Директор-Инфо №36'2003
Директор-Инфо №36'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Обязательное автострахование: итоги и перспективы

Олег Татарников

По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), к сентябрю полисы получили более 1,5 млн. автовладельцев, собрано 2,5 млрд. руб. премий. По признанию самих страховщиков, это вполне соответствует их прогнозам и планам на данный период. А между тем динамика автострахования продолжает нарастать.

Осенью страховые компании ожидают пика спроса на страховки. По данным РСА, до конца года полисы ОСАГО собираются приобрести 74% автолюбителей. Это означает, что страховщикам предстоит заключить примерно 16 млн. договоров — по 2,7 млн. в месяц. Причем, исходя из их опыта, резкое увеличение страховых случаев ожидается в ноябре–декабре, когда будет застрахована большая часть автовладельцев. То есть декабрь станет показателем того, насколько компании подготовлены не только к процессу страхования, но и к процедуре выплат.

Сегодня основную массу застрахованных составляют юридические лица и те, кто пришел страховаться вынужденно (потому что иначе не пройти техосмотр, не поставить купленный автомобиль на учет, не выехать за границу и т.д.). Количество же застрахованных «по убеждению» не превышает 20–30%. При этом опросы общественного мнения показывают, что более половины автовладельцев приобретут полисы ОСАГО в силу необходимости, а не потому, что так удобнее, 30 же процентов вообще не желают страховаться. Таким образом, «за» обязательное страхование высказываются ме-нее 20% автовладельцев.

Плюсы и минусы нововведения

Главные положительные итоги обязательного страхования уже налицо: водители начали получать компенсации за разбитые машины. Большинство страховых случаев приходится на Москву, но возмещения уже выплачиваются и жителям других регионов. Как бы то ни было, сегодня страховые компании разбираются между собой более грамотно и профессионально, чем два автовладельца, столкнувшиеся на дороге.

И еще один существенный плюс обязательной страховки. У водителей, попавших в ДТП, появилась реальная возможность в некоторых случаях вообще избежать утомительного ожидания приезда инспектора ГИБДД и процесса составления документов.

А обойтись всего лишь самостоятельно заполненным извещением о ДТП.

Однако выявились и отрицательные последствия ОСАГО. Например, перевод добровольной страховки в полис обязательного страхования. Но эту проблему страховые компании все же решили, причем примерно одинаково. В основном они производят зачет неиспользованной премии при покупке полиса ОСАГО и расширяют страховое покрытие разнообразным совмещением обоих видов страхования. Так, например, в ИНГОССТРАХе автовладельцы могут приобрести дополнительный добровольный полис по четырем различным схемам, ГУТА-Страхование предлагает параллельное страхование с выбором, по какому полису заявлять претензии, а в РЕСО-Гарантии добровольные полисы продаются по льготной цене.

Страховщики прогнозируют значительное снижение числа страховок по КАСКО (примерно до 50% от сегодняшнего количества), что, естественно, не пойдет на пользу страховым компаниям. Отказываясь от страхования ущерба, некоторые автомобилисты, видимо, думают, что не нарушат правила и сполна получат возмещение с виновника аварии, застрахованного в обязательном порядке. Кстати, многие страховщики подготовили по этому поводу специальные схемы страхования с большим лимитом и франшизой, равной лимиту по ОСАГО.

Естественно, практически всех водителей раздражают организационные проблемы, неизбежно последовавшие за нововведением: нехватка бланков, наклеек, отсутствие полной базы по тем страховщикам, которые получили лицензию на ОСАГО. На рынок было выброшено огромное количество поддельных полисов. Основная сложность, как отмечают страховщики, заключается в излишней централизации изготовления бланков и стикеров. Как результат — нездоровый ажиотаж, поскольку своевременно получить достаточное количество бланков и документов практически невозможно. Да и гарантии, что рецидива дефицита не произойдет в ноябре–декабре — период наиболее интенсивного спроса на ОСАГО, нет.

Кроме того, страховщики признают проблемы организационного и технологического порядка. И главная среди них — нехватка специалистов по автострахованию и автотехнических экспертов, оценивающих повреждения транспортных средств.

В некоторых регионах впрямую лоббируются интересы определенных страховых компаний, без полиса которых машины в ГИБДД не обслуживаются. Во многих МРЭО все еще отсутствует полный список страховщиков, имеющих лицензию на проведение обязательного автострахования; сотрудники ГАИ вдруг начинают требовать с владельца полис ОСАГО даже при снятии автомобиля с учета и т.д.

Насильно приобретать такие полисы заставляет водителей и российская таможня. Так, например, автомобильные пункты пропуска на участке российско–финляндской границы в Ленинградской области больше похожи на зону боевых действий. Вооруженные люди в камуфляже перегораживают дорогу в сторону России и не пропускают транспортные средства без полиса ОСАГО. Тем же, у кого этого полиса нет, предлагают застраховать свои авто тут же, на таможне, по ценам, превышающим средние примерно вчетверо. А вот в других регионах России таможенники ведут себя более мирно. Некоторым водителям даже удавалось их перехитрить. Например, миновать границу без страховки разрешалось тем, кто приехал не на личном авто, а на чужом — по доверенности. Смекнув что к чему, автовладельцы принялись оформлять друг на друга доверенности, менялись машинами и получали заветный пропуск. В ответ на это люди в камуфляже ходили вдоль рядов машин и высматривали, кто пишет доверенности.

