Директор-Инфо №31'2002
Директор-Инфо №31'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Системы спутникового мониторинга грузоперевозок

Владимир Богданов

Что может система AVL

Опишем принцип работы современной AVL-системы. GPS-приемник предназначен для установки на транспортном средстве. Он получает со спутника информацию о координатах машины (долгота, широта, высота), направлении движения, скорости и времени замера. Если автомобиль находится в зоне действия сотовой связи (в России и Европе обычно GSM), то координаты передаются в виде короткого системного сообщения (SMS) с сотового модема автомобиля на GSM-приемник диспетчерского пункта. Данные поступают на персональный компьютер со специальной картографической программой. В результате на экране монитора диспетчера высвечивается точка нахождения и маршрут транспортного средства с привязкой к карте местности. Если автомобиль находится вне зоны покрытия сотовых сетей GSM, то сведения передаются на диспетчерский пункт через канал спутниковой связи (например, системы GlobalStar, Inmarsat или Eutelsat).

Информация о координатах машины поступает через равные интервалы времени, и на мониторе диспетчера выстраивается маршрут. По программному журналу можно проследить любые отклонения автомобиля от графика и заданного курса. Сведения о координатах машины и времени их получения помещаются в базу данных. Используя ее, диспетчер может в любой момент ответить на вопрос грузоотправителя или грузополучателя, где находится автомобиль и как скоро он прибудет в пункт назначения. Специалисты логистики высоко ценят подобную информацию. Действительно, маршрутную статистику трудно переоценить, т.к. благодаря постоянному контролю «левые» рейсы дальнобойщиков практически исключаются, запросы о расширении лимитов на горючее подлежат вескому обоснованию, менеджеры транспортного предприятия спокойны, а клиенты довольны.

«Ближние» и «дальние» системы AVL

Системы, в которых связь с диспетчерским пунктом производится через каналы сотовой радиосвязи, принято называть «ближними», или локальными. Данные с транспортного средства поступают на диспетчерский пункт в виде SMS или в голосовом режиме. В последнем случае передача данных в первые 5 сек. осуществляется бесплатно и не тарифицируется оператором сотовой связи в «домашней» сети. «Ближние» системы лучше использовать для транспортного обслуживания крупных городов и областей, но не для дальнобойных маршрутов. Для организации «ближних» систем сотовая телефония вовсе не обязательна. В качестве канала передачи данных может выступать классическая радиосвязь УКВ-диапазона (выделенная радиочастота) или транкинговая связь. Эти способы менее универсальны. Они будут фаворитами лишь в том случае, если основной объем грузоперевозок осуществляется в радиусе 200 км от диспетчерского пункта, в котором размещено приемное оборудование. Преимущество «ближних» систем: дешевизна передачи данных и, что особенно важно, низкая стоимость голосового трафика (например, для связи с диспетчерским пунктом), минимальные затраты на приобретение и обслуживание оборудования. Рассказать о проблеме по сотовому телефону или рации стоит в десятки раз дешевле, чем по спутниковому. Тем более что последние неустойчиво работают в городах и на пересеченной местности. Именно поэтому «ближние» системы AVL наилучшим образом подходят для мониторинга транспорта служб доставки, коммунальных, аварийных и экстренных служб, инкассаторских экипажей и т.п.

Если зона покрытия бортового передатчика не ограничена, т.к. используется спутниковая связь, то это «дальняя», или глобальная, диспетчерская AVL-система. Компании, осуществляющие монтаж AVL, чаще рекомендуют клиентам комбинированные системы с совмещенным передатчиком GSM–GlobalStar (или Inmarsat, а также другая спутниковая система связи). В этом случае дорогая спутниковая связь используется лишь там, где отсутствует GSM-покрытие.

Дополнительные возможности AVL-систем

Определение координат автомобиля и передача данных на диспетчерский пункт — это только базовые, минимальные услуги современных систем. На самом деле их потенциал гораздо выше. Многие AVL дают возможность устанавливать в кабине водителя бортовой дисплей, который служит для прямого обмена между машиной и диспетчерским пунктом стандартными системными сообщениями наподобие: «Произошла авария», «Нападение», «Угроза нападения», «Неисправность». Датчики бортового комплекта следят за сохранностью груза (оповещают о вскрытии фургона), ведут запись данных (своеобразный «черный ящик», где роль ленты бортового самописца выполняет современная флэш-карта памяти). «Черный ящик» может использоваться и как самостоятельная разновидность дешевой AVL-системы. В этом случае бортовой комплект не отправляет сообщения диспетчеру (затраты на передачу данных нулевые), но по возвращении машины на базу информацию о маршруте считывают с флэш-карты, анализируют причины задержек и накапливают общую статистику.

