Директор-Инфо №15'2003
Директор-Инфо №15'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Коммерческие автомобили (фургоны и микроавтобусы)

Олег Татарников

С развитием предпринимательства у людей появились определенные требования к коммерческому автомобилю. Некоторые российские производители поняли это и постарались (не без успеха) удовлетворить спрос. Однако многие бизнесмены предпочитают более надежные и функциональные иномарки, поскольку существующие на отечественном рынке модели их не устраивают. Сегодня потребность в такого рода машинах увеличивается день ото дня, и нет никаких сомнений, что она будет расти и дальше.

Категория легких коммерческих автомобилей (LCV — Light Commercial Vehicle) имеет несколько сегментов. Во-первых, маленькие грузовые фургоны и пикапы, сделанные, как правило, на базе легковых автомобилей. Пикап — это мини-грузовичок, у которого вместо обычного автомобильного багажника — открытый кузов. Из конструктивных отличий от базового легкового прототипа помимо кузова можно отметить лишь возможное усиление подвески и несколько иную гамму моторов. Подобные машины чрезвычайно популярны на юге Европы, т.е. во Франции, Испании, Италии.

На севере другие приоритеты. Там предпочитают большие специально сконструированные для перевозки груза и пассажиров однообъемные фургоны с грузоподъемностью около тонны. При разработке таких машин ориентируются не только на интересы предпринимателей. Помимо чисто утилитарных грузовых фургонов или остекленных микроавтобусов (возможно, в универсальных грузопассажирских вариантах) выпускаются также VIP-версии повышенной комфортабельности. Однако пока основные покупатели таких автомобилей — крупные компании. В России наиболее популярны следующие модели данного класса: Ford Transit (в 2002 г. продано 519 машин), Volkswagen Transporter (в 2002 г. реализована 291 машина грузопассажирской модели T4), Toyota Hi Ace (в 2002 г. 179 продаж), Volkswagen Caravelle (177 продаж), Volkswagen Multivan (168), Hyundai H-1 (137), Citroёn Jumper (50), Peugeot Boxer (45), Volkswagen LT (36), Hyundai H-100 (18), Renault Master (15). Несколько особняком стоит популярный в России полноприводный пикап Mitsubishi L200, проданный в 2002 г. в количестве 222 экземпляров.

В последнее время набирает популярность и некий промежуточный вариант коммерческого автомобиля нового поколения — компактные специально сконструированные для перевозки груза и пассажиров однообъемники грузоподъемностью 600–800 кг. Эти модели стоят ближе к пользующимся спросом легковым микро- и минивэнам, т.е. относятся, скорее, к категории многоцелевых автомобилей (MPV — Multi-Purpose Vehicle) и предназначены для более широкого круга покупателей. В России наиболее популярны четыре автомобиля этого класса: Citroёn Berlingo (в 2002 г. продано 546 машин остекленной грузопассажирской модели VP и 71 машина в утилитарном грузовом варианте VU), Peugeot Partner (за 2002 г. реализовано 94 шт.), Renault Kangoo (358 продаж) и Volkswagen Caddy (480). Возможно, скоро к ним добавятся Opel Combo (Corsa LCV или грузопассажирская версия Combo Tour), Ford Transit Connect и Fiat Doblo.

Профессиональные коммерческие автомобили

По статистике продаж (как по объемам, так и по разнообразию марок) в России предпочитают большие специально сконструированные для перевозки груза и пассажиров универсальные однообъемные фургоны с грузоподъемностью около тонны. Просто удивительно, как во времена Советского Союза обходились без таких малотоннажных фургонов! Тогда ведь особого выбора не было: или легковые ижевские «каблуки», или сразу трех- и пятитонные грузовики. Где-то между ними оказывались «РАФики» и «УАЗики», которые к тому же были в постоянном дефиците. Сейчас другие времена, и даже российский «ГАЗ» наладил выпуск «ГАЗелей» и «Соболей», а уж про иностранные модели и говорить нечего — линейка грузовых фургонов есть у любого автопроизводителя. А у многих таких семейств даже несколько!

