Директор-Инфо №31'2002
Директор-Инфо №31'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Проверка делового партнера

Александр Павлов

Собираем информацию

Проверка благонадежности компании–партнера предполагает выяснение ее способности и желания платить по договорам, выполнять свои обязательства.

Чтобы оценить «чистоплотность» будущего союзника, руководитель фирмы должен владеть следующей информацией:

  • продолжительность и стабильность существования предприятия;
  • наличие либо отсутствие дочерних и/или материнских компаний;
  • изменялся ли фактический адрес, и если да, то по какой причине;
  • изменялся ли состав учредителей, руководителей, и если да, то в связи с чем;
  • наличие ликвидных активов;
  • наличие судебных либо административных разбирательств;
  • наличие связей с криминалом;
  • случаи мошенничества в прошлой истории компании;
  • исполнение обязательств по кредитам и долгам (есть ли долги и какова динамика их погашения);
  • наличие у предприятия долговременных партнеров и их отзывы о сотрудничестве.

Проверить делового партнера можно как силами собственной службы безопасности, так и воспользовавшись услугами специализированных информационных компаний или частных детективных агентств.

Сотрудники службы безопасности могут самостоятельно почерпнуть сведения о российских или зарубежных потенциальных партнерах из открытых источников (реклама, Интернет, СМИ). Однако достоверность полученной таким образом информации сомнительна: как правило, публикации носят заказной характер, а негативные факты тщательно скрываются.

Проверка российской компании–партнера

При проверке российской компании–партнера специалист службы безопасности может без особых проблем получить сведения относительно первых пяти разделов. Для этого надо просто обратиться в государственные структуры, представляющие открытую информацию.

МНС (тел.: 200–4901). В государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

  • полное и, если оно имеется, сокращенное наименование, в том числе фирменное;
  • организационно-правовая форма;
  • адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа;
  • способ образования (создание или реорганизация);
  • сведения об учредителях;
  • копии учредительных документов;
  • сведения о правопреемстве;
  • дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы;
  • способ прекращения деятельности (путем реорганизации или ликвидации);
  • размер уставного капитала;
  • фамилия, имя, отчество и должность сотрудника, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также его паспортные данные или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
  • сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

Срок представления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице — не более пяти рабочих дней. Срочное представление осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.

Плата за подобные услуги составляет 2 установленных законом минимальных размера оплаты труда (МРОТ) за каждый указанный выше документ. Стоимость срочного представления сведений — 4 МРОТ.

Московский комитет по регистрации прав на недвижимость и сделок с ней (тел.: 349–7101) представляет выписку из Единого государственного реестра прав на платной основе. Она содержит описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав. Срок представления необходимых сведений не превышает пяти рабочих дней, размер платы — 2 МРОТ.

Используя оперативные методы, связи с правоохранительными органами и личные связи в банках, услугами которых пользуется проверяемая фирма, а также базы ЕГТС и ГАИ можно получить более или менее достоверные сведения относительно последних пяти пунктов. Однако с такой задачей справится только специалист, проработавший не один год в государственных структурах безопасности и имеющий хорошие навыки проведения подобных мероприятий и налаженные связи.

Если в штате службы безопасности компании такого профессионала нет, то лучше обратиться в специализированную информационную компанию или детективное агентство. Они не только соберут информацию, но и проведут анализ «неформальных» признаков: обстановка в офисе, его комфортабельность, настроения в коллективе и т.д. Эти аспекты могут показаться незначительными, однако только на первый взгляд. Ведь общеизвестно, что фирма–однодневка, как правило, не делает серьезных капиталовложений в офис и персонал.

Достоверность информации оценивается по степени надеж-ности и независимости источников друг от друга.

Проверка зарубежной компании–партнера

Гораздо сложнее убедиться в благонадежности зарубежной компании. Чтобы свести риск к минимуму необходимо знать:

  • где и когда зарегистрирована компания;
  • имеет ли она счета в банке;
  • какова налоговая история предприятия;
  • имеет ли компания право вести декларируемый ею бизнес;
  • обладает ли она лицензией на декларируемую деятельность.

