Директор-Инфо №41'2003
Директор-Инфо №41'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Упрощенная система налогообложения

Марина Ракова

Упрощенная система налогообложения позволяет снизить налоговое бремя для категорий налогоплательщиков, отвечающих определенным требованиям. Применять данный налоговый режим могут организации и индивидуальные предприниматели, имеющие:

  • доход от реализации товаров, работ, услуг по итогам налогового периода не свыше 15 млн. руб.;
  • штатную среднесписочную численность работников не более 100 человек.

Из этого списка исключаются организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности, превышает 100 млн. руб., и компании, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Кроме того, не вправе применять упрощенную систему налогообложения фирмы, имеющие филиалы и представительства; банки и страховые компании; негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных; организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

Главное преимущество «упрощенки» заключается в том, что основные налоги, подлежащие уплате в бюджет, а именно налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на имущество организаций и единый социальный налог, заменяются уплатой единого налога.

Однако следует учитывать, что вследствие освобождения налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему, от уплаты ЕСН Фонд социального страхования часто отказывается от полной оплаты больничных листов работников таких налогоплательщиков, за исключением части суммы пособия по временной нетрудоспособности, не превышающей минимальный размер оплаты труда за полный календарный месяц.

Налоговым периодом по единому налогу признается календарный год; отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев.

Объектом налогообложения являются доходы или доходы за вычетом расходов (далее — прибыль). Налоговые ставки — соответственно 6 и 15%. Такие ставки, безусловно, выгодно отличают рассматриваемый льготный режим от общего режима налогообложения.

Пример Организация, осуществляющая торговлю товарами народного потребления, по итогам 9 месяцев 2003 г. получила доход от реализации в размере 10 млн. руб. Ее расходы составили 3 млн. руб. Количество сотрудников, состоящих в штате, — 48 человек.
Исходя из имеющихся показателей организация вправе применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2004 г.1.

Какая база для расчета единого налога более выгодна в данном случае?

При применении в качестве налого-облагаемой базы полученных доходов общая сумма единого налога по итогам 9 месяцев составит:

10 млн. руб. х 0,06 = 0,6 млн. руб.

При применении в качестве налого-облагаемой базы прибыли общая сумма единого налога по итогам 9 месяцев составит:

(10 млн. руб. – 3 млн. руб.) х 0,15 = 1,05 млн. руб.

Таким образом, в данной ситуации целесообразно принять в качестве налогооблагаемой базы полученные налогоплательщиком доходы.

В упрощенной системе налогообложения действует принцип признания доходов «по оплате». Расходы в свою очередь также признаются после их фактической оплаты.

Причем для целей исчисления единого налога состав расходов по сравнению, например, с налогом на прибыль позволяет в большей степени снизить налогооблагаемую базу. Так, в состав расходов для исчисления единого налога включаются расходы на приобретение основных средств в момент их оплаты. В то время как при исчислении налога на прибыль в расходы включается только величина амортизации основных средств.

Для осуществления перехода на упрощенную систему налогообложения налогоплательщики подают в соответствующие органы заявление установленной формы в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с которого планируется осуществить переход. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые будет применена упрощенная система налогообложения. В случае же изменения ранее избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на «упрощенку» налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря.

Таким образом, организациям либо индивидуальным предпринимателям, планирующим перейти на упрощенную систему в следующем году, заявление в налоговые органы необходимо подавать уже сейчас.

На сегодняшний день применение упрощенной системы наиболее выгодно индивидуальным предпринимателям, мелким туристическим фирмам и организациям, осуществляющим розничную торговлю. Это связано с тем, что такие организации ориентированы на конечного потребителя, и применение упрощенной системы позволяет им получить освобождение от налога с продаж. В свою очередь юридическим лицам невыгодно работать с фирмами, использующими упрощенную систему, т.к. последние не являются плательщиками НДС, т.е. их контрагенты утрачивают право на предъявление НДС к вычету.

Сегодня ведутся активные дискуссии о необходимости пересмотра в сторону повышения планки дохода от реализации в 15 млн. руб. Это позволило бы увеличить число компаний, имеющих возможность претендовать на переход к «упрощенке». Сначала было предложено повысить данный порог до 30 млн. руб., а недавно глава МАП России Илья Южанов внес предложение увеличить этот порог до 100 млн. руб. Однако ведомства, отвечающие за наполнение доходной части бюджета, — МНС и Минфин — пока высказываются против данной меры, мотивируя это тем, что дальнейшая либерализация налоговой системы для малых предприятий обойдется государству в миллиарды рублей.

 


1 В соответствии с НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе, доход от реализации товаров и услуг не превысил 11 млн. руб. (без учета НДС и налога с продаж). Возврат