Директор-Инфо №38'2003
Директор-Инфо №38'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Инвестиции в производство LCD-мониторов

«Dиректор-инфо»: Расскажите о развитии российского рынка жидкокристаллических мониторов.

О. Исаков: В России серьезное развитие рынка LCD-мониторов началось около двух лет назад, что связано с широким распространением данной технологии во всем мире. Примерно тогда же вышла на рынок и компания Syscom.

С самого начала мы определили в качестве бизнес-стратегии не импорт готовой продукции, а производство в России мониторов из иностранных комплектующих. По нашему мнению, в этом заключалось достаточно серьезное конкурентное преимущество, позволяющее компании завоевать определенный сегмент рынка. Прежде всего это преимущество реализовывалось при проведении госзакупок. Помимо этого был взят ориентир на бюджетный сегмент рынка, где брэнд как таковой не имеет столь большого значения для потребителей: люди привыкли покупать товары в своей ценовой нише, руководствуясь параметрами «цена–качество».

За это время российский рынок LCD-мониторов продемонстрировал завидную динамику. Если два года назад продажи LCD составляли всего 5% от общего количества реализованных мониторов, то год назад этот показатель достиг уже 15%. Третий квартал текущего года можно с уверенностью назвать переломным: проданные потребителям LCD-мониторы составили более 50% всего объема. К тому же идет процесс постепенной замены традиционных ЭЛТ-мониторов на жидкокристаллические. Это также увеличивает потенциальную емкость рынка. В конце прошлого года, по мнению многих дистрибьюторов, на рынке вообще сложился дефицит поставок LCD-мониторов. Это было связано как с недостатком аппаратуры отечественной сборки, так и с мероприятиями Таможенного комитета по борьбе с «серым» импортом.

«D»: Как сегментирован данный рынок?

О.И.: Как и на других рынках, здесь существуют бюджетный сектор, сегменты middle (модели среднего ценового уровня) и hi-end (наиболее престижные и дорогостоящие модели). Характерная черта данного рынка — размытость middle-сегмента. Но можно достаточно четко выделить корпоративный и retail. Корпоративный рынок охватывает оптовые закупки крупных компаний и государства (через систему конкурсов и тендеров). Retail-сегмент включает в себя продажи мониторов через магазины и мелкооптовые поставки в компании. Сейчас очень многие отечественные поставщики мониторов выбирают для себя только retail или только корпоративный рынок. Тем не менее инвестору, который хотел бы заняться LCD-мониторами, стоит ориентироваться на оба сегмента.

«D»: Какие схемы ведения бизнеса может выбрать потенциальный инвестор? Каковы особенности их использования?

О.И.: Основные схемы работы таковы:

  • мониторы под заказ отечественной компании полностью собирают ОЕМ–производители* в странах Юго-Восточной Азии. Затем мониторы ввозят в Россию под российским брэндом;
  • в странах Юго-Восточной Азии закупаются комплектующие, из которых у нас собирают готовые изделия под российским брэндом.

Основная проблема в первом случае — разработка и поддержание стабильности продуктовой линейки российской компании–импортера на протяжении длительного времени. В чем причина этого?

Модельный ряд работающих по такой схеме российских компаний–импортеров формируется чаще всего поставками нескольких ОЕМ–производителей. Отношения между теми и компаниями, закупающими у них мониторы для продажи под своим брэндом, диктуются объемами товарных партий. Для того чтобы убедить ОЕМ–производителя выпускать определенный объем мониторов на протяжении оговоренного срока, заказчик–импортер должен совершить достаточно масштабную закупку.

К примеру, компании–гиганты IBM или НР работают с Samsung на условиях очень больших закупок. При этом у них есть собственные проектно-конструкторские отделы, разрабатывающие свои модели мониторов с оригинальным дизайном. Поэтому данные фирмы имеют авторские права на конкретные пресс-формы. Даже если Samsung проектирует отдельные модели для НР или IBM, последние настаивают на том, чтобы пресс-формы этих мониторов не использовались другими компаниями, были уникальны для рынка.

Более мелкие заказчики не имеют собственных пресс-форм, владельцами которых выступают сами производители. Поэтому, пока затраты на разработку пресс-формы не окупятся, она будет использоваться для нескольких заказчиков. «Отработав» данную пресс-форму, ОЕМ–производитель переходит на новую, ведь рынок требует постоянного обновления моделей. Конечно, компания, которая заказывает у ОЕМ–производителя определенную модель, может договориться с ним о продолжительности выпуска пресс-формы для определенной модели. Но это будет стоить совершенно других денег.