При проверке потенциального зарубежного партнера теоретически можно обратиться в посольство страны его регистрации. При посольствах ряда зарубежных государств в Москве существуют торговые представительства или отделы, которые могут дать некоторую информацию о компании. Однако они, как правило, крайне неохотно представляют сведения по запросу юридического лица. Поэтому приходится искать обходные пути.

Иногда в запросах указывают, что нужно уточнить сведения о родственниках (их адрес, телефон и т.п.), проживающих на территории данной страны. На выполнение такого запроса представители посольств идут с большей охотой. Этот путь займет довольно много времени.

Есть еще один способ — можно обратиться в Торгово-промышленные палаты тех стран, где зарегистрированы ваши иностранные партнеры.

Если же знакомство с потенциальным зарубежным партнером произошло неожиданно, на конференции или приеме, то, какое бы благоприятное впечатление не производил собеседник, все же стоит проверить, действительно ли данный человек представляет интересы солидной зарубежной компании. Основным документом иностранных граждан, находящихся за рубежом, является их паспорт, в котором указаны самые минимальные сведения. Виза дает возможность определить срок пребывания в нашей стране и цель приезда. Уже на основе этих сведений можно сделать некоторые выводы.

Например, если иностранный предприниматель, находящийся в России, обратился в вашу компанию с предложением о сотрудничестве, стоит выяснить, кто и с какой целью его пригласил. Если вы узнаете, что его пригласила некая компания, то позвоните в ее офис и получите о потенциальном партнере какие-либо сведения. Возможно, первоначально у этой компании и было намерение заключить соглашение с иностранной фирмой, которую он представляет, но в дальнейшем по какой-то причине она отказалась от идеи сотрудничества. В то же время это совсем не значит, что вы получите правдивую и объективную информацию. Известно, что в настоящее время как в России, так и за рубежом, имеется большое число компаний, бизнес которых построен именно на посылке приглашений.

Нередко иностранный представитель приезжает в нашу страну по приглашению родственника, а на переговорах сообщает, что он уже давно работает в России и хотел бы теперь сотрудничать еще и с вашей фирмой. После этого он предлагает план совместной работы и, как первый шаг — открытие представительства вашей компании за границей. И для этого требуется всего-то ничего: предоставить ему вашу продукцию на реализацию и дать кредит на рекламную деятельность. Посмотрите на его визу: если она только на три дня, а иностранный предприниматель сказал вам, что уже провел ряд серьезных встреч, задумайтесь, действительно ли за ним стоит солидная компания. Если человек прибыл по туристической визе, то это также должно насторожить.

Самостоятельно проверить зарубежную компанию весьма сложно, поскольку фирма–мошенник, как правило, всегда окружает себя лицами, которые дают ложные сведения. Такую технологию используют и российские мошенники. В расставленную сеть обычно и попадает компания, проверяющая партнера своими силами.

Кроме того, проверка контрагента силами службы безопасности компании обходится намного дороже, чем услуги специализированных информационных фирм или детективных агентств. Приходится предусматривать расходы на дорогу, оплату гостиницы, страховки и суточных. При этом сотрудник, направленный в командировку с таким заданием, сможет собрать лишь минимум информации. Он узнает, существует ли офис компании по указанному ею адресу, действительно ли фирма занимается тем, что декларирует в качестве своей основной деятельности, что говорят о компании ее партнеры, поставщики и клиенты. Однако этот сотрудник вряд ли сумеет получить сведения из баз данных о регистрации иностранной фирмы, а без дополнительных расходов весьма трудно будет собрать информацию о ее кредитной истории.

Проверка зарубежного партнера осложняется еще и тем, что в каждом государстве сведения о юридических лицах носят различную степень конфиденциальности. Например, в странах–членах ЕС сбор и передача информации о физических лицах запрещены, а выяснение каких-либо сведений о юридических лицах — прерогатива государственных структур и европейских негосударственных организаций.

Особенности законодательства страны, в которой работает компания–потенциальный партнер, следует знать и для того, чтобы обеспечить судебную перспективу использования полученных сведений при неблагоприятном течении сотрудничества и защитить свои интересы. Так, нередко фирмы при составлении договора с иностранным партнером допускают ошибки, которые потом, в случае нарушения контракта, не позволяют вернуть вложенные средства либо отправленный на реализацию товар.

