Директор-Инфо №43'2003
Директор-Инфо №43'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




Компания "Мэйнстрим" - таможенное оформление импорта товаров, ввозимых в РФ из Европы. .





 

Страхование грузов

Михаил Ванников

В нашей стране страхование грузов, равно как и страхование ответственности перевозчиков, развито еще недостаточно. Объяснение этому — отсутствие «лишних» денег и определенного уровня страховой культуры. Часто сами владельцы, не желая полностью платить таможенные пошлины, занижают стоимость груза в сопроводительных документах. Тем самым они лишают себя возможности получить возмещение ущерба в полном объеме, если что-нибудь случится.

Сегодня грузы страхуют компании, осуществляющие экспортно-импортные операции, т.к. пункт о страховании включен в контракт поставки. Либо организации, которые уже понесли убытки, связанные с повреждением или гибелью груза при перевозках, и знают, насколько дороже стоимости полиса им это обходится. Именно страхование позволяет минимизировать ущерб от повреждения или гибели всего груза или его части.

Перевозка любого груза сопряжена с разнообразными рисками. В дороге он может быть поврежден в результате аварий, несоблюдения условий транспортировки, природных катаклизмов, при погрузке–разгрузке или же просто похищен. Наибольшему риску подвергаются продукты питания, алкогольная продукция, техническое оборудование, топливо.

Страховые компания могут предложить владельцу, желающему застраховать перевозимый груз, три варианта страховой защиты:

  • «C ответственностью за все риски» — возмещение убытков от утраты, недостачи, повреждения, порчи всего груза или его части, происшедших по любой причине;
  • «C ответственностью за частную аварию» — возмещение убытков от утраты, недостачи, повреждения, порчи всего груза или его части, происшедших по следующим причинам:
    • пожар или взрыв;
    • посадка на мель, выброс на берег, затопление или опрокидывание судна;
    • крушение воздушного судна, опрокидывание или сход с рельсов наземного транспортного средства;
    • столкновение транспортного средства с любым внешним предметом;
    • пропажа транспортного средства без вести;
    • стихийное бедствие;
    • смытие волной и выбрасывание за борт;
    • проникновение забортной воды;
    • падение во время погрузки и разгрузки на транспортное средство;
  • «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» — возмещение убытков от утраты, недостачи, повреждения, порчи всего груза или его части, происшедших по следующим причинам:
    • пожар или взрыв;
    • посадка на мель, выброс на берег, затопление или опрокидывание судна;
    • крушение воздушного судна, опрокидывание или сход с рельсов наземного транспортного средства;
    • столкновение транспортного средства с любым внешним предметом;
    • пропажа транспортного средства без вести;
    • стихийное бедствие;
  • смытие волной и выбрасывание за борт.

Кроме того, возмещению подлежат расходы на оплату взносов по общей аварии, оплату услуг аварийных комиссаров, экспертов, необходимых мер по спасению груза и уменьшению убытков.

Все варианты страховой защиты отличаются объемом ответственности страховщика и, соответственно, стоимостью.

Страховая сумма определяется как действительная стоимость груза, указанная в контракте, инвойсе, счете и других документах. По желанию в страховую сумму могут быть включены транспортные расходы, таможенные платежи, другие обоснованные расходы по доставке груза. При страховании международных перевозок сюда может входить упущенная выгода (до 10%).

Средний размер ставок по страхованию грузов колеблется от 0,1 до 1,0% от страховой суммы. Плата за страхование (страховая премия) зависит от различных факторов: условий страхования (объема ответственности), вида груза и его упаковки, маршрута перевозки, вида транспорта, наличия перегрузок, сопровождения и охраны.

Повышающий коэффициент применяется при смешанной перевозке (несколько видов транспорта), при наличии нескольких перегрузок, если маршрут включает небезопасные районы, не соблюдаются правила и стандарты упаковки и укладки.

Снизить же страховой взнос можно следующими путями: во-первых, установить франшизу (не возмещаемую страховой компанией часть убытка, например, в размере 0,5–1,5% от страховой суммы). Во-вторых, организовать сопровождение груза охраной. И в-третьих, заключить генеральный договор со страховой компанией, если перевозки осуществляются на постоянной основе (например, в течение года).

Если грузовладелец переодически осуществляет перевозки, то ему выгодней заключить генеральный договор. Страхование грузов по генеральному полису подразумевает заключение одного договора со сходными условиями перевозки в отношении страхования систематических отправок однородных партий груза. Такой договор заключается, как правило, на один год. Генеральный полис — это удобная для страхователя (клиента компании) форма заключения договора страхования груза, в котором оговариваются наименование груза, вид транспорта, страховой тариф, франшиза, сроки оплаты. В случае заключения договора страхования по генеральному полису страхователь и страховщик в определенной мере «формализуют» свои отношения. По генеральному полису страхователь сообщает страховщику сведения по каждой перевозке (по установленной форме) любым доступным ему способом непосредственно в день отправки груза. Страховщик в течение суток выдает полис на эту отправку и выставляет счет на оплату премии. Необходимо подчеркнуть, что заключение генерального договора значительно выгоднее для клиента, поскольку его экономия составляет до 30% от общей стоимости, которую он должен был бы оплатить за страхование разовых перевозок.

