Директор-Инфо №38'2003
Директор-Инфо №38'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Как получить и сохранить «прописку» в Интернете

Владимир Полторак

Захват и недобросовестное использование доменных имен1 — весьма распространенное явление в мировой практике. Россия не исключение. Пользуясь тем, что законодательство в сфере урегулирования споров вокруг доменных имен до недавних пор было весьма несовершенно, киберсквоттеры2 чувствовали себя в зоне RU весьма вольготно. Достаточно вспомнить о скандалах вокруг компаний «Арбитражсудправо» и Well, которые, по некоторым оценкам, зарегистрировали на себя в общей сложности 10 тыс. доменных имен (включая транслитерации фамилий известных персон).

Основная функция доменного имени — преобразование цифрового IP-адреса в буквенную форму с целью упростить поиск владельца информационного ресурса. Поэтому вполне понятно желание при выборе доменного имени остановиться на простом слове или аббревиатуре, которые у посетителя сайта четко ассоциируются с конкретной компанией или выпускаемой ей продукцией.

Киберсквоттеры строят свой расчет на том, что крупная фирма, нуждающаяся в одноименном домене, заплатит любые деньги, лишь бы заполучить его в свое распоряжение быстро и без проблем. Доменные имена, совпадающие с известными торговыми марками, приобретают чаще всего для перепродажи и гораздо реже для ведения недобросовестной конкуренции или политической дискредитации. Например, зарегистрировав доменное имя, созвучное с названием менее расторопной конкурирующей фирмы, захватчик может перенаправить на свой сайт изрядную часть чужих потенциальных клиентов. Нет, совсем необязательно делать для этого ложный сайт–двойник. Ничего страшного, что посетитель сразу поймет, что попал в другую фирму. Недобросовестному владельцу только того и надо, ведь многие склонны рассматривать альтернативные варианты — пусть ознакомятся и с ценами на продукцию конкурента–«захватчика».

Кто имеет права на домен

Возможность свободного выбора доменного имени неизбежно приводит к «спекулятивной» регистрации доменных имен, сходных с фирменными наименованиями или названиями торговых марок известных компаний, а затем к их корыстному использованию. Причем заметим: правонарушением является не сама регистрация, а нарушение прав владельца товарного знака на использование его обозначения в Сети. То есть посягательство на средство индивидуализации другого юридического лица, наносящее последнему ущерб.

Долгое время противоречивая и скудная судебная практика и несогласованность норм российского законодательства с международным Интернет-правом препятствовали цивилизованному разделу рынка доменных имен в зоне RU. Практику урегулирования доменных споров в России были призваны упростить поправки к Закону РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», принятые 11.12.02 г. В новой редакции ст.4 упомянутого закона были впервые соотнесены понятия доменного имени и товарного знака3. Теперь говорить о нарушении исключительных прав обладателя товарного знака (фирменного наименования) можно, если товарный знак использован в доменном имени без разрешения правообладателя и в целях обозначения товаров, для индивидуализации которых он был зарегистрирован (либо однородных)4. Таким образом, компания, столкнувшаяся с незаконным применением своего товарного знака (фирменного наименования), сможет отстоять свои права при наличии трех обязательных условий:

• подтвержден сам факт использования товарного знака (фирменного наименования) в доменном имени, причем речь идет не только о его точном воспроизведении, но и об использовании обозначения, сходного с ним до степени смешения;

• использование товарного знака (фирменного наименования) в доменном имени произошло без согласия правообладателя;

• «захватчиком» преследовалась корыстная цель. Тут необходимо помнить, что правовая защита владельцам товарных знаков предоставляется только в том случае, если товарный знак незаконно использован для обозначения товаров, входящих в ту же товарную группу, в которой этот товарный знак зарегистрирован5.

Сам по себе факт использования в названии домена буквенного обозначения, совпадающего с неким товарным знаком, не всегда можно признать нарушением прав владельца товарного знака. Иногда лицо, зарегистрировавшее домен с определенным именем, имеет на него прав не меньше, чем владелец товарного знака (например, носитель фамилии, совпадающей с товарным знаком). Даже не имея основанных на законе прав, лицо, зарегистрировавшее домен, по сложившейся мировой практике может его сохранить. Конечно, при условии добросовестного использования (например, владелец домена, посвятивший сайт своей любимой кошке, имя которой случайно совпало с неким товарным знаком). Таким образом, владельцы товарных знаков далеко не всегда могут претендовать на соответствующие домены. Если сайт со спорным адресом используется в некоммерческих целях, факт правонарушения бывает сложно доказать. Шанс появляется, когда правообладатель товарного знака (фирменного наименования) может документально подтвердить материальный ущерб, нанесенный ему существованием сайта с захваченным доменным именем.

Обратный захват

Несовершенство российского законодательства, включая и новую редакцию Закона о товарных знаках, заключается в том, что, преследуя благую цель защитить владельцев товарных знаков от киберсквоттеров, оно фактичес-ки открывает путь к обратному захвату доменных имен. Это ситуация, при которой некое лицо регистрирует (патентует) товарный знак, созвучный с названием «раскрученного» чужого домена, и на законном основании оспаривает права на него.

