Директор-Инфо №20'2003
Директор-Инфо №20'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Сотовые тарифные планы для бизнеса

Владимир Богданов

В начале отметим некоторые тенденции, обозначившиеся на рынке сотовой связи в последнее время. Во-первых, постепенно сокращаются качественные и имиджевые различия между прямыми московскими семизначными номерами и федеральными одиннадцатизначными. Во-вторых, у некоторых операторов появились тарифы с бесплатными входящими звонками внутри сети или с сетей других операторов мобильной связи. В-третьих, наблюдается снижение стоимости минуты разговора, особенно в тарифах с авансовым платежом (prepaid). В-четвертых, появляются тарифы, по объему эфирного времени близкие к безлимитным, но доступные по цене.

«Прямой» или «кривой»

Более дорогие в обслуживании прямые номера были традиционно ориентированы на бизнес-пользователей. Главное их достоинство — простота дозвона с городских телефонов, возможность позвонить на мобильный с любого таксофона или с внутренней АТС, на которой заблокирован код междугороднего доступа — восьмерка. Процент успешных соединений при звонках с городских телефонов на прямые сотовые номера заметно выше, чем на федеральные. На этом перечень практических преимуществ прямого номера заканчивается. Имеется еще психологический фактор: телефон с прямым номером считается более престижным и подчеркивает высокий статус владельца. При этом расходы владельца прямого номера обычно заметно выше, чем у того, кто пользуется федеральным. Кроме повышенной абонентской платы, он вынужден больше платить и за входящие звонки, т.к. у вызывающего абонента велик соблазн набрать прямой сотовый номер с городского телефона.

Федеральные десятизначные номера, в просторечье называемые «кривыми», обходятся в обслуживании гораздо дешевле. Для сотового оператора они не являются дефицитными, их не нужно выкупать у МГТС большими пулами по высоким ценам. Для покупателя это означает существенно более низкую абонентскую плату и меньшую стоимость минуты разговора. Недостатки федеральных номеров — суть все достоинства прямых. Если вам часто звонят с таксофонов, то эти недостатки можно расценивать как серьезные.

Однако стоит отметить, что сегодня реальные качественные, а также имиджевые различия между прямыми и федеральными номерами сглаживаются. Абоненты давно привыкли к федеральным номерам мобильников и уже не расценивают их как непрестижные. Что же касается удобств дозвона, то широкое распространение сотовой связи привело к тому, что абонентам стало удобнее звонить с мобильного на мобильный, выбирая номер из адресной книги сотовой трубки, вместо того, чтобы дозваниваться с городского аппарата. К тому же это еще и проявление вежливости: звонящий демонстрирует, что он экономит деньги вызываемого абонента, либо так же, как и он, несет расходы. А предстоящее разделение московской телефонной сети на номерные зоны 095 и 499 окончательно уничтожит разницу между «прямыми» и «кривыми» номерами.

Качество связи

Дискуссия о качестве сотовой связи в последний месяц приобрела особую остроту. Московская мэрия заявила, что при столь низком качестве связи она решительно не позволит сотовым операторам залезать в карман москвичей. На критику сверху отдельные операторы отреагировали весьма оперативно и по существу: связь в здании мэрии на Новом Арбате была улучшена, а сети операторов пополнились сотнями новых базовых станций в Москве и Подмосковье.

На самом деле любому абоненту, имеющему хоть какое-то представление об инфраструктуре оператора сотовой связи, впору удивиться: как эта финансово-технологическая машина вообще работает без ежедневных крупных сбоев? На потребительском уровне можно отметить следующее: мобильная радиосвязь в городе со столь плотной и постоянно меняющейся застройкой, а также большими транспортными проблемами не может работать одинаково хорошо всегда и везде. В частности, оператор, проектирующий свою сеть, не может достоверно знать, где и когда возникнет очередной крупный транспортный затор и скольким абонентам одновременно вздумается в этот момент позвонить из машины, чтобы скорректировать свои планы. В такой ситуации резерва емкости ближайшей базовой станции может не хватить, а на экранах телефонов появится знакомое большинству москвичей сообщение «System Busy» («система занята»). Другое дело, что оператор может и должен прогнозировать повышенную нагрузку в заранее известных публичных местах: в деловых районах, на рынках, стадионах и пр. Но делает он это далеко не всегда.

