Директор-Инфо №18'2003
Директор-Инфо №18'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Автомобили: криминал и защита

Олег Татарников

Смертность на дорогах

В России в автомобильных авариях в течение года погибают примерно 14 человек на 100 тыс. населения. Впрочем, в других индустриально развитых странах это число колеб-лется от 8 до 18, но в Евросоюзе средний показатель смертности от автомобильных аварий — менее 10 человек на 100 тыс. жителей.

По официальным данным ГАИ, в 2002 г. в нашей стране было зафиксированно 33 тыс. смертей в результате ДТП. Основная причина аварий, по мнению сотрудников ГАИ, — различные нарушения ПДД, плохое техническое состояние дорог и, конечно же, автомобилей. По последней причине в 2002 г. произошло 3605 аварий, в которых погибли 806 и получили ранения 4737 человек. Это сравнимо с потерями нашей армии в Чечне за последний год.

Пьяные за рулем стали в прошлом году виновниками 22 тыс. ДТП. В числе основных причин аварийных ситуаций и низкая культура водителей. Ее закреплению, помимо прочего, способствует взяточничество гаишников, которое с введением нового Кодекса об административных нарушениях стало еще более массовым. Водители сознательно идут на нарушения правил, поскольку абсолютно уверены, что в случае чего легко отделаются взяткой автоинспектору.

Смертность на дорогах России уже давно никого не удивляет. Хотя цифры чудовищные: каждый день уносит жизни более 80 человек. Сегодня ГАИ, и это надо признать, не представляет для злоумышленников непреодолимой преграды. Причем рост показателя смертности — не только и не столько «заслуга» человека с полосатым жезлом, но и закономерный итог всеобщего ожесточения. И среди таких ненавистников, увы, немало людей, управляющих тысячами лошадиных сил.

Как советуют все эксперты, первое правило на дороге — держаться подальше от хамов и «отморозков» и прогнозировать их действия по самому худшему варианту.

Что касается технического состояния автомобилей, то ГАИ намеревается еще крепче закручивать гайки при проведении техосмотров. Существовавшая практика прохождения ТО в тот месяц, который соответствует последней цифре номера машины, из правил проведения техосмотра исключена. На осмотр положено приезжать в соответствии с меткой на действующем талоне. Можно и раньше, но опоздание хотя бы на один день карается штрафом в размере 1/2 МРОТ (50 руб.). Новый автомобиль следует предоставлять на осмотр не позднее 30 суток со дня его регистрации в ГАИ. А после 1 июля приехавшим на ТО необходимо будет иметь при себе полис об обязательном страховании гражданской ответственности.

Много путаницы возникло у владельцев автомобилей, возраст которых не достиг 5 лет. «Технические осмотры новых машин назначаются через 24 месяца трижды, если первый техосмотр пройден в год выпуска транспортного средства, и дважды, если на первый ТО транспортное средство было представлено на следующий год после выпуска», — разъяснили в ГУ ГАИ.

Россия подписала европейское Соглашение о периодических технических осмотрах, и существующий порядок проведения ТО ему полностью соответствует. Однако у государства не было средств для организации и проведения инструментального контроля, поэтому к нему были привлечены «юридические лица, имеющие диагностическое оборудование и квалифицированные кадры». Постепенно, по мере накопления средств все станции диагностирования перейдут в ведение ГАИ, и, возможно, тогда станет меньше «левых» талонов техосмотра.

Сегодня страны с большим «автопарком» стремятся повысить частоту диагностирования ездящих машин, поэтому, по мнению ГУ ГАИ, осмотр транспорта раз в год, а тем более раз в два года недостаточен. Отрегулированные параметры можно гарантировать на любом автомобиле лишь между двумя сервисными техобслуживаниями. Так что в перспективе у нас не увеличение интервалов между осмотрами, а проведение ТО по пробегу. А бойкотирующего инструментальный контроль ждут штрафы и запрет на управление машиной как не прошедшей техосмотр. В ГАИ также считают, что талон ТО не освобождает владельца транспорта от ответственности за его исправность. Служба технического надзора ГАИ (не ДПС, а специальная служба) вправе в любой момент остановить машину при обнаружении явных признаков поломки и проверить техническое состояние даже при наличии талона, если эта неисправность угрожает безопасности или из разряда тех, при которых правилами движения запрещена дальнейшая эксплуатация средства передвижения. Отказ остановиться и предоставить машину для осмотра означает проявление неповиновения сотруднику милиции со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Угон и кража из автомобиля, и как их предотвратить

