Директор-Инфо №11'2003
Директор-Инфо №11'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Россиян заставят покупать дорогие автомобили

Олег Татарников

Опубликованные данные опровергают расхожее мнение, что в нашу страну из-за границы поступают в основном дешевые или старые машины, которые конкурируют с новыми российскими автомобилями. Даже ажиотажный ввоз (до установления «заградительных» пошлин на транспортные средства старше 7лет) очень подержанных машин не сильно изменил картину импорта: рост доходов позволяет россиянам покупать в основном новые иномарки либо не старше 3–7 лет. А в этом году прогнозируемый спрос на автомобили иностранного производства увеличится.

Структура импорта

Анализируя данные таможни, можно с уверенностью утверждать, что большинство поступающих на вторичный рынок автомобилей иностранного производства, как правило, обходится покупателям дороже новых российских «Жигулей» и «Волг» и попадает в другую ценовую категорию. Причем наиболее старые и дешевые иномарки ввозили в основном на Дальнем Востоке, где российские машины вообще не пользуются спросом. Взападных же областях в прошлом году покупатели выбирали подержанные автомобили, стоящие значительно дороже изделий российского автопрома.

По данным ГТК, в 2002 г. в Российскую Федерацию поступило 628977 легковых автомобилей (без учета временного ввоза), что на 19% больше, чем в 2001г. (526557). Причем 612719 (97%) — это машины иностранного производства, а 16 258 (3%) —российского. Из них юридическими лицами (в том числе и официальными дилерами) было ввезено 126613 автомобилей (20% от общего числа), а физическими— 502364 (80%). Напомним, что через сеть официальных дилеров в прошлом году удалось реализовать около 110 тыс. новых иномарок.

Новые автомобили (1999–2002гг. выпуска независимо от способа приобретения). Число этих машин, ввезенных физическими лицами, составило 12% от общего количества поступивших в Россию легковых иномарок. В 2002г. более половины таких транспортных средств (57,6%) прошло через Центральное таможенное управление, т.е. было оформлено в центральных областях России, чуть менее четверти — в северо-западном регионе. Остальные машины данной категории были ввезены на Дальний Восток.

Автомобили сроком выпуска от 3 до 7 лет составили 42% от общего количества ввезенных в Россию автомашин. В 2002 г. основная часть (47,3%) этих транспортных средств поступила через Дальневосточное таможенное управление. Через Северо-Западное таможенное управление — только 19,6%, а через Центральное таможенное управление — 18,2%.

Автомобили–«семилетки» (т.е. со дня выпуска которых прошло 7 и более лет) в 2002 г. составили 45,9% от общего числа ввезенных транспортных средств. Причем машины, выпущенные до 1995 г., поступали в основном через Дальневосточное таможенное управление (37,2% от общего количества автомобилей, оформленных в разных регионах России). Доли Северо-Западного и Центрального таможенных управлений составляют 28,4 и 20,3% соответственно. То есть наиболее старые машины импортировали на Дальний Восток, где в прошлом году осела почти половина иномарок старше 7лет, которые теперь ввозить в Россию невыгодно. В центральных же областях основной объем импорта пришелся на автомобили 1996–1998 гг. выпуска (т.е. главным образом 3–5-летние).

Продавцы иномарок объясняют такое различие в региональной структуре импорта, во-первых, разным уровнем доходов населения на востоке и западе страны, а во-вторых, несколько лучшим состоянием подержанных «японок». Так, на рынке во Владивостоке машины 5–7-летнего возраста из Японии в хорошем состоянии стоят 4–6 тыс. долл., а в европейской части страны 7-летняя иномарка из Германии даже до поднятия таможенных пошлин обходилась не менее чем в 6 тыс. долл. Причем купить хороший исправный автомобиль за эти деньги было довольно сложно. Поэтому жители центральных и западных регионов отдают предпочтение машинам «посвежее», а они редко стоят дешевле 8–10тыс. долл. По информации RBC daily, с таким раскладом цен согласны и аналитики по автомобильному рынку.

В 2002 г. за ввоз транспортных средств были получены таможенные платежи в размере около 49,3 млрд. руб., что на 37% больше, чем в 2001 г. (35,9 млрд. руб.). На долю транспортных средств с объемом двигателя до 2,5 тыс. куб. см пришлось 89,9% от общего числа машин, ввезенных физическими лицами, а с объемом двигателя свыше 2,5 тыс. куб. см — только 9,9%. Львиная доля подержанных иномарок ввезена частными лицами для себя или в целях перепродажи.

Ввод с октября 2002 г. «заградительных» таможенных пошлин на транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более 7лет, практически привел к прекращению их поступлений. Соответственно, с октября 2002 г. число ежемесячно импортируемых автомобилей уменьшилось почти на 40%, а импортируемых физическими лицами — почти на 50%. Подавляющее большинство машин, ввезенных в РФ физическими лицами, произведено в Японии (51,6%) и Германии (39,6%). При этом автомобили, прошедшие таможенное оформление в зоне деятельности Дальневосточного таможенного управления, практически полностью произведены в Японии (99,9%).

