Директор-Инфо №43'2002
Директор-Инфо №43'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Лучше один раз показать…

Борис Васильев

Существует целый ряд коммуникаций, способствующих поиску заказчиков: отраслевые журналы и справочники, Интернет, выставки, проспекты, буклеты, листовки, прямая рассылка, прямые продажи. Сейчас в рекламных целях все чаще стал использоваться видеофильм или даже мультимедийная презентация. Обычно это информационная, документальная, слегка постановочная картина о предприятии, его продукции/услугах, дополненная компьютерной графикой. В мультимедийной презентации на CD-ROM могут содержаться и многочисленные документы.

Еще Конфуций говорил: «Лучше один раз показать, чем сто раз рассказать» (и в этом смысле он стоял на позиции предпринимателя, а не потребителя, в отличие от европейцев, считающих, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Действительно, очень полезно показать видеофильм на своем стенде на выставке, на переговорах в офисе и даже при direсt-mail стоит вложить CD-ROM или видеокассету с фильмом, когда ожидаешь от получателя предпринимательского любопытства. Особенно это полезно тем бизнесменам, которые нацеливают свой товар (услуги) на производственный сектор. Однако видеоинструкции по обслуживанию технически сложных изделий или видеокаталоги зрелищно-разнообразной продукции могут быть важным дополнительным инструментом продаж и для крупной компании потребительского рынка.

Видеофильм (на кассете или диске — CD, DVD) все чаще используется в качестве инструмента продвинутого менеджера по продажам. На выставке, где очумелые закупщики ищут что-нибудь «пожирнее» и подешевле, содержательная и динамичная картина позволяет выдернуть из толпы «своего» клиента, взять его за пуговицу, провести мимо стройных ног стендисток и в дальнем закутке за чашкой слегка разбавленного чаем коньяка объяснить, наконец, чем наш большой тихоходный микромотор лучше «ихнего» маленького мощного и чем наши скромные комиссионные лучше «ихних», солидных. А если серьезно, то не повезешь же на выставку весь завод или даже один экскаватор (кстати, экскаватор выглядит гораздо внушительнее в процессе канавокопания, чем просто застывшим монстром). Когда же во время сложных переговоров вы воспользуетесь деловой видеопродукцией, ваши клиенты обязательно скажут: «Да, лучше один раз увидеть!».

Видеоролики дают вам дополнительную силу и преимущество на переговорах, позволяют получить выгоду там, где вы ее никак не ждали. За счет чего? За счет:

  • быстрого и лучшего осознания клиентом (одновременно и одинаково всеми его представителями) зрелищной информации;
  • более действенного убеждения в надежности предприятия и в качестве его продукции;
  • твердого запоминания наглядной презентации.

Как же деловая видеопродукция достигает подобных результатов?

  • Воздействием зрелищностью и темпом происходящего на экране (при этом запланированный психологом темп потенциальный клиент не может регулировать, как в случае с разглядыванием полиграфических иллюстраций).
  • Одновременной подачей изображения, текста, музыки и шумов.
  • Творческими подходами, позволяющими влиять содержательно, эмоционально и психологически.

Когда незаменима деловая видеопродукция? Во-первых, при обращении к аудитории, участники которой официально обязаны смотреть и слушать. Обычно шефы хотят быть уверены в том, что участники все поняли (при раздаче текстовых сообщений уверенность уменьшается, т.к. результат обязанности смотреть и слушать обычно лучше результата обязанности читать). Во-вторых, при низкоквалифицированной аудитории, не способной быстро и твердо усвоить информацию из текста.

Вот и приходится менеджеру по рекламе за полгода до выставки (а бывает, что и за неделю) сочинять бриф на фильм и устраивать тендер.

И горести его по поводу фильма постепенно обрастают следующими составляющими: маленькими, но дорогими (производство фильма) и большими, но досадными (пользование фильмом).

Как же сделать фильм о компании и ее продукции так, чтобы и волки (менеджеры по продажам, клиенты) были сыты, и Макар (гл. бухгалтер) телят (отдел рекламы) не гонял?..

Кто делает фильмы?

