Директор-Инфо №35'2002
Директор-Инфо №35'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор




.





 

Беспрерывное производство

Наталья Першева, Елена Покидова

К чему ведут простои в производстве и как обезопасить предприятие

На предприятии произошло событие (пожар, затопление, техногенная катастрофа и пр.), в результате которого были утрачены либо повреждены здания, производственное оборудование, сооружения, машины, вычислительная и оргтехника, запасы сырья или продукции и т.д.

На время восстановительных работ производственная деятельность приостанавливается. В результате предприятие не только лишается прибыли, на которую могло рассчитывать, но из-за вынужденного простоя терпит и другие убытки. Чтобы приступить к восстановлению производства, руководству компании необходимо срочно искать дополнительные резервы. Часть средств нужно направлять на текущие выплаты по арендным, налоговым платежам, на амортизационные отчисления на уцелевшее имущество, на заработную плату сотрудникам, на погашение долгов, процентов по кредитам и пр. Порою остановка производства даже на короткий срок приводит к утрате производителем своих позиций на рынке, к потере значительной части потребителей продукции, к разрыву налаженных хозяйственных связей с поставщиками. Практика показывает, что размер упущенной выгоды от перерыва в деятельности предприятия может во много раз превосходить реальный ущерб.

Страхование финансовых рисков, в том числе и риска «остановки производства или сокращения объема производства в результате оговоренных событий», предусматривает обязанность страховщика полностью или частично компенсировать страхователю потерю доходов и понесенные дополнительные расходы. Подобный вид страхования, особенно в комплексе с другими, позволяет организовать эффективную защиту интересов предприятия или частного предпринимателя от многих неблагоприятных последствий и свести к минимуму возможные потери.

Обычно страхование от остановки производства или сокращения его объема связывается с наступлением следующих событий:

  • воздействие природных сил и стихийных бедствий;
  • пожар;
  • удар молнии;
  • взрыв;
  • падение пилотируемых летательных аппаратов и их частей;
  • постороннее воздействие (например, наезд наземных транспортных средств или самодвижущихся машин);
  • противоправные действия третьих лиц (хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества или его частей, за которое предусмотрена уголовная или административная ответственность);
  • авария (например, систем пожаротушения, водопроводов, отопительных систем, канализации).

Что нужно знать при обращении за страховым покрытием

О сторонах договора и третьих лицах

При страховании от простоя или сокращения объема производства, произошедшего в результате каких-то событий, третьи лица не назначаются выгодоприобретателями или застрахованными лицами1. Частный предприниматель или юридическое лицо могут страховать данный риск только в свою пользу, и именно они должны выступать в качестве страхователя2. Получить выплату вправе только сам страхователь, имеющий свой страховой интерес. Иными словами, компания не может застраховать риск от простоя или сокращения производства и назначить выгодоприобретателем, например, владельца (акционера, участника) этого предприятия или фирму–контрагента по сделке. Так же как и акционер, участник общества не вправе от своего имени застраховать предприятие от данного риска, даже если выгодоприобретателем по договору окажется само общество.

О комплексном подходе страховщиков

Российские страховщики нередко предоставляют полисы по страхованию предприятия от перерыва в производстве только единым пакетом с другими видами страхования. Например, при условии страхования в этой компании имущества предприятия от пожара, удара молнии, стихийного бедствия, противоправных действий третьих лиц и пр. Такая практика позволяет страховщику не просто увеличить свою прибыль и получить больший контроль над ситуацией, но и значительно снизить расходы, связанные с оценкой риска при заключении договора и с оценкой убытков при наступлении страхового случая. Кроме того, уменьшаются затраты страховщика на расследование обстоятельств и установление причин наступившего события.

Если имущество предприятия было застраховано ранее в другой компании, то страховщика, к которому вы обратились с целью застраховаться от простоев и сокращения производства, необходимо уведомить об этом заранее. И,возможно, придется ознакомить его с условиями заключенного договора.

