Директор-Инфо №5'2003
Директор-Инфо №5'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Вредные льготы

Таисия Ткачева

Представьте себе ситуацию, когда какое-то министерство, ведомство или орган местной власти предпринимают активные меры к тому, чтобы поддержать предприятия своей отрасли либо региона. Некоторым кажется, что этот процесс естественный и закономерный, позволяющий укрепить экономику, и поэтому его можно только приветствовать... Но в действительности все почему-то получается не так, и поддержка одних имеет катастрофические последствия для других. Ведь неправомерное предоставление государственных средств, тех или иных льгот и преимуществ может существенно влиять на уровень конкуренции, на структуру издержек производства. Кроме того, из-за искусственной поддержки неконкурентоспособных и нежизнеспособных производств сдерживаются необходимые структурные модификации в экономике.

На первый взгляд ничего изменить нельзя: само государство в лице уполномоченных органов устанавливает правила игры. Немногие счастливчики получают господдержку и оказываются в заведомо привилегированном положении. Но с другой стороны, Конституцией гарантировано единое экономическое пространство нашей страны. Это означает не только отсутствие на территории РФ ограничений для движения товаров, но и общие правила и принципы экономической деятельности, равные возможности и права для предпринимателей.

Защитить ущемленные чиновниками права предприятий и предпринимателей может само государство, принимая соответствующие законы. Например, ряд статей Закона «О конкуренции и ограничении монополистичес-кой деятельности на товарных рынках» устанавливают жесткие запреты на действия государственных и местных органов управления, направленные на ограничение конкуренции. А контроль за соблюдением этих законодательных актов возложен на Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России)1, обладающее самыми широкими полномочиями.

Пример По мнению МАП России, Госкомрыболовство России и Администрация Магаданской области нарушили законодательство о конкуренции: ОГУП «Магаданское предприятие по добыче и переработке морепродуктов» необоснованно получило льготы. Дело в том, что при распределении ему были выделены неоправданно высокие квоты на промышленный вылов минтая. Врезультате у компании появилось значительное преимущество перед другими рыбодобывающими предприятиями области, которые подобных льгот не имели.

МАП России, изучив все обстоятельства дела, пришло к выводу, что законодательство нарушено, один участник рынка получил необоснованные преимущества перед другими и что этим «другим» были созданы «дискриминирующие условия деятельности». Теперь в соответствии с предписанием МАП России Госкомрыболовство должно отменить свое прежнее решение, а кроме этого, разработать и принять Положение, в соответствии с которым такие нарушения станут невозможны2.

Этот пример показывает, что ущемленные права предпринимателей могут быть защищены. Ведь с точки зрения антимонопольного законодательства, необоснованное предоставление льгот — отступление от действующих законов в пользу конкретных структур. В народе это называется «административный ресурс».

В качестве неправомерного предоставления льгот могут рассматриваться разнообразные акты и действия органов исполнительной власти.

1. Предоставление хозяйствующему субъекту безвозвратной субсидии (фанта), беспроцентного или льготного кредита; полное или частичное субсидирование уплаты процентов по кредиту; предоставление государственных финансовых средств и имущества в качестве гарантий по кредиту либо в качестве обеспечения возврата кредита; возмещение гарантийных сумм по невозвращенным кредитам за счет государственных финансовых средств и имущества; установление льготных ставок государственного гарантирования или страхования кредитов и сделок.

Часто органы государственной власти и управления рассматривают и решают вопрос о возможнос-ти предоставления субсидий отдельным предприятиям, действующим на территории вверенного им региона. Но при этом они упускают из вида, что географические границы рынка редко совпадают с границами конкретных административных единиц. В результате льготный режим деятельности для предприятий одного региона приводит к нарушению конкурентной среды на товарном рынке в целом.

Пример В Самарской области в летний период 2002 г. крупнейшими молокоперерабатывающими предприятиями были снижены закупочные цены на молоко (на 30% по сравнению с началом 2002 г. и на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г.). Тогда в адрес Самарского территориального управления МАП России поступили обращения от Самарской Губернской Думы и Администрации Самарской области с просьбой проанализировать сложившуюся ситуацию. По информации заявителей, одним из самых крупных молокоперерабатывающих предприятий Самарской области ОАО «Самаралакто» летом 2002 г. была установлена закупочная цена молока ниже себестоимости. А это в свою очередь крайне негативно отразилось на рентабельности производителей молока из Самарской области. Был проведен анализ состояния рынков производства и переработки молока и установлена причина столь значительного снижения закупочных цен на молоко ОАО «Самаралакто». Дело в том, что необходимый объем молока поставляется данному предприятию молокопроизводителями из соседних с Самарской областью регионов. При этом установленный ОАО «Самаралакто» уровень цен был приемлем для этих производителей, поскольку в их регионах были приняты решения о предоставлении субсидий на продукцию животноводства. По результатам рассмотрения дела МАП России подготовило соответствующие рекомендации, направленные на устранение данных нарушений.

2. Покрытие долгов и убытков хозяйствующего субъекта за счет государственных финансовых средств либо предоставление государственных финансовых средств для покрытия долгов и убытков; отсрочка или списание долгов перед государством, государственными предприятиями и организациями.