Так что проблема выбора стоит перед покупателями легких коммерческих автомобилей особенно остро. Судите сами: предлагается несколько вариантов колесной базы (обычно 2–3), высоты крыши (также 2–3 варианта), которые определяют вместимость (объем грузового отсека). Кроме того, от варианта к варианту изменяется и грузоподъемность, зависящая от применяемого двигателя, исполнения подвески и степени трансформации салона. Существует и несколько типов привода: он может быть передним, задним или полным. Например, компания Ford для модели Transit предлагает передний или задний в зависимости от модификации. Также можно выбрать вариант микроавтобуса, бортовой грузовик или шасси под спецоборудование. Причем для двух последних, как правило, имеется одинарная или сдвоенная кабина. И только разобравшись со всем этим многообразием, можно определиться с двигателем (хотя обычно вариантов остается мало, т.к. для каждой модификации предлагается своя гамма моторов), площадью остекления, типом и количеством дверей и т.д.

Грузоподъемность у таких фургонов обычно около 1 т (до 1,2 т), а объем грузового отсека — около 7 м3. Однако есть и более крупные модели (GVW — Gross Vehicle Weight), принимающие свыше 2 т груза и вмещающие более 12 м3. А Volkswagen LТ может попасть уже в класс грузовых автомобилей с полной массой свыше 3,5 т.

Профессиональные коммерческие машины широко используются, и независимо от специфики работы и требований, предъявляемых к транспорту, всегда найдется изящное и практичное решение конкретно для ваших задач. Причем, если вы работаете от зари до зари, вправе ожидать такой же работоспособности от профессионального автомобиля. И вам просто необходимо, чтобы он был надежным и эффективным. Поэтому подобные машины всегда будут востребованы частными предпринимателями, а также представителями малого и среднего бизнеса. Да и крупным организациям постоянно необходимы небольшие развозные автомобили. Тем более что иногда выгоднее взять два маленьких пикапа вместо одного большого грузовика.

Из иномарок у нас предпочитают остекленные универсальные грузопассажирские версии, даже несмотря на то, что фургоны, специализированные только для грузовых перевозок, стоят значительно дешевле (видимо, здесь сказывается конкуренция с российским автопромом, который в состоянии создать достаточно утилитарный и дешевый автомобиль, но не может обеспечить ему приемлемого уровня комфорта).

Вернемся к началу главы. В заголовке не случайно употреблено слово «профессиональные». Дело в том, что автомобиль, сконструированный специально для грузовых перевозок, обладает повышенной надежностью, безотказен в работе, поддерживает эксплуатационные затраты на низком уровне. Так, скажем, для перевозки сотрудников больше подходит изящный, комфортабельный и хорошо оснащенный Sharan, а не грубоватый Transporter, казалось бы, одной и той же компании Volkswagen. Однако следует отдавать себе отчет в том, что Sharan — типичный легковой автомобиль со всеми присущими ему «болячками» (как, впрочем, и любой ширпотреб), а Transporter — это безотказная «рабочая лошадка». Так что, если вам понадобится рабочий микроавтобус для поездок на деловые встречи или для приема высокопоставленных гостей и вам не нужно перевозить грузы, советуем обратить внимание на модели Caravelle и Multivan данного семейства. Это уже пассажирские микроавтобусы класса «люкс», а не автофургоны, но они обладают традиционными достоинствами, характерными для всего семейства профессиональных коммерческих автомобилей Volkswagen: прочностью, долговечностью и безопасностью для пассажиров (которых в зависимости от версии и колесной базы может быть от 6 до 12 человек). Как и положено классу «люкс», у этих машин улучшенная внутренняя отделка, более изящный внешний дизайн и мягкая подвеска, обеспечивающая пассажирам дополнительный комфорт. В Caravelle есть многое из того, что в принципе невозможно на Transporter, например отделанный кожей салон, люк в крыше, подушки безопасности, климат-контроль с раздельной регулировкой для кабины и пассажирского салона, система потолочной вентиляции, мягкая приборная панель, более мощные двигатели и многое другое...

