Директор-Инфо №33'2002
Директор-Инфо №33'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Скоро мы будем беречь рядовых акционеров

Елена Покидова

Фондовый рынок: куда приведет погоня за инвестором

Предприятия выпускают фондовые ценные бумаги и должны будут выпускать их в будущем. Даже те, кто пока обходится собственными силами, вскоре окажутся перед необходимостью пересмотреть свое отношение к фондовому рынку. Это связано с сокращением бюджетного финансирования и дотирования отдельных отраслей. Кроме того, с началом применения дополнительных финансовых инструментов и с выходом на рынок новых эмитентов конкуренция в борьбе за инвестиции будет возрастать. Например, уже заметно, что облигационный рынок, находящийся пока на стадии становления, стал постепенно оттягивать деньги инвесторов.

Кардинально изменилась ситуация с индивидуальными инвесторами–физическими лицами, которые желают вложить в акции относительно небольшие средства. В середине 90-х гг. инвестиционные компании не хотели работать с инвестором, имевшим сумму в 10–15 тыс. долл. В те годы они оперировали совсем другими цифрами: со счета на счет «ходили» миллионы, если не миллиарды. Сегодня любой может выйти на рынок всего с тысячей рублей, и мало какая инвестиционная компания откажет в размещении даже столь незначительной суммы1. Для того чтобы купить акции, совсем не обязательно обращаться к посреднику или в управляющую компанию, можно воспользоваться услугами фондовых центров.

Мнение. «Несмотря на то, что в России предпосылки для серьезной работы с инвесторами пока до конца не сформировались, большинству компаний уже пора начинать вести такую деятельность, хотя бы приступить к разработке концептуального подхода. Без этого акционерное общество в условиях меняющегося рынка может безнадежно отстать в борьбе за инвестора и потерпеть фиаско в схватках за собственность в акционерных войнах».

Светлана Бик, Советник Председателя РО ФКЦБ в Центральном федеральном округе.

Итак, отношение к инвесторам изменилось. Несомненно, это скажется и на корпоративных отношениях компаний с собственными акционерами. Общества будут вынуждены создавать благоприятные условия, при которых рядовой акционер почувствует свою значимость. По этому пути уже пошли некоторые крупные российские компании. Они получат значительное преимущество перед прочими эмитентами в битве за деньги инвесторов, которое сформируется из сложившихся корпоративных традиций, хорошей публичной истории общества и наработанного за несколько лет опыта во взаимоотношениях с акционерами.

Еще один важный аспект. Зачастую компании–эмитенты для привлечения инвесторов используют затратные и внешне шумные схемы размещения своих акций или облигаций. А о таком ресурсе, как собственные сотрудники, забывают. Если работники станут инвесторами, то у них появится заинтересованность в судьбе предприятия. Кроме того, у них развивается ощущение команды.

История богата яркими примерами, когда мировые фондовые рынки рушились, сотрясаемые кризисами, и множество предприятий оказывались банкротами. Но в ситуации всеобщего финансового хаоса и коллапса некоторые фирмы чувствовали себя достаточно уверенно, их акции котировались на бирже высоко... Дело в том, что мелкие акционеры этих предприятий не спешили продавать свои бумаги.

Зарубежный опыт свидетельствует, что даже небольшой пакет акций, распределенный между членами трудового коллектива — самая комфортная и самая устойчивая часть собственности для АО. Поэтому во всем мире идет борьба за миноритария, который обеспечивает стабильность общества в целом и биржевых котировок его акций в частности2. Но в представлении отечественных менеджеров миноритарий — это нудный, ничего не понимающий и вечно чего-то требующий субъект...

Investor relation

В мире уже давно существует и постоянно развивается такой вид деятельности, как investor relation3. Это отдельная сфера бизнеса. Специалисты investor relation заняты только вопросами взаимодействия с инвесторами.

