Директор-Инфо №30'2003
Директор-Инфо №30'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Внедорожники

Олег Татарников

Выбор внедорожника сегодня — настоящая проблема. Если у вас нет на примете определенной модели, а критерии выбора размыты, то остановиться на чем-то конкретном будет ой как сложно. Внедорожники имеют настолько разные потребительские качества, что даже модификации одной и той же машины могут быть предназначены для различных целей.

Выделим факторы, воздействующие на автомобиль, передвигающийся по бездорожью:

  • грунты, не выдерживающие вес машины или имеющие низкое сцепление с колесами (болото, грязь, глина, песок, снег, лед);
  • сложный рельеф почвы (ямы, камни, колеи, сильные продольные и боковые уклоны);
  • водяные преграды (броды, большие лужи);
  • различные непредвиденные препятствия (торчащие предметы, ветки, бревна и пр.);
  • вибрации, удары и высокие нагрузки.

Учитывая это, к внедорожнику предъявляют следующие требования:

  • малое удельное давление на грунт;
  • привод на все колеса;
  • большой крутящий момент, подаваемый на колеса;
  • большие ходы подвески;
  • большой дорожный просвет;
  • короткие свесы;
  • защищенность или отсутствие легко повреждаемых деталей;
  • повышенная прочность кузова и деталей подвески.

Существует много разных классификаций внедорожников. Если строго следовать терминологии, то «внедорожник» — это буквальный перевод английского слова off-road. И по смыслу в России это должны быть карьерный БелАЗ, ракетовоз и прочие чудища, не предназначенные для движения по дорогам. С другой стороны стоят так называемые полноприводные легковые автомобили. А именно машины, которые компании–производители иногда обозначают термином all-road, т.е. «вседорожники», имея в виду их дорожное предназначение, но подчеркивая независимость от состояния путей и типа дорожного покрытия. Основное отличие такого вседорожника от обычного автомобиля — возможность привода на все колеса. Причем привод может быть как постоянным, так и подключаемым при необходимости (вручную или автоматически).

По американской классификации подобные машины называются SUV — Sport Utility Vehicle. Причем данная систематизация распространяется на все автомобили, предназначенные для езды и по горам, и болотам, и по шоссе.

Однако SUV — машины скорее для активного семейного отдыха, а не для лазанья по скалам и езды по капот в грязи. Это что-то достаточно вместительное, куда можно посадить жену, детей, загрузить велосипеды или виндсерфинг и доехать до места отдыха по плохой дороге. К категории SUV можно отнести и так называемые «паркетные джипы» типа Honda CR-V/HR-V, Suzuki Vitara, Toyota Rav4, Subaru Forester, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail и др. А также легковые автомобили, сделанные на стандартной базе, но с приводом на все колеса (полный привод), увеличенным клиренсом и «слегка улучшенной» проходимостью, — Audi Allroad, Subaru Outback, Volvo V70 Cross Country, Mitsubishi Lancer Wagon 4WD и др. Гораздо более распространенное наименование таких машин — AWD (All Wheel Drive) или 4WD (Four Wheel Drive), к которым могут ставить приставку huge, чтобы передать увеличенный размер кузова и салона. Строго говоря, категория AWD значительно шире и формально охватывает все машины с полным приводом, даже Audi Quattro или Subaru Legacy/Impreza, у которых «полноприводность» служит исключительно для лучшей управляемости и устойчивости на дороге.

А вот автомобили повышенной проходимости в российском смысле американцы относят к грузовым автомобилям — «тракам». Так, например, внедорожники моделей Ford Escape, Mazda Tribute и Chevrolet TrailBlazer на ежегодных конкурсах «Автомобиль года» в США выступают не в категории «Легковой автомобиль», а в категории «Трак» — внедорожник или пикап.

Кстати, «полноразмерные» внедорожники и пикапы очень популярны в Америке и традиционно занимают первые места в листах продаж. Не уступили своего лидерства они и летом сего года. Вот как выглядит свежая «горячая десятка» продаж в Америке:

1. Ford F-Series;

2. Chevrolet Silverado (пикап);

3. Dodge Ram (пикап);

4. Toyota Camry;

5. Honda Accord;

6. Ford Explorer;

7. Toyota Corolla/Matrix;

8. Ford Taurus;

9. Honda Civic;

10. Chevrolet Impala.

Интересно, что с пятого на третье место поднялся пикап Dodge Ram, продажи которого выросли на 13%. А еще более впечатляющий прорыв совершил Chevrolet Impala, который с 18-го места переместился на десятое, замкнув, таким образом, топ-лист. Интересно, что среди почти 3,5 миллионов проданных автомобилей лучшая американская «легковушка» находится лишь на восьмом месте.