А уж Multivan — это вообще автомобиль для VIP-персон. Внешне он похож на Caravelle, но принципиально отличается от него планировкой салона. На смену микроавтобусу, пусть и люксовому, приходит настоящий офис на колесах, удобный для работы или проведения переговоров (причем прямо в пути): в нем установлены кресла с возможностью разворота на 180o, удобный откидной столик, многочисленные розетки для подключения телефона или компьютера и функциональное освещение салона для создания пассажирам максимально комфортных условий.

Если же требуется чистая утилитарность и оптимальная оснащенность для перевозки тяжелых грузов, то лучше всего подойдет модель Volkswagen LT. Это особое семейство данного концерна и совсем другой уровень коммерческого транспорта.

LT, в отличие от Transporter, может перевозить до 2,7 т груза (имея полную массу от 2,8 до 4,6 т) и не переходит при этом в категорию грузовиков. Однако следует отдавать себе отчет в том, что здесь ни о каком комфорте при перевозке пассажиров речи не идет — подвеска у LT очень жесткая.

Базовой версией Volkswagen Transporter является цельнометаллический фургон полукапотной компоновки, предназначенный для перевозки грузов. Его остекленная модификация имеет двойное назначение. Во-первых, комплектуется легкосъемными сиденьями и может перевозить пассажиров, во-вторых, транспортирует груз, вес которого варьируется в зависимости от количества демонтированных из салона сидений.

Безупречная ходовая часть и мощная хорошо сбалансированная трансмиссия модели Volkswagen Transporter — эталон в своем классе. Высокое качество изготовления, мощные экономичные двигатели, ходовые качества, почти как у легкового автомобиля, и большая вариативность в оснащении обеспечили машинам этого семейства заслуженную популярность.

Transporter можно приобрести в различных вариантах: фургон, микроавтобус, бортовой грузовик с обыкновенной и сдвоенной кабиной или просто шасси под спецоборудование, с тремя версиями колесной базы и двумя разновидностями крыши (низкой и высокой). Далее следуют вариации «дверных» решений (от распашных до сдвижных) и, кроме того, разнообразные комбинации оснастки. Впрочем, в подобном семействе просто невозможно перечислить все предлагаемые модификации.

Но конкуренты не дремлют. Если посмотреть на цифры продаж на российском рынке, то увидим и другого лидера — Ford Transit, который в свое время получил почетное звание «Международный автофургон года».

Ford Transit, бесспорно, грузовой автомобиль в самом лучшем смысле этого слова. Он удобен и для работы водителя, и для размещения груза. Возможно, особой любви к нему не испытывают, тем не менее неизменно предпочитают остальным. Эксперты отмечают, что по сравнению с Transporter изготовлен он несколько небрежно, но традиционно обеспечивает хороший комфорт. Transit предлагает даже более широкий, чем у моделей Volkswagen, выбор кузовов с четырьмя модификациями по длине, тремя базами (включая версию с колесной базой посередине) и тремя разными по высоте крышами. В 2000 г. было представлено новое поколение Ford Transit с возможностью выбора типа привода: передним приводом оснащаются более легкие однотонные модели с низким полом, а для тяжелой работы предназначены заднеприводные версии. Причем обе модели имеют 95% общих компонентов, что облегчает механикам обслуживание парка смешанных моделей Transit. Грузоподъемность данных фургонов — от 1,2 до 1,8 т (максимальная для моделей с шасси без кузова). Вместимость грузового отсека составляет 7,3–9,9 м3 в зависимости от длины базы и высоты крыши. Одним словом, это классический автомобиль с оптимальным грузовым отсеком и образцовой эргономикой рабочего места водителя. Кроме того, он довольно прост и дешев в обслуживании. Недавно Ford омолодил свое семейство легких коммерческих автомобилей, выпустив новый Transit Connect — компактную модель, которая унаследовала лучшие черты легендарного Transit и признана «Лучшим фургоном 2003 года». Причем Transit Connect попадает уже в другой сегмент этого рынка, характеризующийся высокой функциональностью LCV и универсальностью многоцелевых автомобилей MPV.