За рубежом задача investor relation не ограничивается удержанием эмитентом своих акционеров. Она распространяется намного дальше — на привлечение новых инвесторов! Investor relation часто сопровождает первичное размещение вновь выпускаемых акций и облигаций компании. В странах с развитой экономикой новому эмитенту очень трудно выйти на рынок. Его не знают, он не имеет своего «лица» и не приобрел репутацию надежного, гарантированного и платежеспособного партнера. Это тем более тяжело, когда одновременно с ним выходят на рынок со своими эмиссиями известные компании с положительной публичной историей котировок.

При первичном размещении ценных бумаг эмитент должен доказать, что он намерен уважать права своего инвестора, заботиться о его благополучии. Доказательством служит опыт работы: программа общения акционера и общества, льготы и надбавки для вкладчиков и пр. Организуя процесс привлечения инвестиций, специальные бригады зачастую работают по всей стране. Они привозят в разные города и деревни свои ток-шоу, раздают буклеты, проводят маркетинговые компании в сети Интернет, делают рассылки по базам, т.е. задействуют практически все доступные коммуникации. На финансирование подобных программ (в условиях жесточайшей конкуренции за деньги инвесторов) уходит порой до 20% от объема эмиссии! Хотя эти цифры способны варьироваться. В зависимости от репутации, имиджа и респектабельности компании, от ее публичной истории расходы на привлечение инвесторов могут сокращаться и составлять 2–5% и меньше.

В России подготовка к размещению ценных бумаг стоит значительно дешевле. Направляя в течение определенного времени часть средств в область investor relation, компания рассчитывает значительно сэкономить деньги на последующих своих эмиссиях.

Кто заменит акционеру мать?

Воспользовавшись опытом зарубежных компаний, можно организовать на предприятии отдельное подразделение, которое будет действовать по принципу «инвестор всегда прав». Хотя данное положение сначала будет достаточно трудно восприниматься отечественными мажоритарными акционерами и многими топ-менеджерами, но выбора уже не останется. Этот принцип и на практике должен соблюдаться неукоснительно, иначе все затраченные усилия и декларации в области investor relation не приведут к ожидаемому результату. Фактически это означает, что положение о том, что акционер всегда прав, компаниям следует либо принимать безоговорочно, либо начинать готовиться к поискам иных способов финансирования и инвестирования проектов.

За рубежом работу с акционерами частично передают компаниям–регистраторам (по договору с эмитентом). Отчасти эти функции могут выполнять и секретарские компании. Если эмитент — крупная фирма, то секретарская компания может выступить как технологический оператор, например, при подготовке общего собрания акционеров (ОСА):

  • подготовить и разослать акционерам годовой отчет и соответствующие заключения;
  • по запросу эмитента совместно с регистратором подготовить списки участников;
  • при проведении заочных голосований проверить, все ли необходимые условия для этого соблюдены;
  • организовать работу ОСА в целом и разработать его регламент;
  • организовать сбор предложений и вопросов, которые необходимо будет вынести на рассмотрение собрания.

Чего ждут от общества акционеры

Регистрация прав. Акционер должен быть уверен в том, что его право собственности на акции гарантировано. Для этого необходимо, чтобы реестр акционеров находился у независимого реестродержателя. Солидные реестродержатели дорожат своим местом на рынке и прилагают массу усилий к тому, чтобы не пострадала их репутация. На практике таковыми становятся крупные компании, имеющие в качестве клиентов большое количество эмитентов (только при этом условии достигается независимость от доминирования одного эмитента). Этим они выгодно отличаются от мелких фирм, у которых всего один-два клиента, поскольку давление на последних оказать намного легче, чем на их более крупных конкурентов. Кроме того, если реестродержатель является «карманной» компанией эмитента, то ни о какой защите прав акционеров речи не идет.

Итак, реестр акционеров передан надежному реестродержателю, осуществляющему свою деятельность профессионально. Однако это не означает, что общество–эмитент должно вообще забыть о существовании реестра. Как и в каждом деле, необходим контроль.