Купив автомобиль, каждый думает о том, как защитить его от угона. При угоне один из главных факторов — время. Конечно, если злоумышленники специально «охотятся» за вашей машиной, то предотвратить это преступление довольно сложно. Для того чтобы открыть и завести автомобиль, оборудованный известной ему сигнализацией, подготовленному человеку достаточно буквально нескольких секунд. Однако по статистике большинство угонов и краж из машин совершают не такие высокообразованные специалисты, а обычные воры.

Так, например, широко известные аферисты–«барсеточники» действуют совсем примитивно: пока вы стоите на светофоре, из соседней машины с пассажирского места к вам обращается человек с вопросом, как проехать к такой-то улице. Вы добродушно открываете стекло, начинаете объяснять, а в это время либо с другой стороны крадут вещи, либо еще хуже — резко открывают дверь, выкидывают вас из машины, садятся в нее и на зеленый сигнал светофора спокойно уезжают...

Между тем есть несколько правил, соблюдение которых позволит снизить количество таких посягательств на вашу машину. И это надо сделать привычкой. Во-первых, рекомендуют закрывать двери на замки и разговаривать с кем-то только через слегка опущенное стекло. Нажать на кнопку центрального замка нетрудно, зато вот открыть дверь снаружи станет проблемой. Поэтому милиционеры рекомендуют автовладельцам ездить по городу с заблокированными дверями. Кроме того, находясь за рулем, всегда пристегивайтесь ремнем безопасности. Во-первых, это предписано правилами и способствует вашей же безопасности, а во-вторых, вас будет сложнее выкинуть из машины.

Зачастую нападение происходит на перекрестке со светофором, когда жертва переключает все внимание на дополнительную секцию со стрелкой.

Но статистика показывает, что сегодня больше половины случаев дорожных грабежей и разбоев совершается в момент, когда водитель садится в автомобиль или выходит из него. Причем женщины–водители попадают в группу особого риска. Поэтому, выходя из машины или садясь в нее, особенно в темное время суток, следует внимательно посмотреть, не крутятся ли поблизости подозрительные личности. Паркуйте автомобиль только в освещенных, хорошо просматриваемых местах.

Но если на водителя все-таки напали, а его шансы самостоятельно дать отпор преступникам невелики, то милиционеры рекомендуют выполнять все требования бандитов. А после инцидента самое главное — как можно быстрее сообщить в милицию о случившемся.

Полезно носить брелок от сигнализации отдельно, а не на связке с ключами от машины. Тогда, во-первых, вы всегда сможете включить режим «паника» на сигнализации, а во-вторых, даже если вор–карманник лишит вас ключей от машины, проникнуть в нее незамеченным он вряд ли сможет. И никогда не храните документы на машину, а тем более права, в автомобиле.

Всегда, даже покидая машину всего на одну минуту, активируйте все средства охраны, которые у вас есть, и ставьте автомобиль на сигнализацию. И уж тем более никогда не оставляйте ключи в замке зажигания, даже если вам надо протереть стекло или взять что-то в багажнике.

Впрочем, как говорят сыщики, «традиционные» бандиты в скором времени если не исчезнут совсем, то уступят место более «продвинутым» коллегам. Сегодня за вами может пристроиться автомобиль для того, чтобы на всех ваших остановках сканировать код вашего брелка от сигнализации. Как только код будет получен, машина удалится, а позже оставленный без присмотра автомобиль снимут с сигнализации и угонят. Если вы заметили нечто подобное, то не оставляйте машину без надзора, а если вам надо припарковаться, используйте только охраняемые стоянки. Причем при установке и снятии машины с сигнализации примените следующий нехитрый прием — вытащите металлическую фольгу из пачки сигарет, конфеты или жевательной резинки, оберните ею брелок и нажимайте кнопку, находясь очень близко от автомобиля. Фольга сыграет роль экрана и сильно уменьшит дальность приема сигналов передатчика, находящегося в брелке. Такими действиями вы осложните задачу угонщикам. И никому не рассказывайте, как устроена охранная система вашего авто, и не лепите на стекла наклейки, прилагающиеся к сигнализации, не облегчайте работу угонщикам.