Спектр коммерческих автомобилей будет неполон, если не упомянуть «японцев». Большое количество подержанных японских машин с правым рулем работает на Дальнем востоке и за Уралом. В европейской части России пользуется популярностью семейство моделей Hi Ace компании Toyota. Эти машины — идеальное транспортное средство для коммерческой транспортировки людей и грузов в пределах города. С момента начала выпуска данной модели в 1967 г. и по сегодняшний день по всему миру продано более 4 млн. автомобилей.

Автомобиль Hi Ace, как и другие LCV-модели, изготавливается в различных исполнениях, но на российском рынке представлены в основном машины для перевозки пассажиров в черте города и предназначенные для специальных служб.

Остекленный и панельный микроавтобусы хорошо подходят и для транспортировки грузов, а раздвижные двери удобны при погрузке и разгрузке, особенно на улицах с односторонним движением. Причем даже грузовые модели обладают прекрасной маневренностью. Естественно, как и все японские автомобили, модели Hi Ace отличаются богатой комплектацией (на микроавтобусе может быть две печки, два кондиционера с климатическим контролем, остекленная крыша, много люков, навигационная система и телевизоры).

Не отстают от японцев и корейцы, представленные в России компанией Hyundai, у которой есть две коммерческие модели: H-1 и H-100. Достоинства компактного и мобильного автомобиля H-1 также ярко проявляются в городе. В полной мере их можно оценить на узких улицах и переполненных стоянках. Крутые подъемы и повороты обойдутся без неприятных сюрпризов, а счета на бензин вас приятно удивят. Особенно привлекательны в моделях компании Hyundai цена и 5-летний срок гарантии.

«Каблуки»

Для перевозки небольших грузов в условиях крупного города нет лучшего транспортного средства, чем маленький пикап или фургон, традиционно называемый «каблуком». Созданный, как правило, на базе известной легковой малолитражки, он сохраняет ее преимущества. Например, небольшие габаритные размеры, высокую маневренность, хорошую организацию рабочего места водителя и низкие эксплуатационные расходы. Правда, возможности таких фургонов ограничены их габаритами и «происхождением»: объем грузового отсека, как правило, не превышает 3 м3, а длина перевозимого груза, не может быть больше 2,5 м. Грузоподъемность, несмотря на усиленную подвеску, обычно не превышает 800 кг. Но специфика использования таких машин такова, что этих параметров вполне хватает.

До середины 90-х гг. концепция грузового фургона оставалась неизменной: от бампера до передних дверей это был обычный легковой автомобиль, а дальше монтировался грузовой отсек. При такой компоновке о дизайне мало кто думал — как говорится, «лишь бы ехала». Но французы решили изменить порядок вещей, и в 1996 г. концерн Peugeot представил свою новую модель под названием Partner. В отличие от традиционных «каблуков» типа Volkswagen Caddy эта оригинальная модель автофургона изначально делалась именно как грузовик, а не переделывалась из легковой модели. Partner не имел явно выраженного «короба», и грузовой отсек был интегрирован в общую композицию кузова. Это позволило сделать внешний вид автомобиля более эстетичным, салон пассажирской версии — более комфортабельным, а грузовой отсек — значительно удобнее и вместительнее. Второй ряд сидений оказывается не просто лавочкой для дополнительных пассажиров, а действительно предлагает комфорт легкового автомобиля. К тому же доступ туда обеспечивается через отдельные двери, чего не было в классических «каблуках». Таким образом, появился новый подкласс автомобилей — альтернатива микро- и минивэнам, а также традиционным универсалам: те же высокие функциональность и комфорт плюс наличие удобного грузового отсека. Такие машины имеют оригинальный дизайн и хорошую грузоподъемность (600–800 кг). На российском рынке три из четырех популярных моделей относятся к новому поколению, и лишь Volkswagen Caddy сделан на базе легкового автомобиля Polo. Французская «троица» выгодно отличается от конкурентов тем, что имеет достаточно большой грузовой отсек (в пассажирском варианте — багажник), но в то же время эти автомобили по-прежнему остаются легковыми. Для индивидуальных предпринимателей и некрупных бизнесменов, которые и стали основными покупателями данных моделей, это означало существенные льготы в налогообложении и сокращение расходов на содержание.