Впрочем, понятие off-road для каждого водителя свое: у одного это глубокая лужа по пути на дачу, у другого — песчаный карьер или колея от трактора, да чтоб обязательно с диагональными вывешиваниями.

Классификация внедорожников по подвеске и кузову

По конструкции подвесок внедорожники можно разделить на три категории.

1. Зависимая передняя и задняя подвески. Это высшая каста внедорожного «племени», но покупать их следует только в случае крайней необходимости. Нужно крепко подумать, прежде чем решиться на приобретение профессионального внедорожника, причем не столько из-за невысокого комфорта, сколько из соображений безопасности. К тому же цена машин довольно высока, а езда в них по городу может сильно утомлять. Это Toyota Land Cruiser (серии 4, 5, 6, 7, 8 и 105), Land Rover (Discovery и Defender, а также RangeRover), Nissan Patrol, Chrysler Jeep (Cherockee, Grand Cherockee, Wrangler), Chevrolet Blaiser, Mercedes G-класса (Gelandewagen), Chevrolet Blaiser, а также наш УАЗ.

2. Независимая передняя, зависимая задняя подвески (как правило, это большинство SUV-автомобилей). Такие машины позволяют с комфортом ездить по городу и умеренному бездорожью. Однако злоупотреблять ездой по грязи не следует: они могут преодолеть многое, но если часто колесить по лесам и болотам, то автомобиль просто не выдержит и сломается. Что касается езды по асфальту, то водитель такой машины должен быть внимательным и помнить, что прохождение поворотов на высокой скорости может закончиться переворотом: центр тяжести у такого автомобиля намного выше, чем у обычного легкового, а вес больше. Это Mitsubishi Pajero, Nissan Terrano (Ford Maverik), Toyota (4Runner, Prado, Land Cruiser 100), Isuzu Trooper, Opel (Frontera, Monterey), Chevrolet (Blaiser, Tahoe, Suburban), Ford Explorer, а также наша «Нива» (правда, отсутствие рамы делает ее права в этом классе довольно шаткими).

3. Все колеса имеют независимую подвеску. У таких машин, как правило, полный привод и увеличенный (по сравнению с легковыми собратьями) дорожный просвет. Многие из них больше подходят для езды по дорогам и непригодны для тяжелого бездорожья. Однако если off-road в вашем представлении — это не езда за трактором, а разбитая дорога на дачу, в лес, к реке или к озеру, то прочности и проходимости любого автомобиля данной категории будет вполне достаточно. Это Mercedes M-класса, Lexus RX, BMW X5, Toyota Rav4, Honda CRV, Subaru Forester, Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail и Land Rover Freelander.

Разумеется, настоящий внедорожник обязан иметь прочный и максимально утилитарный кузов (лучше, укрепленный на раме). Впрочем, серьезная конструкция на базе несущего кузова совсем не обязательно должна быть слабее рамной. Просто крепкий кузов намного сложнее в расчетах, поэтому все традиционные старые внедорожники имеют раму. Однако все же существуют некоторые модели очень серьезных вездеходов с крепким несущим кузовом. Если же прочности конструкции недостаточно, то на бездорожье весьма вероятны различные неприятности. Так, например, при перекосах кузова может выпасть лобовое стекло или же, как у нашей «Нивы», демонстрирующей хорошую проходимость по грязи и болотам, кузов не выдержит нагрузок при езде по каменистой местности и развалится по швам. Крыша длинной машины может помяться при совершении прыжка, а массивные свесы и чересчур длинная база сделает невозможным движение по рельефной местности.

Однако тех, кому действительно нужны кондовые «вездеходы», не так уж и много. Поэтому даже самый лучший внедорожник помимо отменной проходимости обязан иметь еще и приемлемые ходовые качества: плавность хода, хорошую управляемость и т.д. Но требования к машине при движении по шоссе с высокой скоростью будут диаметрально противоположными: у дорожного автомобиля должна быть длинная база (такая машина меньше «козлит» и гораздо управляемее при заносе), мягкая подвеска, хорошо отрабатывающая неровности, острое и чуткое на высоких скоростях рулевое управление.