Опрошенные RBC daily участники рынка объясняют стабильно высокий спрос отнюдь не повышением пошлин (якобы накануне этого события в октябре прошлого года все скупали иномарки), а общим ростом доходов. В 2002 г. реальные доходы населения относительно 2001 г. выросли на 8,8%. А на различные покупки, в том числе и автомобили, было потрачено на 7% больше, чем двумя годами ранее. Рост благосостояния привел к тому, что в прошлом году люди стали активно приобретать машины стоимостью 8–10 тыс. долл., и эта тенденция набирает силу.

Аналитики (с учетом продолжающегося роста заработной платы) ждут повышения покупательной активности и в этом году. Кроме того, рубль относительно доллара укрепляется, а значит, импорт станет доступней. В автобизнесе от этого больше всего выиграют продавцы американских, японских и корейских автомобилей, цены на которые установлены в дешевеющих долларах.

Сейчас наступает такой период, когда автовладельцы меняют машины, купленные перед кризисом 1998 г. или сразу после него. Опрошенные RBC daily европейские продавцы подержанных автомобилей утверждают, что рост пошлин на старые машины притормозил продажи лишь на Дальнем Востоке. В европейской же части страны, напротив, преобладает стремление менять свой транспорт на более «свежий» и дорогой. При выборе машины покупатели ориентируются не на грядущие ограничения, а на собственные сбережения и предпочтения.

Продавцы делят российских покупателей на три группы. Впервую входят те, кто либо не готов, либо просто не может заплатить за машину свыше 5 тыс. долл. Это в основном покупатели отечественных автомобилей. Впрошлом году они потратили на машины около 3 млрд. долл. Вторая группа — это примерно 40% людей, готовых выложить от 5 до 10 тыс. долл. и ориентированных прежде всего на импортный автомобиль (новый или подержанный). В их число входят около 25 тыс. человек, которые в 2002 г. купили новую «бюджетную» иномарку. Данная группа тратит на покупку машины более 9млрд. долл. в год. Третья прослойка— это люди, способные приобрести автомобиль стоимостью свыше 10 тыс. долл. К ним причисляют и 100 тыс. покупателей новых импортных машин, и тех, кто в прошлом году приобрел 50 тыс. подержанных иномарок представительского класса — в основном это BMW, Mercedes-Benz, Audi и Toyota (что касается последней марки, то тут особой популярностью пользуются внедорожники). По разным оценкам, третья группа оставила на авторынках и в автосалонах от 3 до 6млрд. долл., т.е. заведомо больше, чем покупатели отечественных машин.

Ожидается, что в текущем году представители второй и третьей групп будут по-прежнему отдавать предпочтение иномаркам. Дилеры прогнозируют повторение ситуации 2002 г., обещая стабилизацию вторичного рынка, и надеются на рост продаж новых иномарок. Впервую очередь это связывают с развитием кредитования и повышением доходов населения. Причем, с одной стороны, популярность кредитования неуклонно растет, а с другой — число людей, материальное положение которых позволяет воспользоваться данной услугой, постоянно увеличивается.

По информации RBC daily из Райффайзенбанка, более половины машин, приобретаемых в кредит, — это автомобили гольф-класса. Средняя сумма кредита в Москве составляет 12,8 тыс. долл., в Санкт-Петербурге — 7,8 тыс. долл. Чтобы купить новую машину в кредит, покупатель должен уплатить около 30% ее стоимости, что для автомобилей этого класса составляет от 2 до 5 тыс. долл. По прогнозам банковских работников, дилеры, серьезно подошедшие к организации кредитования, уже сегодня продают «в долг» 20–40% машин, а к концу текущего года подобным образом будет приобретаться каждый второй автомобиль.

Неожиданные проблемы

Однако не все так просто. С начала 2003 г. цены на новые иномарки увеличились почти на 15%. И дело вовсе не в таможенных пошлинах и уж тем более не в борьбе за процветание отечественного автопрома. Во всем виноват доллар. Вернее, его падение по отношению к евро. Продавцы европейских машин решили, что цены гораздо выгоднее выставлять именно в евро. Это и привело к подорожанию. А недавно «не выдержали нервы» у американской Ford Motors— компания также перевела цены в европейскую валюту.

Итогом стало снижение продаж автомобилей европейских производителей (на 10–20% по сравнению с тем же отчетным периодом прошлого года). Так, например, некоторые дилеры марки Volkswagen сообщают, что в этом году по сравнению с тем же периодом 2002 г. объемы продаж упали почти на 20%. Покупатель просто не готов платить за машину, которая совсем недавно стоила 20 тыс. долл., на 3000 долл. больше. Вслед за европейскими марками подорожал и Nissan (что на сегодняшний день совсем не типично для японских машин). Это связано с тем, что все контракты на покупку автомобилей данной марки традиционно заключались в евро.

