, т.к. основная часть итальянских вин не предназначена для долгого хранения.

Для провинции Пьемонт характерна высокая концентрация замков и эффективность формулы «небольшое хозяйство — качественное производство». Здесь до сих пор предпочитают изготавливать вино старыми традиционными способами. Сердцем винодельческого Пьемонта по праву считаются земли между городами Альба и Асти. Именно тут производятся лучшие красные вина региона категории DOCG — Бароло и Барбареско.

Почти с самого момента рождения (XVII в.) за Бароло закрепилась слава «короля вин» и напитка для аристократии. Говорят, что в числе его поклонников есть и коронованные особы. По крайней мере, еще Юлий Цезарь в 49 г. до н.э. заказывал в этой области вино для римских «вечеринок». В основном это мягкие бархатистые вина темно-рубинового цвета с тонкими танинами и великолепной сбалансированной кислотностью. Среди самых известных производителей Бароло семьи Альдо и Джованни Контерно, Виетти, Черетто, Элио Грассо, Энрико Серафино и др.

Элитные крю Бароло поражают своей живучестью. Потому-то такое вино считается лучшим из коллекционных: с каждым годом его стоимость только повышается, и купленная когда-то по одной цене бутылка через 10 лет может принести своему владельцу целое состояние.

Вино Барбареско, сходное по характеристикам с Бароло, еще недавно было не столь престижно. Однако сегодня, в том числе и благодаря усилиям известного винодела Анджело Гайя, оно также востребовано.

Вторая по величине область виноделия в Италии — Тоскана. Там традиционными сортами винограда считаются Санджиовезе (красный) и Треббиано (белый). Интересно, что Санджиовезе созревает лишь на каменистых почвах на высоте 250–300 м над уровнем моря. Этим условиям соответствуют только четыре области Тосканы — Кьянти Классико, Монтальчино, Монтепульчано и Кьянти Руфино. Именно там производят лучшие вина региона.

Одним из самых популярных тосканских вин знатоки считают Кьянти, а особенно Кьянти Руффино и Кьянти Классико, относящиеся к категории DOCG и славящиеся своим высоким качеством. Отличить бутылки с вином Кьянти Классико всегда можно по изображению черного петуха на красном фоне. Пальму первенства по производству Кьянти удерживает семья Кастелло ди Ама. Символом тосканского региона также считают Кьянти Классико Ризерва иль Гриджио и особенно выдающееся Кьянти Классико Ризерва Поджо Россо, производимое уникальным хозяйством Сан Феличе.

Но фаворитами региона, надежно закрепившимися в списках топовых мировых вин, являются Брунелло ди Монтальчино и Нобиле ди Монтепульчано. Эти вина способны к длительной выдержке, что гарантирует им хорошие инвестиции и сейчас, и в будущем. По крайней мере, сегодня это самые дорогие вина Италии.

Брунелло ди Монтальчино, впервые созданное в XIX в. Феруччио Бионди-Санди, сегодня выпускается целым консорциумом производителей из двухсот человек. Заметим, вполне процветающих. Среди них уважаемые семьи Монтальчино: Поджио Антико, Костанти, Фаттория деи Барби и т.д., а также «пришельцы»: итало-американцы Кастелло Банфи, авторитетные кланы Антинори, Маркези де Фрескобальди, Анджело Гайя. По качеству Брунелло многие сравнивают с самыми достойными бургундскими винами.

Нобиле ди Монтепульчано, судя по приставке «нобиле» — знатное вино, слегка уступает Брунелло. Хотя пользуется спросом в том числе и за рубежом еще с XV в. Это первое вино Италии, выставленное на продажу в качестве DOCG. Считается, что прославила марку семья Полициано.

Выделяется по объемам производства вин высокого класса и регион Венето со своим лидером — областью Вероной. Самые популярные вина Вероны изготавливаются в районах Вальполичелла, Бардолино и Соаве. Одноименная продукция сегодня бьет рекорды по продажам за рубежом, например в США и Англии.

Многие считают Вальполичелло основным конкурентом тосканского Кьянти. Это мягкое и живое красное вино с легким привкусом горького миндаля. Употребляется оно молодым, в течение 1–2 лет после сбора урожая. Вальполичелло выпускают двух наименований — Речьото и Амароне. Разница между ними в требованиях к обработке винограда. Это вино считается доступным по цене. Среди лучших производителей Вальполичелло — Аллегрини, Даль Форно, Стерци и т.д.

Красное и розовое Бардолино (Бардолино Кьяретто) особенно хороши в первый год после сбора винограда. Характеристики вина — легкий и тонкий букет, оставляющий приятное ощущение свежести. Если Бардолино разлито по бутылкам в год урожая до 31 декабря, его называют Новелло.

Мало кто устоит перед нежным и соблазнительным белым вином Соаве — свежим, фруктовым, хорошо подходящим к рыбе. Кроме того, у него вполне приемлемая цена. От прочих виноградников Соаве отличает выгодное расположение — не в долине, а на склонах холма, что влияет на вкусовые характеристики напитка. Непременно стоит попробовать высококачественное Соаве Классико и утонченное сладкое Речото ди Соаве. Покупать Соаве стоит у таких производителей, как Леонильдо Пьеропан, Инама, Умберто Портинари, Стерци и т.д.

Проблемы выбора

Заключаются они, пожалуй, не в том, что сложно выбрать среди марок, а в том, что трудно вообще сделать выбор. В отличие от французских вин, являющихся постоянным предметом скупки и перепродажи, что обеспечивает поступление на рынок вин старых урожаев, хорошие итальянские вина благодатных годов так просто не приобретешь. Те же французы никогда не продавали полностью весь урожай: они давали ему выдержаться, а потом повышали цену. В Италии же принято реализовывать вино в течение года после сбора урожая. Лучшие экземпляры найти сложно, может быть, только у перекупщиков.

Поэтому сегодня вино все чаще приобретают с тем, чтобы отложить. В том числе и в России. Клиенты стали обзаводиться винными шкафами, собирать коллекции, устраивать погреба… Коллекция обязательно составляется исходя из определенных требований. В ней должны быть и относительно недорогие хорошие вина (10–20 евро) на каждый день, и вина для событий, для удовольствия (подороже и более качественные). Италия в этом случае гарантирует оптимальный выбор: местные вина более «готовы» — поступают в продажу почти сразу и подходят для каждодневного употребления. В то же время существуют такие элитные марки, как Бароло производства 1997, 1998 и других годов, которые при желании можно выдерживать от 10 до 25 лет.

Внимательно стоит отнестись и к самой процедуре покупки: совершать ее лучше не в обезличенном супермаркете, а в специальном винном магазине. И дело здесь даже не в уровне «элитности» вина или безупречном обслуживании. Человек должен быть уверен, что получит хорошую консультацию, сделает правильный выбор и убережет себя от покупки просроченного молодого итальянского вина, бог весть сколько простоявшего на полках в душном супермаркете.

Редакция благодарит Максима Каширина, генерального директора компании «СИМПЛ», за помощь в подготовке материала.