Директор-Инфо №40'2003
Директор-Инфо №40'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Ford Motor: экспансия на российский рынок

Олег Татарников

По итогам продаж новых иномарок в России сменился лидер — Daewoo Nexia, занимавшая первую позицию с середины 90-х, уступила первенство автомобилю Ford Focus, который собирается во Всеволожске под Санкт-Петербургом. За 9 месяцев 2003 г. Ford Motor Company реализовала в России 9412 автомобилей Ford Focus. В будущем эта компания, скорее всего, закрепит свое лидерство. Ведь позиция, которую избрал Ford, продавая свои автомобили с целым комплексом услуг — сервис, кредитование, лизинг, — в глазах покупателей значительно привлекательнее, чем просто низкая цена Daewoo.

«Dиректор-инфо»: В прессе неоднократно встречались упоминания о грандиозных планах экспансии компании Ford на российский рынок. По сообщениям информационных агентств, к 2010 г. Ford должен занять 10% в общем объеме продаж автомобилей в России. Причем по оценке самой компании, к 2010 г. в России будет реализовано около 1,5 млн. машин. Следовательно, Ford должен продавать около 150 тыс. На чем основаны такие оптимистические прогнозы? Как в общем по рынку, так и по доле Ford?

Хенрик Нензен: Да, мы предполагаем, что к 2010 г. в России будет продаваться 1,5 млн. автомобилей. Даже не 1,5, а 1,6 млн. Большинство из них будет российского производства. Доля машин иностранного производства, скорее всего, достигнет 502 тыс. единиц, т.е. 1/3. Что касается компании Ford, у нас в самом деле есть потенциал, позволяющий через 10–20 лет завоевать около 10% рынка. Я не уверен, что удастся достичь уровня выпуска в 150 тыс. автомобилей именно к 2010 г. Это, скорее, наше стратегическое видение развития российского рынка, позиционирование на нем компании Ford и цели, которые мы перед собой ставим. Но в этом году мы уже утроили объем продаж, и нашим клиентам поступит около 20 тыс. автомобилей, а через три года мы можем достигнуть уровня продаж в 60 тыс. машин. Если же в самом деле запросы рынка выйдут на уровень в 150 тыс. автомобилей Ford и мы будем уверены, что сможем продать такое количество, то и выпуск машин будет увеличен в соответствии с запросами рынка.

«D»: В связи с тем, что выпуск автомобилей российской сборки резко увеличился, покупателей прежде всего интересует качество этих машин. Не секрет, что основные претензии как к отечественным, так и ко многим импортным автомобилям российской сборки предъявляются именно по поводу качества. Что делается в компании Ford для контроля качества российской сборки?

Х.Н.: Качество автомобилей в первую очередь определяется самими производственными процессами, которые на нашем заводе под Санкт-Петербургом ничем не отличаются от используемых на заводах Ford в любой точке земного шара. Другая составляющая — это, конечно же, люди. И мы инвестируем значительные средства в обучение персонала. Именно комбинация этих двух факторов дает нам качество сборки, которое не только не уступает немецкому «Фокусу», но в чем-то даже превосходит его. Важным фактором здесь является оборудование, которое используется на заводе под Санкт-Петербургом. Оно совершенно новое — последнее слово техники в автопромышленности.

Так, например, наш покрасочный цех на этом заводе — один из самых современных в мире.

В связи с этим необходимо упомянуть о наших поставщиках. Такие ключевые узлы и агрегаты, как двигатели, трансмиссии и подвеска, поступают в основном из Европы (чаще всего из Германии). В настоящее время у нас 14 российских поставщиков, но контроль за производством деталей, которые нам поставляют, такой же жесткий и ответственный, как и контроль наших поставщиков из Европы.

Наконец, стоит сказать о том, что сама продукция, которая выпускается на нашем заводе, является одной из лучших в этом классе. Ford Focus получил много наград, а в прошлом году в Германии был отмечен независимым аналитическим обществом TV как самый надежный автомобиль в возрасте 1–3 лет. Для нас это очень престижная награда. В принципе мы уверены, что данный автомобиль — одно из наиболее удачных достижений нашей компании.

«D»: Чтобы завершить тему продаж, хотелось бы задать еще один вопрос. Рассчитываете ли вы выйти в этом году в лидеры по продажам среди иномарок как в целом, по всему модельному ряду, так и отдельно, по модели Ford Focus?