Классический пример AVL-системы класса «черный ящик» — «БНП-ТРАНС» производства московской компании «Транснетсервис» (www.tns.ru). Устройство (GPS-приемник и контроллер) весом около 1 кг, выполненное во влаго- и пыленепроницаемом корпусе (плоская коробка), устанавливается скрыто или явно на борту автомобиля. Рабочий диапазон температур от –30 до +60 °С — большая редкость для электронных устройств. Специальные датчики регистрируют количество топлива в баке, факты вскрытия фургона и контейнеров и др. Питание осуществляется от бортовой сети автомобиля или автономно. Данные (координаты, время и показания датчиков) записываются на микросхему памяти. Размер памяти дает возможность записать около 50 тыс. сообщений. Этого вполне хватает на самый протяженный и «увлекательный» маршрут. Периодичность опроса координат можно программировать. По возвращении на базу информацию из прибора переписывают на персональный компьютер, после чего можно проанализировать все: отклонения от маршрута, задержки в пути, попытки несанкционированного доступа к грузу, слив солярки. Плюсы: прибор, как и положено «черному ящику», полезен для анализа нештатных ситуаций и повышения дисциплины водителей. Минусы: отсутствие оперативной радиопередачи координат и информации лишает диспетчерскую службу возможности вмешиваться в происходящее и контролировать машину на маршруте.

Оборудование и его стоимость

Оснащение транспортного парка AVL-системой укладывается в сумму, сопоставимую с месячным рекламным бюджетом средней транспортной компании. Рассчитаем вариант AVL-оснащения дальнобойной фуры, которая работает на территории России, Украины и Финляндии.

Сотовая инфраструктура покрывает всю европейскую зону, а в России сотовая связь стандарта GSM распространяется только на крупные города и их области. Значит, нужна «дальняя» AVL-система, в которой помимо сотовой передачи данных поддерживается и спутниковая.

Для оснащения транспортного средства понадобится следующее оборудование (речь идет только о российских разработках):

  • бортовой контроллер, осуществляющий передачу сведений как в сетях GSM, так и по спутниковому радиоканалу системы GlobalStar (около 1900 долл.). Использование GSM-каналов позволяет добиться существенной экономии;
  • совмещенная антенна GSM–GPS (140 долл.);
  • бортовой комплект, рассчитанный на обмен данными только в сетях GSM (около 850 долл.) (без спутниковой связи), плюс антенна. Отдельный бортовой контроллер для передачи сведений только по каналам GlobalStar (около 1650 долл.). Следовательно, цена совмещенного варианта будет значительно привлекательнее.

Кроме AVL-оснащения транспортного средства необходимо оборудовать современный диспетчерский пункт. GSM-терминал для приема-передачи данных с бортовых компьютеров обойдется приблизительно в 330 долл. Терминал спутниковой связи GlobalStar стоит уже втрое дороже— около 900 долл. Персональный компьютер класса «рабочая станция» с процессором Intel Pentium4 2,2 ГГц, 512 Мбайт оперативной памяти и двумя жесткими дисками общей емкостью 80 Гбайт плюс монитор с диагональю трубки 19 дюймов — еще 1300 долл. Специализированное программное обеспечение (картографическое приложение и база данных) — около 1500 долл. И, наконец, стоимость карты Евразии до озера Байкал с масштабом 1:4000000 — почти 3000 долл. Словом, минимальное оснащение диспетчерского пункта обойдется чуть больше 7 тыс. долл. К этой сумме можно добавить еще 1000 долл., которые уйдут на установку системы, ее настройку и обучение персонала. Если вспомнить, что оборудование каждого автомобиля «тянет» более чем на 2000 долл., то в целом внедрение AVL-системы на автотранспортном предприятии с парком в 10 машин обойдется приблизительно в 30 тыс. долл. (вместе с диспетчерским пунктом). Если же отказаться от поддержки спутниковой связи и передавать координаты лишь по GSM-каналу (где это возможно), то оснащение AVL-системой парка из 10 машин окажется почти вдвое дешевле — от 16 тыс. долл. В частности, бортовое навигационное оборудование для одного автомобиля будет стоить около 1000 долл. Последний вариант привлекателен для предприятий, основной оборот которых приходится на локальные грузоперевозки (в городской черте и области): фирм, осуществляющих доставку товаров в магазины и населению, городских коммунальных служб, строительных организаций.