Самая страшная для фирмы ситуация, когда у директора (другого шефа) сын (племянник, подруга) — режиссер/оператор. Тогда пиши: пропало! То есть фильм, конечно, будет снят и даже заслужит, может быть, аплодисменты (?!?) в адрес авторов. А вот использование…

Пример Одна из крупнейших в России нефтяных компаний на большом инвестиционном симпозиуме демонстрирует на своем стенде фильм. Значительную часть времени на экране телевизора набриолиненный, довольный собой автор картины что-то рассказывает (звук стендисты давно выключили, не выдержав ни текста, ни дикции). Потенциальные инвесторы и партнеры проходят мимо стенда не задерживаясь, некоторые — ухмыляясь. Такой фильм очень быстро попадает на полку, а сотрудники опасаются заказывать новый: обжегшись на молоке.

Когда кто-то на фирме считает, что «у нас есть знакомые журналисты на телевидении» — ситуация получше. Но проблем может быть больше. Эти знакомые журналисты — обычно отличные ребята. Но профессия у них — новости. Они очень хорошо умеют делать то, что важно сегодня. Однако фильм должен работать на вас от года до пяти лет. Поэтому «обсасывать» в нем требуется каждый кадр, каждый шум и слово (например, чтобы стендисты не выключали звук!). И на все нужен отдельный вкус, взгляд, квалификация и профессионал, всем этим обладающий.

Из кого же состоит команда профессионалов?

  • Менеджер по работе с заказчиком предложит проект технического задания.
  • Маркетолог–концептуалист скажет (напишет), для кого и для чего делать фильм.
  • Продюсер со сценаристом составят сценарный план.
  • Исполнительный продюсер подготовит смету.
  • Сценарист с режиссером напишут сценарий, включающий крепкую драматургию, описание видеоряда и литературный текст.
  • Режиссер с оператором произведут съемку.
  • Художник со сценаристом разработают и сделают компьютерную графику (логотип, иллюстрации, надписи).
  • Музыкальный редактор подберет музыку (при необходимости композитора, который напишет специальную музыку).
  • Звукорежиссер с диктором озвучат текст.
  • Режиссер с видеоинженером смонтируют фильм, сведут звук (т.е. подберут наилучшую громкость шумов, музыки и голосов).
  • Директор по производству все организует (кассеты, оборудование, транспорт, пропуска; питание и проживание съемочных групп на выезде).
  • Продюсер возьмет на себя гарантии по качеству, срокам и стоимости, по хранению исходных материалов, по обновлению фильма по мере необходимости; по расчетам с персоналом, по соблюдению авторских прав.
  • Юрист проконтролирует правильность оформления и выполнения договора.
  • Бухгалтер проведет все платежи, включая оплату банкета по поводу сдачи картины.

Так что, разыскивая производителя, обратите внимание, есть ли у него такая команда и, конечно, на демонстрационную видеокассету с ранее изготовленными фильмами.

Бриф (техническое задание на фильм)

Но вот вы нашли исполнителя. Чтобы создать нужный вам фильм, в техническом задании на производство следует предусмотреть:

  • необходимость съемок на улице (на натуре): учесть время года; время суток (условия освещенности); погоду; возможность управления процессами, в обычное время нас не касающимися (движение транспорта и прохожих); права владельцев той недвижимости, которая может попасть в кадр и т.п.;
  • интервью (подготовить интервьюируемых и их тексты);
  • компьютерную графику (для демонстрации скрытых от объектива камеры процессов и/или фантастических (!?) характеристик продукции/услуг).

Набившие шишек («съевшие собаку») производители деловых видеофильмов с учетом специфики вашего предприятия зададут десятки вопросов, ответы на которые и составят техническое задание на фильм.

Сценарный план (требования к сценарию фильма)

Следует добиться от включенных в тендер потенциальных исполнителей развернутых творческо-коммерческих предложений, что случается не каждый день. Некоторые просто бьют шапкой об пол и соглашаются работать «всего лишь» за то количество зеленых «рублей», которого именно сейчас им не хватает на приобретение ____ (впишите адрес коттеджа или индекс модели BMW). После этого остается сравнить поступившие предложения между собой (еще не поздно отказаться от всех!).

В сценарном плане и коммерческом предложении должны содержаться ответы на многие ваши вопросы, даже на те, которые вы не догадались задать. Иначе могут появиться опасные для бюджета фильма (или для его качества) прорехи. Обратите внимание на некоторые важные пункты.

