Директор-Инфо №42'2003
Директор-Инфо №42'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Автомобили века

Олег Татарников

Как известно, «Автомобилем XX века» был признан Ford Model T (производимый в США в 1908–1927 гг.) — далеко не самая лучшая машина того времени, зато первая конвейерной сборки. В пятерку лучших автомобилей прошлого века также вошли Citroёn DS (Франция, 1955–1965 гг.), Mini (Англия, 1959–по н.в.), Porschе 911 (Германия, 1963–по н.в.), Volkswagen Beetle (Германия, 1946–по н.в.).

Лучшие европейские автомобили

Недавно стали известны финалисты европейского конкурса «Автомобиль 2004 года» (European Car of the Year 2004). Так называемый «конкурс по версии автомобильных журналистов». Согласно правилам участвовать в нем могут лишь те автомобили–новинки, которые поступят в продажу минимум в пяти странах Европы до 1 декабря текущего года и ежегодный выпуск которых будет не ниже 5000 шт. Такие условия автоматически вычеркивают из списка претендентов заказные модели и машины ручной сборки. Столь странное требование по срокам выпуска обусловлено тем, что автомобильный год, как известно, начинается немного раньше календарного и все машины, произведенные в конце 2003 г., автоматически будут считаться моделями 2004 г. Соответственно, для производителей очень важно оказаться в финале, а в идеале — стать победителем (это обеспечит новой модели хорошую рекламу). В конкурсе на равных участвуют все автомобили независимо от класса, стоимости и престижности. В этом году, как сообщает официальный сайт конкурса, в борьбу за титул включилось рекордное число машин — 35 моделей.

По традиции на первом этапе голосования каждый член жюри, в которое входят журналисты 58 крупнейших автомобильных изданий из 22 европейских стран, должен выбрать ровно 7 наиболее интересных по его мнению машин. Россию на конкурсе по традиции представляет главный редактор газеты «Авторевю» Михаил Подорожанский (остальные постсоветские государства своих представителей в жюри не имеют).

По результатам голосования первого тура было отобрано 7 финалистов, которые продолжат борьбу за этот престижный титул: BMW 5-Series нового поколения, Fiat Panda, Mazda3, Nissan Micra, Opel Meriva, Toyota Avensis и новый Volkswagen Golf.

Далее журналисты обязаны распределить имеющиеся в распоряжении каждого из них 25 баллов между семеркой финалистов и обосновать свой выбор. При этом ни один автомобиль не может получить больше 10 баллов. Баллы непременно следует присудить четырем финалистам, но каждый член жюри обязан выделить только одного лидера. Победитель выявляется после подсчета суммы всех баллов. То, что имеющиеся у каждого журналиста баллы нужно распределить, как минимум, между четырьмя моделями, а фавориту может достаться максимум 10 баллов, призвано снизить лоббирование отдельными членами жюри интересов «своих» производителей. А определение личного фаворита должно упростить борьбу за первое место между несколькими претендентами, набравшими примерно одинаковое количество баллов. Впрочем, это редкость. Как показывает практика, чаще всего имеется один явный фаворит, а ближайшие конкуренты отстают от него, как минимум, на треть.

Окончательное подведение итогов и объявление победителя запланировано на 18 ноября текущего года.

Напомним, что в прошлом году европейским «Автомобилем года» стал новый Renault Megane (предыдущая модель Megane в 1997 г. тоже завоевала почетный приз), годом ранее титул достался французскому хэтчбеку Peugeot 307, а в 2001 г. в победители вышел Alfa Romeo 147.

Интересно, что рекордсменом среди компаний–победителей является итальянская фирма Fiat. Ее модели становились автомобилями года 7 раз, а один из победителей послужил прототипом нашей «Копейки». Французская фирма Renault побеждала 5 раз, другой французский автомобилестроитель — Peugeot — 3-кратный чемпион.

По количеству наград, завоеванных за 40 лет одним и тем же автомобилестроителем, с европейскими фирмами достойно конкурирует лишь американский Ford. Автомобили этого производителя четырежды покоряли Европу (последний раз в 1999 г. побеждал Ford Focus). Другим гостям европейского континента, японцам, удалось победить лишь однажды (Toyota Yaris — 2000 г.).

То, что в данном конкурсе до финала, как правило, доходят лишь модели европейских компаний (немецких, французских, итальянских и т.д.), неудивительно. Ведь европейцы выбирают автомобили для себя, в соответствии со своими приоритетами, и лишь немногие из «иноземцев» могут в такой же степени соответствовать требованиям этого рынка как «местные» или спроектированные специально для Европы. Однако в последние годы в списках очень часто стали встречаться японские и даже американские марки.