Однако даже тот факт, что в основе создания коммерческого автомобиля лежит известная «гражданская» модель, еще не говорит о том, что такая машина сделана по устаревшим принципам. Так, например, совершенно новый, но уже популярный в Европе Opel Combo, который пока не поставляется в Россию, тоже создан на базе легкового хэтчбека Corsa, а самый популярный у нас фургон — это традиционный «каблук» Volkswagen Caddy (максимальный объем загрузки — 2,9 м3, грузоподъемность — 550 кг). Но автомобили нового поколения все же более удобны и вместительны. Так, Renault Kangoo даже в пассажирской версии имеет полезный объем до 3 м3, а грузовой фургон с высокой крышей — и вовсе до 3,8 м3.

Конструктивно современный «каблучок» очень сильно напоминает легковой автомобиль: независимая подвеска спереди, независимая или полузависимая сзади, передний или полный привод и т.д. Соответственно, и ведет он себя как обычная легковушка. В нем нет жесткости, присущей большим коммерческим моделям. Нет массивности и неповоротливости, как у крупных автомобилей. Однако подвеска (особенно задняя) должна быть довольно упругой, все-таки необходимо погрузить в машину до 800 кг груза! Поэтому, когда автомобиль порожний, она кажется немного жестковатой, и даже мелкие стыки на дорогах передаются на кузов, заставляя его вздрагивать. Зато нет никаких проблем с большими ямами — подвеска должна быть энергоемкой со значительным запасом прочности. Машина скорее подпрыгнет, чем «пробьет» подвеску. Однако на плохой дороге нужно быть аккуратнее, т.к. этот автомобиль все же не является ни грузовиком, ни джипом, да и передняя подвеска у него мягче задней.

В качестве тенденции в классе современных грузовых фургонов стоит отметить вполне комфортабельный салон для водителя и пассажира. В комплектацию могут входить подушки безопасности, АБС, гидроусилитель руля, электрические стеклоподъемники, многочисленные ниши, карманы и сеточки для всякой мелочи и т.д. Грузовой отсек снабжен крепежными петлями и отделен от салона сплошной, поворотной или сеточной перегородкой. Задние двери обычно распашные двухстворчатые, причем они могут быть асимметричными, что упрощает процесс загрузки/разгрузки в стесненных условиях (можно пользоваться широкой или узкой створкой). Для перевозки длинномерных грузов в некоторых моделях предусмотрен люк в задней части крыши у самых дверей. Багажный отсек может быть совсем без остекления либо с частичным или полным остеклением (как у традиционного минивэна). И еще одна черта отличает компактные модели от больших фургонов — это, как правило, очень низкая погрузочная высота (не более полуметра от поверхности дороги). У представителей новой оригинальной концепции помимо дизайна есть еще одно важное преимущество перед традиционными «каблуками» — они имеют боковые двери (как правило, сдвижные), которые значительно облегчают погрузку/выгрузку.