  • Описание целевой аудитории. Наиболее распространенные «подвиды» зрителей (специалистов в вашей области деятельности) отличаются друг от друга, как Том от Джерри. Например, коротко стриженные дилеры с золотыми цепями не поймут фильма, изготовленного для инвестора — лощеного представителя западных пенсионных фондов (помните, как Ли Якокка горько ябедничал, что дилеры зарабатывают больше, чем он, президент корпорации «Крайслер»?). Создать остро заточенное, полезное, захватывающее определенных зрителей произведение позволит лишь точный расчет маркетологами концепции фильма под конкретную целевую аудиторию.
  • Формат производства: 95% хороших фильмов снимаются на BETACAM-SP по многим взаимосвязанным причинам, среди которых распространенность формата на ТВ и у видеопрофессионалов, хорошее качество цветопередачи оптикой и пленкой и т.п.
  • Количество съемочных дней.
  • Общее освещение больших помещений.
  • Портретный свет для интервью.
  • Количество монтажных смен.
  • Формат монтажа: 80% удачных картин монтируется «в цифре», т.е. нелинейно — при высоком качестве обеспечиваются скорость и удобство внесения изменений, многослойная картинка, спецэффекты и т.п.
  • Скалькулированные возможности компьютерной графики.
  • Кастинг голосов дикторов (не дай Бог, у исполнителя единственный диктор — жена/муж продюсера с хорошим выговором всех английских звуков, а вот с русскими пока еще…).
  • Драматургия.
  • Музыкальная редактура и еще многое другое.

А вот что не входит в сообщенный вам подход и в ваш бюджет:

  • кастинг актеров, сами актеры, их одежда, макияж, прически;
  • компьютерные примочки;
  • иноязычные версии;
  • использование фото- и видеоархивов (ваших и сторонних);
  • оплата прав на музыку и архивы;
  • оцифровка для записи на CD-ROM или DVD и прочее.

Сценарий

Но вот вы подписали договор, приложениями к которому являются техническое задание и сценарный план, передали исполнителю все материалы о фирме (не забудьте пункт о конфиденциальности!), и через… (дней, лет?) вам приносят сценарий.

В хорошем сценарии фильма продолжительностью 7–20 мин. примерно 50–150 кадров. В дополнение к нему могут прилагаться сценарии эпизодов компьютерной графики и сценарии сложных постановочных эпизодов.

Как из этих 3–30 страниц понять, что фактически будет представлять собой фильм? Очень просто. Запросите-ка к той демокассете, что вам показывали еще во время тендера, сценарии размещенных на ней фильмов. Последовательно просматривая текстовые документы и фильмы уже на экране, сравнивая описание видеоряда и его воплощение на пленке, вы сможете лучше и точнее представить себе, как умозрительное рассмотрение авторами специфики предприятия, его рыночных потребностей постепенно переходит в понимание и превращается в ваш будущий инструмент работы. Одновременно вы получите ответы на такие интересные вопросы, как «Хорошо ли налажено делопроизводство у исполнителя» и «Не погиб ли в вас «Сам себе режиссер»?

Если вы обнаружили в себе задатки режиссера и вам самому захочется использовать эти пары (сценарии–готовые фильмы) как пособие по кинопроизводству (ведь так хочется, и так просто!), бойтесь данайцев, кино приносящих. Им бы только вас к себе заманить, а уж там сплошные соблазны: широкоплечие операторы-осветители (для дам), сладкоголосые сирены-дикторши да фотомодели (для кавалеров). Так что — тьфу-тьфу. Общение только по e-mail!

Съемка

Нервы — на пределе. Чтобы минимизировать ступор на предприятии (телевизионщики приехали!) и сэкономить бюджет, заказчик и исполнитель стараются сократить число съемочных дней. Поэтому темп работы очень высокий. Самое главное и простое — снабдить съемочную группу едой и напитками (включая… + столько же в холодильник директора).

Часть второстепенных деталей, которые должны обеспечить и проконтролировать вы как заказчик:

  • капремонт помещений и автомобилей руководства (некоторые обходятся «косметикой», но это неправильно — плохо сказывается на качестве фильма, хотя иногда несколько экономит бюджет);
  • спецодежда для персонала (некоторые думают, что это только предлог для поездки директора в Париж за новой коллекцией костюмов, но это злопыхательство);
  • логотипы на спецодежде (можно и на галстуках, но обычно страдают лишь «голубые воротнички»);
  • дежурный электрик (необходимо убедиться, совмещаются ли вилки осветительного оборудования исполнителя и ваши розетки);
  • наличие в нужном месте в нужное время всех людей, сырья, материалов, продукции и Сергея Петровича, у которого все ключи от всех помещений;
  • если в сценарии есть, например, кисть руки Марии Варфоломеевны, которая любовно поглаживает готовое изделие, стоит обеспечить ей замену на случай болезни и не забыть отпустить обеих дам сделать маникюр.

