Директор-Инфо №47'2002
Директор-Инфо №47'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Эпизоды из жизни «делового видео»

Борис Васильев

Эпизод 1 Подмосковный завод. Не маленький, не молодой, но энергичный. Звонят: «Хотим фильм — приезжайте на переговоры». Встречают Совет директоров и главбух (как обычно, сердитый). Показываем примеры фильмов. Нравятся! Решение: «Осматривайте завод, готовьте договор, пишите сценарий». Осматриваем: облупившиеся корпуса, замызганные станки и замученные работницы, залитые машинным маслом полы цехов, висячие сады в бухгалтерии. Через неделю сообщение: «Директор договор не подписал, фильма не будет». Звонок директору: «В чем причина?»

— В фильмах, которые вы показывали, заводы богатые, современные. А у нас завод некрасивый, снимать нечего.

— Как же так! Мы ездили, сценарий почти готов, у нас затраты!..

— …(Тяжелая пауза). Высылайте счет.

— Нет уж, вы сценарий получите, изучите, оцените, утвердите (или не утвердите), и тогда уж мы вам за него счет выставим. А позже, если будем снимать, то и предоплату за фильм.

— Ладно, прочитаю.

Через неделю директор, прочитав сценарий, позвонил: «А ведь есть же что у нас снимать! Будем делать фильм!». Готовый фильм заказчик одобрил.

В чем же разгадка парадокса? Во время семисуточного штурма по изготовлению сценария маркетолог обратил внимание на фразу сердитого главного бухгалтера: «Мы два года копили деньги и купили, наконец, этот суперстанок!» Собрали дополнительную информацию. Оказывается, приобретение упомянутого агрегата добавило важнейшее звено в технологическую цепочку бизнеса и сразу вывело предприятие на лидирующие позиции в подотрасли.

Сценаристы сделали этот станок основой сюжета, окружили его приятными картинками из ключевых подразделений, создали рефрен качественного рывка. Исчезли обшарпанные цеха и изможденные трудяги, на передний план вышли проектировщики с горящими глазами и гордые за свою продукцию специалисты. Под занавес серьезный клиент капризно выбирает модель будущего изделия, которое в фильме было создано средствами компьютерной графики.

Приведенный пример показывает, что правильный с позиций маркетинга сценарий, прописанный ярко и подробно, выполняет несколько важных функций:

  • за небольшую сумму (10–15% от стоимости фильма) страхует заказчика от ошибки в формулировке концепции и в выборе исполнителя;
  • позволяет юридическим лицам приблизиться к одинаковому пониманию того, что хочется увидеть в фильме и что реально получится;
  • помогает согласованно расставить акценты.

В фильм еще на этапе разработки сценария должны быть «встроены» некоторые специальные приемы:

  • завязка — кульминация — развязка;
  • постановка проблемы  — решение — результат;
  • разнообразие видеоматериала (в рамках бюджета), его соответствие специфике предприятия и поставленным задачам и т.п.;
  • уместный юмор;
  • понятный, красивый, богатый язык (литературный, профессиональный, бытовой, или вообще сленг — это решает заказчик).

Ошибки Зачастую заказчик навязывает свой порядок работы над сценарием, что приводит к появлению различных ошибок.

  • «Мы им дадим денег, а сценарий они напишут».
  • Заказчик не желает тратить время на обсуждение сценария.
  • Заказчик меняет правила во время игры. Очень распространенная ситуация: возвращается из командировки, например, член Совета директоров и переделывает техническое задание. Исполнитель начинает писать сценарий заново.
  • «Поскольку эти киношники в нашем хозяйстве ничего не понимают, мы сами напишем сценарий». Чаще всего из этого ничего хорошего не получается: в промежутках между акционированием, приобретением патентов, оборудования и кирпича, продажей убыточных цехов, футбольных команд и партий товара утром, в понедельник, после оперативки и перед сауной директор спрашивает у референта:

    – А что, сценарий там готов? Нам через две недели предстоят ответственные переговоры. Хотелось бы уже иметь фильм о компании.

