Директор-Инфо №14'2003
Директор-Инфо №14'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Сезонная динамика продаж новых и подержанных иномарок

Олег Татарников

Большинство продавцов (особенно на вторичном рынке) действуют согласно рыночной конъюнктуре и обычно соотносят свои планы с тем, как расходится товар. Но сухие цифры статистики показывают заметные сезонные колебания как объемов продаж, так и цен на новые и подержанные автомобили.

Принято считать, что на автомобильном рынке «горячая осень» заканчивается к ноябрю и летний покупательский ажиотаж сменяется осенним охлаждением спроса. Однако это не совсем так: обычно под конец года количество реализуемых машин резко увеличивается.

Ощутимый скачок продаж наблюдается как раз с конца октября по январь. Обычно он связан со сменой календарного года выпуска автомобиля, когда продавцы стремятся избавиться от машин, произведенных в уходящем году (или в одночасье «стареющих» на год на вторичном рынке), и предоставляют покупателям значительные скидки. Участие в этом снижении принимают практически все производители и продавцы. Как показывает статистика, падение цен на новые машины происходит скачками, небольшими «обвалами». Что же касается подержанных автомобилей, то тут динамика более сглаженная. Причем это явление прослеживается практически у всех типов и марок авто.

Более того, обычно такое снижение цен синхронно, ведь ликвидность машины «предыдущего» года выпуска сильно падает.

Другая ощутимая волна изменений цен и спроса начинается с июня и продолжается до сентября. Это явление объясняется опять же сменой «года» автомобиля, но уже не календарного, а модельного. Однако участие в снижении принимают уже далеко не все производители и продавцы (да и модельный год у всех меняется по-разному). В том случае, если выпущена новая модель, значительно отличающаяся после «рестайлинга», цена предыдущей неизбежно падает.

Однако, несмотря на массовость и неизбежность второй волны изменений, по сравнению с первым явлением скидки в это время не столь ощутимы, а потребительская привлекательность автомобиля предыдущей модели, как правило, ниже.

Также отметим, что снижение цены касается в основном машин средней ценовой категории и наиболее дешевых классов, а вот дорогие автомобили скидки практически не затрагивают или же бывают настолько незначительными, что это никак не отражается на продажах.

Анализируя изменения на рынке, можно заметить, что цены на одни марки падают дважды, а на другие — только один раз (либо осенью–зимой, либо летом–осенью), стоимость же третьих не снижается несмотря ни на что.

Естественно, производители в пылу конкурентной борьбы могут придумать и специальную программу для привлечения покупателей или разработать ряд мер, призванных повысить интерес к машинам. Однако поймать такой момент не всегда удается. К тому же отложить покупку до прогнозируемого сезонного изменения значительно проще.

Начало 2003 года

Продажи автомобилей в России (в том числе и дорогих иномарок) неуклонно растут даже на фоне общемирового снижения спроса на продукцию автопрома. Действительно, в странах с переходной экономикой, ориентированной на внутренний рынок, покупки машин могут не зависеть от глобальных циклов экономического развития. Кроме того, на росте продаж сказывается и обострение конкурентной борьбы за российский рынок между иностранными автомобильными компаниями. Даже «отверточная сборка» уйдет в прошлое, если западные автомобильные концерны откроют в России свои заводы, а отечественные производители займутся удовлетворением спроса наименее обеспеченных граждан.

По данным государственного таможенного комитета (ГТК) РФ, в Россию в январе 2003 г. было ввезено 7,4 тыс. легковых автомобилей на сумму 87,5 млн. долл., из них из стран дальнего зарубежья — 6,4 тыс. шт. на 82 млн. долл. Но в основном это новые автомобили, которые планомерно завозят официальные дилеры. А как обстоят дела на вторичном рынке? Если проанализировать данные ГТК за первый месяц текущего года, то можно проследить ситуацию с распределением так называемых «беспробежных» автомобилей (т.е. ввезенных из-за рубежа и в России еще не эксплуатировавшихся).

Из первых двух сотен подержанных иномарок (приблизительно столько прошло через таможню в январе 2003 г.) с незначительным перевесом преобладают европейские марки: 109, включая модели Ford, производимые в Европе, против 89 «японцев» (кроме того, есть один «кореец» и один чистый «американец» — седан высшего класса Cadillac Seville, хотя часть подер-жанных японских автомобилей была ввезена из Америки). Однако большинство европейских машин поступило в свободную таможенную зону Калининградской обл. и имеет возраст свыше 7 лет. Напротив, автомобили, проходящие таможенное оформление в зоне деятельности Дальневосточного таможенного управления, практически все выпущены в 1996 г. или позже.

