Директор-Инфо №43'2003
Директор-Инфо №43'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Автогражданка: первые итоги

«Dиректор-инфо»: По данным РСА, Росгосстрах лидирует по количеству заключенных договоров ОСАГО по итогам первых трех месяцев действия нового закона. В чем состоят основные конкурентные преимущества Вашей компании, позволившие завоевать почти 50%-ную долю рынка «автогражданки»?

Игорь Игнатьев: Росгосстрах, преемник бывшего Госстраха РСФСР, создавался как всероссийская система, изначально нацеленная на обязательные виды страхования. Наша компания обладает уникальным историческим опытом на рынке массовых видов страхования (т.е. страхования физических лиц).

В преддверии вступления в силу закона об ОСАГО одновременно с коренной реорганизацией Росгосстраха была проведена большая подготовительная работа. Руководство компании разработало и одобрило масштабную программу развития до 2007 г., были осуществлены крупные инвестиции. Причем все эти масштабные мероприятия проводились так, чтобы никоим образом не затронуть интересы наших клиентов, а наоборот, повысить качество обслуживания и расширить продуктовый ряд.

Теперь можно сказать, что поставленные цели были успешно реализованы. За три месяца действия закона об ОСАГО 2,35 млн. автолюбителей по всей стране доверили свою защиту именно Росгосстраху. Это почти в 7 раз больше, чем у компании, занимающей второе место на рынке ОСАГО.

Существенную роль сыграла и широкая региональная сеть представительств компании по всей стране — от Калининграда до Камчатки. В системе Росгосстраха сегодня работают 60 тыс. сотрудников, включая более 40 тыс. агентов. Многие из них проходили специальный курс подготовки к введению закона об ОСАГО.

«D»: Первая статистика по соотношению полученных автостраховщиками премий и произведенных по страховым случаям выплат показывает, что ОСАГО отличается сравнительно низкой доходностью. Почему тогда этот вид страхования столь привлекателен для страховщиков, что подтверждает постоянно растущий список компаний, получивших лицензию на ОСАГО (151 организация на 04.11.03 г.)?

И.И.: Да, вы правы. «Автогражданка» только на взгляд непосвященных представляется источником сверхдоходов для страховых компаний. Но закон об ОСАГО может стать двигателем всего страхового рынка страны. Это первый масштабный закон об обязательном страховании в современной России. Именно обязательные виды страхования могут стать толчком к развитию страховой культуры, которая в целом по стране остается низкой, и к просвещению россиян относительно того, как защитить свое благосостояние. Любому гражданину все равно придется в этом разбираться. Если у клиента состоялся хоть один контакт со страховой компанией, ему уже предложат значительно больший ассортимент продуктов. В том числе и те, о которых он даже не знал. Соответственно повышаются возможности по продаже других страховых продуктов.

«D»: Как Вы оцениваете инициативы Госдумы и Совета Федерации по внесению поправок в Закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», касающихся как изменений тарифов, так и переноса на год срока вступления закона в силу?

И.И.: Страховые тарифы должны быть экономически обоснованными. Их произвольное уменьшение может привести к банкротству страховых организаций.

Пока еще недостаточно статистических данных, позволяющих вырабатывать по этому поводу какие-либо серьезные рекомендации, основанные на точных расчетах и анализе. Необходимые сведения реально можно будет получить только через год после вступления закона в силу.

Тот факт, что закон начал работать в год парламентских выборов, конечно, дал возможность определенным политикам и политическим объединениям использовать его в популистских целях, чтобы набрать голоса недовольных избирателей. Депутаты стараются показать себя перед выборами с лучшей стороны, но при этом не хотят разбираться в самой сути закона. А закон об ОСАГО защищает в первую очередь интересы пострадавших и, что самое главное, простых пешеходов. А это наиболее представительная и незащищенная группа российского населения. Нагнетание ажиотажа вокруг уже действующего закона, одобренного той же Госдумой, чревато обострением социально-экономической ситуации, если принимать в расчет то количество автовладельцев, которые приобрели полисы ОСАГО.

«D»: Были ли у Вашей компании крупные выплаты по договорам ОСАГО? Сложен ли сам процесс получения возмещения?

