Директор-Инфо №42'2003
Директор-Инфо №42'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Киберкассир для электронного магазина

Александр Трунилин

Каким образом компания может использовать Интернет-магазин не только в качестве дополнительного канала продаж, но и как самостоятельный бизнес, способный приносить солидные дивиденды? Какую помощь окажет при этом банк?

Электронный магазин сегодня

Самый простой способ использования Интернета для ведения бизнеса — обеспечение потенциальных клиентов информацией о продукции и услугах компании. Следующий шаг — создание более сложных систем, таких как Интернет-магазин. Простейший электронный магазин позволяет разместить в Интернете каталог товаров. Более сложные системы осуществляют полный цикл продажи и обслуживания клиентов.

Полноценный электронный магазин позволяет компании решить следующие задачи:

  • создание собственного «предприятия» в Интернете и управление им со своего компьютера, имеющего выход в Интернет;
  • организация приема заказов и платежей по пластиковым картам платежных систем Visa и MasterCard в режиме on-line на своем сайте;
  • минимизация расходов на рекламу собственной продукции (доступ к номенклатуре товаров и услуг, к ценам на продукцию осуществляется по результатам поиска ключевых слов в поисковых системах, а также за счет организации ссылок на сайт предприятия с популярных сайтов);
  • снижение эксплуатационных затрат предприятия, связанных с хранением продукции на складах, поскольку на основе сделанных и проплаченных заказов можно осуществлять поставку товара непосредственно покупателям.

Электронные магазины чаще всего используются на сегменте B2C (business to consumer), где покупателями услуг или товаров являются физические лица. Практика показывает, что основной оборот по пластиковым картам международных платежных систем имеют электронные магазины, принимающие оплату за виртуальные услуги (программное обеспечение, музыка в формате MP3, Интернет-реклама, игры для сотовых телефонов, членство в различных клубах) или недорогие товары массового спроса (книги, CD и DVD диски), а также магазины, ориентированные на продажу товаров иностранцам. Данный сектор покупок в электронных магазинах динамично растет и будет продолжать расти в течение ближайших 5 лет на 100–200% ежегодно.

«Как заплатить?» Вот в чем вопрос…

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются владельцы электронных магазинов, — недоверие покупателей к электронному бизнесу, связанное с проблемами своевременной доставки продукции, поставками товаров несоответствующего качества, мошенническими платежами по ворованным картам.

Чтобы снизить риск приема платежей по ворованным картам Visa и защитить конфиденциальную информацию покупателей, российские банки начинают использовать протокол Visa 3-D Secure. ИМПЭКСБАНК с ноября вводит данную услугу.

Другое решение — технология платежей по смарт-картам (микропроцессорные карты). Эта технология наиболее перспективна, особенно на сегменте B2B (где осуществляются платежи между юридическими лицами). Ведь микропроцессорные карты обеспечивают высокий уровень безопасности, защищены от подделок и хищений. Кроме того, они способны вырабатывать сеансовые ключи шифрования. С их помощью в системе, начиная с клиентского места, защищена вся передаваемая и обрабатываемая конфиденциальная информация (банковские реквизиты, параметры карты, величина платежей, фамилия клиента, его персональный идентификационный номер).

СОРЭК, система онлайновых расчетов электронной коммерции ИМПЭКСБАНКа — одна из российских B2B платежных систем. В рамках СОРЭК расчеты осуществляются как по смарт-картам ИМПЭКСБАНКа на сегменте корпоративных клиентов, так и по пластиковым картам международных платежных систем Visa и MasterСard на сегменте частных клиентов. Первая закрытая корпоративная В2В-площадка по торговле маслом с оплатой по смарт-картам ИМПЭКСБАНКа была открыта в мае 2002 г. В настоящее время функционирует пять Интернет-площадок, на которых принимаются платежи в пользу туроператоров. В октябре 2003 г. была запущена площадка, на которой принимаются платежи за компьютерное оборудование. Ежемесячный оборот СОРЭК только за октябрь 2003 г. составил более 28 млн. руб.