    – Как? Вы же сами обещали… э-э … собирались сценарий написать?..

    Немая сцена.

  • «Пусть они напишут, а мы исправим». При таком подходе заказчик обычно выкидывает самые оригинальные ходы, сценарий рассыпается, сроки поджимают, фильм не получается.

Важно Необходимо выделить одного (!) человека, который будет сотрудничать с творческой группой в течение всего производства фильма. Да, ему придется взаимодействовать с исполнителем несколько (1–6) месяцев и внести на равных часть своей души в этот коммерческо-креативный проект. Но только так сценарий может стать фундаментом фильма, а готовая картина будет оригинальна и эффективна.

Описание видеоряда

Распространено мнение, что сценарий — это всего лишь будущий дикторский текст, на-писанный одним человеком (сколько-сколько? За несколько страниц 500 долл.? Почему так дорого?!).

Однако концеп-туальный проект фильма включает не только и не столько текст озвучания (тексты дикторов и интервьюируемых), а главным образом обоснованную маркетинговую концепцию:

  • последовательность событий в соответствии с драматургией;
  • описание действий в их взаимосвязи;
  • яркие образы (здания и ландшафты, оборудование и люди, продукция и потребители. Основываясь на концепции фильма, обоснованно выделяют, что в каком кадре должно быть крупно, или быстро, или тяжело, или мокро, или общим планом);
  • постановочные (особо сложные) эпизоды, т.е. ситуации, в которых люди, предметы, фон и свет взаимодействуют только так, как нужно, а не так, как получится;
  • эпизоды, изображаемые средствами компьютерной графики (описываются более подробно ввиду повышенной стоимости за секунду и, соответственно, большей ответственности за эти части фильма).

Эпизод  2 Строительная компания, которая строит коттеджи, но планирует возводить коттеджные поселки, заказала фильм. В нем должен был фигурировать образец такого поселка.

— Где будем снимать поселок?

— Понимаете ли… У нас пока здесь, в Подмосковье, готового поселка нет. Но мы с партнерами построили его в Болгарии.

— Что ж, мы готовы поехать на съемки в Болгарию.

— А нельзя ли для экономии времени и средств поручить это нашим болгарским партнерам?

И вот в рамках кооперированного производства разрабатывается съемочный план, в котором обозначаются:

  • отдельные дома;
  • ракурсы поселка (издали, со всех сторон и изнутри на разные объекты);
  • ландшафты, «похожие» на Россию (в т.ч. виды из окон);
  • взрослые и дети, ведущие себя интернационально;
  • отсутствие в кадре номеров автомобилей и другой привязки к местности.

При монтаже фильма к этим красивым кадрам добавили съемку поселка в процессе строительства в Подмосковье. Получилась сквозная цельная идея: от чистого поля к будущей малой Родине. Звоните и заказывайте коттеджный поселок!

Примечания к сценарию

Необходимо заранее уточнить следующие особенности фильма:

  • тембры голосов дикторов. Вам какой голос нужен? Бархатный, шелковый, сухой, как цемент, или просто мужской? Прокуренный, стервозный или все-таки женский;
  • дикторские интонации: агрессивно-рекламные, мягко-увещевательные, сухие информативные, еще какие-нибудь («…сами мы не местные, не подскажете, где тут можно «Ягуар» подешевле взять и чтобы «Visa» принимали?..»);
  • стиль и характер музыки: классическая, попсовая, джазовая, народная или просто подходящая по смыслу. Кто ее сочинит, кто исполнит, кто запишет и сколько за все это платить (единожды или всю жизнь за право показа фильма?);
  • производственные шумы. Они обычно записываются во время основных съемок, но часть изготавливается дополнительно в соответствии со сценарными ходами: куранты Спасской башни (знай наших!); лязганье гаечных ключей (наш сервис — всем сервисам сервис!); колокольный звон; звук всасываемого воздуха сможет символизировать работу вакуумной установки, изображенной средствами компьютерной графики); и т.п.;
  • компьютерная графика.