Таким образом, если предприниматель избирает первую схему работы, главный вопрос, который задаст ему ОЕМ–производитель: каковы будут объемы закупок? Именно от этого зависят эксклюзивность дизайна модели, сроки выпуска и цена закупок. Как правило, ОЕМ–производитель ориентируется на выпуск данной модели монитора объемом 100 тыс. единиц. Если вам нужна партия поменьше, то такой заказ будет экономически невыгодным для ОЕМ–производителя, который должен окупить свои затраты на разработку дизайна модели, создание для нее пресс-форм и пр. Следовательно, модель продадут не только вам, но и другим заказчикам, а значит, она уже не будет уникальной. Если сделать заказ на выпуск партии мониторов всего в 10 тыс. шт. в течение полугода и в качестве условия оговорить, что кроме вас никто не сможет использовать пресс-форму, то такой заказ обойдется значительно дороже.

Нестабильность модельного ряда ложится на российских поставщиков LCD-мониторов тяжким бременем. Допустим, компания выиграла конкурс на поставки таких мониторов крупному корпоративному заказчику. Зачастую условия тендера предусматривают постепенное оснащение заказчика компьютерной техникой, скажем, в течение года или же через некоторое время возникает необходимость допоставок аппаратуры сверх оговоренного в контракте количества. Компания, выигравшая конкурс, должна поставлять одинаковые мониторы. Если же модель изменяется, то у победителя конкурса возникает необходимость объяснить заказчику, почему условия договора не соблюдаются. Одни соглашаются с изменением поставок, другие нет.

«D»: Есть ли плюсы у второй схемы работы, ведь Ваша компания выбрала именно ее?

О.И.: Действительно, мы закупаем в Корее все комплектующие, необходимые для сборки конкретной модели, ввозим их в Россию и собираем мониторы здесь. У нас есть свой собственный филиал в Корее, который работает непосредственно с местными поставщиками матриц, плат управления, корпусов и т.п. Упаковка, инструкции и гарантийные талоны, вкладыши — все это производится уже в России. В итоге отечественные компоненты оказываются чуть дешевле, чем зарубежные.

В пользу второй схемы говорит простой экономический расчет: если бы мы приобретали у компании–владельца оригинальной пресс-формы готовые мониторы, наши финансовые результаты были бы значительно скромнее.

Еще одно конкурентное преимущество LCD-мониторов отечественной сборки в том, что периодически возникают перебои с поставками импортных аналогов. Вообще, с принятием нового Таможенного кодекса стоимость растаможки и ввоза готовых изделий возросла. Таким образом, у отечественных производителей мониторов возникнет определенный лаг по цене, который способствует увеличению рентабельности их деятельности.

«D»: Как можно наладить производство LCD-мониторов в российских условиях?

О.И.: Залог успеха при производстве LCD-мониторов — кропотливое выстраивание всей технологической цепочки. Бизнес-процесс должен четко определять, что и как должно быть сделано на каждом из этапов производственного цикла, кто и за что отвечает и как осуществляется контроль за соблюдением технологии.

Хотя мы позиционируем себя как российская компания, но 90% комплектующих для мониторов мы завозим из Южной Кореи, поскольку собственного завода, производящего полный набор компонентов для LCD-мониторов, у нас нет. На данном этапе его строительство экономически нецелесообразно. И в первую очередь потому, что российские предприятия пока что не в состоянии обеспечивать необходимый уровень качества комплектующих, прежде всего матриц.

Таким образом, первоочередная проблема, которую необходимо решить инвестору, — это поиск высокотехнологичного завода–партнера, готового предоставить производственные мощности в аренду. В нашем случае часть конвейера для сборки мониторов арендуется у зеленоградского завода «Квант». Это один из самых «раскрученных» оборонных заводов, который сейчас занимается сборкой системных блоков компьютеров, телевизоров и другой высокотехнологичной техники. Потенциальный инвестор может также ориентироваться на аналогичные производственные мощности, расположенные в подмосковных городах Фрязине и Александрове.

Следующий шаг — налаживание своего технологического процесса и его сертификация. Для того чтобы выйти на рынок с достаточно качественным конечным продуктом, необходимо сертифицировать сборочный конвейер по стандарту качества ИСО Р 9001, определяющему требования к сборочному цеху, оборудованию, непосредственно к производственному циклу. В принципе вопрос сертификации производства и соблюдения требований стандарта больше относится к заводу, предоставляющему производственные площади в аренду.