Вместе с россиянами на таможнях в Торфяновке и Брусничном страдают иностранцы, для которых новые правила стали сюрпризом. На границе возникли огромные пробки. Причем, по словам финского консула, у его соотечественников нет возможности приобрести полисы российского образца в Финляндии, а с другими через границу не пропускают. Таможенники объясняют ситуацию наличием приказа Государственного таможенного комитета (ГТК) №690 от 24 июня 2003 г., подписанного Михаилом Ваниным. Согласно этому документу, таможенникам предписывается «предлагать приобретать» полисы страхования автогражданской ответственности. Указания задерживать на границе машины без полиса в приказе нет, однако распоряжение главы таможенного комитета расценивают именно так. Юристы в свою очередь отмечают, что это очень расширительное толкование закона, которое вовсе не дает таможне права заставлять людей оформлять на границе полисы автогражданки. Следить вовсе не значит препятствовать въезду.

Закон «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств» возлагает на сотрудников таможни обязанность не допустить проникновения на территорию страны незастрахованных машин. К 1 июля, когда он вступил в силу, страховщики еще не были готовы развернуть свою деятельность на границе и пропускали машины, ставя соответствующие отметки. Сейчас же, когда появилась возможность оформить страхование прямо на въезде в страну, меры значительно ужесточились.

Можно предположить, что на самом деле мотивом действий таможенников стало вовсе не стремление строжайшим образом соблюсти закон, а совсем другие интересы. Например, возможность страховщиков под давлением таможни продать полисы на границе втридорога.

Следует помнить, что соответствующий закон для российских граждан вступит в силу с января 2004 г., а пока проверять наличие полисов таможенники должны только у иностранцев. Правда, действие приказа №690 не распространяется на «транспортные средства, упомянутые в п.3 ст.4 Закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”». Согласно этому пункту, обязанность страховать снимается с владельцев «транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность их застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация». Однако иностранные полисы в России все же бесполезны.

«Любого россиянина, который едет на автомобиле в Европу, заставят купить 15-дневную страховку, — заявил пресс-секретарь Союза автостраховщиков России Андрей Щавелев. — То же самое и у нас, поскольку за рубежом не признают наши полисы, мы не признаем их». Россия только подала заявку на вступление в объединение «Зеленая карта», в котором состоит 44 страны.

Причем вскоре проблемы возникнут не только на Выборгской таможне, через которую в Россию идет самый большой поток автомобилей. Например, на российско–украинской границе очередей пока нет, однако со дня на день там могут обосноваться представители страховых компаний. А на вопрос, что будет, если водитель откажется купить полис автогражданки, на таможне ответили: «Придется остаться на Украине». Но пресс-служба Южного таможенного управления распространила официальное разъяснение: «Учитывая, что многие автовладельцы и автоперевозчики не успеют к 1 июля обзавестись соответствующими полисами... административные взыскания к лицам, у которых отсутствуют страховые полисы, будут применяться с 1 января 2004 г.».

Депутаты потребуют отменить обязательное автострахование

Некоторые государственные мужи всерьез говорят об отмене закона или приостановке его действия. В Госдуму внесен законопроект об отмене введенного в России обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта. Документ подписала большая группа парламентариев из различных объединений. Это вызвано тем, что введение обязательного автострахования было в целом негативно воспринято российскими автовладельцами. Особенно много вопросов вызывают размеры ставок и льготы по данному виду страхования.

Напомним, что новый закон вступил в силу с 1 июля 2003 г. Базовая ставка страхового тарифа для физических лиц составляет 1980 руб. Окончательная же сумма страховки в каждом случае рассчитывается исходя из типа автомобиля и с учетом различных коэффициентов. До 1 января 2004 г. страхование носит добровольный характер, но уже в новом году за езду без страховки автомобилис-тов будут штрафовать.

Однако правительство РФ не собирается менять ставку обязательного автострахования и выступает против внесения каких-либо поправок в действующий закон. Так, например, министр финансов Алексей Кудрин в связи с требованием депутатов Госдумы недавно заявил: «Автогражданка нужна, она введена всеми цивилизованными странами. Что касается ставки страхования, то она утверждалась достаточно непросто, в ходе напряженной дискуссии между страховщиками и потребителями данной услуги». На сегодня, по мнению А. Кудрина, ставка является оптимальной, и, если говорить о ее корректировке, то она возможна только по истечении первого полугодия после вступления закона в силу. Именно тогда прояснится соотношение доходов и расходов страховых компаний.

Что же касается российских автостраховщиков, то они не рассматривают возможность отмены принятого закона всерьез и скептически относятся к предложению, внесенному в Госдуму. «Скорее всего, Госдума может перенести сроки его обязательного выполнения на январь 2005 г.», — считает Андрей Щавелев.

Со своей стороны российский союз автостраховщиков готов снизить базовые тарифы и расширить льготы при оформлении полисов обязательного автострахования. Об этом сообщил пресс-секретарь союза Андрей Щавелев. По его словам, для разработки новых условий РСА и Министерство финансов РФ уже создали рабочую группу.

Предложения об изменениях в Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» могут быть внесены в Думу уже в октябре. Щавелев полагает, что льготами при получении полиса смогут воспользоваться пенсионеры, инвалиды и участники боевых действий. «Необходимость внесения поправок в закон обусловлена его новизной для России и малым сроком действия», — пояснил Андрей Щавелев.