Не таким представительным, но не менее престижным является конкурс «Коммерческий фургон года» (Van of the Year), где из претендентов после серии практических тестов и анализа технических характеристик выбираются самые достойные коммерческие автомобили. Титул «Фургон 2004 года» недавно завоевал новый Volkswagen Transporter T5. Этой модели международное жюри, состоящее из 18 журналистов, представляющих крупнейшие европейские специализированные издания (включая Россию), присудило 115 баллов из 126 возможных, что является лучшим результатом за всю историю конкурса. Жюри единодушно отметило, что Transporter T5 во всех отношениях превзошел даже своего чрезвычайно удачного предшественника T4 — один из самых титулованных фургонов в мире, завоевавший за 13-летнюю историю своего существования более 30 национальных и международных наград. А «Грузовиком 2004 года» стал новый Mercedes-Benz Actros. Новый Actros избавился от всех недостатков предыдущей модели и получил более современное оснащение. Дизайн кабины, удобство для водителя, отличная функциональность устройств, экономичность и безопасность — все эти факторы помогли склонить чашу весов в его сторону.

Лучшие американские автомобили

Американские «Автомобили года» также выбираются журналистами, но в начале следующего года — на автошоу в Детройте. Победителей национального североамериканского конкурса «Автомобиль и внедорожник 2003 года» определяло жюри из 49 журналистов крупнейших в Северной Америке автомобильных изданий. Было представлено 12 легковых машин и 13 внедорожников. Следует отметить, что американцы оказались меньшими «патриотами». В классе легковых машин звание «Автомобиль 2003 года» завоевал новый Mini Cooper/Cooper S, набравший 253 балла. Второе место с результатом в 210 очков заняла новинка Infiniti G35, а третье досталось спорткупе Nissan 350Z, получившему 190 баллов. Победа Mini отражает необычайно высокую популярность этого автомобиля как в США, так и в других странах мира.

В классе внедорожников титул «Внедорожник 2003 года» достался не американскому автомобилю, а первому внедорожнику Volvo — Volvo XC90, который набрал в конкурсе 180 баллов. Только второе место с результатом в 167 очков досталось американскому Hummer H2, а третье поделили еще два «чужака» — новинки американского рынка Honda Element и Nissan Murano с результатом в 156 очков.

Нельзя не отметить тот факт, что среди шести финалистов конкурса «Автомобиль и внедорожник 2003 года» три автомобиля были разработаны японской компанией Nissan. Напомним, что Infiniti — это американское подразделение фирмы Nissan, занимающееся продажей роскошных автомобилей, созданных специально для рынка Северной Америки.

Лучшие японские автомобили

Конкурс «Автомобиль года» проводит и японская «Конференция автомобильных обозревателей и журналистов» (RJC). RJC — некоммерческая организация, основанная в 1991 г. В нее входят автомобильные журналисты, ведущие академики, юристы и другие влиятельные лица. Конференция присуждает четыре премии: «Автомобиль года» (RJC Car of the Year), «Импортный автомобиль года» (RJC Import Car of the Year), «Технология года» (RJC Technology of the Year) и «Персона года» (RJC Person of the Year). Лауреаты каждой премии ежегодно определяются путем голосования участников RJC.

Чтобы побороться за престижное в Стране восходящего солнца звание «Автомобиль года», модель должна быть произведена в Японии тиражом более 5 тыс. единиц в год и запущена в производство в период с 1 ноября до 31 октября следующего года. В 2002 г. жюри из 72 участников RJC пришлось выбирать из 33 моделей. Победителем стал среднеразмерный седан Mazda Atenza (известный в Европе как Mazda6). Модель Atenza (Mazda6) была избрана «Автомобилем 2003 года» 19 ноября 2002 г.

Новейшая Mazda Atenza (Mazda6) была награждена за удачное сочетание управляемости и комфорта, вместимости и пропорционального дизайна. Производство Mazda Atenza в Северной Америке началось в первых числах октября 2002 г.

По результатам японского национального конкурса «Автомобиль 2002 года» первое место досталось новому поколению модели Honda Accord. Это уже третья победа модели Accord на японском рынке и третья подряд марки Honda. Возможно, кто-то из потенциальных покупателей нового авто учтет данный факт и остановит свой выбор именно на Honda Accord или Mazda6.

Впервые объявлен «Автомобиль года» в Китае

В настоящее время в Китае производится чуть более миллиона легковых автомобилей. На душу населения их приходится меньше, чем в России (одна машина на примерно на 200 китайцев против одной на 15 россиян). Но 2002 г. стал для Китая «годом начала продажи семейных автомобилей». Продажи растут примерно на 50% в год, около 70% покупателей — частные лица.

А 10 декабря 2002 г. «Иллюстрированный журнал о китайских автомобилях» впервые сообщил, что легковые машины «Чжунхуа», выпускаемые компанией по производству пассажирских автобусов «Хуачэнь Цзиньбэй», удостоились звания «Автомобиль 2003 года». «Автомобиль года» отечественного производства в Китае был объявлен впервые после 50 лет развития автомобильной промышленности страны. По мнению специалистов, «Чжунхуа» — это действительно первая модификация собственно китайской машины, соответствующая самым высоким требованиям современной автопромышленности.

На звание «Автомобиля 2003 года» претендовали машины новейших модификаций, данные о которых были опубликованы в период с 1 января по 31 декабря 2002 г. Ожидалось, что в течение года будет продано не менее 3000 единиц названных моделей.

Возможно, китайский пример и для нас окажется заразительным. А значит, придет время, когда «Автомобилем года» российская пресса признает отечественную машину. Пока же проводимые по инициативе газеты «Авторевю» и других российских изданий конкурсы не допускают такой возможности.