Закупленные в Южной Корее и растаможенные комплектующие поступают в сборочный цех, где проходят полное тестирование на наличие заводских дефектов. Оно проводится с помощью специальных стендов (собственные разработки и оборудование наших партнеров). Сразу же в блоки управления будущих мониторов устанавливают необходимое программное обеспечение — плод деятельности наших специалистов. Далее компоненты поступают на сборочный конвейер, причем по мере прохождения монитора от одного участка сборки к другому он автоматически тестируется. Полностью собранный монитор помещают в термокамеры, где проводится «жесткое» тестирование на предмет выявления скрытых дефектов. Если все в порядке, монитор поступает на ОТК.

Готовые LCD-мониторы долж-ны пройти сертификацию в Ростесте. Помимо этого, для повышения конкурентоспособности продукции можно получить сертификаты наиболее популярных европейских стандартов качества и безопасности, таких как ТСО-99, Energy star и т.п. Впрочем, российские стандарты, возникшие в свое время из советских, намного серьезнее и требовательнее, чем западные. Поэтому, если на мониторы уже получены отечественные сертификаты соответствия, вопрос получения европейских стандартов не вызовет особых затруднений.

«D»: На какую доходность стоит ориентироваться при производстве LCD-мониторов?

О.И.: Поскольку данный бизнес построен на объемах производства, я бы сформулировал по-другому: на какой объем выпускаемой продукции стоит ориентироваться инвестору, чтобы говорить об экономической целесообразности производства? Оптимальным является выпуск мониторов на уровне 5 тыс. шт. ежемесячно. Если эта цифра меньше, то все расходы, составляющие себестоимость, резко возрастают (затраты на разработку упаковки и пеновкладышей, изготовление инструкции, гарантийных талонов и наклеек и т.п.).

Сейчас реальная рентабельность на единицу изделия составляет порядка 10%. В силу различных факторов данный показатель пока что не столь высок, как хотелось бы.

В первую очередь это связано с отечественным законодательством. Хотя борьба с «серым» ввозом мониторов декларировалась всегда, до недавнего времени ситуация складывалась парадоксальным образом: ввезти комплектующие для организации сборки мониторов обходилось во столько же, во сколько импортировать готовые мониторы. Это значительно уменьшало конкурентные преимущества российских сборщиков LCD-мониторов. В последнее время ситуация постепенно исправляется.

«D»: Какие советы можно дать потенциальным инвесторам в производство LCD-мониторов?

О.И.: Прежде чем инвестировать свои средства в конкретный проект производства LCD-мониторов, бизнесмен должен оценить емкость рынка, на который он собирается выйти. Для этого можно использовать материалы специализированных консалтинговых компаний (например, DisplaySearch), проводящих исследования мировых рынков. Почему больший интерес для потенциального инвестора представляют тенденции мирового, а не отечественного рынка? Дело в том, что все тенденции мирового рынка проявляются на российском примерно с полугодовым опозданием. Изучив мировые тенденции развития, можно составить концепцию развития собственной фирмы, опережающую отечественных конкурентов.

Для российской компании–сборщика LCD-мониторов серьезным подспорьем может стать активное участие в конкурсах и тендерах по государственным закупкам компьютерной техники. При их проведении существуют негласные преференции отечественных продуктов.

«D»: Допустим, бизнесмен наладил производство российских жидкокристаллических мониторов. Каковы его дальнейшие стратегические цели?

О.И.: Сейчас рынок LCD-мониторов в России уже вполне сопоставим с рынком обычных мониторов. Поэтому через год–полтора может стать актуальной идея возведения заводов по выпуску матриц. Корейцы уже начали работы по строительству собственного производства в Китае. А ведь с точки зрения компаний–производителей из стран Юго-Восточной Азии Россия более удачно расположена относительно Европы — основного рынка потребления электроники. В целях сокращения издержек азиатским фирмам было бы выгодно иметь здесь свои заводы.

Следующий шаг развития оте-чественного LCD-бизнеса — сборка в России самих матриц из ввозимых компонентов. В принципе некоторые составляющие можно будет производить и на наших предприятиях. Причем предприниматель, наладивший сборку матриц на своем заводе, сможет не только использовать их при выпуске собственных мониторов, но и реализовывать другим компаниям, т.е. выступать ОЕМ–производителем.