Директор-Инфо №44'2003
Директор-Инфо №44'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Рынок искусства. Традиционные и виртуальные аукционы

Егор Молчанов

Известно немало примеров, когда в Интернете «с молотка» уходили работы Ренуара, Дали и Ван Гога. Для эксклюзивных товарных позиций продавцы предпочитают использовать он-лайн-аукционы, которые с ростом доверия к Интернет-торговле и развитием электронных платежей приобретают все большую популярность. Правда, редких товаров не бывает много, а для их продажи нужна высокая репутация как устроителей, так и участников, подтвержденная неоднократно исполненными обязательствами.

Во всем мире сегодня насчитываются десятки тысяч он-лайн-магазинов, но при этом всего лишь 300 аукционов. Причем только половина из них обладает своими представительствами в Интернете. А поскольку в этой статье к эксклюзивным предметам мы будем относить произведения искусства, а также антиквариат, то и рассматривать станем традиционные и виртуальные аукционы в сфере искусства.

Аукцион (от лат. auctio — продажа с публичного торга) — способ продажи, основанный на конкуренции покупателей. Победителем аукциона, получающим право приобрести товар, является покупатель, предложивший наивысшую цену.

Впрочем, продавец в случае с аукционом с минимальной ценой имеет право снять лот с торгов, если набранная цена его не устраивает.

Часто покупатель разбирается в товаре лучше, чем продавец. Однако на рынке произведений искусства продавец всегда знает цену своему лоту, а зачастую даже завышает ее на 30–40%.

Исторически в мире наибольшее распространение получили 5 типов аукционов.

1. Прямой (английский или стандартный) аукцион — самый распространенный тип (www.ebay.com, www.van-ham.com). Проводится с гласными торгами и поднятием цены. На нем могут продаваться как уникальные вещи, так и предметы, используемые в быту (правда, их можно увидеть только на виртуальных аукционах, которые по совместительству являются еще и Интернет-магазинами, продающими все подряд). Если же говорить о рынке антиквариата, то на таких аукционах выставляются картины русских и зарубежных художников, коллекционные предметы, скульптуры, вина и многое другое.

Аукцион стартует с минимальной цены лота. Покупатели по очереди делают более высокие ставки. Торги прекращаются, когда истекает срок аукциона, установленный продавцом (от 1 до 14 дней). Товар достается победителю, предложившему максимальную цену. Но не всегда торги заканчиваются продажей. Если установлена резервная цена (минимальная, за которую владелец согласен продать свой товар) и она не достигнута, то товар не продается.

Проблема в том, что размер резервной цены покупателям не известен. Тем не менее часто на таких аукционах азартные участники поднимают цену очень высоко. Например, на одном из шведских аукционов на торги была выставлена картина Коровина, и к концу торгов ее начальная цена увеличилась более чем в 4 раза. В данном случае картина «покупалась для души», т.к. инвестиции в нее при таких обстоятельствах невыгодны. Обычно же покупатель платит за товар ниже той максимальной цены, на которую рассчитывал, т.к. повышение происходит мелкими шажками.

2. Обратный аукцион — механизм торгов, когда покупатели выставляют запросы на требуемые товары, а продавцы соревнуются, предлагая лучшую цену и условия (www.Priceline.com и www.eWanted.com). Например, вам захотелось полюбоваться репродукцией Дали «Сон за секунду до пробуждения», но больше чем 20 евро вы за нее отдавать не хотите, тогда вы размещаете свой запрос на сайте www.Priceline.com и ждете самого выгодного предложения.

3. Голландский аукцион — оптовые торги, на которых продавец может выставлять много единиц товара одновременно (www.ubid.com). Основная отличительная особенность голландского аукциона в том, что торги проходят с уменьшением цены. Она снижается с неоправданно завышенного уровня до тех пор, пока на лот не найдется первый покупатель. Все победители платят только минимальную из выигравших цен. Голландский аукцион отличается от аукциона дискриминационного (американского), в котором каждый выигравший покупатель платит ту цену, которую называл. Например, продавец выставил на продажу 5 репродукций, 5 выигравших покупателей сделали ставки на 1 репродукцию каждый. Высшая цена была 1050 долл., низшая — 850. Все пятеро получат репродукции по 850 долл.

Нередко покупателей оказывается больше, чем предметов, выставленных на торги. В этом случае исход аукциона зависит от того, сколько предметов каждый покупатель желает приобрести. Например, продавец выставил на продажу 5 одинаковых предметов. Покупатель А дал 10 долл. за один предмет, покупатель B — по 7 долл. за три, покупатель C — 5 долл. за три, а покупатель G — 4 долл. за три. Тогда аукцион закончится следующим образом: покупатель А получит 1 предмет за 5 долл., покупатель B — 3 предмета за 3 долл., покупатель C — 1 предмет за 5 долл., а покупатель G вообще ничего не получит. Ведь на голландском аукционе продавец не может выставлять резервную цену.

В аукционах голландского типа редко можно встретить достойные экземпляры живописи, но любителей коллекционирования и здесь могут ждать приятные сюрпризы.