Российская специфика

С технической точки зрения никаких проблем в России с использованием AVL-установок не существует. Судите сами: американская спутниковая система GPS работает исправно, охватывая почти весь земной шар. Сотовые сети данного стандарта обеспечивают устойчивое покрытие в крупных городах и областях. Территории, не охваченные сотовой связью, обслуживаются коммуникационными спутниками. Следовательно, автомобиль постоянно находится под контролем диспетчера, исключая те случаи, когда GPS-приемник физически скрыт от спутников. Например, если машина находится в туннеле, в горах, в лесу или в неудачном окружении высотных зданий (если видны менее четырех спутников, то страдает точность определения координат). Даже если связь временно потеряна, GPS-приемник запишет данные о маршруте в буферную память и отправит их на диспетчерский пункт сразу после входа автомобиля в зону покрытия спутниковой или сотовой связи.

Для эксплуатации AVL-систем не становится камнем преткновения даже российское законодательство, которое устанавливает ограничения на детализацию географических карт и точность определения координат (наследие прежней эпохи). Фирмы–поставщики AVL-решений обычно охотно помогают получить официальные разрешения и лицензии (если это необходимо).

Преимущества AVL-систем.

  • Повышается управляемость транспортного парка.
  • Упрощается деятельность службы по работе с клиентами (customer service).
  • Сокращаются вмененные издержки, вызванные простоями и неэффективной эксплуатацией автотранспорта.
  • Оптимизируются графики технического обслуживания автотранспорта.
  • Повышается дисциплинированность водителей.
  • С диспетчерского пункта устанавливается экстренный телеметрический контроль над автомобилем (включение иммобилайзера, блокировка дверей, дистанционная остановка двигателя).
  • Повышается безопасность при транспортировке грузов.
  • Существенно сокращаются голосовые коммуникации между водителем и диспетчером.

Недостатки AVL-систем.

  • Существенные единовременные затраты на оснащение базовой станции диспетчерского пункта, а также оборудование бортовыми комплектами транспортного парка .
  • Ежемесячные затраты на абонентскую плату и плату за трафик для передачи информации на диспетчерский пункт.
  • Содержание собственной круглосуточной диспетчерской службы или заключение контракта с независимой диспетчерской службой.

Вместо заключения

Спектр применения GPS-систем мониторинга транспорта постоянно расширяется. Спутниковые технологии навигации в развитых странах используются даже для оснащения сельхозтехники. Вчастности, AVL-системы дают возможность сеялкам и комбайнам поправлять курс при посеве и уборке больших угодий, причем GPS-приемники (класса Trimle AgGPS 214) с установленной корректирующей наземной станцией достигают сантиметровой точности при управлении сельхозтехникой. Цена элементной базы для создания GPS-приемников сегодня настолько мала, что производители встраивают их даже в обычные часы для корректировки хода (часы получают со спутника сигналы точного времени). Сегодня GPS-приемник— незаменимый элемент авионики воздушного транспорта и водных судов. Не подлежит сомнению высокая эффективность AVL-систем для оптимизации логистики автомобильных грузоперевозок. Современные разработки AVL-систем решили большинство технических проблем, причем цена оборудования снизилась до уровня, доступного массовому рынку. Российским грузоперевозчикам остается лишь рассчитать стоимость и срок окупаемости подходящего AVL-решения, помня, что на второй чаше весов — управляемость и безопасность транспортного парка.

Среди AVL-систем, представленных на московском рынке, можно отметить «Магеллан-М» («Транснетсервис», www.tns.ru) на базе GPS-модема Kenwood KPG-1A; интегрированную систему ИНС-КОНТРОЛЬ (разработка подмосковной «Термотех», www.termoteh.ru); интегрированные системы семейства «Котлин» (GPS/ГЛОНАСС) разработки Российского института радионавигации и времени (www.rirt.ru).

Поставщики и разработчики AVL-решений:

AO «ПРИН» — http://www.prin.ru/rus/home.htm, тел.: (095) 785–5737, 158–6966

ЗАО «Транснетсервис» — www.tns.ru, тел.: (095) 234–0848, 120–2120

АГП НавГеоКом — www.agp.ru, тел.: (095) 262–9115, 742–4778

НПП «Термотех» — www.termoteh.ru, тел.: (095) 513–4912, 513–4907

Российский институт радионавигации и времени — www.rirt.ru, тел.: (095) 257–0251

НПФ «Гейзер» — www.geyser.ru, тел.: (095) 230–0085

ООО «Цифровые Системы и Технологии» — www.digisys.ru, тел.: (095) 968–2677