Директор-Инфо №42'2003
Директор-Инфо №42'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Финансирование проекта

Дмитрий Юровицкий

Размещение акций помогает получить средства, но привлекает сторонних акционеров. А это не всегда выгодно для владельцев компаний, поскольку появляется вероятность потерять контроль над бизнесом. Что же касается остальных способов финансирования, то тут на помощь фирме приходит банк. Как правильно выстроить с ним взаимоотношения?

Вариант 1. Долгосрочный кредит

Самый простой способ финансирования — банковский кредит. В этом случае говорят о проектном финансировании, т.е. источником погашения кредита служат средства, полученные в результате реализации инвестиционного проекта. А значит, основным обеспечением кредита служит сам проект. Как облегчить процесс получения такого кредита?

В современных российских условиях банки предпочитают выдавать «длинные» деньги, руководствуясь принципом «полного регресса на заемщика». Иными словами, банк не принимает на себя никаких обязательств, связанных с проектом, ограничивая свое участие предоставлением средств под гарантии его организаторов или третьих сторон. К потенциальному заемщику чаще всего предъявляются следующие требования:

  • реализация проекта в отраслях, определенных банком в качестве приоритетных;
  • наличие филиала банка в регионе, где реализуется проект;
  • доля банковского кредита не должна превышать 50% от общей стоимости капитальных вложений по проекту;
  • вложение заемщиком не менее 30% собственных средств;
  • оформление клиентом всей необходимой документации (проектно-сметной, разрешительной и лицензионной, договоров на поставку требуемого оборудования и т.п.) на момент подачи документов в банк;
  • наличие у учредителей проекта опыта успешной работы в данном направлении.

Учитывая перечисленные требования, каждый банк формирует собственную систему отбора проектных предложений. В процедуру отбора проекта для долгосрочного кредитования обычно включаются:

  • оценка общих сведений о клиенте: отраслевая принадлежность, тип и уровень проработанности инвестиционного проекта, размеры требуемого финансирования, наличие гарантий и т.д. С представителем заемщика обязательно проводится первичное интервью;
  • оценка инвестиционного проекта: анализ технико-экономического обоснования, а также бизнес-плана и другой проектной документации на основе самостоятельных расчетов параметров проекта, характеризующих его коммерческую жизнеспособность. Представитель банка посещает компанию потенциального заемщика.

Банк выбирает схемы и условия финансирования, оценивает эффективность инвестиционного проекта и управления его реализацией. Допустим, банк принял положительное решение по кредитной заявке, договор подписан, осталось только взять деньги. Вряд ли кому-то будет выгодно получить весь кредит сразу. Поэтому в большинстве случаев проектное финансирование проводится банком в форме кредитной линии.

Если компания выбирает кредитную линию с лимитом выдач, то в договоре банк обязательно установит предельный размер денежных средств, предоставляемых ей на период проектного финансирования. Таким образом, заемщик имеет право на получение ссуды в течение срока действия кредитной линии в пределах установленного лимита выдач, пока ему не будет выплачена вся сумма. Подобное поэтапное кредитование очень удобно при реализации крупных инвестиционных проектов в строительстве, поскольку график выдачи денежных средств компания может привязать к этапам реализации проекта.

Условия открытия кредитной линии и выдачи в ее рамках ссуд, как правило, оговариваются в договоре. Впрочем, некоторые банки предпочитают сначала заключать соглашение об открытии кредитной линии, а затем уже при каждой последующей денежной выплате подписывать новый кредитный договор. Оформление отдельных кредитных договоров выгодно, когда у заемщика не хватает обеспечения сразу на всю сумму лимита. Но если это не так, то для оптимизации документооборота лучше заключить одно соглашение. В кредитном договоре совсем необязательно оговаривать жесткий план выдачи денежных средств: достаточно предусмотреть примерный график с указанием только месяцев или кварталов, без привязок к конкретным датам. Самым выгодным для клиента является условие, при котором очередной транш он может взять, предупредив банк, например за 2–3 дня до момента получения. Разумеется, эта льгота вряд ли будет включена в договор об открытии кредитной линии с очень большим лимитом и на достаточно длительный срок.

«Болевая точка» для клиента при кредитовании с лимитом выдач — право банка прекратить выплаты и досрочно закрыть кредитную линию. Причинами могут стать просрочки по уплате процентов за пользование кредитом; нецелевое использование кредита; ухудшение состояния обеспечения; ухудшение финансового состояния; снижение поступлений на счета в банке; нарушение сроков представления отчетности, другой информации и документов, время подачи которых установлено договором, а также иных дополнительно включенных в договор условий (например, страхование залога в установленные сроки и т.п.).