Операции со смарт-картой производятся с помощью смарт-ридера, который легко подключается к любому компьютеру. Пользователю предоставляется возможность осуществлять финансовые операции отовсюду, где можно подключиться к сети Интернет: из дома, из своего офиса или из офиса партнера (что особенно удобно с помощью ноутбука). Причем подключение осуществляется также через мобильный телефон, у которого имеется соответствующая услуга по протоколу GPRS. Платежи в системе выполняются в режиме on-line. При этом происходит гарантированное зачисление денежных средств на счет продавца в оговоренные сроки (к примеру, день в день, через 3 ч и т.п.).

Секреты создания электронного магазина

Итак, компании прежде всего необходимо зарегистрировать Web-сайт и купить лицензию на использование программного обеспечения у одного из разработчиков электронных магазинов. Необходимое для приема платежей по пластиковым картам международных платежных систем Visa и MasterСard программное обеспечение можно получить у российских банков, осуществляющих Интернет-эквайринг с использованием протокола 3-D Secure, или у Интернет-шлюзов «Ассист» и «Киберплат.КОМ». Стоимость программного обеспечения простейшего электронного магазина для приема платежей по пластиковым картам Visa и MasterCard сейчас составляет около 100 долл.

Поскольку большую часть покупателей в отечественных электронных магазинах пока что составляют иностранцы, то наиболее востребованный платежный механизм сейчас — это прием платежей по картам международных платежных систем Visa и Master-Card. Для обслуживания российских частных клиентов электронные магазины используют такие инструменты электронного бизнеса, как Интернет-банкинг или электронный офис. Расчеты с корпоративными покупателями чаще всего проводятся с помощью смарт-карт.

Для приема платежей по картам международных платежных систем Visa и MasterCard компания должна подписать эквайринговый договор с российским банком, имеющим лицензию платежных систем на Интернет-эквайринг. Следует учесть, что в настоящее время лицензию на Интернет-эквайринг по картам платежной системы Visa имеют только те российские банки, которые сертифицированы системой Visa на прием платежей с использованием протокола 3-D Secure.

При подписании эквайрингового договора руководителю компании стоит обратить внимание на следующие нюансы:

  • есть ли обязательное требование открыть счет в банке–эквайрере, существует ли возможность принимать платежи на расчетный счет компании, открытый в другом банке;
  • каков размер эквайринговой комиссии. В сегодняшней практике это 3–7% ежемесячного оборота;
  • каков размер страхового депозита, который предприятие должно поддерживать в банке–эквайрере;
  • размер комиссии банка за проведение транзации, операции возврата и операции Charge-back;
  • срок зачисления средств (обычно на 3-й день после совершения операции).

С процедурой заключения договора можно ознакомиться, например, на сайте ИМПЭКС-БАНКа (www.impexbank.ru) в разделе «Электронная коммерция». Реализация платежного механизма обеспечивается так называемой «платежной кнопкой» банка. Это специальный HTML-код, встраиваемый в информационную систему электронного магазина.

Аналогично происходит и организация расчетов на Интернет-площадках для приема платежей по смарт-картам на сегменте B2B. Приобретая смарт-карту, клиент получает компактный смарт-ридер и диск с программным обеспечением, которое легко устанавливается на персональный компьютер. Смарт-карты дают возможность разграничивать доступ клиентов к отдельным частям электронного магазина. Компания–продавец получает полную информацию о проведенных платежах в режиме on-line и стопроцентную гарантию оплаты своих товаров. При «стыковке» с бухгалтерией и складом владелец электронного магазина получает комплексную автоматизированную систему учета и расчетов, работающую в реальном времени.

Если компания заинтересована в развитии электронной коммерции, но не видит пока необходимости в создании собственного электронного магазина, то прием платежей может быть реализован посредством системы «Платежный портал ИМПЭКСБАНКа».

Заключив с банком соответствующий договор, компания сможет предложить своим клиентам оплачивать счета через Платежный портал. Такая схема удобна в первую очередь для компаний, имеющих постоянных оптовых покупателей. При этом компания–продавец регистрируется в системе, в которую вносятся необходимые банковские реквизиты предприятия. На них будут зачисляться средства по платежам, осуществленным в пользу данной компании.