Естественно, что приобретать две машины — одну для бездорожья, а другую для поездок по городу, накладно. Поэтому многие предпочитают универсальные модели, которые могут продемонстрировать свои достоинства и в том, и в другом случае. Кстати, по статистике 90% владельцев внедорожников никогда в жизни не используют всех возможностей своих автомобилей. Именно поэтому многие традиционные внедорожники получают в современных модификациях независимую пружинную подвеску (никаких рессор и торсионов), реечное рулевое управление и комфортабельный салон.

Подобную машину, конечно, можно довести до уровня «профессиональных» вездеходов. Но для этого потребуется узконаправленный и дорогостоящий тюнинг. Чтобы получился настоящий «проходимец», следует установить специальные колеса с «зубастыми» покрышками, увеличить дорожный просвет, оснастить автомобиль лебедкой и комплектом спецоборудования. Но в этом случае придется забыть о каком-то там комфорте, динамике и управляемости...

Впрочем, часто такие попытки сочетать несочетаемое, постоянно предпринимаемые конструкторами, вызывают только усмешку и лишь в случае редкой удачи интерес, замешанный на уважении к тому гению, которому удалось реализовать невозможное. В большинстве случаев получается либо что-то действительно скоростное, но имеющее отношение к «джипам» только по дизайну кузова, либо эдакий «чемодан на колесах», оснащенный сверхмощным мотором, но абсолютно неуправляемый на высокой скорости. Хотя, надо отметить, некоторым, особенно тюнинговым ателье, иногда удается чудесным образом настроить этот «инструмент» так, что даже из на первый взгляд ничем не выдающейся машины получается неплохое универсальное транспортное средство.

Двигатель для внедорожника

Как ни странно, двигателю внедорожника не обязательно быть слишком мощным. Разумеется, его должно хватать для нормальной езды по трассам. Но на бездорожье способность автомобиля двигаться ограничивается не мощностью двигателя, а сцеплением колес с покрытием. Излишняя мощность снижает проходимость, т.к. более мощный двигатель имеет больший вес. Интересны в этом смысле варианты с применением турбонагнетателя, позволяющего при той же мощности значительно уменьшить объем, а значит, и вес двигателя. Однако наличие турбины — спорный момент, т.к. она уменьшает ресурс двигателя, да и сама является довольно капризным устройством.

На внедорожниках часто устанавливают дизельные двигатели. Такому мотору практически не нужно электричество, а значит, он сможет надежно действовать и в воде. Чаще всего дизельному двигателю для работы достаточно лишь наличие напряжения на топливном клапане (а некоторые имеют механическое управление и этим клапаном). Есть еще плюсы: такие моторы обладают большим крутящим моментом на низких оборотах, солярка дешевле бензина, а ее расход ниже.

И, наконец, двигатель внедорожника не должен быть слишком сложным, т.к. при езде по бездорожью высока вероятность поломок. Также ненадежны и чаще всего выходят из строя при попадании в воду электронные системы управления двигателем.

Пикап для рыбалки и охоты

Если уж где и возникает необходимость в настоящем внедорожнике, так это на рыбалке и охоте. Но зачем тогда покупать в качестве машины огромный полноразмерный вездеход и пачкать грязью его комфортабельный салон, когда пикап с «двойной» кабиной обойдется на четверть дешевле и даже может оказаться значительно вместительнее? В обычном внедорожнике, сложив заднее сиденье, мы получаем грузовой объем только за счет пассажиров, а в пикапе Double Cab можно отправиться на отдых впятером и со всем необходимым снаряжением, которое не будет болтаться в салоне. А чтобы предохранить амуницию от «сглаза» и непогоды, стоит обзавестись либо простеньким тентом, пристегивающимся к бортам, либо съемным пластмассовым верхом.

В России официально предлагаются только два пикапа — Mitsubishi L200 и Mazda B 2500, скроенные почти одинаково, хотя и не имеющие ни одной общей детали. Близнецами эту парочку не назовешь, но сходство проявляется буквально во всем: в габаритах, рамном четырехдверном кузове, размерах грузовой площадки, турбодизельных 2,5-литровых моторах, трансмиссиях 4х4, подвесках (спереди — двухрычажная, сзади — зависимая рессорная), тормозных системах, лишенных АБС, и т.д. С разнообразными опциями да еще в двухцветном исполнении оба пикапа смотрятся выразительнее многих внедорожников, а с надстройкой это уже полноразмерные японские джипы за полцены. Редкое сочетание хорошего дизайна, практичности и умеренной стоимости делает их интересной альтернативой джипам.