Если компания решает финансировать инвестиционный проект с помощью кредитных линий с лимитом задолженности, то наиболее выгодной для нее будет револьверная, или возобновляемая, кредитная линия. При револьверном кредитовании в договоре устанавливается предельный размер задолженности заемщика по кредиту. При погашении части долга он может взять кредит в пределах недоиспользованного лимита. Размер денежных средств, полученных в рамках действия такой кредитной линии, как правило, не ограничивается. Впрочем, банк имеет право дополнительно оговорить в договоре лимит выдач. Схемы с револьверным кредитованием предпочтительны для финансирования инвестиционных проектов, в которых отдачу от вложений планируется получать уже в ходе реализации проекта.

Если компания планирует покупать импортное оборудование, то ей целесообразно обратиться в тот банк, который имеет возможность работать по схеме связанного кредитования: западный банк открывает российскому банку кредитную линию под строго целевую программу, и этими средствами финансируется проект. Такой способ, безусловно, выгоден клиенту, поскольку происходит удешевление средств, а единственный риск, который при этом возникает, — валютный (резкое изменение валютных курсов). Схема погашения долга может предусматривать:

  • выплату равными долями основного долга с процентами на остаток непогашенной задолженности;
  • единовременную выплату основной суммы долга;
  • уплату задолженности в виде фиксированного процента за определенные промежутки времени;
  • платежи в виде заданного процента от чистой проектной выручки за определенный срок;
  • выплату заемщиком только ссудного процента с переведением основной суммы долга в акции по окончании кредитного соглашения.

В двух последних вариантах используются такие методы финансирования, которые предполагают участие банка в прибылях.

Вариант 2. Организация синдицированного кредитования

Крупные инвестиционные проекты требуют значительных объемов финансирования, предоставить которое одному банку иногда бывает не под силу. Тогда компания может прибегнуть к синдицированному кредитованию. В этом случае финансирование предоставляется сразу несколькими банками. Хотя сделка оформляется единым кредитным договором, каждый кредитор выступает от собственного имени. Все контакты с заемщиком идут через банк–организатор сделки.

Синдицированное кредитование, в отличие от обычного, обеспечивает компании некоторую публичность. Принимая решение привлечь ресурсы таким способом, руководитель должен очень ответственно подойти к вопросу выполнения своих обязательств перед синдикатом. В противном случае фирму ожидают намного более печальные последствия, чем по обычному двустороннему кредиту. Ведь существование синдиката кредиторов означает большие возможности по судебному взысканию долга. Кроме того, информация о синдицированном кредитовании компании сразу же становится достоянием СМИ, которые затем отслеживают весь ход сделки. Если же заемщик по тем или иным причинам не выполнит какое-либо обязательство в рамках договора, это будет сопровождаться соответствующим негативным новостным фоном. Дефолт по синдицированному кредиту закроет для компании доступ к заемным средствам на весьма продолжительное время. А вот успешное и тщательное выполнение условий кредитного договора значительно повысит шансы фирмы и в дальнейшем привлекать финансирование с помощью любого инструмента, будь то выпуск облигаций или обычное кредитование.

Сейчас синдицированный кредит может заинтересовать достаточно широкий круг российских компаний. Нельзя сказать, что синдикаты, организуемые российскими банками, предпочитают какие-то определенные отрасли. Все зависит от конкретного проекта, под который компания хочет получить деньги. Примерный «портрет» заемщика выглядит следующим образом: минимальный размер годовой выручки — от 500 млн. руб.; минимальный размер активов — 500–700 млн. руб.; чистая прибыль — любое положительное значение; наличие валютной выручки не обязательно; предельный размер долга (включая синдицированный кредит) — не более 25% годовой выручки.

Минимальный размер синдицированного кредита (исходя из экономической эффективности его проведения) составляет от 10 млн. долл. (либо рублевый эквивалент).

Особенности получения

Прежде всего банк–организатор оценивает рыночную привлекательность заемщика и всей операции в целом на основании общедоступной информации о фирме и состоянии кредитного рынка. При этом от компании–заемщика требуется очень ограниченный перечень финансовой отчетности — бухгалтерский баланс с постатейными расшифровками. По результатам анализа банк решает, целесообразно ли предложить клиенту синдицированный кредит. Кроме того, банк разрабатывает его примерную структуру и условия предоставления. Компании направляют официальное предложение. Если фирма согласна с условиями банка–организатора, то подписывается договор о предоставлении последнему полномочий по созданию синдиката. Неотъемлемая часть договора — определение основных условий будущего кредита (сумма, срок, процентная ставка или кредитная маржа, источник погашения, график погашения процентов и основной суммы, условия досрочного истребования, отлагательные условия и т.д.). Благодаря этому заемщик сможет планировать свои финансовые потоки.