Важно, чтобы в договоре было указано реальное место, где находится офис иностранного контрагента, поскольку, если дело дойдет до судебного разбирательства, дополнительные издержки будут связаны с возбуждением дела, перевозкой документов (регистрационных документов, отчетов о налогах и др.) и т.п.

С учетом всего вышеизложенного можно сделать вывод, что при возникновении необходимости проверить делового партнера, поставщика, кредитора, дистрибьютора и т.д. значительно выгоднее обратиться в специализированную информационную компанию или детективное агентство, которые сделают эту работу квалифицированнее и быстрее.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОМПАНИЯ

Как выбрать агентство

Существуют различные фонды, ассоциации, агентства, объединяющие бывших сотрудников спецслужб и правоохранительных структур, способных профессионально выполнить проверку (Международный общественный фонд «Правопорядок-центр», Ассоциация международного сотрудничества негосударственных структур безопасности, информационно-консалтинговые бюро «Центр Консалтинг Информ», «Регион Консалтинг Информ»). Регулярно организуются всероссийские и международные форумы негосударственных служб безопасности с целью информационного обмена и повышения качества предоставляемых услуг. Как правило, в них участвуют фирмы–лидеры в этой области.

Поэтому, выбирая для себя компанию, необходимо придерживаться следующих правил:

  • обращаться к известным и уже зарекомендовавшим себя информационным компаниям и детективным агентствам;
  • выбирать из нескольких, оценивая сроки, качество и стоимость предоставляемых услуг. Детективное агентство, получив запрос от клиента, прежде всего оценит свои силы. Даже если оно не имеет собственного контакта с той страной, в которой находится деловой партнер клиента, агентство, скорее всего, возьмется за проверку — перезакажет ее другой фирме, а само получит некоторый процент. В этом случае проверка будет длиться дольше. В среднем она производится в течение 10суток после заключения договора. В особых случаях этот срок увеличивается до15 дней;
  • обратиться за рекомендацией в Российскую и Московскую торгово-промышленные палаты, а также прислушаться к отзывам друзей и коллег.

Формулируем запрос

Решив воспользоваться услугами информационной компании или детективного агентства, подготовьтесь к тому, что солидная фирма запросит не только все известные вам сведения о потенциальном партнере, но также тщательно проанализирует и намерения вашей компании. Уважающие себя информационная компания или детективное агентство не пойдут на сотрудничество, не получив ответа на вопрос, добросовестный ли перед ними предприниматель или это мошенник, который ищет возможность получить от специалистов информацию, а затем начать шантажировать ею. Поэтому сначала агенты определяют, зачем нужны те или иные сведения и как они будут использованы. Если что-то вызывает сомнение, то, независимо от того, сколько клиент собирается заплатить за сбор данных, информационная компания или детективное агентство, как правило, отказываются от заказа — репутация дороже.

Оформляем договор

Как правило, соглашение с детективным агентством или информационной компанией заключается в виде договора на консалтинговые услуги. Солидное агентство обязательно подробно прописывает в нем ответственность сторон, выстраивает гарантии под клиента и старается учесть его пожелания.

Так, профессионально работающая компания помимо информации всегда готова представить «объективный контроль»: аудио-, видеозапись переговоров; копии документов; распечатки иных материалов, подтверждающие представленный отчет с требуемой информацией. В случае если собранных сведений недостаточно, детективное агентство предъявит аудио- и видеоматериалы, подтверждающие, что все необходимые и возможные мероприятия по сбору информации были проведены. Обязательство представить аудио- и видеозаписи или иные дополнительные сведения отражается в договоре. Нередко в нем же фиксируется возможность запроса на более детальную, углубленную проверку в случае, если клиента не удовлетворила собранная на первом этапе информация.

Услуги, не предполагающие ожидания какого-либо события, предусматривают полную предоплату. Такие виды услуг, которые требуют наличия материалов объективного контроля — частичную предоплату. Если невозможно представить сведения (защита информации в государственных интересах и тому подобное), компания возвращает клиенту затраченные средства в полном объеме.