Сотовая связь имеет массу технологических ограничений, о которых абоненты не знают или не задумываются, предпочитая на чем свет стоит клясть оператора, если связь обрывается при разговоре в автомобиле, мчащемся по МКАД со скоростью более 100 км в час.

Принимая во внимание тот факт, что качество связи — это комплексная характеристика, приведем результаты опроса более чем сотни пользователей и их оценку основных параметров связи.

Скорость дозвона на федеральные номера с городского телефона. Быстрее всего удается дозваниваться на федеральные номера MTC (коды 902, 916). На второе место по проценту успешных соединений можно поставить БИ ЛАЙН (коды 901, 903, в ближайшее время добавится 905). Самые большие проблемы последнее время возникали при звонках на федеральные номера сети «Мегафон» (код 926). Скорее всего, виной тому не столько «молодость» этого GSM-оператора, сколько популярность «мегафоновского» семейства тарифов «Прием», по которым абоненты не платят за любые входящие звонки, в том числе и с городских телефонов. Неудивительно, что в Москве нашлось немало людей с крепкими нервами, которые упорно дозваниваются на сотовый с городского телефона, чтобы поговорить от души и совершенно бесплатно. В результате возникает перегрузка коммутаторов. Справедливости ради стоит сказать, что отмеченные проблемы, не распространяются на прямые номера сети «Мегафон».

Качество голосовой связи. Проблемы с качеством голосовой связи могут выражаться в характерном «кваканьи» и «бульканьи» (искажение речи при некорректном цифровом кодировании), временном пропадании связи, эффекте эха и других помехах. Причин для их возникновения существует множество. Чаще всего помехи возникают в тех местах, где связь неустойчива — подвальных и полуподвальных помещениях, больших бетонных зданиях. Словом, если абонент ведет разговор из подвального кафе, да еще плотно обхватив телефон со встроенной антенной, и испытывает при этом проблемы с качеством связи, то не оператор тому виной.

Качество голосовой связи страдает при перегрузке ретрансляторов, которая бывает вызвана недостаточной частотой их установки либо большой плотностью застройки. Помехи возможны также в высотных зданиях, которые попадают в зону действия сразу нескольких базовых станций. И у МТС, и у БИ ЛАЙН эти проблемы возникают не так уж часто. У «Мегафона» — чуть чаще, что, скорее всего, связано с меньшим количеством ретрансляторов, установленных в Москве, но это временные трудности.

Площадь покрытия (зона устойчивой связи). Данный фактор оказывает прямое влияние на интегральную оценку качества. Чем меньше ретрансляторов и базовых станций установлено оператором в Москве и области, тем больше «дырок» в покрытии и тем хуже качество связи. Операторы, давно работающие на рынке, обеспечивают довольно качественное покрытие в Москве и городах Московской области. Ежемесячно компании устанавливают десятки новых ретрансляторов, которые улучшают прием и расширяют зону покрытия. В частности, зоны покрытия МТС и БИ ЛАЙН вполне сопоставимы — достаточно взглянуть на их официальные карты. МТС раньше взялась за организацию сотовой связи в московском метро, БИ ЛАЙН — позже. Однако к концу 2003 г. основные конкуренты, вероятно, достигнут паритета по телефонизации метрополитена.

Тем, кто планирует активно пользоваться телефоном только в Москве, все операторы обеспечивают сопоставимые по качеству условия связи: «Вымпелком» (марка БИ ЛАЙН, GSM-900/1800, www.beelinegsm.ru), МТС (GSM-900/1800, www.mts.ru), «Персональные коммуникации» (марка «Сонет», цифровой стандарт CDMA 800, www.sonet-online.ru), «Мегафон» (стандарт GSM-900/1800, EGSM, www.megafonmoscow.ru) и МСС (аналоговый стандарт NMT-450, www.mcc.ru). Главным критерием выбора в этом случае может быть стоимость услуг и то, какого оператора выбрали большинство из ваших знакомых (внутри сети звонки всегда дешевле или даже бесплатны).

Тем, кто часто бывает в Подмосковье и граничащих с ним областях, придется выбирать между тремя операторами: БИ ЛАЙН, МТС и MCC.

Если же вы планируете пользоваться телефоном в Москве, Подмосковье и периодически выезжать с ним за границу, то выбор ограничится БИ ЛАЙНом и МТС, которые имеют беспроблемный автоматический роуминг.