«Стандартный» перечень возмещаемых убытков и расходов может оказаться неполным или он не будет соответствовать интересам страхователя

Перед тем как подписать предложенный страховщиком договор, следует внимательно изучить не только его условия, но и Правила страхования данной компании. Те убытки, которые берется возместить страховщик, необходимо сопоставить с убытками и расходами, которые ваша фирма может понести при наступлении страхового случая. Так, если в договоре помимо прочего указано, что страховщик возмещает траты, связанные с «арендной платой по заключенным ранее договорам аренды зданий (сооружений или помещений)» за весь период простоя, то для собственника здания, сооружения более актуальными могут стать расходы по оплате землепользования.

Кроме того, страховщики на время ведения восстановительных работ часто предлагают возместить расходы клиентов по переезду, аренде и оборудованию нового помещения3 , по аренде или приобретению оргтехники, машин, станков, на которых продолжится выпуск собственной продукции. В данном случае выгода для обеих сторон договора очевидна: страхователь получает возможность продолжить свою коммерческую деятельность в полном объеме или хотя бы частично, а расходы страховщика, связанные со страховыми выплатами, сокращаются.

Но тут действует целый ряд ограничений для страхователя. Например, страховщик включает в договор пункт о том, что новое помещение должно быть аналогичным по площади, условиям, классу, арендной плате и т.д. тому, которое страхователь занимал ранее, или о том, что выпуск продукции может продолжаться на оборудовании, аналогичном тому, которое вышло из строя. Однако соблюсти подобные требования удается не всегда. Так, может оказаться, что в данном населенном пункте реально арендовать только производственное помещение большей площади и лучше оснащенное или что вместо ремонтируемого отечественного оборудования можно заключить договор аренды лишь в отношении более дорогостоящего импортного. Эти и другие факторы приводят к тому, что стоимость аренды значительно увеличивается. В договоре со страховщиком нужно предусмотреть, как будут возмещаться подобные расходы, если они превысят установленные лимиты. Часто от страхователя требуются доказательства того, что он добросовестно искал (и не нашел) аналогичные помещения или оборудование, обращался с запросами и просьбами в различные коммерческие или государственные предприятия и организации, проводил мониторинг и пр. В противном случае страхователь будет вынужден возмещать такие расходы полностью или частично за свой счет.

О мерах по уменьшению размера убытков

Клиенты страховых компаний могут возместить понесенные затраты для сокращения размера убытков. Причем законодательство не только обязывает страхователя предпринять самостоятельные действия, но и предоставляет страховой компании право давать клиенту соответствующие указания4 . В последнем случае в договоре должно быть указано, как именно страховщик доведет их до сведения клиента. Подобные указания являются для страхователя обязательными. Если клиент не исполнит требования страховщика и это приведет к увеличению потерь, то может последовать отказ в возмещении той части убытка, которая возникла из-за непринятия страхователем соответствующих мер.

О сроках выплаты страхового покрытия

Обычно страховые компании принимают на себя обязанность выплатить страховое покрытие в течение 10 банковских дней после составления акта о страховом случае, если выплата производится единовременно. Если же договором предусмотрены периодические выплаты, то составляются промежуточные документы, на основании которых и перечисляются средства.

Страхователю необходимо помнить, что все траты, связанные с ликвидацией неблагоприятных последствий и восстановлением производства, а также с оплатой текущих расходов, должны быть подтверждены документально. Однако в ряде случаев некоторые хозяйственные операции остаются за пределами официальной отчетности. Чтобы у страховщика не было оснований отказать в выплате, следует заранее согласовать с ним, как будут учитываться те или иные расходы, на каком основании и в каком порядке погашаться. При этом страховщик должен быть уверен, что все денежные средства потрачены именно на восстановление производства и на оплату соответствующих расходов. Для этого следует организовать представителю страховой компании свободный доступ на предприятие и предъявить необходимые документы.