Х.Н.: Я думаю, что в первую очередь Ford как группа компаний, в которую входят Ford, Volvo, Land Rover, будет на российском рынке одной из самых результативных. В том, что Focus станет моделью «номер один», у меня сомнений нет. Что же касается марки Ford как брэнда (т.е. автомобилей с голубым овалом), то сейчас идет жесткая конкуренция с компанией Toyota, и результаты «соревнования» мы узнаем только к концу года. Однако это не столь важно. Главное, что в этом году у нас в три раза больше покупателей в России, чем в прошлом.

«D»: Есть ли у компании централизованный склад запчастей?

Х.Н.: В настоящее время есть 12 дилеров, которые получили специальное разрешение быть дистрибьюторами наших оригинальных запчастей. Таким образом, у них на складах большое количество запчастей и комплектующих, которые они могут поставлять другим дилерам, не имеющим возможностей подобного складирования. В принципе любая деталь высылается экспресс-почтой по заказу. Эта система работает, и неплохо. Но мы собираемся организовать собственное централизованное депо запчастей здесь, в Москве. Тогда получится, например, уже на следующий день доставлять любую запчасть, которая была заказана вечером. Компания намерена открыть такой централизованный склад уже в будущем году.

«D»: Важной темой для нашего издания являются престижные автомобили высшего класса. Что предлагает Ford в этой области? Какие из машин компания считает топ-моделями и как она продвигает их на российском рынке?

Х.Н.: У нас очень широкий модельный ряд, который мы значительно пополнили в этом году. Начиная от машин небольшого размера, таких как Fiesta, Fusion, Street Ka, и заканчивая коммерческими автомобилями типа Transit. Кстати, появилась новинка — Transit Connect.

Такой автомобиль, как Ford Mondeo, является конкурентом Volkswagen Passat или Mitsubishi Galant. В этом году его продажи значительно выросли — до 3 тыс. единиц. Также в этом году у нас увеличились продажи внедорожников (SUV-автомобилей), таких как Explorer, Expedition, Maverick. Только в сентябре было реализовано около 60 таких автомобилей. Мы можем предложить их и в дорогих комплектациях (разброс цен велик — до 60 тыс. евро).

«D»: То есть топ-моделью в классе седанов у вас является Mondeo?

Х.Н.: Да, если говорить о Mondeo, то наиболее дорогой из них — спортивный вариант Mondeo ST, около 36–40 тыс. евро. Мы знаем, что такая модель, как Ford Scorpio, ввозилась в Россию из США неофициально и была очень популярна. Так что сейчас решаем, что предоставить нашим клиентам взамен. Если Вас интересуют модели представительского класса побольше, могу сказать, что в настоящее время мы рассматриваем возможность ввоза такой модели, как седан люкс-класса Lincoln LS. Этот автомобиль очень популярен в Соединенных Штатах. Однако проект пока находится в стадии разработки.

«D»: Готовит ли компания какие-то специальные программы для покупателей?

Х.Х.: Такие программы существуют. И одна из основных — это уменьшение стоимости владения автомобилем, что очень важно для российского покупателя. В России каждый год находится около миллиона человек, согласных заплатить только 5 тыс. долл. наличными при покупке автомобиля. Поэтому одна из форм нашей работы — так называемый «прейскурант на сервисное обслуживание», который определяет единые цены для всех официальных дилеров компании Ford. В настоящее время у любого из 72 дилеров, расположенных в 40 городах и регионах РФ, техническое обслуживание Ford Focus, например, будет стоить 50 евро, и то, что написано в прейскуранте, вы получите везде. Мы стараемся обеспечить единый и достаточно низкий уровень затрат на обслуживание автомобиля, покупку запчастей и расходных материалов по всей стране.

Насколько я знаю, стоимость обслуживания российской «Лады» около 120 долл., так что есть с чем сравнивать. Кроме того, Ford Focus должен проходить техническое обслуживание всего один раз за 20 тыс. км. Интересен тот факт, что среди покупателей российского Ford Focus 52% — владельцы автомобилей отечественного производства, 38% — бывших в употреблении иномарок, а 8% — новых импортных машин.

Следующей составляющей нашей стратегии являются специальные программы по кредитованию покупки автомобиля. Опять же прекрасно осознавая, что у многих российских покупателей есть возможность приобрести машину за 5–6 тыс. долл., мы бы хотели привлечь к покупке Ford Focus именно этих клиентов. Они могут внести определенную предоплату, а остальное выплатить за 24, 36 или 12 месяцев в зависимости от кредитной программы. Также у нас есть специальная программа по страхованию, и только в нашей компании можно застраховать автомобиль всего лишь за 2,5% от его стоимости. Именно эти предложения сейчас привлекают большое количество покупателей.