Если вы предусмотрели в сценарии большое количество интервью и особенно если среди интервьюируемых не только ваши сотрудники (партнеры, клиенты, представители власти), необходимо особо проконтролировать:

  • знают ли они, о чем говорить (лучше специально написать тексты, согласовать со сценаристом и с ними);
  • одеты ли они благоприятно для цветопередачи (черное, белое, красное, клетчатое, полосатое не надевать!) и соответственно интерьеру, в котором будет проходить съемка;
  • нужен ли им костюмер, парикмахер, визажист (или хотя бы компакт-пудра);
  • прибудут ли они на место съемки в соответствии с графиком.

Монтаж

После съемки происходит следующее:

  • производство компьютерной графики (заставки, титры, субтитры);
  • поиск и перезапись видеоархивов, оцифровка фотоархивов;
  • окончательная доводка сценария с учетом реально отснятого материала;
  • подбор (сочинение, исполнение) и запись музыки;
  • озвучивание текста (дикторы);
  • видеомонтаж (выбор из отснятого материала лучших кадров, определение их продолжительности и расположения в последовательности, основанной на сценарии, но учитывающей особенности каждого кадра по крупности, цвету, свету, темпу движения камеры и объектов и т.п.);
  • разработка спецэффектов (зрелищные способы перехода от кадра к кадру, многослойное изображение и т.п.);
  • сведение звука и т.п.

У вас может возникнуть искушение попроситься на монтаж (и, скорее всего, по договору у вас есть такое право!). Не поддавайтесь соблазну! Не используйте свое право! Лучше попросите копии исходных материалов, просмотрите их и обратите внимание режиссера на то, что считаете наиболее и наименее важным.

Ваше непосредственное присутствие на монтаже (участием это трудно назвать) может привести к срыву сроков, выставлению дополнительных счетов и расшатыванию нервной системы всех, включая вас. Так что не звоните продюсеру с вопросом: «Когда можно приехать? Посмотреть?» — чаще, чем раз в месяц. Творческих людей нельзя нервировать!!!

Оценка готового продукта

Во время Первого Просмотра Первой Редакции Фильма попробуйте поставить себя на место человека, впервые столкнувшегося с вашим Предприятием и его Продукцией. Вы можете смело принимать фильм и зарабатывать с его помощью деньги для компании, если он:

  • соответствует вашему техническому заданию (см. в начале);
  • соответствует выделенному на производство фильма бюджету (см. в середине);
  • отображает ваше личное видение конкретных черт вашего предприятия и его продукции (см. в конце);
  • в значительной степени представляет интересы предприятия перед целевой аудиторией.

Если указанные признаки присутствуют, вы с честью выполнили обязанности заказчика. Смело требуйте включения своего имени (псевдонима) в заключительные титры!

Но кроме вас на упоминание в титрах могут претендовать и отдельные сотрудники исполнителя. А они-то за что?..

При производстве фильма они должны были использовать свою квалификацию и опыт, чтобы на вашу компанию в разных сочетаниях комплексно работали некоторые из следующих приемов и творческих подходов.

  • Одновременное изложение текста (закадровый голос) и иллюстрация абстрактной мысли изображением реальных объектов или динамичными графиками, диаграммами, созданными с помощью компьютерной графики.
  • Демонстрация технологии работы людей и механизмов в движении.
  • Использование нескольких способов подачи информации (иногда одновременно):
    • содержательных (описание объекта закадровым текстом плюс его изображение в движении и/или с разных сторон);
    • эмоциональных (яркие краски, переменная скорость движения объекта, рассчитанные второстепенные объекты, музыка и звуки);
    • искусственных (компьютерная графика, анимация);
    • подсознательных;
    • юмор и/или ассоциативный подход в сообщении;
    • цветовое и композиционное построение кадров;
    • скорость и направление движения камеры;
    • частота смены планов и кадров;
    • пол, внешность, одежда и манеры действующих лиц;
    • пол диктора, тембр, интонации, паузы;
    • характер музыки и шумов.
  • Передача эмоционального впечатления от характеристик объекта, доступных для видео-, аудиоформы (но недоступных, например, для полиграфии):
    • туман, выходящий из открытого морозильника;
    • луч света, естественный или компьютерный, динамично обрисовывающий основную часть объекта;
    • сильный звук, подчеркивающий мощь;
    • тихий звук, указывающий на современную технологию в отличие от предшествующей;
    • музыкальная фраза, эмоционально подчеркивающая важную часть процесса (скорость, эффективность, компактность, необычность и т.п.);
    • музыкальная фраза/отдельный звук, указывающие на завершение процесса.
  • Создание конечного впечатления зрителя с учетом полного осознания объемов и пространства, не передаваемых плоским неподвижным изображением (пролет самолета под мостом, выход из маленького автомобиля большой группы людей).
  • Демонстрация последовательных ускоренных изменений:
    • одного улучшаемого объекта (до и после похудения человека, до и после макияжа лица);
    • превращение одного объекта в другой в определенное время с определенной технологией (снос хижины и строительство на этом месте дворца без изменения пейзажа);
    • одновременный показ предмета со всех сторон (даже несколько его фотоснимков в разных ракурсах дадут менее полное представление о предмете, чем одно вращение в кадре).
  • Подтверждение реализма или исторических фактов с показом конкретных людей, включая известных, и с учетом обстоятельств места и времени съемки; может быть полезно юридическое подтверждение иллюстрируемого факта.