А вот у японских концернов и компании General Motors сбыт увеличился. Причем, по заверениям сотрудников московского офиса GM, несмотря на то, что на своих европейских марках (Opel и Saab) компания теряет какую-то часть прибыли, убытки с лихвой компенсируются тем, что уровень продаж, скажем автомобилей Opel, вырос в 4–5 раз (см. плашку «Новости автомобильного рынка»). Повышается спрос и на внедорожники Chevrolet: в феврале было продано 40 таких машин. Адилеры Subaru, чтобы ликвидировать панику среди покупателей, даже разместили в СМИ рекламу со слоганом «Subaru — вне еврозоны». Исразу же, несмотря на то, что это не дешевые машины и в России их продается совсем немного (около 60 в месяц), продажи начали плавно расти. Увеличивается сбыт и у компании Toyota, которая традиционно номинирует цены в долларах. Ав«Рольф-Холдинге», торгующем автомобилями марки Мitsubishi, говорят, что рост продаж в этом году уже значительно больше запланированного: компания надеялась на прирост продаж по сравнению с 2002 г. в районе 25% (чтобы выйти на 10 000 штук в год), но уже в январе рост по сравнению с тем же периодом 2002 г. составил 80%, а в феврале — 88,5%. Главной причиной этого явления в «Рольфе» называют неожиданное появление ценового преимущества перед конкурентами. При этом большая часть продаваемых в России Мitsubishi собирается в Европе, но контракты с Мitsubishi Motors о поставке машин традиционно заключались в долларах. Однако, возможно, такая ситуация долго не продержится. Сотрудники компании не исключают, что в будущем году после пересмотра условий контракта на поставку этих машин цены на них могут быть переведены в евро.

Совершенно не волнует ситуация с евро только представителей корейских марок, особенно традиционного лидера продаж— компанию Daewoo, которая продолжает конкурировать даже не с автомобилями иностранного производства, а с продукцией отечественного автопрома.

Все дилеры единодушно отмечают рост уровня продаж дорогих автомобилей. Это и понятно: для элиты прибавка лишних 15% к цене хотя и неприятна, но не столь критична. Чего не скажешь о представителях среднего класса, которым, видимо, скоро придется свыкнуться с мыслью, что новые иномарки становятся все более дорогим удовольствием.

Второй фронт

Однако со стороны вторичного рынка по карманам будущих автовладельцев готовится новый удар. Против подержанных иномарок продолжает «строить козни» правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Планируется уравнять условия ввоза физическими и юридическими лицами подержанных иномарок в возрасте от 3 до 7 лет. Напомним, что с подобной инициативой в начале года выступило Министерство промышленности, науки и технологий РФ, а теперь к нему присоединились еще и Минфин с ГТК. Однако в отличие от остальных Министерство промышленности, науки и технологий РФ помимо унификации платежей предлагает повысить еще и таможенные ставки для иномарок в возрасте от 3 до 7 лет с 25 до 35%.

Минэкономразвития уверяет, что на практике это будет выглядеть не так страшно: все машины в возрасте от 3 до 7 лет разделят на группы по объему двигателя (до 1 л, от 1 до 1,5 л и т.д.) и платежи станут повышать пропорционально объему двигателя (конкретные цифры еще только разрабатываются, их планируется представить в начале апреля). Утверждается, что плата за ввоз автомобилей со слабым двигателем практически не изменится, а за более мощные увеличится всего в 1,5–2 раза. Однако конкретные подсчеты не подтверждают подобного оптимизма (см. врезку «Расчет таможенных платежей»).

Обсуждается и вопрос увеличения пошлин на автосборочные комплекты повышенной степени готовности (т.е. планируется удар по так называемой «отверточной сборке»). Все это, по замыслу правительства, должно привести к росту инвестиций в отечественный автопром, а автолюбителям придется мириться с тем, что дешевых иномарок на российском рынке просто не останется.

А пока, по самым последним данным ГТК РФ, в Россию в январе 2003 г. было ввезено 7,4 тыс. легковых автомобилей на сумму 87,5 млн. долл. (из стран дальнего зарубежья — 6,4 тыс. шт. на 82 млн. долл.). Грузовых автомобилей в январе 2003 г. поступило 1,3 тыс. шт. (на 12,7 млн. долл.), в том числе из стран дальнего зарубежья— 1,2 тыс. шт. Всего же за первый месяц этого года объем импорта машин и оборудования в Россию составил 1015,5 млн. долл. (из дальнего зарубежья — 931,8 млн. долл.).