После заключения договора банк–организатор определяет круг потенциальных кредиторов, готовит и распространяет информационный меморандум о заемщике, согласовывает с участниками сделки документацию. Количество потенциальных кредиторов определяется размерами сделки. Однако при выборе учитываются и кредитная политика, и финансовые возможности предполагаемых банков–участников, и опыт взаимодействия по другим операциям, а также пожелания заемщика (который может не согласиться с какой-либо кандидатурой).

Организатор сделки участвует в ней на сумму не менее 15% от общего объема кредита. Так он показывает свою готовность принимать риски заемщика наравне с другими кредиторами. В документацию, подготавливаемую банком–организатором, обязательно входят информационно-аналитический меморандум о заемщике и кредитная документация, включающая в себя как кредитный договор, так и договор о предоставлении обеспечения по кредиту.

Информационный меморандум составляется на основе финансово-экономической информации о заемщике. В него входят анализ финансовой устойчивости предприятия, экономический анализ отрасли, конкурентный анализ и т.д. Содержание утверждается заемщиком. Уровень раскрытия сведений не регламентирован, однако должен удовлетворять запросам кредиторов. В отличие от проспекта эмиссии облигаций информационный меморандум не является общедоступным, а предоставляется на условиях конфиденциальности. По итогам изучения данного документа потенциальные кредиторы принимают решение об участии (или неучастии) в синдикате и о своей доле в нем. Впрочем, положительное решение не является окончательным и подтверждается последующим акцептом документации по кредиту.

Параллельно с информационным меморандумом готовятся кредитный договор, проекты залоговых соглашений и другие обеспечительные документы. Содержание данных бумаг базируется на основных условиях и положениях кредита, согласованных заемщиком и организатором.

Подходы к подготовке кредитной документации различны. В западной практике непременное условие заключения сделки — подтверждение документации авторитетной юридической компанией. У нас же такое заключение необязательно, однако в любом случае это дополнительное комфортное условие для кредиторов. Юридическое заключение необходимо, если в сделке участвуют банки–нерезиденты.

В качестве обеспечения при синдицированном кредитовании могут выступать любые активы, используемые для этих целей при стандартном двустороннем кредитовании: акции, недвижимость, оборудование, сырье и готовая продукция, поручительства третьих лиц.

Структура обеспечения складывается на стадии подготовки сделки при непосредственном участии банка–организатора. Это позволяет заранее исключить проблемы разработки документации. Обороты от основной деятельности компании в банке–агенте играют роль дополнительного фактора стабильности для инвесторов, т.к. агент заключает с заемщиком соглашение о безакцептном списании средств в погашение кредита.

Подготовленные проекты документов направляются инвесторам, подтвердившим свое намерение участвовать в кредите. Инвесторы обсуждают с его организатором свои предложения и замечания, согласованный документ вновь направляется заемщику, а затем проходит финальный круг согласований.

Общий срок организации кредита составляет около трех месяцев. Максимальное время, как правило, занимает согласование кредитной и обеспечительной документации с участниками кредита. Это связано с отсутствием устоявшихся требований к соответствующей документации у различных российских банков.

Издержки заемщика при синдицированном кредитовании включают комиссию банка–организатора (0,9–1%), юридические издержки (10–15 тыс. долл.), расходы на подготовку презентационных материалов (около 5 тыс. долл.).

Детали механизма кредитования

Для заемщика синдицированное кредитование выглядит примерно так же, как и обычное двустороннее: непосредственное общение идет только с банком–организатором синдиката. Впрочем, после подписания участниками полного пакета документов заемщик открывает ссудные счета во всех банках–кредиторах. С каждого ссудного счета деньги перечисляются на счет заемщика в том объеме, в котором данный банк участвует в синдицированном кредитовании. Все деньги проходят через единый счет, обозначенный в кредитном договоре и контролируемый банком–организатором. Иногда единый счет может быть открыт в независимом солидном банке, который не является участником синдиката.

Если погашение синдицированного кредита проходит поэтапно, банк–организатор следит за тем, чтобы задолженность перед отдельными участниками синдиката гасилась пропорционально их участию. Даже если заемщик вернет весь долг одному из участников синдиката, то, согласно кредитному договору, у остальных банков появятся требования к последнему. В этом случае погашение задолженности признают недействительным или деньги будут получены с банка пропорционально доле участия в кредите остальных членов синдиката. На стоимость кредита оказывают влияние инвестиционная привлекательность заемщика, срок кредита и качество обеспечения. Ставки отражают текущий уровень рынка.