3. Отсрочка или списание недоимок и (или) сумм штрафных санкций по платежам в бюджет, в государственные внебюджетные фонды и по другим обязательным платежам, установленным законодательством; освобождение или введение льготных ставок по этим платежам либо полная или частичная компенсация таких платежей за счет государственных финансовых средств; предоставление налогового кредита.

4. Применение особых правил исчисления базы налогообложения, норм ускоренной амортизации, осуществления валютных операций и распределения валютной выручки, порядка образования фондов и др.

Например, часто органы местного самоуправления при установлении местных налогов делают исключения для государственных и муниципальных предприятий и потребительской кооперации. Подобные решения расцениваются антимонопольными органами как введение дискриминирующих условий для отдельных хозяйствующих субъектов в зависимости от формы собственности и, как правило, отменяются.

5. Участие в капитале при первичной и последующих эмиссиях путем приобретения акций (паев, долей) на рынке или по договору; покупка ценных бумаг, выпускаемых хозяйствующим субъектом за счет государственных финансовых средств; применение особых правил и норм, связанных с участием в капитале (в т.ч. установление количества голосов, непропорционального участию в капитале, отказ от дивидендов, отсрочка получения дивидендов или установление пониженного размера дивидендов).

6. Установление льготных цен и тарифов при приобретении продукции и услуг государственных предприятий, компаний, относящихся к сфере естественных монополий, и других хозяйствующих субъектов, ценообразование на продукцию и услуги которых регулируется государством.

Так, например, Региональная энергетическая комиссия г. Москвы устанавливает льготные тарифы на электроэнергию для отдельных городских предприятий. В соответствии с Постановлением Правительства РФ согласование таких льгот с антимонопольным органом обязательно.

7. Предоставление на льготных условиях объектов недвижимости, земельных участков, иного имущества, находящегося в государственной собственности, а также имущества и имущественных прав, источником приобретения которых являются государственные финансовые средства.

8. Предоставление заказов на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, полномочий по управлению государственными финансовыми средствами и имуществом, размещение государственных финансовых средств, предоставление исключительных прав в случае отсутствия конкурсного характера принятия решения по данному вопросу.

Этим перечнем все возможные нарушения законодательства не исчерпываются. На практике иногда встречаются иные решения и действия, которые ограничивают или способны помешать конкуренции и (или) ущемляют интересы коммерческих организаций и частных предпринимателей.

Льготы и преимущества могут быть предоставлены хозяйствующим субъектам, если это предусмотрено определенными правилами, принятыми органом исполнительной власти. Например, проведение конкурсов по установленным требованиям. Такие конкурсы должны организовываться для распределения госимущества, бюджетных средств с соблюдением гласности и равнодоступности. Если данные требования и условия не соблюдаются, факты предоставления льгот и преимуществ отдельным предпринимателям становятся предметом рассмотрения антимонопольных органов.

Последние в свою очередь могут возбуждать и рассматривать дела в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц. По результатам рассмотрения дел антимонопольные органы вправе давать органам исполнительной власти и местного самоуправления предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, о расторжении или изменении соглашений. При этом данные предписания могут касаться как актов (соглашений) в целом, так и отдельных их положений, противоречащих антимонопольному законодательству. В случае неисполнения в установленный срок законного предписания акты органов исполнительной власти могут быть в судебном порядке признаны недействительными как неправомерно принятые. Должностное лицо, подписавшее акт, может быть подвергнуто административному штрафу в размере от 40 до 50 МРОТ в соответствии с новым Кодексом РФ «Об административных правонарушениях». Кроме того, антимонопольные органы вправе давать рекомендации органам исполнительной власти (в соответствии с законом), направленные на поддержание здоровой конкурентной среды.

Как же на практике организовать торжество закона, если обнаружится, что ваши права на предпринимательскую деятельность ущемлены и если это происходит на якобы законных основаниях, придуманных местной властью или контролирующим органом? Обращайтесь в антимонопольный орган, прокуратуру или сразу в суд.

Процедура рассмотрения дел, возбужденных антимонопольным ведомством по таким основаниям, прописана в соответствующих документах3. Изложенные в заявлении обстоятельства дела должны иметь документальное подтверждение. Доказательством может стать противозаконный нормативный акт, документы, свидетельствующие о том, что издание этого акта имело или может иметь негативные последствия для участников рынка либо для конкурентной среды. Не забудьте, что между изданием акта и неблагоприятными последствиями должна существовать причинно-следственная связь.

При наличии всех необходимых документов дело должно быть рассмотрено в 30-дневный срок. Если же какие-то документы и доказательства вам не удастся получить, то необходимо заявить об этом в тот орган, в который вы обратились. Тогда он сможет затребовать необходимые материалы.


1 Входит в систему федеральных органов исполнительной власти, его территориальные управления действуют почти во всех субъектах Федерации. Возврат

2 Имеется в виду разработка специального Положения, в соответствии с которым будут выделяться и распределяться между субъектами РФ промышленные квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов. Возврат

3 Приказ ГКАП РФ № 91 от 25.07.96 г. «Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства». Возврат