В целом новые «каблуки» во всех отношениях значительно удобнее и предназначены для более широкого спектра применения. Поэтому в будущем следует ожидать перехода большинства производителей подобной продукции именно на эти модели.

Отметим, что пассажирская версия подобных автомобилей одинаково хорошо подходит как для бизнесмена, так и для частного владельца, и в этом дополнительный плюс, ведущий к успеху. Ведь новая легковушка за 10–15 тыс. долл. — хорошее приобретение, а просторный, современный, надежный и неприхотливый универсал повышенной вместимости за такие же деньги — это еще лучше. Во-первых, потому что созданный для работы в коммерции автомобиль более надежен и рассчитан на большие нагрузки, во-вторых, по части функциональности среди легковых автомобилей ему просто нет равных. Такую машину с одинаковым успехом можно использовать как для поездок на работу, так и для выездов за город (особенно в полноприводной версии) или для перевозки пожитков на дачу. К тому же в гамме автомобилей новой концепции есть такие версии, которые выглядят не менее эффектно, чем седаны гольф-класса: с окрашенными в цвет кузова бамперами и зеркалами, на литых дисках, с хромовой отделкой и спойлерами.

Недавно компания Renault представила свой бестселлер Kangoo с обновленной «внешностью». Интересно то, что все французские модели (а ранее модификации подверглись Peugeot Partner и Citroёn Berlingo) были модернизированы примерно в одинаковой степени. Впрочем, самым заметным изменениям подверглись только внешний вид и кузова этих автомобилей.

Список фургонов «нового поколения» мог бы пополнить и Fiat Doblo, но итальянцы решили не поставлять его в Россию. Fiat вообще проводит не совсем понятную политику, продавая в нашей стране единичные модели. А к списку иностранных фургонов можно добавить Citroёn Berlingo отечественной сборки, который реализуется в России еще и под именем «Донинверст Орион-М». Эти машины собирают из французских комплектующих на Таганрогском автомобильном заводе (ТагАЗ), который входит в группу «Донинвест». По стоимости они ниже французских аналогов, но, как выясняется, дилеры Citroёn не очень любят эти машины, т.к. качество французской сборки несколько выше, чем таганрогской.

В заключение следует отметить, что в системе реализации и обслуживания обычных и коммерческих автомобилей — огромная разница. Легковую машину покупает конкретный человек. Он платит деньги, одновременно являясь и хозяином, и водителем. Когда же фирма реализует коммерческую модель, то, как правило, платит один, владеет им другой, а эксплуатирует третий. Таким образом, необходимо удовлетворить требования сразу трех лиц, и далеко недостаточно, чтобы машина просто понравилась. Для корпоративных клиентов особенно важен весь комплекс услуг, который они получают вместе с автомобилями. Существенную роль здесь играют финансовые условия приобретения продукта, а также дешевизна и доступность его последующего обслуживания. При этом крупные компании закупают такие автомобили сразу большими партиями.

Компании–продавцу в первую очередь необходимо доказать, что содержание коммерческого автомобиля будет рентабельно. Ведь бизнесмен считает каждую копейку, вложенную им в это «средство производства». Естественно, владелец хочет иметь надежное транспортное средство, но в случае с коммерческой машиной это становится обязательным требованием со стороны клиента. Причем важна не только надежность, но и оперативность ремонта (если уж он потребовался) и его доступность на просторах нашей страны.

Последний фактор объясняет, почему российский малый и средний бизнес не спешит пересаживаться с привычных недорогих отечественных грузовичков на иномарки. Но, несмотря на то, что вместо одного Volkswagen Caddy можно купить две «ГАЗели», уже через 2–3 года (включая затраты на эксплуатацию) их цена сравняется. При подобных расчетах учитывается не только первоначальная стоимость автомобиля, но и то, сколько раз машина в течение первых 2–3 лет будет ломаться, во что обойдется ее ремонт и какова будет цена подержанной машины при перепродаже.