Руководству страхователя надо помнить, что составлению акта о страховом случае предшествует процедура установления причин страхового случая, расследования его обстоятельств, установления размера убытков и пр. Иногда она может затянуться. Так, нередко судьба страховых выплат зависит от решений, принятых в отношении страхователя и его должностных лиц уполномоченными государственными органами. Например, после пожара в отношении руководителя возбуждено уголовное или административное дело в связи с несоблюдением на его предприятии правил пожарной безопасности. Страховщику для принятия окончательного решения о признании данного случая страховым необходимо дождаться результатов расследования и рассмотрения дела уполномоченным органом.

Отметим, что такой порядок соблюдается не всегда. Страховщики, заботясь о своей репутации надежного плательщика и заинтересованные в данном клиенте, часто балансируют на грани закона и производят страховые выплаты по соглашению со страхователем без достаточных на то оснований. Правда, в данном случае речь идет о выплате только части предусмотренного договором возмещения.

О страховой сумме

Как правило, размер страховой суммы устанавливается по соглашению сторон. Он определяется и рассчитывается индивидуально для каждого страхователя с учетом многих факторов: профиля деятельности предприятия; условий обеспечения безопасности, эксплуатации имущества; стоимости выпускаемой валовой продукции; условий страхования и пр.

Существуют различные методики расчета страховых сумм в зависимости от условий договора и объема страхового покрытия.

О размере премии страховщика

Премия назначается в процентном отношении от страховой суммы и, как правило, по данному виду страхования составляет 1–2,5%. В зависимости от индивидуальных условий производственной деятельности страхователя этот тариф может изменяться. Многие страховщики предлагают своим клиентам льготные тарифы в случаях:

  • комплексного страхования (если вместе с этим риском страхуется имущество данного субъекта по полному пакету рисков или если одновременно происходит страхование ответственности);
  • при пролонгации договора с тем же страховщиком на новый срок при условии, что в прошлом договор был безубыточным;
  • если страхователем принимаются меры повышенной безопасности, значительно снижающие степень риска.

На размер премии страховщика влияют наличие и величина франшизы по договору. Если установлена франшиза, то это означает, что страховщик освобождается от возмещения убытков, не превышающих обусловленную величину. Франшиза устанавливается либо в процентах к страховой сумме, либо в абсолютном размере. Она бывает условная (невычитаемая) и безусловная (вычитаемая).

В первом случае страховщик освобождается от ответственности за ущерб, не превышающий определенной суммы франшизы, но должен возместить убыток полностью, если его размер больше этой суммы. Во втором случае ущерб компенсируется за вычетом установленной суммы.

Помимо денежной устанавливается и временная франшиза — срок, в течение которого страховая компания не покрывает убытки. Это связано с тем, что страхователь должен быть заинтересован в том, чтобы немедленно после наступления страхового случая приступить к ликвидации его последствий и к минимизации убытков.

Однако иногда основные убытки страхователя, например связанные с упущенной выгодой или направленные на устранение последствий и восстановление производства, приходятся именно на срок франшизы.

Пример Небольшой завод заключил договор имущественного страхования в отношении своего недвижимого имущества (производственных площадей) и находящегося там оборудования. Договором также предусматривалось страхование от простоя в производстве. Причем в целях экономии на размерах страховых платежей была установлена временная франшиза в 2 месяца. В дальнейшем завод получил очень выгодный заказ на производство товара. Однако в тот момент, когда следовало приступить к реализации договора, на предприятии случилась авария. В связи с тем, что сроки выполнения заказа подпирали, руководство было вынуждено срочно мобилизовать все имеющиеся резервы и привлечь средства сторонних инвесторов. В результате производство полностью восстановили дней за 20, однако никакой компенсации по возмещению убытков, связанных с ликвидацией последствий аварии, завод не получил.

Расчет суммы возмещения

Первое, что делает страховщик при определении размера возмещения — отделяет траты, которые страхователь несет при простое, от общих издержек. Неполученная прибыль рассчитывается как произведение объема продукции, не выпущенной из-за остановки (сокращения) производственной деятельности, и нормы прибыли за единицу товара. Дополнительные расходы предприятия, например связанные с ремонтом, оплатой сверхурочных работ, арендой заменяющего оборудования, определяются на основании данных учетных документов. Для страхователя важно, чтобы подобные траты не превысили установленную в договоре страховую сумму. В противном случае ему не удастся возместить за счет страховой компании все свои расходы.