По статистике угонов, в 2002 г. наибольшей популярностью среди иномарок у столичных преступников пользовались модели марки Audi. Так, из всех угнанных за 2002 г. автомобилей они составили порядка 13% от общего числа, тогда как более престижные и зачастую более дорогие автомобили BMW и Mercedes — лишь 5,5 и 5,4% от общего числа пропавших машин.

«Подставы» и страхование

Как известно, существует такой способ мошенничества, как умышленное создание аварийной ситуации и последующее вымогательство денег с автовладельца, оказавшегося «виноватым» (по правилам дорожного движения). Самые распространенные методы «подстав» — внезапное торможение впереди идущего транспортного средства, от которого вы оказались на недопустимо малой дистанции, или столкновение с автомобилем, находящимся справа, в тот момент, когда вы уступаете дорогу «спешащей» и активно сигналящей машине, двигающейся вслед за вами.

Прекратить частные разборки на дорогах и обезопасить водителя от таких мошенников может эффективный страховой рынок. Правительство РФ, наконец, утвердило правила и тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. (О тарифах и правилах страхования журнал «Dиректор-инфо» уже писал в №3 за 2003 г.)

Правила и тарифы вступают в силу с 1 июля 2003 г. (штрафовать за отсутствие полиса начнут только с 1 января 2004 г., но уже с 1 июля ни пройти техосмотр, ни перерегистрировать автомобиль без этого документа будет невозможно). Однако далеко не все страховщики уверены в том, что закон об обязательном страховании заработает сразу. Кстати, никто из них еще не получил лицензию на обязательное страхование гражданской ответственности. Не выработан и порядок перехода к такому страхованию от существующих полисов.

Скорее всего, те компании, которые получат данную лицензию, предоставят своим клиентам выбор: либо перезачесть остаток страховой суммы по добровольному полису в сумму обязательной страховки, либо в дополнение к добровольному заключить еще и договор обязательного страхования. В пользу последнего варианта (с двумя страховками) говорит то, что в этом случае в распоряжении страхователя будет большая сумма ответственности. Не стоит забывать и о том, что обязательная страховка предполагает лимит ответственности — 400 тыс. руб., 160 тыс. из которых может быть выплачено в качестве материального ущерба (но не более 120 тыс. на одну машину), остальные — за ущерб жизни и здоровью. Поэтому привыкшие страховаться автовладельцы наверняка будут докупать страховку до стандартных 10 тыс. долл. По словам директора Российского союза автостраховщиков Андрея Слепнева, цена добровольной страховки ГО упадет до 10–20 долл., т.к. основной убыток содержится в той части, что покрывается законом об обязательном страховании.

При этом снизится стоимость страховки по рискам «ущерб» и «угон + ущерб» (КАСКО). Секрет прост: сейчас в риск «ущерб» закладывается, что виновные не станут платить страховой компании за аварию. А все полученные с них деньги страховщики обычно относят себе на чистую прибыль. Поэтому во многих случаях страховщики даже и не пытаются судиться с теми, кто нанес им ущерб.

С введением обязательной страховки ГО, когда за ущерб будут платить страховые компании, риск должен снизиться. Ожидается, что в борьбе за клиента компании позволят страховать по риску «ущерб» и старые машины (сейчас застраховать авто старше 9–10 лет практически нереально). Кроме того, по обязательному страхованию потерпевший получит выплату, даже если виновник аварии неизвестен или если он не застрахован. Эти факторы позволят страховщикам снизить цену страховки КАСКО, как минимум, на 20% (некоторые общества уже делают это). Сейчас страховая премия по этому риску составляет 7–10% в зависимости от различных факторов. Можно ожидать, что на некоторые машины цена страховки КАСКО достигнет 5% от стоимости автомобиля. При этом количество застрахованных по КАСКО должно возрасти, что, несомненно, уменьшит накал страстей при аварии.

Но во всех случаях все равно следует вызывать ГАИ, вам же будет спокойнее.