Низкую активность вторичного рынка в начале года его участники объясняют, во-первых, сезонным снижением спроса, во-вторых, некоторым затовариванием, возникшим в результате осенней «чехарды» с пошлинами, и, наконец, неустойчивыми курсами основных валют из-за сложившейся политической ситуации.

Несмотря на то, что большинство подержанных автомобилей, ввезенных в РФ физическими лицами в январе текущего года, произведено в Германии, лидером все же остается японская марка Toyota (28 автомобилей из первых 200), причем преобладающую модель выделить трудно (можно отметить несколько автомобилей Corolla, но японская и европейская версии сильно отличаются). Ввозились различные машины, но в подавляющем большинстве — японские модели с правым рулем (включая несколько популярных внедорожников Land Cruiser).

Вторая по популярности марка — Audi (25 из первых 200), но в основном это сильно подержанные модели 100/A6 — 11, 80/A4 — 13 для Калининградской обл. и одна S8.

Далее следует Mazda (18 машин, пополам 323 и 626, а также несколько экзотических праворульных моделей для японского рынка, например Mazda Femeli). Причем все автомобили, ввезенные из Японии, 1997–1999 гг. выпуска.

Далее с одинаковым количеством машин (по 17) следуют BMW (3XX — 6, 5XX — 9, 7XX — 2), Mitsubishi (главным образом Galant и праворульные джипы Pajero, причем в основном дизельные) и Volkswagen (примерно пополам Golf и Passat).

С небольшим отставанием идут автомобили Opel (15 машин, но чаще всего это сильно подержанные модели Vectra для Калининграда), потом Mercedes (11 машин, в основном E-класса) и Nissan (10 машин и почти половина из них — джипы и микроавтобусы с правым рулем).

Затем следует большая группа марок по 7 машин: Renault (преимущественно модель 19 турецкого производства), Ford (в основном Scorpio), Subaru (пополам и право-, и леворульные модели Legacy и Forester, 1996–1999 гг.) и Honda (причем из всех ввезенных только две европейских модели с левым рулем). Замыкает список Peugeot с четырьмя автомобилями (модели 405/406), Suzuki (три машины Vitara), Fiat и Citroen (по два авто), шведские марки Saab и Volvo (по одной машине) и одна Hyundai Lantra.

Динамика роста продаж новых автомобилей и прогнозы на будущее

Рынок новых автомобилей 2003 г. ознаменовался ростом продаж движущихся средств японского производства и некоторым снижением динамики продаж машин европейских марок.

Toyota Motor в I кв. 2003 г. увеличила объем продаж в России на 236% — до 3264 автомобилей Toyota и Lexus. За этот период через сеть официальных российских дилеров было продано 3155 машин марки Toyota и 109 марки Lexus.

Лидерами среди автомобилей марки Toyota стали Corolla (продано 990 шт.), Camry (985 шт.) и Land Cruiser 100 (629 шт.). Продажи Lexus увеличились более чем в 5 раз по сравнению с прошлым годом. Реализация внедорожника RX300 составила 42 автомобиля.

Компания Nissan в I кв. 2003 г. продала на российском рынке 1897 машин, что на 26,1% превышает показатели 2002 г. за тот же период. В марте 2003 г. она же реализовала в России 726 автомобилей, что на 15,2% больше, чем за тот же месяц 2002 г. В марте лидером продаж по-прежнему оставалась новая Primera (продано 247 автомобилей), второе место занимает модель Almera (175 шт.), на третьем — Nissan X-Trail (152 шт.), на четвертом — Maxima QX (90 шт.).

Продажи Mitsubishi Motors в I кв. 2003 г. составили 2990 автомобилей, что на 83% выше, чем за аналогичный период 2002 г. Лидер продаж — модель Carisma, показатели ее реализации выросли на 53% — с 922 до 1595 шт. Вторую строку продаж занял внедорожник Pajero Sport. За три месяца 2003 г. — 315 автомобилей. Наиболее высокий рост зафиксирован в серии Space: продажи компактвэна Space Star увеличились на 175% — до 303 автомобилей, а минивэна Space Wagon — на 190% (до 58 шт.).

Напротив, концерн Audi AG в I кв. 2003 г. снизил объем продаж на российском рынке на 4,9% по сравнению с тем же периодом 2002 г. — до 599 автомобилей. Лидером по-прежнему остается модель А6, объем реализации которой составил 199 машин. Продажи модели А4 увеличились на 16,6% по сравнению с тем же периодом 2002 г. — до 189 автомобилей. В общей структуре объем сбыта Audi A6 и Audi A4 составляет 33,22% и 31,55% соответственно. В I кв. 2003 г. на российском рынке было реализовано 98 автомобилей Audi allroad Quattro, что на 18% превышает показатели 2002 г., 92 машины модели А8 (рост на 55,9%). Продажи спортивных автомобилей Audi TT поднялись на 50% по сравнению с 2002 г. — до 6 авто.