«Безлимитные» тарифы

Большинство сотовых операторов среди прочих тарифных планов предлагают так называемые безлимитные. На практике это означает предоставление неограниченного времени для местных звонков по мобильному телефону за фиксированную ежемесячную плату. Междугородние и международные переговоры обычно оплачиваются отдельно1. При этом, если звонки за рубеж абонентов других тарифных планов складываются из оплаты минуты эфирного времени по обычному тарифу плюс тариф за «международность», то пользователь тарифа «безлимитный» оплачивает лишь международную составляющую. К разряду курьезов стоит отнести тот факт, что SMS-сообщения в безлимитных тарифах обычно также оплачиваются отдельно. Наверное, просто потому, что абонентам, готовым платить за безлимитный тариф, проще позвонить, чем набирать символы на клавиатуре телефона.

Подсчеты показывают, что безлимитный тариф у GSM-операторов выгоден, если абонент разговаривает не менее 1–1,5 ч в день, причем сам инициирует звонки или принимает их преимущественно с городских телефонов. То есть при самом неблагоприятном сценарии, когда платить приходилось бы практически за каждый звонок. По информации GSM-операторов сейчас доля безлимитных абонентов в структуре всей абонентской базы составляет около 3%. Мало кто относится к своему здоровью настолько безответственно, чтобы по два часа «висеть» на мобильном. Важное преимущество «неограниченных» тарифов состоит в том, что они дарят своим абонентам возможность полностью сконцентрироваться на беседе, а не на размере будущего счета.

Безлимитные тарифные планы отличают высокая ежемесячная плата и немалый гарантийный взнос, что существенно снижает их популярность. В то же время у разных сотовых операторов появились тарифные планы, близкие по своим потребительским характеристикам к безлимитным, но со значительно меньшей абонентской платой. Самый яркий пример — семейство тарифных планов «Мегафон-Прием», по которым за 24—37 долл. абонентской платы любые входящие бесплатно плюс 100 мин. исходящих. Для россиянина со смекалкой это означает практически безлимитный план. БИ ЛАЙН и МТС идут другим путем, предлагая тарифы, в абонентскую плату которых включены 100 и 1000 мин. предоплаченного времени.

Недостаток безлимитных тарифных планов с точки зрения оператора состоит в том, что у абонентов возникает соблазн использовать их, например, для телефонизации офиса при отсутствии или недостатке проводных телефонов. Понятно, что сотовые телефоны тяжело или практически невозможно подключить к офисной АТС, а длительные разговоры вряд ли полезны для здоровья. Но бесплатный входящий трафик — серьезный аргумент для малого бизнеса в пользу нецелевого использования данных тарифов. Тем более что у коммерческих операторов проводной связи тарифы на подключение и обслуживание едва ли не выше, чем у «сотовиков» (подключение офисного телефонного номера по радиоканалу стоит от 450 долл., а абонентское обслуживание — от 50 долл. в месяц). Похожая ситуация несколько лет назад сложилась с безлимитными тарифами у Интернет-провайдеров. Экономя на организации выделенного канала, малый бизнес стал активно покупать unlim-планы для модемного доступа по телефонной линии. В результате модемные пулы операторов оказались перегруженными, что создало трудности для остальных абонентов. К тому же пользователи не следили за трафиком (количеством загруженных мегабайт данных). Подписчики платили фиксированную ставку за время, а провайдер расплачивался за скачанные ими мегабайты. В результате конфликта интересов неограниченный доступ в дневное время стал невыгодным для провайдеров и в считанные месяцы исчез из прейскурантов ведущих Интернет-компаний.

Тариф по сценарию

Сэкономил — значит заработал. А сотовые операторы, хоть редко, но предлагают крайне привлекательные программы подключения. Если воспользоваться моментом и принять предложение, то можно на каждом подключенном номере экономить более 100 долл. в год. Характерный пример — программа БИ ЛАЙН двухлетней давности по подключению к тарифу «Корпоративный». Кто успел подключиться, тот и поныне не знает, что такое абонентская плата и экономит на этом по 150–200 долл. в год для каждого подключенного телефона. Сейчас условия поменялись в несколько худшую сторону.

