Директор-Инфо №38'2003
Директор-Инфо №38'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Не заснуть бы под теплым одеялом нефтедолларов

Анатолий Панков

Владимир Путин

На протяжении последних лет наша экономика устойчиво и интенсивно развивается, что подтверждают многие факты. За последние полгода инвестиционная активность выросла примерно на 12%, снизились темпы инфляции. Рост ВВП в 1-м полугодии этого года составил 6,9%, промышленное производство поднялось на 6,8%. Отмечу и ту политику, которую проводит правительство РФ. Она тоже выражается в конкретных цифрах: профицит федерального бюджета за 1-е полугодие составил 2,9%. Интенсивно растет и фондовый рынок. Отечественные компании активно заимствуют на зарубежных рынках, в том числе путем размещения ценных бумаг. Повышается и оценка мировым сообществом инвестиционных возможностей нашей страны. В пос­ледние годы кредитный рейтинг России постоянно растет.

Очевидно, что для успешного развития экономики необходимо повышение эффективности государства. Это — важнейшая задача, и, надо прямо сказать, с ней мы пока не справляемся. Мы пытаемся уходить от необоснованного государственного регулирования, от избыточного вмешательства в экономику. Понимая необходимость решения этой задачи, мы начали в стране административную реформу. Одна из ее главных целей — ориентация госаппарата на удовлетворение потребностей граждан и экономики, бизнеса…

С начала 2004 г. мы снижаем ставку НДС с 20 до 18%. И это только этап в дальнейшем совершенствовании налоговой системы, в снижении налоговой нагрузки на экономику.

Приоритет нашей политики — полноценная интеграция страны в мировую экономическую систему. И мы рассчитываем, что вступление России в ВТО в конечном счете станет стимулом для развития национальной экономики.

По оценкам экспертов, экономический рост в России в основном базируется на опережающем развитии сырьевого сектора. Однако мы все больше ориентируемся на перспективное развитие наукоемких отраслей, будем и дальше настойчиво создавать условия и стимулы для инвестиций в высокотехнологичном секторе. Одновременно станем формировать необходимую правовую базу и повышать уровень корпоративной культуры. Важным вопросом мы считаем и создание современного института защиты прав интеллектуальной собственности.

Для России остается важным проведение структурных реформ естественных монополий. Уже приняты основополагающие законы в области электроэнергетики и железнодорожного транспорта. Сегодня идут активные, порой острые дискуссии о путях оптимизации газовой отрасли.

В сфере услуг важнейшим направлением остается создание полноценной страховой медицины, совершенствование системы образования. Для России характерно все, что типично для экономик переходного периода. Условия функционирования и, к сожалению, форма работы остаются прежними, а рынок все больше и больше внедряется в реальную практику и вступает в известные противоречия. Растет количество теневых платных услуг, а качество не улучшается.

Полагаю, названный круг задач дает представление о масштабах и интенсивности проводимых нами преобразований.

Эл Брич, главный экономист компании Brunswick UBS

Россия должна использовать свое преимущество как страна, богатая энергетическими ресурсами. Хотя могут возникнуть и серьезные проблемы. Снижение мировых цен на нефть до 15–17 долл. за баррель приведет к падению добычи, т.к. железнодорожные перевозки станут невыгодными, а цена в 10 долл. сделает нерентабельной даже транспортировку сырья по нефтепроводу. Однако в ближайшем будущем такая опасность России не грозит. Китай, ее ближайший сосед, выдвигается на первые места в мировой экономике и в обозримом будущем станет крупным нефтяным импортером.

Удвоение ВВП — реальная цель. Но правительству нужно принять эффективные меры. Банковская и административная реформы пребывают в критическом состоянии.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики

Экспорт энергоресурсов, составляющий в настоящее время приблизительно 55% экспортных доходов, помог вытянуть страну из экономического кризиса конца 1990-х. Но это только подчеркивает тяжелую зависимость государства от энергетического сектора. Диверсификация необходима, но нельзя диктовать ее сверху, как в советские времена. Это нужно оставить рынку, чтобы найти новые ниши для потенциальных инвестиций.