Еще сильнее в I кв. 2003 г. в России снизились продажи Volkswagen — на 17,8%. В I кв. концерн через официальную дилерскую сеть реализовал 1391 автомобиль (из них 1224 легковых и 167 коммерческих) против 1692 машины за аналогичный период 2002 г. Самыми продаваемыми моделями на российском рынке стали легковые автомобили VW Passat и VW Bora.

Продажи машин марки BMW в целом также сократились на 14,2% по сравнению с I кв. 2002 г., однако BMW укрепляет свои позиции на российском рынке в сегменте автомобилей класса «люкс». В начале нынешнего года происходил неуклонный рост продаж модели BMW 7-серии: на протяжении первых трех месяцев 2003 г. клиентам было поставлено 149 автомобилей BMW 7ХХ, что на 58,5% больше, чем за I кв. 2002 г. (94 машины).

Продажи автомобилей марки Peugeot в I кв. 2003 г. выросли всего на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 1378 машин. Более трети продаж пришлось на модель Peugeot 307 — 597 автомобилей, что на 6,8% больше, чем в I кв. 2002 г.

Продажи компактной модели Peugeot 206 снизились на 14,5% — до 399 авто.

Компания Citroen в январе–марте 2003 г. реализовала в России 499 автомобилей, на 36% больше, чем за аналогичный период прош-лого года. Лидером продаж стала модель С5 (за три месяца продано 176 экземпляров против 140 в прошлом году), на втором месте компакт С3 (за январь–март продано 166 экземпляров против 293 за семь месяцев 2002 г.). В отличие от легковых моделей, продажи которых выросли, количество реализованных автомобилей коммерческого класса Berlingo снизилось с 99 до 52 шт.

Приятным исключением среди представителей европейских марок стали впечатляющие успехи корпорации Ford Motor Company. Продажи в России через сеть официальных дилеров автомобилей Ford в I кв. 2003 г. увеличились на 180% — до 3073 машин (в I кв. 2002 г. они составляли 1098 шт.). Лидером продаж остается Ford Focus (естественно, за счет российской сборки). За рассматриваемый период было продано 2323 автомобиля Focus, 501 — Mondeo, 70 — Transit и 70 внедорожников Мaverick.

В целом, несмотря на некоторое снижение продаж у отдельных марок, иностранные автопроизводители строят все более амбициозные планы экспансии на российский рынок. Например, тот же Ford, на который сейчас приходится лишь 1% от общего объема продаж машин в России, решил попугать конкурентов беспрецедентными планами на будущее. По сообщениям информационных агентств, 2 апреля глава российского подразделения Ford Хенрик Нензен заявил, что «будет разочарован, если к 2010 г. Ford не займет 10% в общем объеме продаж автомобилей в России». По оценке самой компании, к 2010 г. в нашей стране будет сбываться около 1,5 млн. машин. Следовательно, на Ford должно прий-тись 150 000 авто, хотя такой прогноз пока не соответствует реальным производственным планам этой компании в России. Построенный в прошлом году завод Ford во Всеволожске рассчитан на ежегодный выпуск 35 000 машин. При дополнительных инвестициях его производственные мощности могут быть увеличены лишь до 100 000. Вера корпорации Ford Motor Company в свой успех зиждется на прогнозе, что структура продаж машин в России через 5 лет изменится: благосостояние россиян улучшится, и они будут предпочитать иномарки отечественным авто.

Защита прав потребителей: что нового?

Не мытьем, так катаньем…

Подержанные иномарки в возрасте от 3 до 7 лет все же подорожают. Их стоимость может увеличиться почти на 10%, т.к. федеральные министерства предлагают повысить ставки таможенных платежей для физических лиц на 20–60%. Предложение уравнять налоги для юридических и физических лиц поступало и ранее, но оно не прошло. Казалось бы, отклонение должно было охладить пылчиновников (хотя бы в предвыборный год), однако они вскоре выдвинули другую инициативу — порядок взимания пошлины для физических лиц не менять, а просто повысить существующую. Теперь чиновники предлагают правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле вместо перехода на совокупный таможенный платеж (СТП) увеличить единый таможенный сбор (ЕТС) для физических лиц: на 20% подорожает растаможка иномарок с двигателем от 1 до 1,5 л, на 50% и более — оформление более мощных машин.

