Директор-Инфо №31'2002
Директор-Инфо №31'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Новости рынка телекоммуникаций

Артем Кузнецов

Standard&Poor’s оптимистично оценивает перспективы укрупненных региональных компаний связи. По мнению экспертов агентства, объединение региональных операторов должно улучшить их кредитное качество и значительно увеличить объем привлекаемых инвестиций.

«ВИК-Консульт» и Debevoise & Plimpton довольно осторожно оценивают перспективы «Связьинвеста», который, по их мнению, одновременно выступает как в роли регулятора рынка, так и в роли собственника, что оказывает негативное влияние на инвестиционную привлекательность сектора. В то же время социальная ориентированность в тарифной политике самого «Связьинвеста» отпугивает потенциальных инвесторов и вынуждает их вкладывать средства в региональные компании связи. К тому же «Связьинвест» демонстрирует нежелание расставаться с контрольными пакетами укрупненных компаний, а значит, привлечение инвестиций за счет допэмиссий для региональных телекомов будет затруднено.

Позиции «Ростелекома» слабеют. Компания теряет свою долю на рынке передачи международного голосового трафика, т.к. все большее число альтернативных операторов начинает предоставлять услуги IP-телефонии. Подобная тенденция наблюдается и в секторе междугородного трафика: часть бизнеса «Ростелекома» переходит к укрупненным региональным компаниям. В секторе передачи данных и мобильного трафика («Ростелеком» сдает в аренду каналы МТТ) позиции «Ростелекома» пока еще сильны. Однако и здесь доля монополиста, вероятно, будет сокращаться. Во-первых, свои каналы для передачи данных, в том числе и сотовым компаниям, уже сдает «ТрансТелеКом». Во-вторых, рассчитывать на серьезные доходы от транзита трафика через Россию «Ростелекому» не стоит, поскольку избыточные мощности в этом секторе привели к падению тарифов. В-третьих, общенациональные сотовые операторы обладают достаточным покрытием, чтобы передавать междугородный трафик по собственным сетям. И эта тенденция набирает силу.

Совершенно ясно, что основная проблема отрасли — тарифы. Пока регулирующие органы продолжают дотировать низкие цены на локальную связь за счет дальней связи и альтернативных операторов, о развитии телекоммуникационного сектора говорить сложно.

Golden Telecom опубликовал итоги II кв. 2002 г.: устойчивый рост выручки по всем статьям доходов продолжается. Падение прибыли по сравнению с предыдущим периодом связано со списанием инвестиций в акции MCT Corp.

Выручка компании по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла на 16% — до 39,2 млн. долл. Рост показателя к предыдущему кварталу составил 8%. Опережающими темпами повышались доходы от Интернета и передачи данных. Этот показатель за квартал вырос на 10% — до 20 млн. долл. Впрочем, число пользователей Интернета сократилось по сравнению с I кв. 2002 г. на 5%, прежде всего за счет сезонных факторов. Можно ожидать, что рост этой статьи доходов ускорится вместе с увеличением базы Интернет-пользователей. Прибыль от услуг связи повысилась на 7% — до 11,4 млн. долл. Доходы от услуг дальней и мобильной связи по сравнению с предыдущим годом снизились. Впрочем, по отношению к I кв. 2002 г. эти статьи доходов продемонстрировали 4%-ный рост.

Умеренное увеличение расходов оставило показатель EBITDA практически без изменений — на уровне 11,4 млн. долл. Однако убытки от инвестиций в MCT Corp. (на начало 2002 г. Golden Telecom оценивал 24% акций холдинга в 4,1 млн. долл. и был вынужден списать эти вложения во II кв.) привели к тому, что по статье «Доля компании в прибылях/убытках различных предприятий» Golden Telecom зафиксировал негативное сальдо в размере 1,2 млн. долл. Доходы от участия в капитале Sovintel не смогли покрыть убытки от инвестиций в MCT Corp. Для сравнения: в предыдущем квартале Sovintel обеспечил Golden Telecom прибыль в размере 2,6 млн. долл. В итоге чистая прибыль компании сократилась с 6,2 млн. долл. в I кв. до 2,8 млн. долл.