В настоящий момент общая экономическая перспектива хороша, поскольку наконец-то стали ощущаться результаты реформ начала и середины 1990-х. Но впереди большие проблемы. Российская промышленность «заглатывает» капитал, но не модернизируется, т.к. нет никакого реального конкурентоспособного стимула. Структура нашей промышленности мало изменилась с советских времен. Машиностроение, строительство и в особенности пищевое производство нуждаются во встряске.

Цель по удвоению ВВП была поставлена в качестве способа создать позитивные настроения в обществе непосредственно перед выборами. России скоро придется решать: либо экономический рост, направленный на удвоение ВВП, либо структурные реформы, призванные качест­венно изменить отечественную экономику.

Аркадий Дворкович, замминистра экономического развития и торговли РФ

С моей точки зрения, удвоение ВВП — это плохая задача, но хороший кнут для правительства. Ставить такую задачу невозможно из-за ее глобальных масштабов. Я сомневаюсь в том, что те страны, которые удваивали ВВП за десятилетие, изначально прогнозировали это. Гораздо важнее делать правильные вещи в правильное время. Уже сейчас в российской экономике заложен потенциал, который не используется из-за несовершенства государственной политики. А ключевая задача — уменьшение уровня «серости» экономики. Кроме налоговой реформы, решение также зависит от административных реформ и структурных преобразований в российской экономике. Важно проводить и реформы естественных монополий, и банковскую реформу.

Перспективы для роста в энергетическом секторе ниже, чем во многих других областях экономики. Поэтому диверсификация жизненно необходима. Но диверсификация, которая дается сверху, — это неправильный путь.

Андрей Илларионов, советник президента РФ

Назвать удвоение ВВП плохой задачей — значит продолжать настаивать на том, чтобы Россия оставалась слабой. Удвоение ВВП — это удвоение благосос­тояния граждан. За последние 50 лет 70 стран смогли удвоить ВВП в течение 10 лет. Почему РФ не может достигнуть такого роста? Фактически мы собираемся сделать это, согласно самым последним прогнозам, даже быстрее — приблизительно за 8 лет. Необходима разумная экономическая политика правительства. Хороший пример — Казахстан, который похож на Россию по структуре экономики, но темпы роста там выше, и реформы идут быстрее. Причина успеха в том, что правительство Казахстана ослабляет национальную валюту тенге, поддерживая конкурентоспособность своей промышленности. Российские же власти укрепляют рубль и тем самым сознательно вредят отечественному производителю.

Я не люблю слово «зависимый». Я предпочитаю говорить о чувствительности российской экономики к мировым товарным ценам. Исследования показали, что наша страна не столь восприимчива к колебаниям, как многие другие. Цена на нефть на мировых рынках не является действительно рыночной, а в значительной степени зависит от политических решений и особенно от политики картеля ОПЕК.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации

Прошедшая в Москве сессия ВЭФ оказала хороший психологический эффект на мировое бизнес-сообщество. Сейчас мировая экономика находится не в лучшем состоянии: миру явно не хватает хороших новостей, и Россия, демонстрируя свои успехи, восполняет эту нехватку. Действительно, если еще летом по темпам экономического роста РФ шла третьей, уступая только Ирландии и Китаю, то на сегодня только Ирландия превосходит Россию. Деловые круги мира не любят вникать в какие-либо качественные оценки, интересуясь исключительно количественными параметрами. Цифры роста ВВП, профицит бюджета, низкая инфляция — все это действует на иностранцев неотразимо.

Зарубежные инвестиции пойдут в Россию лишь тогда, когда отечественный бизнес начнет активно вкладывать средства в собственную страну. В том числе и под флагом иностранных вложений.

Илья Южанов, министр РФ по антимонопольной политике

Доля малого бизнеса в структуре российского ВВП впервые за годы реформ превысила отметку в 20%. При этом учитывались не только небольшие фирмы, но и предприниматели без образования юридического лица. Это тот уровень, после которого эффективное развитие малого бизнеса становится устойчивым и необратимым. Правительство должно создать условия и облегчить малым предприятиям доступ к ресурсам с тем, чтобы увеличить долю малого бизнеса до 45–50% ВВП — нормы в высокоразвитых в экономичес­ком отношении странах.

Информация сайтов www.finiz.ru; www.kremlin.ru; www.ng.ru; www.rg.ru; www.strana.ru; www.weforum.org.

 

 

 

 

1

1 . Возврат

2 . Возврат

3 . Возврат

4 . Возврат

5 . Возврат