Эпизод  3 «Хотим фильм!» Заказчик — новый, большой, динамичный завод по производству отделочных материалов. Приезжаем.

– Бюджет?

– Большой!

– Что и как показывать?

– Все и красиво!

– Компьютерная графика?

– Обязательно!

Через 2 месяца идет приемка фильма. В кабинете заказчика случайно оказались трое его дилеров. Последние кадры фильма — и общие аплодисменты. Дилеры наперебой кричат: «Дайте нам фильм и право указать в конце свои телефоны, мы будем показывать его у себя по местному телевидению!», «И дайте нам побольше кассет с копиями для местных строителей!», «Дайте нам копии на CD-ROM для местных проектировщиков и архитекторов!», «И дайте нам трехчасовые кассеты, на которых фильм будет зациклен непрерывно, для показа в магазинах покупателям!». Компьютерная графика столь ярко, полно и наглядно отразила суть и пользу изделий заказчика, что позже на ее основе были изготовлены три рекламных ролика для телевидения.

Способы использования фильма

Уже понятны основные способы использования фильма (см. пожелания дилеров из последнего эпизода). Остается добавить, что:

  • для выставки лучше сделать сокращенную версию (3–5 мин.), ведь у посетителя нет времени смотреть долго. Цель динамичной выставочной версии — остановить его! А дальше специально обученный человек вручает кассету (CD-ROM) с полной версией фильма (плюс буклеты–прайсы–каталоги);
  • для раздачи на выставке кассеты должны иметь полиграфические информативные наклейки и помещаться в коробочку (картонную или пластиковую) с полиграфическими обложками;
  • для рассылки можно использовать и кассеты, и диски (CD-ROM MPEG-2 или MPEG-4, DVD). Но в последнем случае следует быть абсолютно уверенным, что компьютеры (проигрыватели DVD) получателей поддержат формат записи с необходимой скоростью и разрешением;
  • для показа по телевидению (даже по местному) лучше сделать отдельную версию. Она должна не только соответствовать техническим требованиям ОТК вещателя, но и сопровождаться договором, передающим заказчику и вещателям все авторские права исполнителей (в частности, авторов и исполнителей музыки к фильму);
  • в расчете на «продвинутых» пользователей Интернета, имеющих выделенную линию, полезно разместить копию фильма на сайте. В этом случае фильм будет работать на вас потихоньку, но 24 ч в сутки.

Если планируются прямые переговоры у вас в офисе, то вы можете применить несколько эффективных тактических приемов.

  • Еще в приемной секретарь, подавая чай–кофе, предлагает клиенту посмотреть фильм о предприятии. Ему никто не мешает, он может восхищенно или недоуменно хмыкать, не стесняясь присутствия партнеров по переговорам.
  • Возможен совместный просмотр фильма хозяевами и гостями. Этот вариант имеет свои преимущества. Во время просмотра возможны сиюминутные дополнения: «У нас начал работать еще один цех с новой продукцией, но в фильм его включить не успели…».
  • Наоборот, фильм демонстрируется у клиента (например, в отдаленном регионе или вообще за границей). В этом случае нужно исходить из того, что, первое, зрители бывали в вашем городе и его узнаваемые приметы многим известны (телевышка, собор). Второе, большинство из присутствующих никогда у вас не было и вряд ли побывает. Поэтому в фильм нужно включить:

    – позитивную привязку к местности (памятные места, природу, персонаж: культурно-спортивный или генеральски-властный);

    – серию интервью значимых лиц в качестве эмоционально убеждающего фактора;

    – подробности, важные для принятия решения, но не отягчающие этот процесс, а подводящие клиента к мысли: «Где расписаться?».

Фильм, качественно сделанный совместно с фирмой–исполнителем, заставит потенциального компаньона принимать нужные вам решения, не задумываясь, как устроена ваша «кухня».