Акционеров следует информировать, что реестр общества находится в надежных руках и что каждый из собственников может в любой момент обратиться по установленному адресу и беспрепятственно получить выписку из реестра. Одновременно можно объяснить, почему был выбран именно этот реестродержатель, предоставить рекомендации солидных компаний, организаций или отзывы других эмитентов о его деятельности.

Необходимая информация. Сложившаяся практика корпоративных отношений в России такова, что акционер (в первую очередь это касается физических лиц) может оказаться практически отлученным от большей части информации о деятельности общества. Рассмотрим почему.

Во-первых, представить инвестору (особенно если он выступает как частное лицо) бухгалтерский отчет или какой-нибудь подобный документ недостаточно. Мало кто сможет правильно оценить данные из него. Чтобы акционер почувствовал заботу о себе, нужно приложить к отчету дополнительные комментарии, объяснения хотя бы того, как следует читать этот документ и какие цифры о чем говорят.

В комментариях и разъяснениях нуждаются не только бухгалтерские балансы, но и многие другие материалы. Причем дополнительные сведения лучше представлять не только до и во время, но и после проведения общего собрания, независимо от того, участвовал акционер в нем или нет.

Во-вторых, большая часть здравомыслящих людей желает иметь представление о судьбе своих инвестиций не раз в 12 месяцев. Поэтому можно предусмотреть формы, когда до сведения акционеров будут доводиться сведения о текущем состоянии дел АО. Такая информация может предоставляться, например, раз в квартал или хотя бы два раза в год.

Дивидендная политика общества. Все известные способы и методы работы с акционерами окажутся неэффективными, если бумаги не будут приносить доход. Общество может ежемесячно вручать значки «Почетный акционер», но если длительное время не выплачиваются дивиденды, никакие подарки не помогут сохранить миноритария. Рядовые акционеры держатся за свои бумаги только тогда, когда дивиденды по ним идут регулярно, пусть даже с небольшим ростом. Иностранная практика показывает, что для большинства таких инвесторов не очень важен даже размер получаемых дивидендов. (Здесь имеются в виду среднестатистические инвесторы, а не профессиональные спекулянты.)

Корпоративное творчество. Последняя составляющая успеха индивидуальна для каждой компании. Тут нет и не может быть общих рекомендаций и универсальных схем. В мировой практике существует большое количество методов удержания своих инвесторов и привлечения новых. Например, поощряются семейные пары акционеров или вознаграждаются те держатели бумаг, которые не пожелали расставаться с акциями, полученными по наследству. В частности, им выплачиваются определенные суммы, организуются туристические поездки (часть расходов при этом берет на себя АО). Для акционеров–работников предприятия вводится система надбавок к зарплате или доплата к отпускным, если они владеют своими акциями более 5, 10 и т.д. лет. Рядовых акционеров поздравляют с днем рождения, проводят для них корпоративные праздники, различные розыгрыши и лотереи, вручают награды. В некоторых компаниях существуют даже доски «Почетный акционер».

Методики работы с акционерами предусматривают, что акционер должен осознавать: АО — это его защита, и оно не бросит владельца акций в беде.

Трудовой коллектив: опора или обуза?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим примеры того, как две российские компании провели работу со своими трудовыми коллективами и что из этого получилось.

Пример. Известная московская фабрика (ЗАО с несколькими десятками акционеров) пережила очень серьезную попытку захвата. В ходе борьбы нападающая сторона использовала самые разнообразные неблаговидные приемы. Например, какое-то время выпускала газету, которая полностью имитировала фабричное издание. Похожими были и название, и оформление, но опубликованные материалы были направлены на то, чтобы опорочить руководство фабрики. Давление оказывалось и в других формах. Работникам звонили и приходили к ним домой какие-то люди, предлагающие продать акции. В создавшейся ситуации для противостояния захвату руководство фабрики мобилизовало все резервы. Это им удалось. Чтобы отбить атаку на предприятие, работникам–акционерам разъясняли не только то, какие технологии используют захватчики и для чего они это делают, но и почему самим работникам выгодно сохранить принадлежащие им акции. В ходе этой борьбы за АО менеджеры фабрики осознали, насколько ценны для них люди, рядовые сотрудники, которые даже в условиях жесткого прессинга не продали свои ценные бумаги. Этот урок стал отправной точкой для развития investor relation.