4. Американский (дискриминационный) аукцион (www.barridoff.com). Главная особенность этого типа — закрытые от других участников торги без возможности «персональной» торговли между покупателями. Победитель, назвавший наивысшую цену (в конверте), получает товар именно по этой стоимости. Обычно каждый участник подает только одну заявку, поэтому подготовка к такому аукциону особенно важна. Закрытый аукцион состоит из двух фаз — период подачи заявок и фаза определения выигравшего, когда все заявки открываются одновременно и выбирается победитель.

На дискриминационном аукционе заявки, поданные вслепую, сортируются от высшей к низшей, и товар распределяется в этом порядке, пока не закончится. Покупатели, выигравшие такой аукцион, платят разную цену за товары.

Например, являясь истинным поклонником живописи Натальи Гончаровой, вы на одном из аукционов нашли прекрасное полотно, вышедшее из-под ее кисти. Начальная цена картины — 30 тыс. у.е., и вы, чтобы наверняка выиграть, предложили 35 тыс. у.е. Все бы хорошо, если бы не одно но. У вас появился противник, который поставил 35 050. И вы проиграли этот аукцион из-за каких-то 50 долл. Обидно, правда? Кстати, не стоит забывать о премии аукционов, которая часто составляет от 15–20%.

5. Аукционы приватные VIP.

В таких торгах обычно участвуют «избранные», которым требуется специальная аккредитация. Ставка принимается в течение строго ограниченного времени, причем участник не имеет возможности узнать размер и количество ставок других. Кроме того, участник обладает правом сделать всего лишь одну ставку. Аукцион очень похож на дискриминационный, но отличается тем, что участвовать в нем могут не все.

Интернет-аукционы. Ярким примером все возрастающей популярности он-лайн-аукционов является небезызвестный Ebay (www.ebay.com), на котором уже более 20 млн. зарегистрированных пользователей и около 5 млн. наименований товара. Там можно купить как настоящую картину, так и репродукцию, как модерн, так и полотно эпохи Возрождения. Один только раздел paintings (предметы живописи) содержит 38–39 тыс. наименований.

В отличие от традиционных оффлайновых аукционов торги в режиме он-лайн проводятся в течение долгого времени (3–10 дней), поэтому покупателю нет необходимости сидеть за компьютером в течение всего аукциона. Кроме того, длительность онлайновых торгов не приводит к нервозности, свойственной традиционным аукционам. У покупателей больше времени для того, чтобы обдумать и взвесить свои шаги. Торги в режиме он-лайн позволяют значительно расширить географию и количество участников.

Основной плюс Интернет-аукционов — возможность быстро выбрать и купить понравившуюся вещь, сидя дома за компьютером. Можно не спеша просмотреть каталог, оценить каждую картину, ее провенанс. Но у таких аукционов есть и свои минусы: плохо снятая фотография, неверно указанные размеры, ошибка в истории вещи, технические проблемы. Все эти «мелочи» способны составить у потенциальных покупателей неверное представление о предмете продажи. Так что в реальности покупка может оказаться отнюдь не тем, чем представлялась. А вот вернуть ее назад удается не всегда. Кроме того, существуют проблемы и с доставкой: мало ли что может произойти с картиной в пути, когда ее высылают по почте, а с обычного аукциона покупку можно забрать самому и бережно довезти до ее нового места на стене.

Конечно же, гораздо надежней во время проведения торгов находиться в зале и видеть собственными глазами, что покупаешь. Тогда в любой момент можно отказаться от покупки или же, наоборот, повысить ставку при вероятном поражении. А если аукцион проходит в Америке? Лететь туда ради того, чтобы приобрести одну картину? Вот тут и выявляются преимущества Интернет-аукционов.

С другой стороны, сегодня большинство традиционных аукционных домов предоставляют возможность участвовать в торгах через Интернет. И Sotheby’s, и Christie’s размещают каталоги лотов на своих сайтах и позволяют выбрать и купить понравившуюся вещь в режиме он-лайн. О механизме проведения торгов и покупки произведений искусства через Интернет пойдет речь в следующих номерах «Dиректор-инфо».

Практика показывает, что существует всего три варианта участия в он-лайн-торгах:

  • заранее установить сумму, которую вы готовы выложить за лот;
  • по телефону;
  • предварительно зарегистрировавшись, делать ставки в режиме он-лайн (на некоторых аукционах).

Участники всегда сами выбирают удобный для них вид участия в торгах. Есть, конечно же, аукционы, которые имеют свое представительство только в Интернете. Они становятся все популярнее, и 30% картин покупается именно там. Однако любой технический сбой, проблема в Сети, и в торгах начинается неразбериха. А когда речь идет о сотнях тысячах и даже миллионах долларов, то есть о чем беспокоиться. Да и качество товара не всегда безупречно. Поэтому гораздо надежнее аукционы, у которых есть оффлайновое представительство. Поскольку при желании такой аукцион можно посетить и самому все осмотреть, что особенно важно при покупке дорогостоящей картины.

В России пока что нет достойных аукционов, как виртуальных, так и традиционных. Интернет-аукционы типа molotok.ru, stavka.ru хоть и обладают разделом искусства, но там большей частью предлагаются репродукции, неспособные удовлетворить запросы истинного любителя искусства.