Если фильм производит на вас (и на подвернувшихся под руку клиентов) запланированное маркетологами и концептуалистами впечатление, значит, многое из перечисленного в нем применено. Значит, ваши горести, связанные с производством, закончились, остались маленькими (см. в начале) и превратились в бесценный ОПЫТ. Значит, вы получили великолепный инструмент дополнительного развития вашего бизнеса. Он будет работать на вас одновременно в десятках мест: на сайте, на выс-тавках, в офисах клиентов, дилеров, партнеров. Значит, можно завершать расчеты по договору, и пусть исполнители тоже порезвятся в титрах.

Техническое задание

Для составления сценарного плана фильма необходимы следующие сведения.

• Целевая аудитория (посетители выставок, клиенты/партнеры в офисе и др.).

• Желаемая продолжительность, мин.

• Местонахождение и количество объектов съемки (оборудование, процессы, задние планы и пр.);

• Количество рабочих мест, которые необходимо показать.

• Необходимы ли интервью с сотрудниками (количество человек), руководителями, специалистами, пользователями продукции/услуг (где будет проходить интервью), представителями власти (префектура, мэрия, другая администрация).

• Имеются ли объекты, требующие выезда в другие города (местоположение).

• Мидеакаталог изделий (количество, где будут демонстрироваться, необходимо ли присутствие моделей или актеров).

• Компьютерная графика (отметить необходимое):

– логотип компании (статический, динамический, трехмерный), титры, субтитры;

– карты (мира, России, Москвы) со схемой системы поставок, международных связей;

– разрезы изделий, показывающие их конструкцию, принцип работы;

– схемы конкретных производственных технологических процессов;

– примеры уникальных технологий;

– фантастические элементы продукции, подчеркивающие ее качество, надежность, эффективность.

• Надо ли выпускать иноязычные, сокращенную выставочную и другие версии.

• Есть ли необходимость в использовании фото-, видео­архива.

• Планируемый срок создания фильма (к выставке, юбилею и др.).

• Требования по голосу диктора, музыке, стилю, шумам

и т.д.

Начало переговоров

Вопросы исполнителю

Неправильный — сколько стоит ваш фильм (для нас)? Каков вопрос— таков ответ (любой ответ будет неправильным).

Правильный (но бессмысленный, поскольку большинство ответов будут похожи и расплывчаты) — какова минимальная стоимость, за которую вы беретесь сделать фильм?

Наилучший — какой фильм, решающий (в какой-то степени) наши проблемы, за наш бюджет Х вы бы порекомендовали делать нашей компании в нашей маркетинговой ситуации?

Ответ — представляется сценарный план фильма с вариантом использования бюджета на оптимальное, по мнению маркетологов, сочетание сценарных, литературных, режиссерских, съемочных, компьютерно-графических, монтажных работ, работы диктора, музыкального редактора, продюсера и т.д.

Требования к исполнителю

Неправильное — я хочу поговорить с режиссером. (О чем и зачем говорить с режиссером на этой стадии? Вы-то уже поняли, что все начинается с концепции и с целевой аудитории.)

Правильное — потребовать гарантии продюсера на успешное решение задач, поставленных в ТЗ, средствами, раскрытыми в сценарном плане.

Реальное положение вещей

Вы можете столкнуться с фактом, когда продюсер и сценарист или сценарист и режиссер в компании–исполнителе — одни и те же лица. Это не страшно.

Важно обеим сторонам всегда отделять в переговорах две части — коммерческую и творческую. (Помните, как у Пушкина в «Египетских ночах» был поражен герой, обнаружив в талантливом итальянском импровизаторе–поэте расчетливость и даже жадность антрепренера?)