И.И.: За три месяца действия закона об ОСАГО по системе Росгосстраха произошло достаточно много страховых случаев. Иногда в день по несколько десятков. Выплаты по ним, естественно, разные — от тысячи до двухсот и более тысяч рублей.

Например, в Чувашской рес-публике владелице автомашины «Мерседес-Бенц 200» Росгосстрах выплатил максимальную страховую сумму (120 тыс. руб.) за повреждение, нанесенное ее машине молодым неопытным водителем «Жигулей», который заблаговременно застраховал свою ответственность. Во Владивостоке пенсионер, возвращаясь с дачи на «Жигулях» 1981 г. выпуска, груженных мешками с картошкой, на полной скорости въехал в «Аристо Маджесту». Гражданин, который при заключении договора возмущался стоимостью полиса в 1802 руб., избежал финансового краха только благодаря тому, что успел оформить полис автогражданки сразу после вступления закона в силу. Предварительный ущерб, нанесенный владельцу пострадавшей «Маджесты» и пассажирам, составил около 240 тыс. руб. (из них 120 тыс. руб. только за «железо») и уже выплачен Росгосстрахом.

В ДТП часто попадают и пешеходы. Один из клиентов «РГС-Дальний Восток» случайно сбил ночью человека. Последствия наезда оказались тяжелыми, но страховая компания незамедлительно пришла на помощь оказавшемуся в больнице пешеходу и оплатила дорогостоящее лечение.

По закону пострадавший может получить возмещение ущерба в течение 15 дней со дня подачи в страховую компанию всех необходимых документов. Но каждый случай индивидуален.

«D»: По данным Росстрахнадзора, на автострахование приходится чуть ли не 70% всех мошенничеств в сфере страхования. Какие схемы используют злоумышленники в ОСАГО? Сталкивались ли Вы с такими случаями мошенничества на практике? Какие средства для противодействия аферистам есть в Вашем арсенале?

И.И.: Проблема мошенничества стала особенно актуальной после введения обязательного страхования «автогражданки»: чем выше число застрахованных автовладельцев, тем больше и возможностей для мошенничества. Мошенничество — серьезная проблема для страховых компаний во всем мире. По оценкам специалистов, приблизительно 15–20% страховых выплат приходится как раз на случаи мошенничества.

Еще на этапе подготовки к вступлению в силу закона об ОСАГО ведущие страховые компании начали предпринимать серьезные комплексные меры, которые позволят противодействовать мошенникам. Внедряются специальные информационные технологии, службы безопасности страховщиков постоянно обмениваются опытом, плотно работают с государственными правоохранительными органами. Российский союз автостраховщиков совместно с ГИБДД создает единую информационную базу для учета всех случаев мошенничества. Благодаря ей и сотрудники страховых компаний, и работники автоинспекции, МВД, ФСБ будут знать о попытках незаконного получения страхового возмещения в любом уголке России.

У нашей компании есть свои успехи в борьбе с мошенничеством. Не так давно служба безопасности Росгосстраха предотвратила попытку мошенничества с подстроенным угоном BMW X5. В результате операции, четко спланированной службой безопасности компании и сотрудниками милиции, была арестована преступная группа. Еще несколько дел сейчас находятся в работе и будут направлены в суд.

В настоящее время Росгосстрах разворачивает широкую сеть центров урегулирования убытков по всей стране. Четкая фиксация места ДТП, экспертная оценка ущерба, нанесенного автомобилям, сразу же отобьет у любителей легкой наживы желание связываться с серьезными страховыми компаниями.

«D»: Как, по Вашему мнению, введение ОСАГО отразится на развитии добровольного автострахования?

И.И.: Представительства Росгосстраха во всех регионах страны сталкиваются с большим количеством желающих достраховать ответственность до 10 и 50 тыс. долл. В этом мы видим еще один плюс от введения ОСАГО — наши граждане начинают серьезно задумываться о страховой защите. Сначала они узнают, что такое ОСАГО, затем — КАСКО. В результате неизбежно начнет повышаться общий уровень страховой культуры. А это повлечет за собой востребованность и других страховых продуктов.