Сегодня одно из самых выгодных предложений на рынке — тарифный план «Прием» с прямым московским номером сети «Мегофон». Низкая стоимость подключения, относительно невысокая абонентская плата и бесплатные входящие звонки с любых телефонов позволяют рассматривать подключение по данному тарифу как удачную инвестицию. Да, зона покрытия и качество связи «Мегафона» пока оставляют желать лучшего, но всем понятно, что это временные недостатки. Рассчитывать на то, что конкуренты оперативно снизят тарифы до уровня «Мегафона» не приходится: они слишком озабочены сохранением уровня дохода с одного абонента. А вот обратная ситуация вполне возможна: как только спрос на тариф становится слишком высоким, компании постепенно ухудшают условия подключения. Так было, например, с тарифом «Корпоративный» у БИ ЛАЙН. Поэтому наибольшую экономию получают покупатели «первой маркетинговой волны». Можно предположить, что у «Мегафона» эта «маркетинговая волна» уже идет на убыль. Поэтому имеет смысл поторопиться с подключением.

Для выбора оптимального тарифного плана необходимо определить, какой сценарий максимально отражает ваше поведение как абонента. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Сценарий 1. Вы работаете преимущественно в офисе, довольно часто выезжаете в зарубежные командировки, по мобильному телефону разговариваете около 15–30 мин. в день. По соображениям имиджевого характера вам требуется прямой московский номер.

Для того чтобы не испытывать проблем с мобильной связью за рубежом, нужно ориентироваться на оператора, работающего в стандарте GSM. Если основная нагрузка приходится на офисный телефон, то обслуживание сотового телефона с прямым московским номером обойдется ориентировочно в 45–70 долл. в месяц. Рекомендуем присмотреться к тарифному плану «Прием Частный» сотового оператора «Мегафон», к тарифам «МТС Бизнес 400», «БИ ЛАЙН Супер 500». Наиболее экономичным окажется, скорее всего, «Прием Частный» благодаря бесплатным входящим звонкам со всех видов телефонов. В пользу МТС и БИ ЛАЙН говорят развитость инфраструктур этих компаний и более обширная зона уверенного приема. Особенностью тарифа «Супер 500» в представленном варианте является посекундная тарификация с первой секунды разговора, что также дает существенную экономию.

Сценарий 2. Из-за плотного графика встреч вам часто приходится пользоваться мобильным телефоном в дороге. Его номер указан на вашей визитной карточке. Словом, сотовый телефон для вас — одно из основных средств связи, и разговариваете вы не меньше получаса в день. При этом в командировки ездить приходится крайне редко, а на дачу — часто.

Если использование стандарта GSM для вас не принципиально, а ежемесячные расходы на мобильный порядка 100 долл. вполне допустимы, тогда можно подключиться к тарифу «MCC Безлимитный 79». Прямой номер и неограниченное время звонков за 79 долл. абонентской платы (без налогов) — несомненное достоинство этого тарифного плана. Аналоговый стандарт NMT-450, в котором работает МСС, не настолько подходит для городских условий, как GSM или CDMA. Кроме того, NMT-аппараты довольно громоздки и дороги. Зато в пользу МСС говорят большая зона покрытия и относительная дешевизна услуг связи. Если же вам требуется автоматический роуминг или по каким-либо другим причинам приходится ориентироваться на GSM-оператора, то можно присмотреться к тарифным планам «БИ ЛАЙН Супер 1000» и «МТС-VIP 1000». Тысячи минут трафика, которые уже включены в абонентскую плату, должно вполне хватить на руководство бизнесом в телефонном режиме.

Сценарий 3. Вам психологически проще выложить сразу существенную сумму при подключении, а потом платить как можно меньше за неограниченное время разговоров в пределах Московского региона. При этом возможность роуминга не имеет решающего значения.

Описанный случай больше всего подходит под безлимитные тарифы «Сонет». В частности, план «Антикризис» позволяет после весьма солидных первоначальных инвестиций в дальнейшем неограниченно пользоваться телефоном всего за 25 долл. ежемесячной абонентской платы. «Сонету», работающему в стандарте CDMA 800, пока не разрешен роуминг, но есть бесплатная переадресация. Поэтому, если роуминг все-таки потребовался, можно взять с собой телефон стандарта GSM, переадресовав на него звонки с «Сонета».

Сценарий 4. Вашим сотрудникам необходима мобильная связь для выполнения служебных обязанностей или в рамках «социального пакета».

Использование корпоративных тарифных планов, которые предлагают почти все московские операторы, позволяет не только экономить на телефонных звонках, но и несколько сократить налоги. Затраты на сотовую связь оформляются как расходы компании, а счета оплачиваются безналичным перечислением с расчетного счета.