Оплачиваем услуги

Услуги могут быть оплачены как сразу, так и поэтапно. Поэтому назвать примерную стоимость невозможно: все зависит от запроса клиента. Если специалисты агентства знают, что достать требующуюся информацию не составит большого труда, т.е. дело можно решить, позвонив по телефону в Торгово-промышленную палату или в детективное агентство–партнер страны, где работает проверяемая компания, то цена минимальна.

Например, если клиенту необходимо установить фактическое наличие офиса партнера по указанному в договоре адресу (например, в европейском городе), то затраты не превысят 150 долл. Если же надо получить дополнительные данные об активах иностранного контрагента (юридического лица) затраты поднимутся до 1500 долл. и выше. Запрос, требующий особых усилий, например проверка фирм, работающих в странах «Третьего мира» и имеющих особые отношения с мировым сообществом, обойдется заказчику дороже: от 3000 до 5000 долл.

Особенности работы детективных агентств

Российское детективное агентство, как правило, имеет налаженные связи с государственными структурами, зарубежными детективными агентствами, Торгово-промышленными палатами, внешнеэкономическими отделами посольств. Нередко детективные агентства берут на себя роль гарантов выполнения заключенных контрактов.

Пример Российская компания — крупный производитель сырья для строительных материалов (размер компании сопоставим по масштабам с такими гигантами, как РАО ЕЭС) — пыталась закупить очень редкое негабаритное оборудование в государствах Прибалтики. Довольно быстро возникла часто встречающаяся ситуация: контракт заключен, а одна из сторон перестала его выполнять. Случилось следующее. Российская сторона, заключив соглашение с одной из прибалтийских фирм о поставке оборудования, осмотрела технику, заказала транспортную компанию для ее перевозки и своевременно по соглашению не сделала предоплату. Вторая сторона посчитала это срывом контракта — представители других стран очень чутко реагируют на подобные проявления, особенно со стороны России. Начался процесс взаимных препирательств. Воздействовать на компанию-поставщика было очень сложно, поскольку фирмы, входящие в его состав, располагались на территории различных прибалтийских государств и при этом все были задействованы в обеспечении поставки необходимого российской стороне оборудования.

Российская сторона в этой ситуации обратилась в детективное агентство с запросом о проверке партнера по следующим направлениям:

  • установить, насколько та сторона способна выполнить контракт;
  • выяснить, почему не осуществляется поставка.

При этом российская компания не сообщила представителям детективного агентства о том, что нарушила договоренность по динамике оплаты поставки.

Детективное агентство, имея с аналогичными прибалтийскими структурами бессрочные соглашения о намерениях (в случае возникновения каких-то информационных проблем заключается договор о предоставлении услуг либо той, либо другой стороной), начало проводить проверку поставщика. Врезультате была выяснена не только причина приостановки выполнения контракта, но и определены, а также проанализированы признаки мошеннических действий как одной, так и второй стороны. Так, российская фирма стремилась заплатить меньше договоренного, а прибалтийская — пыталась «вытащить» большие средства из «кармана» российского партнера и раньше, чем это было обосновано реалиями данного контракта. В конфронтацию оказались вовлечены компании, находящиеся в оффшорных зонах; в составе структуры поставщика обнаружились фирмы, известные своей мошеннической деятельностью на международном уровне. С последними представители детективного агентства провели дополнительную работу, чтобы исключить нетрадиционные способы ведения конкурентных войн.

В результате российское детективное агентство, раскрыв реальные намерения той и другой стороны, взяло ситуацию под контроль, и, выступая гарантом выполнения контракта, установило график поставок и оплат. Было заключено дополнительное соглашение о продлении договора и изменении ряда его пунктов. Поставка была осуществлена. Поскольку изначально прибалтийская сторона завысила цены, и это было установлено в процессе дополнительных переговоров и рассмотрения условий контракта, российская сторона уложилась в намеченные затраты; из этих же средств были оплачены услуги детективных агентств.

Редакция благодарит компанию ITi, тел.: 7777-200, за помощь в подготовке материала.