После того как сходные или идентичные существующему популярному домену обозначения зарегистрированы в качестве товарного знака, можно обратиться в суд и попытаться отобрать у прежнего владельца его домен. И тут уже неважно, когда тот был зарегистрирован и когда использовался. Словом, существует вероятность, что некоторые владельцы доменных имен, не имеющие соответствующего зарегистрированного товарного знака, в ближайшее время столкнутся с недобросовестными претензиями (шантажом) со стороны владельцев товарных знаков. В безопасности на сегодняшний день пребывают лишь те, кто зарегистрировал товарные знаки, соответствующие доменным именам. Остальным придется или раскошелиться на регистрацию товарного знака (расценки Моспатента можно посмотреть по адресу: www.mospatent.ru/ru/fee_tz.htm, Роспатента: www.fips.ru/potrf/tarif03.htm), или жить с осознанием того, что домены им принадлежат лишь условно и могут быть отобраны любым лицом на вполне законных основаниях. Кстати, «анекдот в тему»: какой сайт расположен по адресу: www.rospatent.ru, если сайт организации, известной как Роспатент, находится по адресу: www.fips.ru?

Несомненно, чтобы защитить интересы добросовестных владельцев доменов и предотвратить обратный захват, требуется, как минимум, принять новые поправки в Закон о товарных знаках. Однако в планах ближайших парламентских сессий подобного законопроекта не значится. Поэтому в сложившейся ситуации правообладатель домена может обезопасить себя лишь двумя способами: первый — зарегистрировать соответствующий товарный знак, второй — перейти в более предсказуемые и доступные зоны, чем зона RU, где цена регистрации домена приблизительно та же, а подходы к разрешению споров о доменах серьезней (например, зоны COM, ORG, NET и др.).

Если же речь идет о международном арбитражном разбирательстве или о разбирательстве в российском третейском суде, то для противостояния обратному захвату можно прибегнуть к правилам UDRP (см. «В поисках справедливости»). Они ограничивают возможность передачи домена владельцу товарного знака в случае его (домена) добросовестного использования администратором (последний, не зная о споре, использовал доменное имя для добросовестного предложения услуг; он широко известен в связи с принадлежащим ему доменным именем; он не пытается вводить потребителей в заблуждение или очернять соответствующий товарный знак).

В качестве заключения

В мире далеко не все проблемы решаются в судебных инстанциях. И в жизни, и в бизнесе люди час-то руководствуются этическими нормами и поступают по совести. В 90% громких доменных споров любой образованный человек, знакомый со словом «домен», способен определить, кто поступает по совести, а кто хитрит и пытается извлечь выгоду. Трудно поверить, что люди без всякой задней мысли регистрировали домены Audi.ru, Kodak.ru и не преследовали цель выгодно ими распорядиться. Настолько же трудно поверить, скажем, в искренность китайского ремесленника, который клеит на свои поделки лейбл Sharp, ссылаясь на то, что это обычное английское слово.

 


1 Доменное имя — уникальный буквенно-символьный идентификатор, назначаемый цифровому адресу для удобства поиска сайта в Сети. Например, в адресе http://compress.ru доменом второго уровня является compress.ru, который расположен в домене первого уровня ru (ru иногда еще называют доменным суффиксом). В данной статье речь идет о доменных именах именно второго уровня. Любопытно, что слово «домен» произошло от латинского dominium, что в Западной Европе означало владение — часть поместья, на которой феодал вел собственное хозяйство. Возврат

2 Термин «киберсквоттер» происходит от английского слова squatter, одно из значений которого «человек, незаконно вселившийся в незанятый дом или поселившийся на незанятой земле путем ее самозахвата». Соответственно, компьютерными «сквоттерами» (киберсквоттерами) называют лиц, регистрирующих доменные имена в целях их дальнейшего недобросовестного использования. Возврат

3 Еще в начале 2001 г. Президиум Высшего арбитражного суда РФ в своем Постановлении №1192/00 определил, что «доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака, который дает возможность отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Кроме того, доменные имена, содержащие товарные знаки или торговые наименования, имеют коммерческую стоимость». Возврат

4 Недопустимость использования фирменного наименования без согласия правообладателя предусмотрена ст.138 ГК РФ. Кроме того, если оно использовано в доменном имени с целью привлечь на сайт потенциальных клиентов правообладателя, то такие действия в соответствии со ст.10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» могут квалифицироваться как недобросовестная конкуренция. Возврат

5 К примеру, в России товарные знаки регистрируются в 42 классах по отдельности. Распространена ситуация, когда одна компания (например, производитель продуктов питания) зарегистрировала товарный знак в одном классе, и тот же самый знак зарегистрирован другой компанией (например, издательством) в другом классе. После принятия новой редакции Закона о товарных знаках между такими фирмами возникает неопределенность. Неясно, кто из них сможет претендовать на общее доменное имя. Возврат