Корпоративные тарифные планы, когда договор на несколько телефонных номеров оформлен на юридическое лицо, характеризуются невысокой абонентской платой, особенно для федеральных номеров, — от 0 до 9 долл., и существенными скидками от базовых тарифов за минуту разговора. В принципе никто не запрещает перевести на корпоративный контракт не только сотрудников, но и семью и друзей. При дисциплинированности всех участников корпоративные контракты позволяют достичь довольно высокой экономии.

По условиям обслуживания корпоративные планы всех московских операторов сотовой связи сопоставимы. Однако некоторые из них устанавливают высокий бюджетный ценз. К примеру, требуют, чтобы ежемесячный платеж по контракту составлял не менее 1000 долл. Поэтому целесообразно предварительно уточнить все условия подключения. По-моему, в настоящее время наиболее демократичные условия подключения по корпоративным контрактам предлагают операторы MCC и «Мегафон».

Несколько полезных рекомендаций

Подобрать какой-то один универсальный тарифный план, совмещающий в себе выгодность, практичность и престижность, действительно, очень сложно: то абонентская плата высока, то покрытие неважное, то роуминга нет. А стоит ли вообще выбирать что-то одно? На самом деле, более практично иметь два телефона, подключенных к разным тарифам. Скажем, первый телефон — «рабочая лошадка» — для служебного пользования, с федеральным номером и, возможно, даже с безлимитным тарифным планом. Как вариант можно рассмотреть «MCC Безлимитный 54», «Мегафон-Прием Частный» или «Сонет №35». Предполагается, что на этот аппарат будет приходиться основная нагрузка в рабочее время.

Второй же телефон, с прямым номером, может выполнять представительские функции и одновременно служить для подстраховки.

Пользоваться им можно по минимуму, например для входящих звонков от особо важных клиентов и для исходящих — вне Москвы. В таком случае главное требование к тарифу — минимальная абонентская плата и подключение к оператору с большой зоной покрытия. Этим условиям удовлетворяет тарифный план «БИ ЛАЙН Супер 30» (абонентская плата 14 долл.), чуть в меньшей степени — «МСС Оптимальный 400» (40 долл.) и со временем будет удовлетворять «Мегафон-Прием Частный» (31 долл.).

Особый случай: когда абоненту требуется дешевый роуминг. Одним из самых экономичных вариантов для абонентов, часто посещающих дальние страны, станет приобретение SIM-карты местного оператора сотовой связи. На Западе предложение специальных недорогих «гостевых» тарифов весьма развито. При затратах на уровне 10–20 долл. в месяц вы получите возможность общаться в стране пребывания по местным тарифам. Само собой, предпочтение стоит отдать тем, в которых входящие звонки не тарифицируются. Тогда за все звонки будет платить вызывающая сторона (по карточкам IP-телефонии получаются сущие копейки).

Если частая смена номера для вас неприемлема, то можно предложить и другой вариант: использование за рубежом спутникового телефона. В частности, довольно демократичные расценки предлагает спутниковый оператор Thuraya (www.thuraya.com, www.tmsat.ru). Входящие звонки на спутниковые телефоны Thuraya, как правило, бесплатные, а внутрисетевые звонки стоят около 50 центов за минуту разговора (платит только вызывающий абонент). В большинстве случаев получается, что разговор по спутниковому телефону обходится значительно дешевле классического GSM-роуминга. Например, позвонив с телефона Thuraya на обычный городской телефон в другой стране, вы платите около 1,5 долл. за минуту. Если бы звонок был с сотового или по межгороду, то минута разговора стоила бы 2–4 долл.

Зона покрытия сети Thuraya пока охватывает большинство стран Европы, южные и западные регионы России (включая московскую область), Ближний Восток, часть Африки и Азии. Подробнее о зоне охвата можно прочитать на сайте www.tmsat.ru/zone/. В России для использования телефонов Thuraya нет никаких технических препятствий, но услуги пока не сертифицированы. Другими словами, все работает, но это пока незаконно. Спутниковые телефоны Thuraya (пока на рынке представлены только две однотипные модели — Ascom и Hughes) в России стоят от 930 долл. Особенность этих компактных аппаратов в том, что помимо спутникового режима они поддерживают работу в сетях GSM и оборудованы встроенным GPS-приемником.

 


1 Исключение составляет тариф «Безлимитный» 139 от МСС, в который включены неограниченные междугородние звонки по России. Возврат