Пример Страхователь — фирма–поставщик электронной техники. Груз — компьютерная техника. Пункты отправления и назначения — Москва–Череповец. Вид транспорта — автомобильный. Территория страхования — РФ согласно документам на перевозку. Страховые риски — «с ответственностью за все риски». Страховая сумма — 100% действительной стоимости груза, указанной в контракте (инвойсе) — 18 тыс. долл. Франшиза, безусловная по каждому страховому случаю, наступившему в результате одного события или серии событий, если они — следствие одного происшествия, — 0,5% от страховой суммы по каждой отправке груза. Страховой тариф — 0,25%. Страховой взнос — 45 долл. Если бы организация заключала генеральный договор страхования, то взнос составил бы 31,5 долл., что еще раз доказывает его выгоду для тех, кто постоянно имеет дело с грузоперевозками.

Отметим, что наличие полиса страхования ответственности перевозчика еще не дает владельцу груза гарантии на возмещение убытков в полном объеме. Во-первых, потому, что в соответствии с конвенцией CMR (международной конвенцией автомобильной перевозки грузов) при наступлении ответственности перевозчика возмещение рассчитывается исходя либо из рыночной стоимости груза, либо из стоимости килограмма груза. Во-вторых, нередки случаи, когда ответственность страховщика по этому виду страхования недостаточна для полного покрытия стоимости груза.

Участниками процесса перевозки наряду с грузовладельцем являются экспедиторы, организующие доставку, и перевозчики. Если что-либо произойдет с грузом при транспортировке, то виновными, как правило, оказываются последние. Именно к ним, в конечном счете, обращается грузовладелец за возмещением ущерба. Однако перевозчик обязан возмещать ущерб не в любом случае. Например, в конвенции CMR оговаривается, что перевозчик несет ответственность за гибель, повреждение, недостачу груза либо несвоевременную его доставку только в случае доказанности вины. При этом бремя доказательства лежит на потерпевшей стороне. Поэтому максимально полная страховая защита обеспечивается при сочетании страхования самого груза непосредственно его владельцем, страхования своей ответственности перевозчиком и страхования ответственности экспедитором.

Пример Организация, реализующая электронную технику, застраховала груз (компьютеры, комплектующие детали), который был выдан компании–перевозчику для доставки. Но в указанное место назначения груз не прибыл. После получения всех необходимых документов РУКСО выплатила страховое возмещение в размере 260 тыс. руб. По суброгации, на которую имеет право страховая компания, эта сумма была взыскана со страховой организации, в которой была застрахована ответственность перевозчика.

Если страхователь обнаружил нанесение грузу ущерба или его утрату, он должен:

  • потребовать составления и выдачи ему коммерческого акта в пункте назначения (аэропорт, ж/д станция и т.п.);
  • немедленно заявить в компетентные органы, чтобы факт и его обстоятельства были зафиксированы документально, и получить документ. Если сам страхователь по объективным причинам не может выполнить данное условие, он должен потребовать этого от перевозчика грузов;
  • в течение 48 ч после получения информации о причиненном ущербе письменно сообщить в страховую компанию и изложить все известные ему на данный момент обстоятельства произошедшего;
  • принять меры по уменьшению ущерба, спасанию груза или потребовать их принятия от перевозчика;
  • составить перечень поврежденного/утраченного имущества;
  • предъявить представителю страховщика или уполномоченному эксперту поврежденный груз или его остатки (разумеется, за исключением случаев, когда груз полностью уничтожен).

К заявлению в страховую компанию должны быть приложены:

  • договоры купли-продажи, договоры поставки, товарно-транспортные накладные, коносаменты или иные документы, доказывающие интерес страхователя в сохранении груза;
  • коммерческий акт, накладные с отметками о повреждении или недостаче груза, справка из компетентных органов о транспортном происшествии (при морской перевозке дополнительно — морской протест, аварийный сертификат); в случае установления противоправных действий третьих лиц — копия постановления о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела и материалы, подтверждающие непричастность страхователя (или выгодоприобретателя) к причинению убытков; а также другие официальные документы, подтверждающие факт страхового случая;
  • в случае пропажи средства перевозки без вести — достоверные свидетельства его убытия из пункта отправления, промежуточных пунктов и неприбытия в пункт назначения.

Сpoк рaccмотрения и оплaты претензий (выплаты страхового возмещения) не превышaет 10 дней с моментa получения всex необходимых документов в РУКСО и Группе Ренессанс Страхование и 30 дней в Ингосстрахе.

Страхователь приходит в страховую компанию с полным комплектом документов на свой груз и в процессе диалога со специалистом обсуждает все условия страхования, поэтому никаких ошибок возникнуть не должно. Сообщение же заведомо ложной информации квалифицируется как мошеннические действия. Действительно ошибиться страхователь может только в выборе страховой компании.

Во всех ли случаях страхование грузов необходимо? По мнению специалистов, во всех. Даже если речь идет о перевозке в пределах Московской области. Руководители, которые умеют считать деньги, не могут себе позволить быть непредусмотрительными, поскольку заинтересованы в том, чтобы максимально обезопасить свой бизнес от убытков. Особенно если речь идет о компаниях–поставщиках или покупателях различного рода товаров.