«D»: У вас договор только с одной страховой компанией и единственным банком?

Х.Х.: В настоящее время мы работаем с двумя банками — это Райффайзенбанк и ММБ (Московский Международный Банк). Что касается страховых компаний, то у нас подписан договор с «Ингосстрахом». Однако мы надеемся заключить соглашение еще с одной страховой компанией, чтобы у наших дилеров и покупателей появилась возможность выбора.

«D»: А сама компания Ford как-то влияет на проценты по кредитованию?

Х.Н.: Да, мы определяем проценты, под которые выдают кредиты наши банки–партнеры. В настоящее время по автомобилям Ford Focus кредит выдается под 4,9% годовых. По специальному соглашению с банками те и так предоставляют весьма конкурентоспособный кредит, но наша финансовая поддержка позволяет им еще сильнее снизить процент. Для нас главное — это дать клиентам возможность купить автомобиль.

«D»: Работает ли Ford с лизинговыми компаниями, и что Вы думаете по поводу развития лизинга в России?

Х.Н.: Это придет очень и очень скоро! Уже сегодня наши дилеры могут предлагать автомобили по лизинговым схемам. Мы сотрудничаем с компаниями «КМБ», «Дельта» и «Кельвин» и предоставляем данную услугу. Я думаю, что она будет развиваться на российском рынке и дальше. Потому как в других странах уже все крупные компании стараются не владеть парком автомобилей как таковым, а вкладывают деньги только в свой основной бизнес. Автомобили же для своих сотрудников они берут только в лизинг. Очень многие компании заинтересованы сегодня в так называемом операционном лизинге, когда помимо стоимости самого автомобиля в услуги лизинга добавляется и стоимость сервисного обслуживания. Так, например, выплачивается 700 долл. в месяц за сам автомобиль и добавляется еще 300 долл. на его обслуживание. Но в этом случае фирма не занимается вопросами сервиса, а лизинговая компания предоставляет также и эту услугу. Я думаю, что будущее именно за ней, особенно при работе с корпоративными клиентами.

«D»: А у Вас есть данные о долях грузовых и легковых автомобилей, находящихся в лизинге в России?

Х.Н.: В настоящее время основным автомобилем компании Ford, который продается по схеме лизинга в России, является Ford Focus. А один из самых крупных наших клиентов — компания «Юнилевер» (если Вы видели на улицах желтые машины Ford Focus с логотипом Lipton, то это все машины, проданные по схеме лизинга). Но в ближайшее время ожидается несколько сделок, связанных с коммерческими автомобилями Transit.

«D»: Я вижу у Вас на шкафу модель WRC-автомобиля Ford Focus. Для чего компании Ford инвестиции в ралли и какие автомобили они помогают продвигать?

Х.Н.: Да, это сложный вопрос… В самом деле, мы поддерживаем мировой чемпионат по ралли. Трудно доказать прямую связь между инвестициями в автомобильный спорт и тем, как это влияет на продажи серийных моделей. Тем не менее нам было очень важно, чтобы при появлении Ford Focus это имя стало известным, а модель — узнаваемой. И несмотря на то, что у компании Ford и раньше были успехи в автомобильном спорте (напомним, что в Formula-1 моторы Ford стоят у команд Jaguar Racing и Jordan Ford — прим. ред.), именно Ford Focus WRC принес ей еще большую известность. Это и репортажи по телевидению, и публикации в прессе, и т.д. То есть появились дополнительная узнаваемость и ассоциации с брендом как марки в целом, так и конкретной новой модели Focus. Кроме того, Focus WRC — это замечательный автомобиль, который будет участвовать в ралли, и единственное, чего нам сейчас не хватает, это, наверное, победы.

«D»: Каких новинок можно ожидать от компании Ford в будущем году?

Х.Н.: Мы не можем комментировать модели, пока они еще не вышли. Тем не менее скажу, что к концу этого года и в начале следующего у дилеров появятся такие модели, как Fusion, Street Ka. Недавно стали поступать автомобили Transit Connect и обновленный Mondeo (машина стала более комфортной, и появилась дополнительная спецификация класса «люкс»). И, конечно же, Ford Focus C-Max — очень своеобразная модель на базе Focus, которая появится в продаже, наверное, только в январе. Это модель нового для нас класса (напомним, что C-Max является одним из претендентов на европейский титул «Автомобиль года–2004»). Но это пока все, что я могу вам рассказать.