При расчете сумм необходимо предусмотреть и устно оговорить со страховщиками, как будут возмещаться убытки, не отраженные в официальных бухгалтерских документах. Например, по заработной плате. Не секрет, что многие предприятия показывают в балансах только часть зарплаты, выплачиваемой сотрудникам. Однако договоренность со страховщиком предоставляет им возможность погасить задолженность по этой статье расходов в большем объеме5 на основании данных «серой» бухгалтерии. В таких случаях страхователи еще перед заключением договора, при заполнении заявления, должны указать лимит ответственности страховщика по данным платежам. (Правда, в части, превышающей этот лимит, страховая компания ответственности не несет.)

О сроках

Срок страхования по договору страхования от убытков на производстве может составлять и три месяца, и два года. Однако большинство российских страховщиков предлагают полисы страхования не менее чем на один год. Обычно договор действует в течение всего периода простоя при условии, что он не превышает одного года. Соглашением сторон могут устанавливаться и более длительные сроки.

Если страхование от простоев в производстве и от снижения объемов выпускаемой продукции входит в общий пакет с имущественным страхованием, то в договоре важно предусмотреть срок его действия в зависимости от вида страхования. Например, договор может действовать в части страхования имущества 1 год, а в части страхования от простоев — 2 года.

В договоре можно оговорить сроки и порядок осуществления выплат. Например, определить, что выплата будет произведена по окончании действия договора или по факту полного восстановления производства (в рамках срока действия договора). А можно установить периодические выплаты. Например, раз в месяц или в зависимости от размеров сумм, затраченных на восстановление производства и оплату текущих расходов.

Когда страховщик отказывает в выплате

Мы уже упоминали о некоторых случаях, когда страховая компания вправе отказать в выплате или ограничить ее размер. К этому можно добавить, что по условиям договора и в соответствии с законодательством в выплате будет отказано, если:

  • страховой случай произойдет по вине самого страхователя (это может случиться при несоблюдении правил пожарной безопасности, требований производителя к эксплуатации оборудования, особых условий хранения взрывчатых веществ и пр.);
  • необходимое производственное оборудование, машины, установки, оргтехника будут находиться по иному адресу, в ином помещении, чем это указано в договоре страхования;
  • остановка производственной деятельности или сокращение производства станет следствием любых военных мероприятий, террористических актов, народных волнений, забастовок и пр.6 ;
  • необходимое для деятельности предприятия имущество будет конфисковано (повреждено, уничтожено) по решению суда;
  • страхователь не принял своевременных и достаточных мер к восстановлению поврежденного имущества или к возобновлению производства;
  • страхователь получит от этого прибыль.

Редакция выражает благодарность страховой компании «Отечество» за помощь в подготовке материала. Тел.: (095) 105–0575; www.otechestvo.ru

 


1  Лицо, не являющееся страхователем, но чьи интересы страхуются. Возврат

2 Лицо, которое участвует в обсуждении условий договора страхования и в его подписании. Возврат

3 Например, проведение телефонной линии . Возврат

4 Например, при повреждении оборудования клиента могут обязать срочно арендовать все необходимое у третьих лиц и возобновить производственный процесс, одновременно начав ремонт неисправного оборудования . Возврат

5 Как правило, страховые компании принимают на себя обязанность возместить выплаты по заработной плате не в полном объеме, а, например, в размере 2/3. Возврат

6 Однако на практике ничто не помешает страховой компании признать, что страховой случай произошел не в результате теракта, а, например, в результате противоправных действий третьих лиц. В данном случае у страховщика будут все основания для того, чтобы произвести выплату. От страхователя в этом случае потребуется лишь справка из уполномоченного органа о возбуждении уголовного дела. Возврат