Стоит отметить, что вложения Golden Telecom в непрофильные проекты пока оказывались неудачными. Не так давно новый менеджмент компании переоценил ряд инвестиций в Интернет-проекты: их стоимость составила около 1 млн. долл., в то время как вложения превысили 10 млн. долл. Списание инвестиций в MCT должно очистить баланс Golden Telecom. Поэтому в III кв. следует ожидать быстрого роста прибыли. Весьма вероятно, что Golden Telecom вскоре совсем избавится от акций MCT. После того как MCT утратил контроль над RTDC, эти ценные бумаги потеряли какую бы то ни было привлекательность.

Между тем, по данным J’son&Partners, доля МТС на рынке новых подключений в Москве в июле 2002г. выросла до 45%. Для сравнения: в I кв. текущего года этот показатель находился на уровне 9%. Конец весны–начало лета традиционно является «горячим сезоном» для сотовых операторов, поскольку в это время резко увеличивается число подключений сезонных абонентов, пользующихся услугами связи на дачах и загородных участках.

Лидером по подключению дачников в этом году был «ВымпелКом». В мае 2002 г. к сети «БИ ЛАЙН» подключалось около 63% всех абонентов. Впрочем, к концу июля этот показатель снизился до 50%. Большую часть новых подключений у «ВымпелКома» традиционно составляют абоненты карточной системы prepaid. МТС же делает ставку на контрактных абонентов. «ВымпелКом» пока лидирует по абсолютному количеству абонентов сотовой связи в Москве. Так, общее число владельцев мобильных телефонов составляет здесь более 5,6 млн. человек. Из них около 3 млн. зарегистрированы в сотовой сети «БИ ЛАЙН». МТС в Москве обслуживает около 2,5 млн. активных абонентов. Еще около 128 тыс. человек пользуются услугами сотовой сети «МегаФон».

Однако в масштабах всей страны лидером рынка является МТС, чья общая абонентская база насчитывает около 4,7 млн. пользователей. Успех МТС в значительной степени связан с более активной рекламной политикой, введением прозрачной биллинговой системы и выводом на рынок новых тарифных планов. Не секрет, что на тарифный план «Летний» приходится до 60% всех новых подключений.

Однако быстрый рост абонентской базы весной–летом за счет дачников оборачивается столь же быстрым оттоком клиентов по окончании дачного сезона. В такой ситуации увеличение затрат на маркетинг и привлечение пользователей оправдано до тех пор, пока они окупаются на протяжении 5–6 месяцев, т.е. за тот период, пока новые клиенты активно используют мобильные телефоны. Впрочем, часть сезонных абонентов, в конце концов, становятся постоянными пользователями сотовой связи.

Кстати...

Московское правительство приступило к реализации информационного проекта по разработке городской системы навигации и телематики. В проекте будут широко использоваться возможности сотовой связи GSM и спутниковой системы слежения GPS, которая позволяет установить местонахождение объекта в городе с точностью до нескольких метров. На базе этих технологий может быть построена универсальная городская система управления, предназначенная для координации движения общественного и специального транспорта, автомобилей муниципальных служб, милиции и «скорой помощи». Также систему можно использовать для оповещения о ЧП, для постоянного контроля стационарных городских объектов и всевозможных коммуникаций.

По предварительной информации, в проекте будет участвовать сотовая компания «Мобильные ТелеСистемы» (МТС). Специалисты считают, что только на установку навигационно-телематического оборудования (в виде специального GPS/GSM-телефона) на 5 тыс. рейсовых столичных автобусов придется потратить не менее 1–1,5 млн. долл.

Руководство «Мобильных ТелеСистем» пока отказывается подтвердить участие компании в проекте телематизации Москвы, хотя и находит его «важным и интересным в плане развития новых услуг».