Кстати, полученный опыт пригодился очень скоро. После попытки захвата фабрика провела эмиссию и выпустила облигации. При подготовке выпуска у менеджеров не было никаких сомнений в том, что на эти ценные бумаги найдутся покупатели, т.к. к моменту выхода среди членов трудового коллектива была проведена разъяснительная работа. До понимания каждого работника было доведено, что облигации фабрики надежнее и доходнее, чем прочие ценные бумаги, к примеру, их доходность в два раза превысит доходность срочного вклада в Сбербанке. Причем все эти сведения преподносились в очень доступной и простой форме. В результате еще до регистрации эмиссии создалась очередь из сотрудников, желающих приобрести облигации.

Пример. Похожая ситуация с облигационным выпуском сложилась в крупной нефтяной компании. Менеджеры решились на эксперимент по размещению облигаций среди сотрудников предприятия. Стратегия вырабатывалась на ходу. Первым шагом была разъяснительная работа среди тех работников, которые когда-то участвовали в деятельности профсоюзных и иных общественных организаций, т.е. кого раньше было принято называть активистами. Выбор был обусловлен тем, что сотрудники данной категории имеют хорошие навыки агитационной и пропагандистской работы, в большинстве своем умеют общаться с людьми и доносить до их сведения нужную информацию, выбирая доступные формы и средства. После этого началась широкомасштабная разъяснительная работа внутри компании: буквально на буровых вышках рассказывали о том, что такое облигации и какой доход они могут принести.

В итоге среди работников этой нефтяной компании было размещено облигаций на сумму около 50 млн. руб.!

Инвесторы, чувствующие себя защищенными, могут оказать обществу большую услугу, если приведут новых инвесторов или в дальнейшем станут сами вкладывать деньги в новые проекты этого общества. Для эмитента важно, что он наработает положительный публичный опыт во взаимоотношениях с инвесторами.

Информация об обществе

Зачастую, не желая раскрывать собственным работникам–акционерам информацию об обществе, менеджеры предприятия руководствуются своими представлениями о «коммерческой тайне». Такой аргумент, что сведения лучше держать закрытыми, поскольку они могут стать достоянием конкурентов, не выдерживает никакой критики. Тем более что эмитент периодически представляет отчет в ФКЦБ, и данные размещаются в Интернете, где становятся доступны любому пользователю сети.

Наоборот, работникам–акционерам следует рассказать о перспективах предприятия, в каком направлении оно будет двигаться, каких прибылей можно будет ожидать и т.п. Эти сведения найдут отклик и понимание среди акционеров. Довести нужную информацию можно с помощью собственной газеты, издаваемой на предприятии. Даже если нет биржевых котировок акций этого эмитента, миноритарию следует сообщать о фактах роста стоимости бумаг компании. Кроме того, акционеру должны быть доступны не только источники, но и форма и содержание.

Пример. Сотрудники ФКЦБ были приглашены на известную фабрику для участия в торжественном мероприятии, посвященном выходу предприятия на фондовый рынок. После его окончания к ним обратились работники фабрики с вопросом о том, стоит ли им продавать свои акции. Как выяснилось, рядовые акционеры этого прибыльного АО на собрании ничего не поняли. Они не знали даже о том, приносит ли вообще их фабрика хоть какую-нибудь прибыль.

Светлана Бик, Советник Председателя РО ФКЦБ в Центральном федеральном округе

 


1 Конечно, тут имеет значение, насколько это вложение будет эффективно для самого собственника, поскольку инвестиционная компания, скорее всего, не станет тратить на управление средствами такого инвестора слишком много времени и труда. Возврат

2 Если происходит массовый выброс акций на рынок, то цены на них резко падают. Возврат

3 Направление зародилось в США на крупных производственных предприятиях. Возврат