Вариант 3. Эмиссия облигаций

Наиболее солидный, хотя и самый хлопотный способ финансирования долгосрочного инвестиционного проекта — выпуск рублевых облигаций. И здесь банк может стать для компании надежным проводником и помощником.

Механизмы и условия заимствования на финансовых рынках чувствительны к любым параметрам выпуска.

У банков как у наиболее активных участников рынка ссудных капиталов широкие возможности в области консультирования компаний по вопросам определения условий выпуска и обращения облигаций (объем, доходность, круг инвесторов, момент выхода на рынок, регистрация выпуска и организация биржевой торговли). Кроме того, ресурсы банков позволяют им выступать в качестве андеррайтеров (андеррайтер — лицо, принимающее на себя обязанности по размещению, реализации ценных бумаг на рынке) и платежных агентов займа, снижая тем самым издержки эмитента на организацию выпуска.

В качестве финансового консультанта или организатора выпуска (лид-менеджера) банк разработает структуру выпуска, поможет с подготовкой и регистрацией документов, сопровождающих эмиссию, организует проведение маркетинга среди участников рынка и потенциальных инвесторов, а также листинг на торговых площадках и информационное сопровождение выпуска. На стадии размещения банк–организатор зачастую выполняет функцию андеррайтера и маркет-мейкера, т.е. непосредственно размещает выпуск облигаций среди инвесторов и поддерживает ликвидность торгов. Операции по выплате купонного дохода держателям облигаций и по погашению последних также осуществляет банк–платежный агент.

Крупные банки практикуют совмещение функций финансового консультанта, организатора, андеррайтера, маркет-мейкера и платежного агента. В этом есть свои преимущества: эмитенту гораздо комфортнее построить отношения с одним банком, нежели с несколькими, кроме того, появляется возможность существенно снизить расходы. При необходимости в процессе подготовки к размещению организатор выпуска может создать синдикат андеррайтеров, количество участников которого будет зависеть от объема выпуска.

Итак, при размещении облигационного займа банк–финансовый консультант проходит несколько этапов. На начальном он помогает компании определить основные параметры займа и его структуру исходя из потребностей предприятия и реальной способности рынка их удовлетворить. Затем начинается подготовка и регистрация проспекта эмиссии.

Безусловно, очень важна информационная поддержка займа. Как правило, ею занимаются и эмитент, и организатор выпуска. На потенциальных инвесторов положительно влияет упоминание среди организаторов займа кредитных учреждений, имеющих серьезную деловую репутацию.

Следующий этап — маркетинговое исследование, поиск потенциальных инвесторов и, если необходимо, формирование синдиката андеррайтеров. Эта задача под силу лишь крупным банкам и финансовым компаниям, т.к. у них не только организованы соответствующие подразделения sales (специалисты по продажам), но и имеется выход на большое число участников финансового рынка.

Когда все вышеперечисленные этапы пройдены, начинается размещение облигаций. В большинстве случаев андеррайтер предлагает эмитенту те или иные гарантии. Например, дает обязательство выкупить какую-либо часть или весь выпуск ценных бумаг. Как правило, размещение проводится в виде открытой подписки либо аукциона. И у того, и у другого способа есть свои преимущества. Выбор остается за эмитентом и организаторами.

«Цена размещения», т.е. стоимость привлечения средств с помощью облигационного займа, чаще всего определяется двумя способами:

  • компания и банк–организатор оговаривают максимальную процентную ставку заимствований заранее, на этапе определения основных параметров займа;
  • стоимость заимствований определяется только по результатам аукциона по размещению бумаг. Банк–организатор действует исходя из принципа best efforts.

Разместив выпуск облигаций и получив необходимые средства, компании заключают соглашения с маркет-мейкерами, обеспечивающими ликвидность рынка. Маркет-мейкеры обязаны поддерживать двусторонние котировки на покупку-продажу ценных бумаг и осуществлять операции с ними. Маркет-мейкеры следят и за тем, чтобы разница котировок на покупку и продажу не превышала определенной величины — допустимого спрэда, размер которого должен быть согласован с эмитентом.

Деятельность маркет-мейкера требует соответствующего финансирования. Эмитент обязан сформировать фонд поддержания ликвидности, средства которого поступают в распоряжение маркет-мейкеров. Его величина должна составлять порядка 3–4% от общего объема выпущенных облигаций с постепенным снижением до 1–2%.