Решив вопрос с бюджетом, постарайтесь повернуться спинами друг к другу— как плательщик и продюсер, и обратиться друг к другу лицами — как заказчик и автор.

Во время производства фильма вам часто придется участвовать в обсуждении творческих решений. К вашему мнению будут прислушиваться, но обычно поступят по-своему, следуя внутренней логике команды авторов, основываясь на теории, технологии и опыте производства. Крайне желательно сохранить теплый климат в этих отношениях, чреватых мелкими, но многими источниками конфликтов.

Смета

Сколько чаще всего стоят хорошие фильмы?

В смете, расписанной для скрупулезного бухгалтера, может быть 50–150 позиций. Но обычно вам сообщают, что фильм на основе видеоматериала, отснятого за одну смену (7–9 ч, 2–5 видеокассет Betacam-SP продолжительностью по 32 мин., 1–2 места съемки, минимум компьютерной графики — логотип, титры, субтитры) стоит 2000–4000 долл. Цена съемок в течение каждого следующего дня — 800–1500 долл.

Что входит в эти маленькие, но приличные деньги?

  • Работа людей (состав команды мы перечисляли).
  • Оборудование (камера, свет, микрофоны, линейная и цифровая монтажные, станция компьютерной графики, студия звукозаписи, дополнительное оборудование).
  • Видео- и аудиоархивы (их перезапись и права на использование).
  • Видеокассеты (если исходные материалы не передаются заказчику, то износ видеокассет).
  • Транспорт и связь (в пределах города).
  • Прочие расходы.
  • Общехозяйственные расходы.
  • Прибыль.
  • Налоги.

Что не входит:

• компьютерная графика по отдельному сценарию (100–1500 долл. за эпизод продолжительностью 4–8 с). Стоимость зависит от того, плоская или объемная графика, статичная или динамичная, от числа и степени проработанности объектов и фона, от скорости и способов движения объектов в кадре и т.д.;

• кастинг актеров и оплата их работы;

• иноязычные версии;

• сокращенная версия для выставок; вещательная версия для ТВ (любая переделка влечет за собой значительные расходы);

• транспорт, проживание и питание съемочных групп за пределами города;

• тираж видеоносителей (кассеты, CD-Rom, DVD).

Проблемы с людьми в кадре

«Эсть человэк, эсть проблема». И. Сталин, топ-менеджер СССР, заказчик многих деловых и очень деловых фильмов.

Если у вас в фильме снимаются много людей, особенно взаимодействующих друг с другом, проблемы, сроки и стоимость производства могут сильно возрасти.

1. Вот вы, например, выбрали на кастинге фотомодель (не за красивые глаза, а за внешность). А обратили вы внимание, как она, стоя в очереди на просмотр, пританцовывала в уголке (с наушниками плеера в ушах, или еще хуже — без наушников)?

Следите внимательно за ее личной жизнью, ибо она может:

  • в ночь перед съемками уйти в клуб и явиться на работу не в 9.00, а после обеда, причем с распухшими губами и расширенными зрачками;
  • объесться шоколадом, клубникой или белковым коктейлем. В результате все лицо и декольте покроются высыпаниями;
  • вслед за движением луны на ее лице появятся прыщи и т.д.

2. Некоторые люди могут неправильно одеться. Женщины способны отла­кировать прически, одеть огромные серьги и кольца, переборщить с косметикой.

3. Трудно снимать диалог стоящих людей, сильно различающихся ростом.

4. Если разговаривают (действуют) более двух человек одновременно, один из них по закону подлости обязательно «выбьется» из видео-ряда (повернется, взглянет или шагнет в сторону).

5. Нужно приготовиться объяснить генеральному директору, что во время интервью он не директор, а актер, играющий роль директора, и поэтому, хотя он и плательщик, ему следует подчиняться и режиссеру, и оператору.

6. Спецодежда для рабочих может оказаться на два размера больше габаритов тела самой квалифицированной и симпатичной девушки–автомеханика, а любимый фикус на столе главного бухгалтера не позволит хорошо выставить свет в кабинете.

7. Рабочие в цехах могут разбегаться при виде камеры, потому что их забыли предупредить (или потому, что предупредили в безапеляционном, приказном порядке!).

8. Все люди имеют права на свое изображение, и лучше письменно согласовать их участие в фильме.

Куда: Телекомпания «ОКНО», «ВГИК-Арт», «Гелла-видео».