Изменение условий ввоза иномарок в возрасте от 3 до 7 лет должно стать очередным шагом правительства по поддержке отечественного автопрома, но для конечных покупателей инициативы чиновников означают только одно: стоимость подержанных иномарок опять возрастет. Большинство автосалонов торгуют машинами, ввезенными частными лицами, поэтому и им придется поднимать цены.

Российский автопарк медленно «омолаживается»

Если ориентироваться на данные ГИБДД по парку легковых автомобилей в России, то получается, что средний возраст автомобилей в нашей стране составляет 9,5 лет. По данным на 1 января 2002 г., доля машин не старше 5 лет находилась на уровне 21,3% и выросла за год на 7,9%, причем этот рост был несколько выше, чем автопарка России в целом. Доля российского легкового автотранспорта в возрасте от 5 до 10 лет несколько больше — 32,3%. Ее рост примерно соответствовал увеличению парка в целом — 5,2%. А вот доля легковых автомобилей старше 10 лет в России хоть и самая большая (46,3%), но динамика ее увеличения падает, и прирост отстает от повышения доли автомобилей более молодого возраста. Следовательно, российский парк хоть медленно, но верно «омолаживается». Однако очевидно, что новые инициативы федеральных министерств по повышению ставок таможенных платежей на подержанные автомобили сильно затормозят наметившуюся тенденцию.

Nissan представляет новые автомобили

Микровэн Almera Tino теперь будет выпускаться с турбированным дизельным двигателем dCi. Если же вам все-таки необходим бензиновый двигатель, можно будет купить версию с 1,8-литровым агрегатом мощностью в 114 л.с., с 4-скоростной автоматической коробкой. Дизельные двигатели на 110 л.с. будут комплектоваться 5-ступенчатой механической трансмиссией, а на версиях с более мощным двигателем – 134 л.с. установят 6-скоростную механическую КПП (на нем можно будет разогнаться до 100 км/ч за 10,5 с). Первый же двигатель при меньшей мощности чуть более экономичен. Внешних изменений в новой модели мало, а вот интерьер трансформирован достаточно радикально. Во все модификации также добавлены различные средства повышения безопасности.

Модель Nissan Primera, возможно, существенно обновится. Вопрос выпуска нового поколения этого автомобиля сейчас изучается руководством японской компании. В случае положительного решения Nissan Primera получит основательно модернизированное оформление, дизайн и несколько иную отделку интерьера. Кроме того, эксперты считают, что рост продаж данной модели может начаться и после появления дизельной модификации. Точные сроки выхода обновленного поколения Primera в настоящее время не называются. Однако не исключено, что премьера состоится уже осенью этого года на автошоу во Франкфурте.

Bentley Motors открывает представительство в России

В России создана дочерняя компания Bentley Moscow — первое представительство сверхпрестижной европейской марки Bentley в Восточной Европе.

Bentley Moscow — совместный проект английской «метрополии» и московской компании Russian Mercury Group, уже имеющей опыт продвижения на российский рынок титулованных «люксовых» брэндов — Armani, Breitling, Chopard, Faberge, Tiffany. Разумеется, основная работа будет сконцентрирована в столицах: в Москве, где планируется продавать 80% всех машин, и Петербурге — до 15%. Оставшиеся 5% основатели Bentley Moscow надеются реализовать в провинции.

АвтоКлассика и Тюнинг–2003

С 24 по 27 апреля 2003 г. в Москве, в Экспоцентре на Красной Пресне пройдет международная выставка «АвтоКлассика и Тюнинг–2003», посвященная старинным, классическим, коллекционным автомобилям и автомобильному тюнингу. Заявки на участие в столичной выставке подали представители крупнейших автомобильных фирм, давно и успешно работающих с ведущими европейскими марками: BMW, Mercedes-Benz, Audi, VW. Среди них такие гранды, как Brabus, Carlsson, Lorinser, Hamann, Alpina, Zender, AC Schnitzer, Startech, Oettinger Technik, HARTGE. Не менее представителен список компаний, занимающихся производством аксессуаров для тюнинга: Kamei, Wetterauer, Simoni Racing, Foliatec, RAID, Ezetil, HR, Rondell, Supersprint, NOS, Remus, BLITZ, JUN, Deck Mechanical Power, TAROX, KW automotive, BPM, Buddy Club, Hoffmann SONAX KG, RONAL, Deutche PENTOSIN GmbH, SCHWEIZER, NGK, LUK AS GmbH & Co, HELLA KG & Hueck Co., MANN+HUMMEL, GLAS TRSCH AG Autoglas, AROSO, Continental TEVES, ART Germany, VICTOR S.P.A. В рамках выставки состоится презентация немецкой фирмы Mirus, которая представляет уникальные для мирового рынка услуги по высокотехнологичному тюнингу автомобилей Mercedes-Benz.